Энкаустика для начинающих

Энкаустика или как рисовать воском

Энкаустика как техника рисования появилась несколько столетий назад. Тогда художники и иконописцы пользовались восковой техникой росписи для создания ярких картин с эффектом объемного изображения.

Раньше техника энкаустики держалась в строгой тайне и передавалась художниками из поколения в поколение. Сейчас этот вид изобразительного искусства получил широкое распространение благодаря простоте исполнения, и пользуется популярностью среди начинающих художников.

Подготовка к работе

Энкаустика очень нравится начинающим художникам потому, что для этого вида прикладного искусства совсем не обязательно знать техники живописи!

Если у вас не получается создавать четкие картины пейзажей или натюрмортов, но вы хотите научиться рисовать, попробуйте писать абстрактные картины, отражающие ваше настроение в процессе творчества.

Материалы

Энкаустика предполагает наличие главного материала для работы над картиной — художественный воск, который специально насыщают цветовыми пигментами. Восковые бруски можно купить в специализированных магазинах художественных материалов.

Если у вас нет возможности купить или заказать воск, вы можете использовать восковые карандаши и мелки для рисования, которые продаются в любом магазине канцтоваров.

Среди вспомогательных предметов для энкаустики можно выделить следующие:

  • планшетки для рисования — листы плотного глянцевого картона;
  • полирующая тряпочка;
  • подкладка на стол — чтобы не пачкать пространство вокруг себя во время работы.

Несмотря на то что энкаустика предполагает эффект объемного изображения, после высыхания картину нужно легко отполировать при помощи тряпочки.

Подкладка обязательно должна быть больше рабочего места по площади, чтобы не запачкать тягучим воском все вокруг. Меняйте подкладку каждый раз, когда запачкаете ее.

Инструменты

Также вам понадобятся инструменты для рисования картины – в магазинах рукоделия можно приобрести специализированный утюжок для энкаустики. К сожалению, устройство стоит довольно дорого. Но вы можете его заменить обычным домашним утюгом.

Главное, чтобы у него были следующие характеристики: регулятор температуры, маленький размер — большим утюгом будет неудобно рисовать, подошва без отверстий.

В идеале у утюга должна быть съемная ручка, чтобы можно было установить его нагревательной плоскостью вверх, образовав таким образом площадь для плавления материалов. Запаситесь салфетками или туалетной бумагой, чтобы очищать подошву утюга каждый раз перед плавлением нового цвета.

Энкаустика может выполняться и феном — его используют с материалами маленьких объемов, вроде восковых карандашей. Главное, чтобы он, как и утюг, имел функцию изменения температуры.

Также профессиональная энкаустика предполагает наличие специального нагревательного стержня — каутерия — с помощью которого можно создавать сложные узоры и прорисовывать мелкие детали.

Каутерий продается в наборе с насадками различной формы и толщины для более комфортной работы.

Техники рисования

Энкаустика основывается на нескольких приемах и техниках, освоив которые, вы сможете создавать свои произведения искусства.

Если вы впервые пробуете себя в искусстве энкаустика, начните прорабатывать художественные приемы с помощью утюга. Тогда позже вам будет легче работать с каутерием.

Разглаживание

Энкаустика невозможна без этого приема, на основе которого сформировались все остальные. Переверните утюг нагревательной поверхностью вверх и расплавьте немного воска нужного вам цвета. Отрегулируйте температуру прибора так, чтобы воск хорошо плавился и слегка плыл, но не растекался.

Теперь переверните утюг подошвой вниз и медленно проведите цветным воском по бумаге, оставляя равномерную полоску цвета. Не давите на бумагу сильно, чтобы не прожечь ее.

Оттиск

Энкаустика в технике оттиска позволяет создавать на картине интересные прожилки.

Сразу после нанесения краски на картон приложите утюг к поверхности и сразу же аккуратно поднимите его, не ерзая из стороны в сторону.

Работа ребром

При помощи ребра утюга можно прорисовывать тонкие длинные линии. Энкаустика в этой технике часто используется для рисования травы и цветов.

Нанесите на картон воск в технике разглаживания. Теперь поднесите к краске утюг, поставленный ребром, как острие конька, и проведите линию. В зависимости от силы нажима можно создавать разные по толщине и длине линии.

Работа носом

Острый тонкий носик утюга поможет вам прорисовать мелкие детали в технике энкаустика.

Просто обмакните его в предварительно расплавленный воск и обозначьте рисунок на картоне.

Энкаустика: мастер-класс по рисованию

Этот мастер-класс сможет выполнить даже новичок, у которого нет специального цветного воска и маленького удобного утюжка. Вам понадобятся клей, белый лист плотной бумаги или картона, восковые карандаши всех цветов радуги, фен с возможностью регулирования температур.

Таким образом, энкаустика дарит вам возможность создать радужную картину для детской комнаты или классного кабинета в школе.

  • Подготовьте карандаши нужных вам цветов. Следите, чтобы все они были нужного размера. Подрежьте слишком длинные заготовки, если необходимо.
  • Смажьте верхний край листа клеем и приклейте карандаши, образуя своеобразный заборчик. Вам не нужно снимать этикетки с карандашей — они добавят картине красочности.
  • Подождите пару часов, пока клей высохнет. Теперь начинается энкаустика: настройте фен на максимальный температурный режим и начните прогревать кончики карандашей, направленные вниз.
Читайте также:
Как нарисовать картину утюгом и воском

  • Чтобы получить интересные узоры, поставьте лист вертикально, меняйте угол его наклона и поворачивайте из стороны в сторону.

  • Оставьте картину в горизонтальном положении до полного высыхания.

Теперь вы можете любоваться готовым произведением искусства! Чтобы создать более сложный интересный рисунок, ознакомьтесь со следующим видеоуроком.

Энкаустика может быть использована и для рисования поздравительной открытки к Дню рождения. А если у вас получилась большая картина, поместите ее в рамочку, оформленную в технике скрапбукинга, и повесьте на видном месте.

Энкаустика для начинающих


Содержание

  • Необходимое оборудование и материалы
  • Разновидности приемов в технике энкаустики
  • Пошаговые уроки

Энкаустика – в прямом смысле зажигательная техника рисования горячим воском, при которой вместо кисти используется утюг и паяльник. Выполненные подобным образом работы отличаются цветовой насыщенностью, контрастностью, выраженной текстурой и высокой стойкостью к воздействию влажности и света. Изображения можно создавать на холсте, бумаге, картоне, фанере, мраморе, доске и других материалах.

Первые упоминания о рисовании горячим воском встречаются в древнегреческих и древнеегипетских манускриптах. Водостойкость краски зарекомендовала технику наилучшим образом в росписи кораблей. Некоторые раннехристианские иконы также выполнены в технике энкаустики. Их легко узнать по сохранившимся сквозь века насыщенным цветам и плотности краски.

К самым известным старинным изображениям в этой технике относят “фаюмские портреты”. Это написанные тысячи лет назад и сохранившие по сей день яркость посмертные изображения в усыпальницах Египта. Сейчас они хранятся в московском музее им. А.С.Пушкина, Лувре и Британском музее.

Современные художники, посвятившие себя жанру энкаустики

1. Педро Куни-Браво – испанский живописец, работающий в США. Реставрирует фрески и создает детальные городские пейзажи и портреты.

2. Абстракционист Бетси Эби – создала большую часть своих гармоничных работ под влиянием классической музыки.

3. Тони Шерман – поклонник исторического и портретного жанра. Завоевал известность циклом картин на тему Французской революции.

4. Изучение древних методик порой оказывается опасным. Так советский художник-монументалист В. В. Хвостенко, исследуя древние составы красок, поплатился за знания собственной жизнью – отравился ртутью.

Необходимое оборудование и материалы

  • Восковые карандаши или мелки. Обратите внимание на их плотность. Карандаши с высокой плотностью хорошо растягиваются по поверхности и удобны для создания фоновых элементов – небо, поля, море или земля. Мягкие карандаши с низкой плотностью не растекаются по бумаге и подойдут для рисования небольших деталей переднего плана. Профессионалы вместо мелков используют для работы специализированный художественный воск.

  • Поверхность для работы. Материал для основы рисунка может быть любым, главное требование – устойчивость к температуре 100-110 градусов. Лучше всего на первых порах использовать мелованный картон.
  • Утюг. Подошва прибора должна быть гладкой, без отверстий для отпаривания. Удобнее всего пользоваться небольшим дорожным утюжком – он легкий и ваша рука не будет быстро уставать. Идеальный выбор – специальный утюг для энкаустики. Температуру нужно подбирать таким образом, чтобы мелки плавились, но не стекали с утюга. Обычно это режим “шерсть” или “шелк”.

  • Бумага для подложки. Подойдет старая газета, остатки обоев или ненужные черновики.
  • Бумажные или тканевые салфетки.
  • Каутерий – стилус для энкаустики – понадобится для прорисовки мелких деталей. Представляет собой электронагревательный прибор с различными насадками и возможностью тонкой регулировки температуры. Можете заменить паяльником, но следите, чтобы он не перегревался.

  • Строительный фен с регулировкой температуры. Используется для рисования на больших площадях.
  • Мастихин. Разогретым мастихином смешивают цвета на картине и убирают лишние фрагменты краски.

  • Толстые иглы или нож с тонким лезвием. Пригодится для процарапывания контуров и мелких деталей.

Здесь приведен полный набор инструментов, однако для знакомства с техникой будет достаточно первых пяти пунктов.

Разновидности приемов в технике энкаустики

Разглаживание. Переверните нагретый утюг рабочей поверхностью вверх, нанесите на него краски, а затем плавными гладящими движениями распределите их по картону. Можно совершать повороты – тогда насыщенность краски будет меняться и на изображении проступят слабо выраженные линии. Используется для фонов и крупных деталей.

Оттиск. Утюг с нанесенной на подошву краской коротким движением прикладывается к бумаге и тут же резко приподнимается. На картоне остается четкий контур с выраженными прожилками внутри.

Читайте также:
Рисуем цветы в технике энкаустика

Рисование ребром. Ребром утюга на рисунке создают прямые линии. Можно повернуть утюг под углом и проводить по уже имеющейся на картоне краске или предварительно нанести небольшое количество воска на ребро утюга. Во втором случае цвет линии будет более насыщенный.

Работа кончиком утюга. Краска наносится на кончик, инструмент держится так, чтобы к картону прикоснулось только острие утюга. Можно ставить точки, галочки или проводить короткие волнистые линии. Этот прием поможет в рисовании мелких деталей, например, цветов и птиц.

Пошаговые уроки

Пейзаж с помощью приема разглаживания.

  • восковые мелки,
  • утюг,
  • лист картона,
  • газета либо ткань для подложки,
  • салфетки для очищения утюга.

1. Поверните утюг подошвой вверх и определите оптимальную температуру для вашего типа мелков. Начинайте с 80 градусов и постепенно увеличивайте, пока мелок не начнет плавиться.

2. Очистите рабочую поверхность утюга с помощью салфетки. Нанесите первые цвета для картины. В данном примере для изображения неба возьмите голубой, белый и бежевый мелки.

3. Поверните утюг в рабочее положение, поставьте его на лист справа и плавным движением проведите по верхней половине рисунка до левого края. Поднимите утюг и оцените результат. Если нужны более насыщенные цвета, можно повторить процесс один или два раза.

4. Очистите подошву утюга с помощью салфетки. Нанесите цвета для изображения холмов – зеленый, кирпичный и капельку черного. Прогладьте нижнюю половину листа, двигаясь по небольшой дуге. Повторите процесс несколько раз, все время смещаясь к нижней части листа – у вас получится несколько холмов. Можно совершать волнообразные движения.

5. Подождите пока воск на картине застынет и протрите ее мягкой тряпочкой для придания блеска.

Космическая абстракция с использованием приемов разглаживания, оттиска и рисования кончиком утюга

  • восковые мелки,
  • утюг,
  • лист картона формата А5
  • газета либо ткань для подложки,
  • салфетки для очищения утюга.

1. Выберите несколько сочетаемых цветов. В данном случае это будут алый, желтый и синий. Разогрейте утюг, поставив регулятор в положение “Шелк”. Нанесите краски на поверхность утюга широкими параллельными полосами. Не стоит использовать одновременно более трех цветов – они могут излишне перемешаться.

2. Опустите утюг на картон и прогладьте лист параллельно длинным краям. Повторите один-два раза, добиваясь желаемой яркости.

3. Прикладывайте утюг к картону и резко поднимайте его вверх. Сместите рабочую поверхность немного в сторону и повторите еще несколько раз.

4. Попробуйте отрывать утюг не вертикально вверх, а с небольшим смазанным движением вперед или в сторону – цвета начнут смешиваться. Будьте осторожны – при круговых вращениях цвета могут перемешаться слишком сильно, это испортит работу.

5. Повторите действия из предыдущего пункта, используя только часть подошвы утюга для более мелких разводов.

6. Попробуйте сделать кончиком утюга полосы и точки – могут получиться оригинальные абстракции.

7. По окончании рисования дождитесь пока воск на картине высохнет и отполируйте его тряпочкой.

В современной энкаустике нет строгих правил и рамок, это искусство рассчитано на фантазию художника. Не бойтесь экспериментировать и, возможно, вы создадите собственное новое направление в этой древней технике.

Энкаустика – что это в живописи? Техники и мастер-классы по рисованию для начинающих

В современном мире периодически появляются новые виды искусства, в которых любой желающий может раскрыть свой творческий потенциал. Но бывает и такое, что ставшие популярными в наши дни направления в творчестве имеют многовековую историю и переживают свое второе рождение. Ярким примером можно считать энкаустику, речь о которой и пойдет в этой статье.

Энкаустика — история происхождения техники рисования картин и икон

Энкаустика — техника живописи и иконописи, в которой связующим веществом красок является воск. Художник рисует восковыми красками или цветными карандашами в расплавленном виде. Само название происходит от греческого enkaustikos — «выжигание».


Первые изображения, выполненные в технике рисования с использованием воска, появились в Египте примерно за три тысячи лет до нашей эры. По сообщениям исследователей, найденные во время раскопок в Фаюмском оазисе египетские росписи отлично сохранились. Самым ярким примером считается образ Христа Пантократора, который в нынешнее время находится в синайском монастыре. Из этого вытекает вполне логичный вывод, что использование красок, в состав которых входил воск, было вызвано практическими соображениями — таким образом художники стремились увековечить собственные произведения, используя максимально прочные материалы, способные сохранить свои свойства на протяжении длительного времени.
Энкаустика довольно быстро получила широкое распространение и стала одной из наиболее популярных техник не только среди египетских, но также греческих и римских художников. Об этом свидетельствуют найденные во время раскопок картины, которые превосходно сохранили свою красоту и яркость.
Еще одна причина появления и популярности энкаустики – возможность достигать исключительной реальности изображения. До наших дней дошли рассказы древних авторов о том, как:

  • птицы пытались клевать виноград на выполненной в технике энкаустики картине знаменитого Зевксиса;
  • лошади, увидев на картине известного живописца Апеллеса своих сородичей, были взбудоражены.
Читайте также:
Камыш на берегу озера: энкаустика пошагово с фото

Энкаустическая живопись современности — в творениях немецких и русских художников

Энкаустика до сих пор остается популярной среди художников. Основная причина — техническое совершенство изображений, уникальная возможность выдавать художественный образ, вымысел, фантазию за действительность. Однако со времени изобретения техника претерпела некоторые изменения. Речь идет непосредственно об использовании материала для нанесения рисунка.
В древние времена, согласно проведенным химическим анализам дошедших до нас произведений искусства, преимущественно портретов, использовались краски, связующее вещество которых состояло из смолы и воска, иногда – с добавлением масла. В наше время наиболее распространена краска, изобретенная русским живописцем и художником-реставратором Евгением Кудрявцевым. Она является жирной и тягучей, поскольку сделана исключительно на воске. Краска наносится на полотно электрическим пером, с которого медленно стекает.


Широко распространен и воск для энкаустической окраски, способ получения которого изобрел и запатентовал немецкий художник, абстрактный экспрессионист Фриц Файсс. Отличительные особенности придуманного Файссом материала для рисования: твердость как у пунического воска, упомянутого в древнегреческих писаниях, и высокая температура плавления — 100°C. Наличие этих свойств объясняется кипячением пчелиного воска в растворе морской воды и соды три раза подряд.
Наиболее яркими представителями современного изобразительного искусства, работающими преимущественно в энкаустике, считаются:

  • Эстер Геллер — художница-абстракционистка из Америки, которая не только использовала энкаустику в своей живописи, но и долгие годы делилась своими знаниями со слушателями на лекциях в разных уголках Земли;
  • Ганс Шмидт — немецкий художник и ученый, автор книги об античной энкаустике;
  • Тони Шерман — художник портретного и исторического жанров из Канады, который прославился благодаря циклу картин времен Наполеона и Французской революции;
  • Бэтси Эби — художница абстрактной живописи из Америки, которая создает свои шедевры с помощью пигментированного воска.
  • Педро Куни-Браво — американский художник родом из Испании, который пишет картины и восстанавливает древних фресок.


Не стоит полагать, что энкаустика пользуется популярностью исключительно у профессиональных мастеров художественного творчества с мировым именем. На самом деле техника рисования восковыми красками достаточно проста и доступна каждому начинающему художнику, который хочет проявить свой творческий потенциал.

Самостоятельное освоение энкаустики для взрослых и детей

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы приступить к делу, понадобятся:

  • художественный воск, насыщенный разнообразными цветными пигментами;
  • листы плотной бумаги или картона;
  • клей;
  • полирующая тряпочка;
  • подкладка на стол, предотвращающая загрязнение окружающего пространства;
  • специальный утюжок для энкаустики;
  • каутерий — специальный инструмент с нагревательными насадками для создания сложных узоров, прорисовывания мелких деталей.

Некоторые профессиональные художники используют столы с подогревом и вакуумом, паяльники, газовые горелки и печи.


Стоит отметить, что специализированный утюжок для энкаустики — удовольствие не из дешевых. Поэтому начинающим осваивать технологию рисования воском не рекомендуется тратить деньги на его приобретение. На первых порах его вполне можно заменить обычным бытовым утюгом либо феном. Главное условие — наличие регулятора температурного режима. Профессиональный утюг для энкаустики имеет смысл приобретать лишь при твердой уверенности, что рисование — не мимолетное увлечение, а занятие на длительное время, которое даже может в будущем стать источником дохода. Подробнее о способах заработка на своем творчестве можно прочитать в статье «Как заработать на рукоделии».

Важно! Поскольку энкаустика предполагает работу с утюгом, то при освоении техники рисования детьми желательно присутствие рядом взрослых.

Разновидности техник

Существует несколько вариантов написания энкаустических картин и икон. Каждый начинающий художник вправе сам решать — выбрать один из приемов либо использовать одновременно несколько.

  1. Разглаживание. Эта технология является основной. Суть заключается в расплавлении воска на перевернутой вверх нагревательной поверхности утюга. После того, как воск приобрел жидкую консистенцию, утюг следует аккуратно перевернуть и провести подошвой по полотну будущей картины. Начинающему мастеру важно знать, что делать это следует аккуратно, без применения особой силы — в противном случае можно прожечь бумагу или картон.
  2. Оттиск. Эта техника предназначена для создания интересных узоров, напоминающих прожилки опавшего осенью листочка. На полотно наносится воск, после чего прикладывается нагретый утюг на 1-2 секунды. Начинающему художнику следует помнить, что поднимать утюг необходимо строго перпендикулярно картине — в противном случае вместо прожилок с четкими очертаниями может получится размазанное изображение.
  3. Работа ребром. Прием поможет начинающему мастеру освоить прорисовывание тончайших линий необходимой длины. Это могут быть, например, трава или стебли растений. Основополагающий принцип — поверх изображения, нанесенного на плотную бумагу или картон посредством разглаживания воска, ребром утюга проводятся линии. Регулировать их толщину можно благодаря силе нажатия.
  4. Работа носом. Естественно, речь идет о носе утюга, а не самого начинающего художника. Прием позволяет прорисовывать мелкие элементы. Алгоритм действий следующий: обмакиваем носик утюга в расплавленный воск — прорисовываем детали на картине.
Читайте также:
Как горячим воском нарисовать березки

Важно! Чтобы понять принцип каждой техники, отточить мастерство, начинающему художнику рекомендуется основательно потренироваться — не приступать сразу к написанию картины, а проработать отдельные ее элементы.

Пошаговый мастер-класс и видео-урок для начинающих

Конечно, вариантов написания картины или иконы энкаустикой достаточно много. Однако начинающему желательно попробовать свои силы, используя самый простой из них по технике рисования и материалам. Предлагаем пошаговый мастер-класс.

  1. Готовим материалы и инструменты. Начинающему художнику понадобятся восковые мелки, клей, фен, плотная бумага или картон.
  2. Раскладываем на столе лист бумаги.
  3. Из восковых мелков выкладываем своего рода забор таким образом, чтобы их носики смотрели вниз.
  4. Приклеиваем мелки на бумагу или картон, не снимая с них этикетки.
  5. Ждем, пока клей высохнет.
  6. Включаем фен на полную мощность.
  7. Направляем струю горячего воздуха на носики мелков.
  8. Медленно переворачиваем полотно по мере плавления воска, создавая разноплановые узоры.
  9. Заполняем расплавленным воском всю поверхность полотна.
  10. Оставляем картину до полного высыхания.

При желании, когда бумага или картон полностью покроются расплавленным воском, можно начертить линии в технике «работа ребром» или же добавить узор приемом «оттиск». И только после этого отправить картину на просушку.
Для более наглядного ознакомления с энкаустикой можно посмотреть видео-урок.

Продажа работ

Достигнув определенных успехов в освоении энкаустики, можно писать картины не только для души, но в качестве источника дохода. Оригинальные и интересные картины, выполненные с помощью расплавленного воска, пользуются особой популярностью среди ценителей прекрасного.


Самый эффективный канал для продажи творческих работ — интернет. Популярность социальных сетей дает уникальную возможность рекламировать и продавать свои картины. При этом важное значение имеет большое количество подписчиков. Если нет особого желания или времени заниматься раскруткой своего аккаунта, то опытные мастера советуют зарегистрироваться на платформе Меценат. Здесь можно не только демонстрировать и продавать свои картины, но также общаться с аудиторией, получать донаты от поклонников, найти единомышленников.
Другой вариант – продажи оффлайн. К ним относятся:

  • ярмарки;
  • мастер-классы;
  • сотрудничество со специализирующимися на предметах искусства и рукоделия магазинами;
  • собственный торговый павильон.

Более подробно о продаже своих изделий – в статье «Куда можно продать изделия ручной работы».
Начинающему художнику, который решил писать картины энкаустикой, важно знать — несмотря на простоту техники рисования, она требует отработки. Не стоит надеяться, что первая же работа станет произведением искусства, однако достичь мастерства в этом деле не так сложно, как может показаться.

Энкаустика – рисуем за 1 час!

ЭНКАУСТИКА (греч. egkaustike от egkausis – “выжигание”) – техника росписи восковыми красками горячим способом. Использовалась в античности с V в. до н. э. Древнегреческие художники писали по деревянным доскам (см. пинака; “Пёстрая стоя”), терракотовым плитам, по мрамору, слоновой кости, а также, в настенных росписях, по штукатурке. При этом связующим веществом обычных минеральных красителей был воск. Чистый пчелиный воск долго варили в морской воде и таким образом отбеливали. Затем в полученную пластичную и горячую массу добавляли смолу и мелко растертые пигменты. Такую пасту накладывали на основу с помощью разогретых инструментов. Специалисты считают, что в античности использовали три основных способа работы в этой технике.

Первый способ заключался в том, что красочную пасту накладывали на основу каутерием (греч. kauterion – “прожигатель”) – металлическим стержнем, на одной стороне которого была ложечка для набирания краски, а на другой – лопаточка для заглаживания красочного слоя (предполагают, что этот инструмент появился только в IV в. до н. э.).


Второй
способ заключался в том, что на основе прочерчивали контуры кестром (греч. kentron, лат. cestrus) – иглой или острием наподобие штихеля. Углубленный контур препятствовал растеканию краски, что особенно важно при работе на вертикальной поверхности. Далее роспись осуществляли, вероятно, кистью.

Читайте также:
Объемная картина из восковых карандашей: энкаустика пошагово с фото

Третий способ заключался в свободном письме кистью. Согласно Плинию, последний способ использовали для росписи кораблей. Предполагают также, что техника росписи с помощью кестра, как более графичная, – самая древняя, затем она была усовершенствована с помощью каутерия, а свободная и более живописная работа кистью преобладала в позднее время. После наложения красок на основу картина выглядела мозаичной (без тональных переходов).

Поэтому вторая стадия работы заключалась в том, что разогретыми в печи каутериями краски разглаживали и, одновременно, перемешивали по границам цветовых пятен, создавая плавные переходы одного тона в другой. По завершении работы краски “прижигали”, пододвигая вплотную к картине (стене) жаровню с горячими углями. Таким способом писали картины знаменитые живописцы V-IV вв. до н. э.


Современная энкаустика
начала развиваться в Европе в прошлом веке. Благодаря научному прогрессу изобретено множество приспособлений, облегчающих техническую сторону работы с восковыми красками. Современные мастера данной техники живописи используют металлические столы с подогревом и вакуумом, паяльники, газовые горелки и печи. Некоторые мастера предпочитают самостоятельно делать краски на основе воска, добавляя смолу и сухие пигменты.

Мастер-класс по энкаустике – инструкция.
Мы будем использовать готовые материалы для удобства и быстроты исполнения графических работ. Итак, начнем.
1. Для начала организуем рабочее место – застелим стол газетами или ненужной бумагой формата А3.
2. Подготовим утюг, желательно без отпаривателя, а еще лучше легкий дорожный утюг со съемной плоской ручкой. Нагреваем утюг на минимальной отметке 1.
3. Возьмем лист белого мелованного картона формат А4, набор масляной пастели или восковые мелки для детского творчества (продаются в канцелярских товарах), мастихин, свечу хозяйственную толстую, бумажные салфетки (для очистки утюга).

4. Алгоритм действий:
На разогретый утюг наносим быстрым движением воск (одной рукой держим рабочую плоскость утюга паралельно полу и второй рукой проводим свечкой по ютугу равномерно “смачивая” поверхность) – воск выступает в качестве расстворителя мелков, чем больше воска – тем прозрачнее светлее будет рисунок. Затем наносим штрихами цвета какие вам больше нравятся. Для удобства можно заранее поделить мелки на две категории “теплые” (желтые, красные, оранжевые, коричневые) и “холодные” (голубые, синие, фиолетовые, зеленые).

Проводим утюгом по картону слева направо или справа налево, как вам будет удобнее. Фон вы можете сделать утюгом одним из способов: провести одним движением из стороны в сторону, сделать волну, круг, “восьмерку” и т.д.

5. Последние штрихи. Смотрим что получилось, если сюжет читается хорошо – по возможности добавляем яркие контрастные элементы для усиления эффекта. Для рисования можно использовать носик и грани утюга, мастихин, шило. Чтобы нарисовать деревья, камыш, птиц – используем утюг, наносим более темный тон на грань утюга и прикладываем легким быстрым движением тонкими штрихами, рисуя ветки деревьев или траву и цветы. Для более тонких и четких контуров лучше использовать узкий мастихин – для работы нужно нагреть мастихин на утюге или над огнем и быстрыми движениями прорисовывать контуры, например, в портретах. Третий способ – по остывшей работе рисуем шилом тонкой штриховкой как твердым карандашем выбирая лишний воск до цвета бумаги (см. первую иллюстрацию с портретом).

Удачи и вдохновения всем первооткрывателям и творческим личностям! С Любовью, Анаис :-))

Такие работы могут получиться и у вас. Дерзайте!

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Энкаустика»

Левина Татьяна
Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Энкаустика»

1.Теоретическая часть с презентацией:

Любой человек по своей сути – творец. Но его творческие возможности, как правило, находятся в скрытом состоянии и не всегда реализуются полностью. Создав условия, побуждающие к занятиям искусством, можно раскрыть его дремлющие творческие способности.

Каждая из нас практически каждый день держит в руках утюг. Но мало кто знает, что им можно не только разглаживать складки на одежде, но и рисовать потрясающие картины.

И сегодня мы поговорим о нетрадиционной технике рисования Энкаустика.

Энкаустика – древнейшее «писание на воске и воском».

Этот вид художественного творчества, как утверждают ученые, был известен очень давно. Восковые картины создавали древние греки, римляне, египтяне. Техника энкаустика была использована в ранней иконописи. Самым ярким примером считается образ Христа Пантократора (6 век, находящийся в Синайском монастыре. Картины эти можно увидеть во многих мировых художественных музеях.

Выполнены картины цветным воском по дереву. Сюжеты поражают своей вычурностью и великолепием. Древние художники свято хранили секреты смешивания воска и красок. Сами понимаете, что процесс изготовления цветного воска в древности был длительным и сложным, использовались натуральные компоненты, поэтому картины и дожили до наших дней.

Читайте также:
Как рисовать утюгом

Далее искусство постепенно пришло в упадок.

Энкаустика стала «стилизованной», но не утратила своего свойства «целительного искусства».

Энкаустика — это красивый и достаточно простой вид творчества, но с помощью этой удивительной техники можно проявить себя и свои творческие способности. Для энкаустики не столь важно умение рисовать, а более приоритетным является чувство меры и цвета, фантазия и настроение. Энкаустика – занятие настолько увлекательное и захватывающее, что к нему очень быстро и надолго привыкаешь. Оно под силу каждому, картины, можно создать за считанные минуты.

В технике энкаустика впечатляющими получаются – например, картины живой природы, подводного мира.

Настоящая энкаустика – это процесс, в котором восковая краска прижигается к деревянной, холщевой или наштукатуренной основе. Время движется вперед, и современные мастера этого искусства используют утюг или нагревательную панель (нечто вроде электрической плиты). В отличие от древних художников, хранивших свои тайны, у меня от вас нет никаких секретов.

Для работы в технике энкаустика понадобится: утюг старого образца (с цельной нагревающейся подошвой, без отверстий для пара, листы глянцевой бумаги или картон, восковые мелки, бумажные полотенца, защитное покрытие для стола. Включаем утюг на минимальную мощность и наносим на подошву восковые мелки. Можно сразу нескольких цветов, если они смешиваются, рисунок получается интереснее и ярче. Затем то, что получилось на утюге, переносится на картон. Можно использовать только фон для создания картины.

В данном случае мы можем соединить две техники: энкаустика (фон) и граттаж (процарапывание изображения).

Можно использовать фон для пластилинографии, аппликации. Дети могут выбрать картон с любым фоном.

Так же мы можем соединить технику энкаустика с пуантилизмом – точечное рисование: нагреваем кончик воскового карандаша над свечой и переносим каплю цветного воска на лист. Так можем нарисоватьцелую картину или изобразить мелкие детали: цветы, листочки и т. д.

Как и в каждой технике, в энкаустикесуществуют основные приемы работы: разглаживание, оттиск, рисование ребром утюга, рисование носиком, рисование подошвой вверх

Предлагаю Вам ознакомиться с этими приемами рисования поподробнее на тему «Зимний пейзаж».

Первый приём-это разглаживание.

Наносим на подошву утюга определённого цвета восковой мелок (голубой, белый, серый, синий). Проглаживаем картон с одного края до другого не останавливаясь. Нарисовали небо. Вытираем остатки мелков с подошвы утюга бумажными салфетками. Снова наносим восковые мелки на подошву утюга. Проглаживаем нижнюю часть картона. Нарисовали снежный покров, получился основной фон работы.

Второй приём рисования – оттиск.

Утюг прикладываем на лист с готовым фоном, а потом резко приподнимаем. Получились прожилки.А можно выполнить и другим образом: на кончике утюга расплавляем восковой мелок нужного цвета (возьмем коричневый). Затем утюг прикладываем к работе и резко поднимаем – получается кустик.

Третий приём – работа ребром утюга.

Утюг ставим ребром на работу с готовым фоном и ведём вверх. Так получаются белые линии (трава, кусты, водоросли в водоеме). Можно провести коричневым, серым либо черным карандашом по ребру утюга, затем изобразить деревья.

Четвёртый приём – рисование носиком утюга

С помощью этого приёма можно прорисовать мелкие детали (ветки, сухую траву, птиц). На носик утюга восковым мелком ставим точку и переносим на рисунок. Из точки рисуем галочку – птица. Так же носиком утюга мы нарисуем ели. Возьмем зеленый карандаш и сверху вниз … прорисовываем ель.

Пятый приём – рисование подошвой утюга вверх.

Ставим утюг в подставку, сверху на утюг кладём работу, когда картон нагреется можно рисовать детали восковыми мелками. Это может быть снег, дорисовка деталей деревьев, рисование людей и т. д.

Эти простые приемы рисования доступны для выполнения и ребенку и взрослому. Конечно, рисовать со всей группой в детском саду – сложно, только в индивидуальной работе с детьми. Эта технология помогает развить творческое мышление, фантазию. Она заставляет додумывать рисунок, дополнять какими либо деталями. Предлагаю вам попробовать эту технику изображения, и я уверена, у вас все получится.

2 Практическая часть:

Приглашаю выполнить работу в смешенной технике ЭНКАУСТИКА И ГРАТТАЖ.

Предлагаю Вам лист с готовым фоном. Возьмите заострённый предмет (деревянная палочка для маникюра) и начинайте наносить запланированный рисунок. Рисовать можно полосы, различные линии или штрихи. То, что Вам хочется.

Так же предлагаю желающим попробовать свои творческие способности в смешенной техники: энкаустика и пуантилизм.

Читайте также:
Энкаустика. Как выбрать восковые карандаши

ЭНКАУСТИКА И ПУАНТИЛИЗМ – передача цвета не смешиванием красок, а расположением рядом точек базовых красок. Для работы понадобятся восковые карандаши, лист бумаги и огонь, в нашем случае – свеча. В случае с детьми безопаснее использовать свечу и рисовать под присмотром взрослых.

Перед Вами лежат незаконченные картины. Вам нужно будет их дорисовать. Зажгите свечу и приступим. Нужно держать восковой мелок над свечой до образования капли, затем аккуратно и быстро перенести его на нужное место картины, положив каплю на плоскость листа.

За рабочие столы для рисования в технике энкаустика приглашаю… Вспомним приемы работы…. Рисование зимнего пейзажа.

На этом наш мастер – класс окончен. Надеюсь, что мой мастер-класс вдохновит Вас на новые идеи.

Мастер-класс для детей младшего дошкольного возраста. «Солнышко» в нетрадиционной технике рисования «монотипия» Представляю Вашему вниманию детский мастер – класс для детей младшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике рисования “Монотипия”.

Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Снегирь на ветке рябины» для детей 6–7 лет Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». (Для детей 6-7 лет.) Доброго времени суток,.

Мастер-класс для педагогов и родителей по нетрадиционной технике рисования — кляксографии «Веточка сакуры» Хочу с вами поделить опытом работы по нетрадиционной технике рисования кляксография. Маленькие дети любят оставлять на бумаге кляксы.

Мастер-класс для педагогов и родителей в нетрадиционной технике рисования мыльными пузырями Что такое мыльные пузыри, знают абсолютно все. Многие малыши с огромным удовольствием готовят своими руками мыльные растворы и придумывают.

Мастер-класс «Коллективная работа в нетрадиционной технике рисования «Курочка с цыплятами» Мастер – класс. Коллективная работа по нетрадиционной технике рисования «Курочка с цыплятами”. Дорогие коллеги предлогаю вам оценить коллективную.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «граттаж» Граттаж – рисунок гравюра, изображение выцарапывается на специально подготовленном листе острой деревянной палочкой. Сегодня я расскажу.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования на воде «Цветок» Цель:Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования «Эбру», повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Дождь» Темой по самообразованию в этом году я выбрала «Нетрадиционные техники рисования», которые часто применяю в работе с детьми. На занятиях.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Волшебная соль» Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Волшебная соль» Цель: Познакомить с нетрадиционным способом рисования, развивать чувство.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Волшебница соль» Нетрадиционные техники рисования сейчас очень популярны. И я хочу вам сегодня рассказать о технике рисования солью. Со своими детьми второй.

Энкаустика – техника рисования картин воском

Энкаустика — набирающее популярность женское увлечение. Его нельзя назвать новым, но для многих это слово пока незнакомо. Что же такое энкаустика, как и для чего ее осваивать?

В чем заключается техника рисования

На первый взгляд, нарисовать картину с помощью утюга может показаться странной и не выполнимой задачей. Однако, на самом деле все гораздо проще и не сложнее обычного рисования.

Утюг в технике рисования картин энкаустика выполняет роль кисти. Конечно, для современной техники энкаустики уже изобрели специальный профессиональный утюжок, но он довольно таки дорого стоит, и достать его не так-то просто.

Для работы необходимо нагреть утюг до температуры плавления воска. Определить это несложно, достаточно взять карандаш и дотронуться им до подошвы. Мелок должен плавно растекаться по горячей поверхности. Не стоит допускать «закипания воска».

Как только температурный режим будет выставлен, можно смело браться за создание шедевра. На разогретой подошве утюга расплавляется воск нужного цвета и легкими движениями наносится на глянцевый картон.

Освоить секреты энкаустики довольно просто, совсем не обязательно быть художником, а прелесть этого занятия заключается в том, что творить можно как в одиночку, так и вместе со своим ребенком. Причем возраст особого значения не имеет. Так, например, если малышу от 2 да 4 лет, то он может искать и подавать карандаш нужного цвета.

Таким образом, мама спокойно будет рисовать, а ее кроха – изучать цвета и оттенки. Если же ребенок уже постарше, то его смело можно подключать непосредственно к процессу, предварительно объяснив все правила безопасности (все-таки утюг горячий).

Если намечается вечеринка или к вам неожиданно пришли гости, то рисование утюгом может стать отличным развлечением. Каждый участник сможет выразить свои фантазии на листе картона, а положительные эмоции, которые непременно возникнут в процессе, будут создавать атмосферу радости и легкости.

Читайте также:
Как горячим воском нарисовать березки

Привлекательность энкаустики

Техника рисования энкаустика имеет множество положительных моментов. В первую очередь это отличный способ успокоения, своего рода антидепрессант. Женщины и девушки, которые пребывают в декретном отпуске или имеют много свободного времени, часто начинают хандрить от однообразия и рутинной работы по дому. Рисование поможет отвлечься и все свои переживания оставить на картоне.

Второй положительной стороной этого замечательного увлечения является доступность материалов. На приобретение глянцевого картона и восковых карандашей не нужно тратить большие средства, а купить их можно в ближайшем магазине канцелярских товаров.

Специальный утюг покупать не нужно, вполне сгодится техника старого образца советского производства. Да, самый обычный утюг с гладкой подошвой. Такой инструмент наверняка имеется в закромах у каждой хозяюшки. Если же такого нет, то можно приобрести маленький утюг дорожного типа. Здесь принципиально важно, чтобы подошва была гладкой, то есть без функции отпаривания.

Третье преимущество энкаустики – чистота и порядок. Всем известно сколько сил тратит женщина на уборку и поддержание порядка в своем доме, поэтому рисование горячим воском картин в технике энкаустика идеальное занятие для досуга. После него не нужно оттирать краску со стен и пола, не нужно бежать в ванну и отмывать руки.

Воск не разбрызгивается по сторонам, не портит маникюр, и даже если капелька попадёт на поверхность стола, она быстро остынет, перейдет в твердое состояние, и ее можно с легкостью убрать, как соринку.

И еще один плюсик увлекательному хобби. На создание шедевра не нужно тратить много времени. На одну картину потребуется всего от 10 до 30 минут.

Кроме того, свое увлечение можно превратить в дополнительный источник дохода, так сказать, совместить приятное с полезным. Почему бы и нет? Но если вы сомневаетесь в качестве своих произведений, устройте мини выставку для близких и знакомых. Дайте им возможность оценить ваше творение, прислушайтесь к их критическим замечаниям, исправьте недочеты и вперед, создавать свой маленький бизнес.

pro-vosk.ru

Сайт о восках и их свойствах

Живопись воском энкаустика

от katechka

Энкаустика — живопись воском, уникальная техника, позволяющая создавать невероятной красоты картины. Живопись воском была популярна еще с античных времен, и пришла к нам из древних цивилизаций. Живопись воском в современном мире осуществляется помощью самых разных техник, в ней могут применяться как самодельные восковые краски, так и покупные, или даже восковые мелки. Сегодня мы поговорим об удивительном искусстве энкаустики — живописи воском. Читайте следующую статью на страницах журнала pro-vosk.ru.

Энкаустика живопись воском

Слово энкáустика – древнегреческое, и означает «искусство выжигания». Энкаустика – техника живописи, известная более чем два с половиной тысячелетия: это рисование расплавленным воском. Искусство энкаустики было известно еще в Древнем Риме. Энкаустика – это рисование окрашенным пчелиным воском. Потрясающие картины с необычными эффектами создают художники в этой технике.

В Древнем Египте восковая живопись применялась для окраски стен и фасадов, а в Древней Греции горячими восковыми красками расписывали корабли. Многие ранние иконы сделаны именно в технике энкаустики. Иконописцы хранили тайны мастерства рисования воском. Позже рисунки воском дополнила и частично вытеснила восковая темпера, более яркая и богатая оттенками.

Так как каждая из техник живописи, имевшая в истории дли­тельное применение на практике, достигала совершенства не сразу, а постепенно, то и восковая живопись в различные эпо­хи имела, конечно, различные степени совершенства. Она пе­режила все стадии развития: начало, полный расцвет и, нако­нец, упадок. Несомненно, что энкаустика времен Плиния мало похожа была на восковую живопись VI—VIII веков н. э. Кроме того, техника восковой живописи изменяла свой вид в зависимости от того, для каких целей она служила: для жи­вописи ли портретов, стенных росписей или украшения кораб­лей, или окраски стен.

Много труда и времени потребовалось для того, чтобы по­нять древнюю восковую технику живописи. Целый ряд иссле­дователей этого вопроса, изучая сохранившиеся краткие све­дения о ней, оставленные нам ее современниками, приходили к ошибочным выводам и заключениям. Затрудняло понима­ние техники также малое число сохранившихся образцов древ­ней восковой живописи и недостаточное исследование с хими­ческой точки зрения сохранившихся произведений греческой живописи и ее остатков. Лишь в наше время художникам и технологам удалось близко подойти к разрешению этого во­проса, вот почему старинная техника восковой живописи в настоящее время не кажется уже такой загадочной, как это было еще недавно. Имеются уже и художники, которые начи­нают писать с воском по системе греческих мастеров.

Читайте также:
Энкаустика. Картина в рамочке.

История восковой живописи

Шмидт потратил много времени на разработку восковой живописи и в настоящее время свободно расписывает внутрен­ние и наружные стены зданий восковыми красками с приме­нением огня. По отзывам специалистов, технологов и художни­ков, его достижения в области энкаустики вполне убедительны.

В своей книге Г. Шмидт дает возможность понять сущность своего метода живописи, но не описывает деталей ее и не дает рецептуры приготовления красочного материала и пр., так как все это у него запатентовано. На основании своих опытов с воском и наблюдений он убедился в том, что важнейшим и основным способом античной энкаустики является восковая живопись, обрабатываемая огнем, откуда явилось и ее назва­ние «энкаустика» 140 , с чем нельзя не согласиться.

Остатки слоя восковой окраски, взятые с римской колон­ны Траяна, тверды и имеют стекловидность в изломе, свой­ственную смолам, но не воску. Такова же окраска греческих храмов Парфенона и Тезея в Афинах. Воск, применявшийся в лучших видах энкаустики, был тверд и плавился при 100°, но и он не мог дать красочного слоя, блестящего в изломе, если к нему не примешивалась смола. По Плинию, связующее ве­щество энкаустики и восковой живописи вообще состояло из «cera cum pice», т. е. из воска и смолистого бальзама, добыва­ние и применение которых в древности было известно. Об одном из них Плиний говорит так: «Жидкая смола получается в Европе из соснового дерева варкой и служит защитной про­мазкой для кораблей и других целей». По свидетельству того же писателя, названные бальзамы были различных качеств, причем то нормальной густоты, то текучи, как вода. Античное время, как видим, было знакомо уже отчасти со скипидаром, притом древесного происхождения.

Ошибочно было бы думать, что античные живописцы не знали, что воск имеет способность растворяться в эфирных маслах, добываемых из хвойных деревьев, и не использовали его в этом виде в смешении с красками. Несомненно, что связующее вещество одного из видов восковых красок, приме­нявшихся в древности, составлялось из воска и бальзамов, со­стоявших из смолы и большего или меньшего количества ски­пидара, причем в зависимости от количественного содержания в красках последнего они применялись то в холодном виде, то при содействии огня.

Восковая живопись с применением огня, т. е. настоящая энкаустика, более прочна, нежели живопись, исполненная хо­лодными красками, так как под действием огня получается лучшее прилипание красок к поверхности материала, на кото­рый они наносятся. Кроме того, слой красок, плавленых огнем, имеет большую плотность, нежели слой, нанесенный без этой обработки. Плотность красочного слоя будет тем меньше, чем больше введено было в него скипидара.

В отличие от масляной живописи, в которой при составле­нии красок придерживаются правила — брать как можно больше краски и как можно меньше масла, в энкаустике поступают совершенно наоборот, т. е. количество связующего вещества здесь преобладает значительно над количеством сухой краски.

Современная техника энкаустики

Современная техника энкаустики – это рисунки не просто воском, это рисование восковыми мелками с помощью привычных бытовых приборов: утюга и паяльника. Эти незамысловатые инструменты иногда дополняют аппаратом для выжигания, а еще лучше – каутерием – это прибор, похожий на паяльник, но с меньшим нагревом и с различными по форме насадками, специально предназначенный для энкаустики.

Сегодня рисунки воском – декоративное искусство, полюбившееся многим художникам. Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Рисовать не красками, а горячим воском – это и есть энкаустика, удивительная техника. Для творчества нужен лишь утюг, восковые мелки и картон.

Такая техника энкаустики состоит в нанесении на горячую поверхность утюга восковых мелков разных цветов, которые потом переносятся на картон гладящими или прикладывающими движениями. Очень многое зависит от фантазии художника, умения сочетать цвета, интуиции и мастерства! Кончиком утюга рисуют мелкие детали.

Способы рисования могут быть разными. например: воск растапливают на специальной плитке. В процессе работы поддерживают его в растопленном виде и рисуют, как обычными красками. Или, например: бумагу, холст или другую основу для изображения кладут на специальный стол с подогревом. Инструментами для создания спец. эффектов могут быть шпатели, жесткие кисточки, валики и т.п.

Что нужно, чтобы рисовать воском

Можно ли сегодня рисовать при помощи восковой живописи? Конечно, можно! Вот только для этого нужно приобрести всё необходимое оборудование, а самое главное – воск. В прошлые времена изготавливались и продавались специальные палитры для рисования горячим воском. Сегодня их практически не найти. Однако в качестве неё можно использовать железный или стальной лист толщиной не менее 6 мм. Этот лист стоит поместить на расстоянии 2,5 см от нагревательного прибора, а здесь чаще всего используется плита, и температуру сделать самой минимальной.

Читайте также:
Как нарисовать картину утюгом и воском

Восковые краски нужно использовать в специальных баночках, которые очень похожи на формочки для выпекания небольших кексиков. Самое главное условие – это плоское дно, которое ставится на железный лист и оно должно полностью стоять на листе для подогрева.

Ещё одна важная вещь – это шпатель, желательно чтобы он был электрическим и мог поддерживать определённую температуру постоянно. А для завершающей операции можно использовать и фен. Саму краску можно наносить на лист обычными кистями. Но мягкие нейлоновые кисти могут плавиться, поэтому в ёмкости с восковыми красками их оставлять надолго нельзя ни в коем случае.

Для того, чтобы приготовить восковую краску, воск нужно растопить, а потом перемешать его с пигментным порошком. Но тут стоит вопрос о том, какой именно воск нужно использовать. Чаще всего рекомендуется использовать неотбеленный кусковой пчелиный воск. Но если вам требуется получить более прочную поверхность, то лучше всего к первому варианту воска добавить 10% твёрдый карнаубский воск. Но предпочтения в использовании того или иного типа воска и количество красок художник будет выбирать с приходом опыта.

Для рисования чаще всего хватает 7 – 8 цветов. Однако не нужно забывать и о запасных стаканчиках для того, чтобы при помощи смешивания красок получить необходимые тона. Есть и ещё одна специфичная особенность восковой живописи. Если краска не используется некоторое время, то красящий пигмент оседает на дне и перед использованием этого цвета краску и воск нужно хорошо перемешать.

Вещества для восковой живописи

Один из рецептов связующего вещества красок, применяемо­го в XIX в., составляется таким образом: лавендуловое масло в количестве 8 частей нагревается в воде до 80° и в нем ра­створяются 2 части бальзам-элеми, после чего раствор филь­труется. Затем к нему приливают 2 части (по объему) фран­цузского скипидара и снова нагревают до 80°. В получившийся таким образом раствор элеми приливаются понемногу 4 весовые части растопленного белого воска, а затем 16—20 частей масля­ного копалового лака, и смесь нагревают до кипения воды в продолжение 5 минут.

Приведенный рецепт можно изменить таким образом: бе­рется 12 частей лавендулового масла или свежего французского скипидара, разогревается в водной бане до температуры кипения воды, и в него опускается 4 части твердого парафина или церезина, или смеси названных веществ. По растворении их в скипидаре сюда же приливаются 16—20 частей копалового масляного лака.

Хороших результатов можно достичь и при полном устра­нении жирного масла из связующего вещества красок, предна­значаемых для монументальной живописи. Парафин или цере­зин, растворенные с копалом в лавендуловом масле, дают свя­зующее вещество для красок, обладающее достаточной эластичностью и большой прочностью. Опыты, сделанные мною в этом направлении, убедили меня в том, что парафин или церезин и смолы в соединении с эфирными маслами представляют свя­зующее вещество, вполне пригодное для красок в монументаль­ной живописи.

Некоторые художники пишут воском, к которому добавляет­ся небольшое количество эфирного или жирного масла. Краски, приготовленные с этим связующим веществом, расплавляются в водной бане, и живопись ими выполняется кистями.

Пастозная живопись с воском заключается в том, что воск в смешении с мастикой, скипидаром и небольшим количеством высыхающего масла обращается с сухой краской в пасту, кото­рая легко мнется руками. Этой пастой, наносимой на ту или иную поверхность пальцами рук или каким-нибудь инструмен­том, выполняется живопись.

Проводя опыты использования воска в стенной живописи с применением огня и без него, я предлагаю нижеприводимый ре­цепт связующего вещества красок для росписи внутренних стен зданий:

  • Отбеленного воска 60 весовых частей
  • Смолы, мастики или даммара 120 весовых частей
  • Очищенного скипидара 200 весовых частей

Краски, тертые на этом связующем веществе, очень удобны в живописи. По легкости работы ими они напоминают масля­ные краски. Высыхают достаточно быстро с матовой поверх­ностью. Разжижаются при надобности скипидаром. Не требуют никакого определенного метода живописи и никакого грунта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: