Энкаустика. Когда душа поет.

Когда душа хочет петь – НЕначинающим вокалистам посвящается

Написать этот пост меня сподвиг пост Что такое хобби на самом деле и, в особенности, комментарии к нему, а также те три подписчика, которые пожелали услышать более развернутое изложение моих мыслей, высказанных там же. Ну, слово надо держать, поэтому приступим.

Уже в который раз я вижу эту грустную ситуацию, в которой, честно скажу, я и сам когда-то оказался – человек хочет петь, но не поет. Точнее, поет, но пение зачастую приносит ему негативные эмоции. Например, вольные или невольные слушатели в лучшем случае неодобрительно молчат, а в худшем просят замолчать и не мучать их уши (неженки какие!). А бывает, что, подпевая любимому исполнителю, сам человек слышит – хрень получается- и замолкает, а в дальнейшем предпочитает слушать молча или подпевать “под нос”, еле слышно – свои уши тоже не казенные. Или человек слушает запись своего пения в каком-нибудь караоке-клубе или не вечеринке – и начинает испытывать подсознательное желание упасть на колени перед всеми, кто когда-либо имел несчастье слышать его пение, и, рыдая и размазывая сопли по лицу, умолять простить его за кровь, текущую из ушей несчастных жертв вокального выкидыша.

Очень часто все это сопровождается поставленным давным-давно в музыкальной школе или окружающими слушателями вердиктом – ему медведь на ухо наступил, нет ни слуха, ни голоса, какое вам фортепиано – вам нужно заниматься по классу домбры или бубна. И вот человек растет в стойком убеждении, что его, и правда, поганый косолапый зверь лишил этого таинственного и вожделенного свойства – музыкального слуха, да еще вдобавок и по музыкальному голосу прошелся, подлец! И поёт себе человек тихонько в душевой кабине, в машине, на грядке на даче, короче – там, где никто не слышит.

Но! Душа-то хочет петь! Душе-то хочется творчески самовыражаться! Какое к черту самовыражение может быть на грядке, да еще и вполголоса? Душа хочет, чтобы человек пел громко, при всех! Может быть, не на уровне Карузо и Шаляпина (хотя было бы неплохо), но хотя бы так, чтобы спеть несложную песню в голос и красиво или, на худой конец, в микрофон на средней громкости и не некрасиво.

А разум – не хочет! Не хочет снова увидеть эти вытянутые лица, не хочет снова услышать “ну, наверное, пение это не твое, но зато ты добрый и детей любишь”, наконец, не хочет заставлять других слышать то, что ему самому слышать не нравится.

Что же делать? Можно жить, как раньше – на людях не петь, ну, или петь под влиянием алкоголя – когда душа рвется развернуться, а разум ослабляется. Можно и по-другому – просто научиться петь.

Но разве можно научиться петь, если, как все знают, у вас нет ни слуха, ни голоса?

У меня есть две новости – плохая и хорошая. Начну, как водится, с плохой.

Плохая новость: вы, действительно, поёте отвратно. Степень отвратности зависит от вашей наследственности, воспитания, окружения, в котором вы росли и живете, музыкальных пристрастий и еще бог знает каких факторов. Но вы, определенно, поете не так, чтобы люди хотели вас слушать (и сами это знаете).

Хорошая новость: медведь тут не ходил, уши не топтал и, с вероятностью 99%, у вас есть и голос (вы же можете говорить, правда?), и слух (люди совсем без музыкального слуха встречаются очень редко), и даже какое-то чувство музыки (ритма, гармонии и т.п.).

Совершенно точно могу сказать, что это все у вас есть, если, например, вы начинаете подпевать за исполнителем и замолкаете, потому что “не звучит” (т.е. вы слышите диссонанс). Но даже если этого не происходит, не факт, что дело в плохом слухе, может, просто вас мало “затыкали” окружающие и вы привыкли к диссонансу в собственном пении.

Так в чем же дело? Если есть и слух, и голос, и чувство музыки, то почему на выходе мы получаем то, что получаем – певческое фиаско и кровь из ушей?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте сначала разберем на пальцах, а что же такое музыка вообще (дисклеймер для музыкантов – я сильно упрощаю для лучшего понимания, не нужно сразу бросаться тапками).

Как и любой другой вид искусства, музыка — это, в первую очередь, сплав творчества, т.е. желания выразить определенные мысли, эмоции, чувства, – и техники – т.е. конкретных способов эти самые мысли, эмоции и чувства выражать. Оставив пока в стороне творческую составляющую, рассмотрим поближе техническую, благо, за тысячелетия своего существования человечество продвинулось в этом вопросе достаточно далеко.

С технической точки зрения, музыка, а точнее, музыкальная мелодия, — это набор определенных звуков, идущих в определенном порядке. Если выстроить правильные звуки (основная характеристика “правильности” звука – это его т.н. высота, чем “тоньше” звук – тем он считается выше) в правильном порядке (оставим пока в стороне, как эту правильность определяют), то мы получаем приятную на слух мелодию, если же в мелодии используются “не те” звуки (т.е. звуки “не той” высоты), или “не то” их сочетание – то мы, в лучшем случае, начинаем ощущать дискомфорт, в худшем – воспринимать мелодию как какафонию.

Читайте также:
Как рисовать утюгом

Казалось бы, при чем тут пение? А при том, что пение — это всего лишь один из способов исполнения определенной музыкальной мелодии (партии) в музыкальном произведении – наряду с гитарой, фортепьяно и прочими музыкальными инструментами.

Не верите? Послушайте внимательно какую-нибудь песню, исполняемой не совсем бездарным певцом и, в частности, прислушайтесь отдельно к вокальной партии и исполняемой музыкой аранжировке. Слышите? Музыкальные инструменты НЕ играют ту мелодию, которая, собственно, ассоциируется с этой песней. Для ленивых – посмотрите вот это видео. В нем ребята из группы The Axis of Awesome поют всевозможные современные песни под практически одинаковую аранжировку из одних и тех же четырех аккордов:

Слышите? Can you feel the love tonight. — это как раз та мелодия (таааа, да-дааа, та-дааа, та-даам), которую мы представляем, когда слышим эту песню, а аранжировка на гитаре – просто бой из (четырех) аккордов, подходящий, вообще говоря, ко многим другим песням.

Если заменить вокальную партию, например, на флейту, исполняющую те же ноты – то песня все равно будет узнаваема, хотя, конечно, потеряет в выразительности (кстати, в караоке-композициях легкого уровня, эта ведущая мелодия как раз играется духовыми или клавишами – чтобы облегчить певцу жизнь).

И, таким образом, я подвожу вас к основному тезису, который я бы хотел высказать.

Голос в пении — это НЕ какой-то таинственный механизм, который одним дан, а другим – нет (как умение шевелить ушами или группа крови), и, если звезды сошлись, то вы будет петь хорошо, а если в этот момент рядом пробегало стадо медведей, то вы будете петь плохо.

Голос в пении — это всего лишь музыкальный инструмент, на котором вы играете (собственно, своим телом) определенные звуки в определенном порядке. И, как и в случае остальных музыкальных инструментов, игре на этом инструменте тоже нужно учиться и, что самое главное, можно научиться.

Никого ведь не смущает, что умение играть на гитаре на дается с рождения, и нужно этому специально учиться, даже если гитара с раннего детства висит на стене с вашей спальне и вы, будучи малышом, брямкали по струнам? А голос – инструмент гораздо более сложный, чем гитара, по моему мнению, вообще – самый сложный. Представьте себе инструмент, на котором вы играете в полной темноте, ориентируясь только на свои ощущения и результирующий звук. При этом вы должны играть одновременно горлом, животом, грудью, руками, ногами, языком, губами и пожиманием плеч, и никто не может заранее сказать, какая комбинация действий нужна, чтобы извлечь определенный звук. Инструмент, трансформирующийся в процессе обучения – появляются новые кнопки/струны/рычаги/клавиши/педали, позиция старых двигается туда-сюда, а само звучание зависит от погоды, температуры воздуха, вашего настроения и того, что вы кушали три часа назад. Наконец, инструмент, который звучит по-разному для вас, и для остальных людей!

Эта самая сложность голоса как музыкального инструмента и является ответом на вопрос, заданный в начале поста – почему, при формальном наличии голоса, слуха и чувства музыки, петь не получается? Ответ прост – потому что эти три элемента должны не только быть, но и должны правильно работать сами по себе, и при этом работать скоординировано.

Во-первых, у вашего голоса просто нет физического навыка произносить только звуки определённой высоты (в среднестатистической песне, кстати, таких высот всего 12-18). Вы банально не умеете выполнять ту самую комбинацию достаточно тонких движений связками, диафрагмой, мышцами гортани и нёба, языком и губами, которая требуется, чтобы высота звука была как можно ближе к высоте требуемого звука в данный конкретный момент, как не умеете, например, жонглировать четырьмя мячами или быстро крутить ручку между пальцев. Это – достаточно простой физический навык и, как и все прочие физические навыки, например, жонглирование или вышивание крестиком, он вполне неплохо развивается физической же тренировкой.

Во-вторых, у вас нет мыслительной привычки постоянно сравнивать высоту того звука, который вы сейчас поёте, с высотой того звука, который сейчас играет и, при необходимости, “подтягивать” или “опускать” голос, используя все-тот же физический навык пения звука определенной высоты. Эта привычка как раз и эксплуатирует тот самый “музыкальный слух”, точнее, ту его достаточно небольшую часть, которая отвечает за способность различать близкие звуки разной высоты. Как я писал выше, у подавляющего большинства людей эта способность есть, хотя, конечно, у разных людей она выражена в разной степени. Но если вы физически слышите, что два звука на расстоянии полутона друг от друга звучат по-разному (полутон — это некоторый интервал между звуками, достаточно широкий на самом деле), то нет никаких объективных – генетических, медвежьеухих и любых других – препятствий к тому, чтобы и эту привычку наработать тренировками.

Читайте также:
Энкаустика. Рисунок с фотографии

И, наконец, в-третьих, у вас нет мыслительного навыка “предвидеть”, представлять себе следующую “правильную” ноту в мелодии и, в соответствии с этим предвидением давать команды голосу её петь и слуху – слушать, правильно ли и, при необходимости, опять же корректировать голос. Это – чувство гармонии, чувство музыки, и оно является, фактически, синхронизирующим механизмом для остальных двух компонентов и, к сожалению, наиболее сильно зависит от чисто субъективных факторов – ваших талантов, музыки, которую вы слушали и слушаете, и каких-то еще вещей, до конца так и не понятых. Но, несмотря на свою общую туманность, этот навык на самом деле уже присутствует у большинства людей, хотя бы на базовом уровне, и он тоже поддается развитию практическими занятиями.

Подытоживая, хочу еще раз кратко перечислить основные тезисы, которые я бы хотел донести:

Красивое пение — это исполнение голосом определенной музыкальной мелодии.

Голос в пении — это музыкальный инструмент, на котором вы “играете”. Как и в случае других инструментов (фортепиано, гитара, волынка, труба), если вы играете те ноты, которые нужно – вы поете “красиво”. Если вы поете не то, что нужно – поете “плохо”.

Голос — это сложный музыкальный инструмент и, чтобы на нем уметь играть – нужно учиться.

Пение — это умение петь (“играть”) звуки определенной высоты, привычка сравнивать то, что вы поете, с тем, что играет в аранжировке, и “предвидение” следующей правильной ноты, синхронизированные между собой. В большинстве случаев, эти навыки развиваются просто правильными тренировками.

И главное – вне зависимости от того, что вам говорили в детстве, сказали при поступлении в музыкальную школе или говорят сейчас окружающие – в 99% случаев нет объективных причин, почему вы не сможете научиться петь хотя бы на уровне “сносно”, что уже гораздо лучше, чем петь на уровне “отвратительно”, правда? При определенном везении и должном усердии, уровень “хорошо” также легко достижим. А если вам еще больше повезет и в вас откроется вокальный талант (что случается не так редко, как кажется) – уровень не ограничен, даже если сейчас во время вашего пения окружающим хочется приласкать вас чем-нибудь тяжелым.

Получилось много, но, надеюсь, кому-то поможет развеять некоторые заблуждения. Если пост зайдет, могу написать продолжение о первых шагах начинающего вокалиста.

Когда поёт душа стихи

Какие стихи вы предпочитаете?

Стихи – В израненной душе стихи звучали. Пробуждение

В израненной душе стихи звучали,
Врывались , как снежинки, в свет метели,
И дивные виденья проступали,
И только вьюги запоздало пели.

Уже весна прекрасная крадется,
Тигренком полосатым над снегами,
И ослепит сиятельное солнце,
Когда Ярила дерзкими словами

Приветствует своих любимых снова,
Когда сияют призрачные знаки,
Вы вдохновенья ждали ли такого,
Такое откровенье разве знали.

Пусть бабочки веселые приснятся,
Как берегини, в дивном хороводе,
И пусть у Музы крылья.

Стихи – Ещё поёт – душа поёт о счастье

Ещё поёт — душа поёт о счастье,
Ещё желаний, жарких полон я.
И не пугай, осенний день ненастьем,
Не остудить, тебе дождём меня.

Ещё мечтаю я и верю в чудо,
Ещё во мне, мальчишка в сердце есть.
Пока дышу, по совести жить буду,
И для меня, всего важнее честь.

Ещё силён и ловок я в движеньях,
Ещё в глазах, моих живёт задор.
И у Небес, я не прошу спасенья,
Как крот не буду, рыть уютных нор.

Ещё не стар я, хоть уже не молод,
Ещё надеюсь, много прожить лет.
И не пугает зим грядущих.

Стихи – Душа

Это таинство – душа.
Без неё нельзя дышать,
Без неё не будет видно света солнца.
То смеётся, то болит,
То огнём любви горит,
И умом её понять не удаётся.

Припев:
Время золотом, счастье солодом,
И любовь ей – спасительный круг.
В жизнь людскую откомандирована,
И грустится по дому ей тут.
В жизнь людскую откомандирована,
И грустится по дому ей тут.

2
Вырос горя террикон –
У святых душа икон.
И возносятся молитвы в поднебесье.
Помолившись, будет жить,
Будет горюшко крошить.

Стихи – Душа

Стихи – Душа пишет стихи от неволи

Душа пишет стихи от неволи,
Золотится в плоти сырой,
Ей бы парусом веять на море
Да катиться рожью по полю,
Только срок отписали иной.

И пока в цитадели болезной
Ее солнца сковали лучи,
Она звездной питается бездной
Да вгрызается поступью крестной
В землянику закатной свечи.

Она чтит всякий миг, что напомнит
Ей родного приюта крыло,
На любовь листопадом исходит
Да метелью кружит полноводной
Слов-соцветий над тающим льдом.

Душа пишет стихи от неволи,
Переносит, как стоик.

Стихи – Стихи

Стихи – это краски и тени любви,
Стихи – это горечь недавней разлуки,
Стихи – это яркий и радостный миг,
Где безразличия нет или скуки.

Читайте также:
Энкаустика на ткани

Когда любовь – в душе стихи,
Сонет, когда печаль, разлуки горе,
Иль Ода, когда ты посвящаешь их,
Иль восторгаешься, или жениться хочешь вскоре.

Стихи – наш внутренний и внешний мир,
Стихи – души успокоенье,
Стихи – любимый наш кумир,
Их ты читаешь с упоеньем.

Бывает в жизни неспокойно,
И так, что плакать хочется навзрыд,
Стихи – бальзам.

Стихи – Душа

Не поётся душе
И не пишется,
Не мечтается ей
И не дышится

Не смеётся ей
И не плачется,
Не плетётся ей
И не скачется

Не летается ей.
Не влюбляется,
Не грешится ей
И не кается

И не спится ей
И не дремлется,
И не крутится
И не вертится

И не кривится ей
И не пленица,
Не ровняется ей
И не креница

Не волнуется ей
Не тоскуется,
Не рисуется ей
Не рифмуется

Не болит душа
И не светится,
Не живёт она
И не лечится.

Стихи – Душа пощады себе просит

В стихах то плачет, то поёт,
Душа моя — за них простите.
За откровение моё,
В них если можно не судите.

Не создаю себе кумиров,
И не ищу источник зла.
Я просто спутал ориентиры,
В тупик дорога завела.

Жизнь умирает без движения,
Иль уставая от него.
Не избежать предназначения,
Хоть не понятен смысл его.

Погасит смерть огонь желания,
Забвенье даст, в пыль превратит,
Сотрут года печаль прощания:
Тот кто остался — жить спешит.

По небу тучи ветер гонит,
Дождинка по щеке.

Стихи – Душа запела

А я друзья мечтаю о весне,
И жду внезапного её прихода,
Она пришла уже ко мне во сне,
Поёт душа и отдаёт Природа.

Ещё не май и даже не апрель
Звенят уже весенние капели,
И кажется зима села на мель,
Бегут ручьи, журча в моей постели.

Весну во сне не в силах удержать,
Коль есть природное неудержанье,
Пора уж пробудиться и вставать,
Весну встречать в начале отмывания.

Менять постель, привычки и затем,
В любви признаться солнечному свету,
Весну притянет он и без проблем,
Свет.

Стихи – Душа

Душа моя душа обширна и богата,
Но нету за душой не злата не парчи.
Зато моя душа, как ласточка крылата,
Вернется снова в дом, как первые грачи.

Пусть нет пока парчи и нет сегодня злата,
Под небом голубым Надежда стелет кров.
И я забуду с ней, что кончились деньжата,
Она мне принесет удачу и любовь.

Мы заживем вдвоем как два молочных брата,
К нам солнца теплый луч заглянет погостить.
Полночных звезд с небес серебряная вата
Зажжется от него и будет нам светить.

Что значит “душа поет”? Что вы делаете, когда душа поет?

Когда “поет душа” я улыбаюсь да ушей где бы ни была. Еще в такие моменты я включаю самые веселые песенки, зажигаю под них от всей души и старательно во весь голос подпеваю ( а у меня нет ни голоса, ни слуха, так что получается просто ору). Вот так:)

Когда поёт душа, я чаще воплощаю своё настроение в творчестве) Сажусь за фортепиано или начинаю петь. А могу сделать что-то декоративное.И, конечно же, пытаюсь поднять настроение окружающим)

иду на кухню, включаю любимую музыку и начинаю “творить” что нибудь вкусненькое для своих домочадцев. или просто выхожу на прогулку опять же слушаю свою любимую музыку и наслаждаюсь хорошей погодой и хорошим настроением.

Душа поет тогда, когда что-то получается в результате усилий и (или) надежд. Скорее всего физический план на какое-то время входит в лад с ментальным.

Что делаю? – Наслаждаюсь.

Социальный работник в первую очередь и должен стать другом или хотя бы лучшим товарищем. Многие социальные работники выполняют инструкцию функциональных обязанностей, которая была написанной не персонально под каждого человека, а в общих чертах и без особой конкретики ( так называемое размазывание ответственности).

Социальные работники обязаны не только выполнять свои обязанности, но и стараться помочь сделать жизнь человека счастливее.

Да, Вы правы, такие мужчины встречаются довольно часто.

Причина простая – примитивность мышления.

Но мир разноцветный и не надо окрашивать всех одной одной краской.

Вот я, например, сам могу прекрасно всё приготовить, вкусно женщину накормить и после неё помыть посуду.

Но мне от женщины нужно совсем другое:)

Нужна ласка, нежность, понимание, общение и в конце концов полное единение.

Безусловно тоже самое и я ей отдам.

И таких мужчин как я тоже не мало.

Просто они находятся в другом круге общения.

Для того, чтобы уйти от тех, кому нужна только еда, делайте шаг вперед и поднимайтесь в новый круг.

Если нужна помощь – помогу.

Вопрос очень интересен.

Спасибо вам за него.

Что могу сказать?! Скорее всего вам встречаются не те девушки, не ваш идеал так сказать, то есть они не плохие..а просто не те, ваши ожидания не совпадают с их воспитанием/представлением об отношениях и т.д.

Читайте также:
Рисуем цветы в технике энкаустика

Если это уже не первая девушка и не первая подобная ситуация, стоит задуматься вам, а что вы делаете не так, не в то время. что девушки вами же и не интересуются.

Если бы девушка искренне интересовалась вами, поверьте, она бы оборвала вам телефон, смс, звонки. а раз данного процесса не наблюдается, значит где-то переборщили вы..много говорили, что девушке стало слишком много инфо о вас, и больше ей знать не хочется на данном этапе.

Возможно нужно пересмотреть стиль общения и давать девушке высказываться, больше слушать ее, чтобы после встрече она поняла, что говорила только о себе, а о вас ничего и не узнала.

Вот тогда-то она и наберет циферки и позвонит. или напишет.

Женщины терроризируют мужчину вопросами:

  • я тебе нравлюсь?
  • ты меня действительно любишь?
  • а что бы ты делал без меня?
  • чем ты занят?
  • а рыбалку /сауну/командировку отменить никак нельзя?
  • а твою маму приглашать обязательно?
  • а ты не обидишься?
  • а почему ты не купил хлеб?
  • на рынок со мной сходишь?
  • а чего мусор не вынесен?
  • ты прогулял собаку?
  • а я у тебя подарок не заслужила?
  • сходишь на родительское собрание?
  • зачем тебе друзья?
  • мы купим машину /дачу/яхту?
  • а зачем ты обещал?

Всё, чтобы муж как бы невзначай увидел эту передачу, например:

Очень познавательный был выпуск, причём вся его познавательность не про моду и не про одежду вообще, а про то, что делается с мужем, который бросает семью из-за любовницы, и во что она его с милой улыбкой превращает.

Ну, “проучите” Вы любовницу – стукнете её сковородкой по голове, напустите тараканов в кухню или распустите по соцсетям слух, что у неё все венерические болезни сразу. Ну и что? Неужто муж перестанет гулять? С этой перестанет – другую найдёт.

3 года брака – самое время для первой трещины, как утверждают психологи. Мужа уже заела повседневность. Жена перестала следить за собой, занимаясь “более важными делами” (ребёнок – это действительно важно, но только женщина думает, что дети цементируют брак). Если брак не подпитывается никакими свежими источниками для вдохновения, мужичонка начинает потихоньку блудливыми глазёнками что-нибудь приятное искать.

И выискивает это не на жене, а на посторонней тётеньке. Ибо посторонняя тётенька не думает, что знание двадцати рецептов приготовления обеда из ничего заменяет тугую попку или как бы невзначай забытую верхнюю пуговку на кофточке. Посторонняя тётенька благоухает фиалками, а не выносит мозг разговорами о цементировании порожка на даче. Посторонняя тётенька не бегает, как квочка, вокруг вечно сопливого потомства, а делает глазки исключительно мужичонке, который уже забыл, как это выглядит, когда его соблазняют, но очень хотел бы это вспомнить.

Словом, любовница – не моль, в шубе не заводится, любовницу заводит муж, и он же заводит ей шубу, если дело пошло на всех парáх.

Можно сколько угодно корить и совершенствовать самоё себя, можно сколько угодно таить и холить ненависть к любовнице, но только мужу решать, гулять или не гулять. И если он решил, то жизни не хватит, чтобы отомстить всем его связям разной степени случайности.

Душа поет — стихи

Когда душа поёт, ликует тело,
И в прошлое уходит суета,
Взгляд устремится в будущее смело,
Вокруг сияет только красота.
Мир станет вдруг восторженно прекрасным,
Приятней будет даже некраса,
Хоть тучи ходят, кажется день ясным,
Лазурными предстанут небеса.
Кругом всё дышит радостною новью,
Изменит радость истинную суть:
Наполнит мир и дружбой, и любовью,
И чувство счастья переполнит грудь.
Но если вдруг произойдёт несчастье,
Замолкнет сразу радости струна,
Песнь не звучит, когда придут напасти,
У ощущений разная цена.
Душе мгновенно станет неуютно,
Она печалью до краёв полна,
Мир станет серым, видеть красу трудно.
Но зазвучит вновь радости струна!

Душа поёт, но слов её не слышно,
Душа поёт — когда неровно дышим,
Душа поёт — под сердца перестук,
Душа поёт… добавь погромче звук!

Душа поет, поет, поет,
В душе такой расцвет,
Какому, верно, в этот год
И оправданья нет.
В церквах — гроба, по всей стране
И мор, и меч, и глад, —
Но словно солнце есть во мне:
Так я чему-то рад.
Должно быть, это мой позор,
Но что же, если вот —
Душа, всему наперекор,
Поет, поет, поет?

Когда душа поет, весь мир прекрасен,
Кому же, как не нам об этом знать,
Страданий путь нелеп, да и опасен,
Мы в жизни выбираем благодать.

Не стоит замыкаться на проблемах,
Придут они, они же и уйдут,
Не стоит каждый миг терзать в дилеммах,
Важнее что, свобода иль уют.

Позволить просто быть себе счастливей,
Увидеть красоту и бег минут,
И жизнь, пожалуй, станет справедливей,
Когда в ней радость и победы ждут.

Читайте также:
Энкаустика. Как выбрать восковые карандаши

Когда душа готова быть свободней,
Не тонет ни в быту, ни в мелочах,
Когда принять готова путь Господний,
И виден смысл и в днях, да и в ночах.

Как просто быть счастливым, но и сложно,
Как многое хотели б мы понять,
Идем по жизни очень осторожно,
Когда б могли подняться и летать.

Когда душа поет, весь мир прекрасен,
Когда прекрасен мир, душа поёт,
И этой связи круг как прежде ясен,
Позволь душе и счастье, и полёт.

А душа поет, поет,
Вопреки всему, в боевом дыму.
Словно прах, стряхнет непосильный гнет и поет.
На пустынном юру затевает игру,
С одного бугра на другой мост перекинет,
Раскачается над бездной седой и застынет.
Пусть рухнет, коль хочет —
Другой будет к ночи!
Из песен строит жилье людское —
Палаты и хаты — выводит узор —
В тесноте простор.
Спите, кто может, на призрачном ложе.
А кругом стоит стон.
Правят тьму похорон.
Окончанье времен.
Погибает народ.
А душа поет…

В восторге я! Душа поет!
Противоборцы перемерли,
И подсознанье выдает
Общеприемлимые перлы.
А наша первая пластинка —
Неужто ли заезжена?
Ну что мы делаем, Маринка!
Ведь жизнь — одна, одна, одна!
Мне тридцать три — висят на шее,
Пластинка Дэвиса снята.
Хочу в тебе, в бою, в траншее —
Погибнуть в возрасте Христа.
А ты — одна ты виновата
В рожденьи собственных детей!
Люблю тебя любовью брата,
А может быть, еще сильней!

Ещё поёт — душа поёт о счастье,
Ещё желаний, жарких полон я.
И не пугай, осенний день ненастьем,
Не остудить, тебе дождём меня.

Ещё мечтаю я и верю в чудо,
Ещё во мне, мальчишка в сердце есть.
Пока дышу, по совести жить буду,
И для меня, всего важнее честь.

Ещё силён и ловок я в движеньях,
Ещё в глазах, моих живёт задор.
И у Небес, я не прошу спасенья,
Как крот не буду, рыть уютных нор.

Ещё не стар я, хоть уже не молод,
Ещё надеюсь, много прожить лет.
И не пугает зим грядущих…

Когда душа поет
Послушайте ее!
Не отвлекайтесь лишними делами!
Ведь голос ее чист,
Как ранние лучи,
Как родники, как благовест над нами!

Ведь ей, душе, даны
Свобода и полет,
Фантазия, восторг и вдохновенье!
Мы замереть должны,
Пока душа поет,
И это наши лучшие мгновенья!

Пусть будет светел мир,
Пусть будет ясен день,
Пусть нас оставят распри и тревоги,
Чтоб были мы людьми,
Чтоб отступила тень
И были только легкими дороги!

Ни облачка от бурь,
Лишь светлая лазурь,
И легкий-легкий ветер обдувает.
Когда душа поет
Послушайте ее!
Пока она поет, она святая!

О чём поёт душа под лунный вечер?
Об осени, что зажигая свечи,
Является изысканной предтечей
Грядущих неизбежных холодов.
О звёздах, равнодушных к нашим планам,
Наверное, им кажется всё ж странным,
Что мы взываем к ним за долгожданным:
Найти на свете славу и любовь.
Тревожат песни память о вчерашнем —
Невозвращение к нему не страшно,
Страшней признать былое чем-то зряшным,
Не стоящим улыбки и тепла.
О странах, где, увы, не побываю,
Грустит душа, иллюзий не питая,
Пусть им привет передадут те стаи,
Что покидают улицы села.
О чем поёт душа под звуки ветра?
О пройденных по жизни километрах,
На встречи и разлуки очень щедрых, —
Всё больше их, сложней из года в год.
О радости любимого рассвета,
Калейдоскопе радужного лета.
Пусть и минор в мотиве слышен где-то,
Но главное, душа пока поёт…

Моя Душа поёт от Счастья и Любви,
Дух блаженствует и в небесах витает.
Огнь Пламенный горит в моей груди.
Какою Неземной ЛЮБОВЬ бывает.
Я пью Любви Божественной Нектар,
Пьянящий сок Блаженства я вкушаю.
Моя Душа — Чудесный Божий Дар,
Дивною Красой Небес её я украшаю.
О,мой родник Божественной Любви,
Дай мне испить твою Живую воду.
Мы в этом мире обитаем не одни
И Свет Любви несём всему народу.

Ты так прекрасна, хороша,
С тобой поет моя душа,
С тобой мне радостно, легко,
Не нужен больше мне никто.
Лишь о тебе могу мечтать,
С тобой одной лишь засыпать,
Тебя одну всю жизнь любить,
И на руках тебя носить.

Бегут года, душою нас не старя.
Мы молоды, пока она поет!
И не беда, что в волосах белеет
Прядь седины, как серебра налет.
Сменяет за окном цвета природа,
То зной, то листопад, то гололед…
Без разницы какое время года…
Мы знаем, что душа у нас поет!
Усталые глаза подкрасим ярче…
Подсветим огоньком их изнутри…
Расправим плечи, «крыльями помашем».
Мы молоды, ну что не говори!
Мы молоды, но есть у нас и опыт,
А он — богатство трепетной души.
Мы многое оцениваем трезво…
Нас жизнь со счета сбросить не спеши!
Ты, подожди, назойливая старость!
Ведь дел у нас еще невпроворот.
Бегут года, но жить мы не устали —
Мы молоды — пока душа поет!

Читайте также:
Камыш на берегу озера: энкаустика пошагово с фото

Когда поет душа, то умолкают птицы
И время, как во сне, замедлит бег часов.
Серебряным дождем прольются на страницы
Слова из легких нот в мелодии стихов.

Когда поет душа безудержно и страстно,
Неведомой звездой сияя в вышине,
Все строчки зазвучат, став музыкой прекрасной
И бабочки-мечты закружатся в весне.

Когда поет душа, распахивая крылья,
Пронзает небеса стремительный полет.
Там, в отраженьях снов, созвездия застыли…
Прислушайся —
В ночи твоя душа поет…

Я слышу — песня вновь летит,
Любовью душу заполняет.
Пусть голос родником дрожит,
Никто об этом не узнает.

Струна звенящая зовёт —
Готова снова с нею слиться.
Пою, когда душа поёт,
И буду песне я молиться…

О, Господи, не дай мне вдруг
Умолкнуть, навсегда забыться!
Ведь музыка — целебный дух —
Я пью и не могу напиться…

Когда душа поет
И просится сердце в полет, —
В дорогу далекую
Небо высокое
К звездам нас зовет.

Не всем дано летать
Удачу свою настигать,
Ведь счастье для всякого
Не одинаково,
Надо понимать!

Весны своей огни
Навеки в душе сохрани,
Пусть они светятся,
Если вдруг встретятся
Облачные дни.

Когда тверда рука
И вера в победу крепка,
Туманы, как водится,
Быстро расходятся,
Тают облака.

Так пусть душа поет
И просится сердце в полет, —
В дорогу далекую
Небо высокое
К звездам нас зовет.

Кружась в цветочном хороводе
В атласных, нежных лепестках,
Порхая птицей на свободе,
Душа поет: мечта виват!

Быть может, празднует победу,
Что, вырвавшись из тесных стен,
Ей удалось вернуть свободу —
Душа поет, забыв про плен.

Ей в темной келье одиноко:
Умрет от скуки и тоски —
Расправив крылья — к звездам снова —
Душа поет — летит, летит!

Среди другого измеренья,
Скользя по Млечному пути,
Она находит вдохновенье —
Душа поет: виват любви!

Скользит тепло ладони у виска…
Забрать хочу твои воспоминанья…
Пустынный берег у отвесных скал
Хранит еще твои следы, мой странник…

Я забираю боль твоих потерь,
Уставших плеч касаюсь поцелуем…
Моим словам, моим рукам не верь,
Смотри мне в душу, Тот, кого люблю я…

Открыта для тебя, звучит тобой,
Лучится золотом, огнем пылает…
Моя душа поет тебе любовь,
По нотам сердца музыку слагая…

А я читал тебе стихи?
Они, как крылья Мельпомены,
Воздушно-капельно легки,
Излившись в слух, проникнут в вены!
И с кровью до нутра дойдут;
Как стан гитары обнимают:
обнимут душу, струны рвут,
И темы разные лабают,
И безучастность презирают,
И смысл жизни придают;

Кого-то любит,что-то ждет,
Моя душа сейчас поет!
Сакраментальные мотивы,
Все те, что муторно счастливы;
Дают энергию огня,
Со страшным бешенством гоня,
Поток весенних возрождений!
В венок забытых ощущений,
Любовь заботливо вплетет,
Сирени цвет; Душа поет!

Природа дождалась апреля!
Взор нежит неба синева.
Снега сошли под звон капели.
Младая вылезла трава.

Набухли на деревьях почки.
Теплом напитана земля.
День-два — и клейкие листочки
Расцветят дымкой тополя.

Листва украсит густо кроны
Черёмух, ясеней, берёз.
Охряной долькою лимона
Повиснет месяц среди звёзд.

Заметно потеплеют ночи,
Проснутся для любви сердца.
Апрель без устали хлопочет:
Делам покуда нет конца.

Клубятся над рекой туманы,
Несутся льдины по волнам,
А вскоре птичьи караваны
К родным вернутся берегам…

Шальные ветры присмирели.
Лучами солнце тучки рвёт.
Душа моя поёт в апреле,
И сердце просится в полёт.

Когда душа, как Духа воин,
Всю правду мудрости пожнёт,
Она и тело за собою
Поднимет в небо. Понесёт

Их вера! Их обоих вера
Крылами выдюжит полёт.
Поверь мне: нет в природе меры
Тому, когда душа поёт.

И в этих словом сочетаньях
Души и тела, их любви
Благословенное есть знанье,
Ты только это разгляди!

Но есть соблазн не прикасаться
Вам к дивной тайне бытия,
Как есть и то, чтоб просто сдаться,
Поверить собственному «я».

В какие б ни стремились выси
Приделов мирозданья вы,
Слова, что вал камней, без мыслей,
А мысли без любви мертвы.

Но если в вас душа услышит
Благословенной лиры строй,
То вы поверьте ей: им дышат
И жизнь, и небо, и покой!

Им дышит всякое начало,
Им дышат тот и этот свет.
Коль с ничего всё быти стало,
Знать не иначе, Бог — Поэт!

Песня — Когда поет душа

Когда поет душа, не слышно звука,
А песня не нуждается в словах,
И сердце открывается без стука
На свет любви, сияющий в глазах.

Мелодия взлетает в поднебесье,
И души устремляются за ней.
Им в теле человечьем стало тесно,
Взметнулись ввысь как пара голубей.

Читайте также:
Энкаустика для начинающих

Припев:
Не могут люди без любви,
Ее приход благослови,
Храни ей верность до конца,
Пока живет любовь в сердцах!

Легко и совершенно невесомо
Кружатся под волнующий мотив,
Любовью, вечным штурманом, ведомы,
Глаза от наслаждения закрыв.

И ощущенье подлинного счастья,
Пронзительного, сладкого до слез,
Спустилось к ним божественным причастьем,
С собою уводя в обитель грез.

Припев:
Не могут люди без любви,
Ее приход благослови,
Храни ей верность до конца,
Пока живет любовь в сердцах!

Когда поет душа

Цель: сформировать у учащихся представление о понятии “счастье”, воспитать ценностное отношение к счастью, бережному отношению к этому чувству; побуждать детей к самосовершенствованию, саморазвитию; воспитывать чувство прекрасного.

Форма проведения: интерактивная беседа.

Знакомство с аудиторией – 2 минуты.

Нота первая: ассоциативный ряд “Счастливые люди” 3 минуты.

Нота вторая: экспресс-тест “Уровни счастья” 5 минут.

Нота третья: тренинг “Прикоснись к своему счастью” – 3 минуты.

Нота четвертая: “Закон Улыбки” – 5 минут.

Нота пятая: рефлексия “Цветок счастья”– 5 минут.

Нота шестая: “Правила счастливого человека” – 2 минуты.

Нота седьмая: заключительная “Поделимся своим счастьем” – 5 минут.

Содержание классного часа:

1. Знакомство с аудиторией. ___ 2 минуты.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, на своих бейджиках вы принесли с собой сюда радугу весеннего настроения. Зеленый цвет – цвет оптимизма, жизни; зелень символизирует расцвет, пробуждение природы. Синий – цвет неба, свободы, стремления ввысь. Алый связан с мечтой, романтикой. А желтый – это солнышко, тепло, которое согревает нас. Нам сегодня очень понадобиться хорошее, светлое настроение, чтобы наша встреча прошла в тёплой, непринуждённой обстановке.

Чтобы создать позитивный настрой, давайте возьмемся за руки и частичкой своего тепла поделимся друг с другом. Давайте улыбнёмся и пусть наши улыбки говорят о том, что мы рады видеть друг друга. Спасибо!

2. Нота первая: ассоциативный ряд _____ 3 минуты.

Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран и скажите, о чём эти картинки?

(Возможные ответы детей: счастливая семья, дружба, радость от творчества, победы…) А можно назвать всех этих людей счастливыми? В чём их счастье?

Ребята, а вы считаете себя счастливыми людьми? А почему?

Вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь? (О счастье.)

Друзья мои, бывает ли у вас такое состояние, когда “душа поёт”? А отчего она поёт? Потому что в этот момент вы ощущаете себя счастливыми. Значит, счастье – это песня души. И сегодня мы вместе с вами пройдём по нотам этой удивительной песни. Ведь когда мы счастливы, нам хочется петь.

3. Нота вторая: Экспресс-тест “Уровни счастья” 5 минут.

Ребята, а вам хотелось бы стать абсолютно счастливыми людьми? Это естественное желание каждого человека. В течении жизни понятие о счастье меняется. Давайте подумаем, какие ступени нужно пройти человеку, чтобы добраться до вершины счастья. Ученые-психологи определяют пять уровней счастья. Слайд 3.

Скажите, когда ребёнок появляется на свет, это счастье? (1-ая ступень – удовлетворённость самим фактом существования.)

А вам доставляет счастье подарок, о котором вы давно мечтали? (2-ая ступень – удовлетворённость материальными благами.)

Ребята, а вам доставляет радость встреча с друзьями, общение с родными, получаете ли вы удовольствие, помогая другим людям? (3-я ступень – удовлетворённость от общения с другими людьми.)

Вы взрослеете, чему-то учитесь, набираетесь жизненного опыта, что-то уже можете создавать, творить. Вы испытываете от этого счастье? (4-я ступень – удовлетворённость в момент творчества.)

В будущем вы станете самостоятельными людьми, сможете отвечать не только за себя, но и брать на себя ответственность за других людей, найдёте свою вторую половину. Какой след вы оставите на Земле после себя? (5-я ступень, высший уровень счастья – умение делать счастливыми других людей, приносить пользу обществу.)

Определите, на какой ступени лестницы счастья находитесь вы на данном этапе вашей жизни. (Рассуждения и ответы участников.)

Ребята, давайте подумаем, какие качества должен развивать в себе человек, чтобы достичь верхней ступеньки счастья? А какие черты характера мешают нам жить в мире и согласии с другими людьми, а значит, мешают нашему счастью? На экране вы видите изображение человека. Слайд 4.

Перед вами карточки с названиями качеств характера. Какие из них ему нужно взять с собой в дорогу на пути к счастью, чтобы достичь самой верхней его ступеньки? Необходимые для этого качества положите в его дорожный чемодан. А качества, мешающие стать счастливым, поместите в контейнер для мусора.

трусость терпение злоба равнодушие целеустремлённость
смелость честность лживость трудолюбие жадность
отзывчивость доброта завистливость высокомерие бескорыстие

Ребята определяют качества, которые понадобятся человеку, и прикрепляют карточки на доску (на чемодан и мусорный контейнер).

Итак, посмотрим, с каким багажом наш герой отправится в путь по дороге счастья. А что может послужить препятствием на этом пути? (Дети озвучивают результат выполненного задания.)

4. Нота третья: тренинг “Прикоснись к счастью” 3 минуты.

Ребята, а как наш герой узнает, что встретил счастье? Какое оно? Ведь счастье невидимо и неосязаемо. А давайте пофантазируем и представим, если бы счастье было видимым, как бы оно могло выглядеть, на что бы оно было похоже?

Читайте также:
Как нарисовать картину утюгом и воском

Я буду задавать вам вопросы, а вы – отвечать. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте, что вы на цветочной поляне в тёплый летний день под лучами ласкового солнца. Вокруг порхают бабочки, поют птицы. Вы идёте навстречу счастью. Протяните к нему руки и дотроньтесь до него. Опишите его. Только после того, как вы ответите на мои вопросы, я вас попрошу открыть глаза.

Какого размера счастье?

Какой оно формы?

Какого оно цвета?

Что вы ощущаете, прикасаясь к нему?

Какой оно излучает аромат?

Какое оно на вкус?

Спасибо! Можете открыть глаза.

(Определения учащихся записываются на доске, затем делается вывод по большим вариантам ответов, например, Счастье – круглой формы, желтое, сладкое на вкус с ароматом земляники, теплое, бархатистое и т.д.)

Это, конечно, наши фантазии. А на самом деле, когда счастье с нами, мы это чувствуем, ощущаем всей душой.

5. Нота четвёртая: “Закон Улыбки”_____________________________ 5 минут.

А как, по-вашему, выглядит счастливый человек? (Предположительные ответы.)

Счастливый человек заметно отличается от окружающих – он у-лы-ба-ет-ся, он “светится”, у него душа поёт от счастья. Все, за что он берется, у него получается. Более того, ему так хочется, чтобы и другие были счастливыми.

А теперь отгадайте, о чем идет речь?

– Она ничего не стоит, но многое дает.
– Она длится мгновение, а в памяти остается навсегда.

У психологов всего мира есть свой кодекс: “Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам”. А вы слышали про “Закон Улыбки”? Кому дарят улыбку, тот становится богаче, но тот, кто дарит, не становится беднее.

А вы знаете, что смех даже продлевает жизнь? Слайд 6.

Это уже давно доказано учеными. Минута смеха продлевает жизнь на 5 минут, а заразительный смех в течение пяти минут продлевает жизнь на полчаса.

Смех успокаивает нервы. Смех для организма приравнивается к прогулке по лесу.

Смех улучшает фигуру. Десять–пятнадцать минут смеха сжигают столько калорий, сколько бы вы сожгли на 30-минутной тренировке в спортзале.

В общем, смейтесь на здоровье, и веселых радостных вам улыбок.

А чтобы проверить, как действует “Закон Улыбки” на самом деле и улучшить настроение, предлагаю вам посмотреть очень позитивный ролик, который так и называется “Улыбнись!”

6. Нота пятая: Рефлексия – “Цветок счастья” _________ 5 минут.

А сейчас я хочу предложить вам выполнить творческое задание. Каждый из вас создаст свой “Цветок счастья”. Возьмите лист бумаги и в центре листа нарисуйте круг или овал – это будет сердцевина цветка. Сделайте в ней надпись: “Я счастлив, когда. ”. А вокруг этой сердцевины нарисуйте лепестки, в которых запишите продолжение предложения. Можно использовать фломастеры разных цветов, чтобы ваш цветок счастья был похож на сказочный цветик-семицветик.

(Учащиеся выполняют творческое задание. По окончании работы желающие озвучивают результат своей работы. Подводится итог: как вы видите, ребята, у каждого своё понимание счастья, но многие из вас сходятся во мнении, что человек счастлив тогда, когда его любят, уважают, понимают и т.д.)

7. Нота шестая: “Правила счастливого человека” _________ 2 минуты.

Я думаю, что из всего услышанного и увиденного сегодня мы можем с вами вывести ПРАВИЛА СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА.

Что нам необходимо делать, как нужно себя вести, чтобы быть счастливыми, жить в ладу с окружающими нас людьми, чтобы наша душа всегда пела от счастья? (Дети формулируют правила.)

Друзья мои, оказывается, мы не изобрели ничего нового. Эти правила стары, как мир, они передаются из поколения в поколение уже тысячи лет. Вот они.

– Делай добро! Умейте дарить людям радость!
– Люби и прощай людей!
– Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе.
– Найди свой смысл жизни.
– Живи в гармонии с природой.
– Береги мир на земле.

Чтобы быть счастливыми, мы всегда должны придерживаться этих нравственных норм жизни.

А сейчас разрешите поделиться с вами оригинальным рецептом счастья:

“Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.” (И. Беляева)

Это рецепт вы найдёте в буклетах, которые лежат перед вами на столах.

Очень хочется, чтобы после сегодняшнего классного часа, вы задумались над тем счастливы ли вы и что нужно сделать для того чтобы было хорошо и вам, и окружающим вас людям.

8. Нота седьмая: “Поделимся своим счастьем!”_____ 5 минут.

Друзья мои, я сегодня стала чуточку счастливее от знакомства с вами. Я вам желаю, чтобы ваша душа всегда пела от счастья.

Ваше тело, как и этот шарик, сосуд для счастья, от того, какими мыслями, чувствами, поступками вы наполните этот сосуд, зависит ваше счастье. Возьмите шары. Надуйте их, мысленно отправляя с со струёй воздуха свои пожелания счастья.

Читайте также:
Как нарисовать цветы воском и паяльником

Подумайте, с кем бы вы хотели поделиться своим счастьем.

Учащиеся надувают шары. (Клип “По дороге к счастью”.) Слайд 10.

Что вы сделаете со своим счастьем?

Каждый сам распоряжается своим счастьем: может поделиться с родными и друзьями, может наслаждаться в одиночку. Но помните, что даря счастье близким, вы обретает больше. Ведь добро, отданное вами, вернется к вам в большем объёме.

Душа поет

Не секрет, что в последние годы деятели музыкального театра недовольны качеством подготовки российских певцов. Достаточно вспомнить резкие высказывания Александра Ведерникова (тогда музыкального руководителя Большого театра): нынешний выпускник консерватории в лучшем случае будет иметь поставленный голос, но и только. О другой выучке, включая знание иностранных языков, актерское мастерство и понимание музыкальных стилей, речь всерьез не идет. Проблема назрела давно. И Большой театр, страдающий от недостатка певческого профессионализма, начал решать ее по принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». При этом перенимается немалый мировой опыт. Существуют же Академия театра «Ла Скала» или Академия молодых певцов Мариинского театра! Вот и московский флагман два года назад создал первую Молодежную оперную программу, заменившую (на новом уровне) когда-то существовавшую стажерскую группу.

Руководить проектом пригласили Дмитрия Вдовина – педагога, профессора Академии хорового искусства, из которой вышли многие известные в мире солисты. В результате серьезного конкурса (на одно место претендовали желающие со всей России и стран СНГ) было принято чуть более десятка человек. У соискательниц кроме голосов явно учитывали сценическую внешность: отобранные дамы сразу поразили стройностью и личиками. Новичков с головой погрузили в мастер-классы, спевки и репетиции. В качестве наставников пригласили международных знаменитостей: среди них Елена Образцова, Лора Клейкомб, Евгений Нестеренко и Дебора Йорк. Будущих звезд учили итальянскому и английскому, умению носить «исторический» костюм, работать над дикцией и отличать стиль Генделя от стиля Пуччини. Участников активно ставили в концерты, фестивали и в текущий репертуар театра: заменить сценическую практику не в силах никакая учеба. Не обошлось без выступлений за границей – хотя программа, по словам Вдовина, задумывалась как «бастион, чтобы сохранить талантливых людей вокруг Большого театра», организаторы не настолько наивны, чтобы не понимать: карьеру стоящего певца не удержишь в рамках одного оперного дома.

И вот, через два года, Большой дал выпускной молодежный концерт. Это было событие, произошедшее «после многих треволнений, бурных сцен и приключений» (как пели участники вечера в финальной сцене из моцартовской «Свадьбы Фигаро»). Не все удалось в равной степени. Например, барочному пению выпускникам еще стоит поучиться. Можно предъявить и другие претензии: кто-то был чрезмерно зажат, иные «щеголяли» неровностью в регистрах, имели проблемы с иностранным произношением или пели разное с однообразием. Но, критикуя, надо помнить, что подготовка певцов – дело исключительно штучное, а способности к обучению, как ни крути, разные, и конвейерного выпуска совершенных особей тут не бывает. Общие итоги вечера показали, что усилия были затрачены не зря и потенциал у выпускников немалый. Особенно учитывая общий уровень оперной труппы Большого: выпущенная молодежь (если не растеряет чувство благодарности) сможет сильно укрепить ее ряды.

Голосистая Светлана Касьян сделала упор на трагический пафос Елизаветы из вердиевского «Дона Карлоса» и Лизы из «Пиковой дамы». Эту певицу, как и тенора Бориса Рудака, оставляют учиться дополнительно, еще на год: им есть над чем поработать. Оксана Волкова сполна показала возможности своего громадного меццо, свободно пробежав по низам и верхам в арии Иоанны из оперы Чайковского «Орлеанская дева»: не просто так белорусскую певицу уже пригласили в «Метрополитен-опера». Павел Колгатин выступил простуженным, из-за чего из афиши пришлось снять арию из оперы Моцарта. Во фрагменте из «Искателей жемчуга» Бизе больной певец хоть и «спотыкнулся», но все равно публика оценила его воспитанный красивый тенор. Сопрано Ульяна Алексюк звонкой соловушкой пропела каватину Людмилы из оперы Глинки «Руслан и Людмила»: это была примерка партии, которую певица должна спеть в осенней премьере спектакля на открывающейся после ремонта исторической сцене Большого театра (постановка Дмитрия Чернякова). Венера Гимадиева, «вальсируя» голосом, сорвала овации после вальса Джульетты из шекспировской оперы Гуно, а в «Травиате» и вовсе продемонстрировала высший класс. Кстати, последних четырех исполнителей Большой театр с нового сезона берет в штат. Но и прочие выпускники Молодежной программы не останутся без ангажементов. Тот же ГАБТ намерен активно приглашать их на спектакли, да и заграница проявила немалый интерес. Баритон Константина Шушакова, например, отметили наградой на престижнейшем конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе. Колгатина зовут в Вену, Гимадиеву – во Францию. Певиц Александру Кадурину и Алину Яровую ждет Парижская опера, где они споют в современном спектакле «Вишневый сад». А Большой театр продолжает начатое: уже набрана вторая Молодежная программа.

Энкаустика. Когда душа поет.

Когда поет душа…

Читайте также:
Энкаустика. Верба - символ здоровья и жизни

На днях в Хрящевке отметили день рождения первого директора ДК «Современник» Владимира Чусовитина. Осенью и самому Дому культуры исполнится 40 лет.

Владимир Семенович родом не из Ставропольского района, но пригодился именно здесь. Родился и вырос он в Свердловской области, в деревне Пушкарёво. Был парнем активным, энергичным, а потому, гармонично вписавшись и в бурную комсомольскую жизнь, и в местную самодеятельность, которая «гремела на весь район», сразу по окончании школы стал руководителем сельского клуба. Отслужив четыре года на Тихоокеанском флоте, отличник боевой и политической подготовки вернулся в родную деревню, в свой клуб. Там бы, наверное, работал до пенсии, если б не случай.

– Где бы я ни работал, всегда старался быть в числе передовиков, имел грамоты, благодарности, – говорит он. – И вот однажды я приехал к родственникам в Хрящевку. И был поражен: моя родная деревня вся деревянная, а здесь – дома двухэтажные, квартиры благоустроенные, улицы прямые, ровные. Очень мне захотелось жить здесь.

Директор совхоза «отозвался об этой идее положительно» (до тех пор культурой на селе «рулили» киномеханик с супругой, а развивающийся совхоз нуждался в опытных организаторах культмассовой работы), без лишних разговоров предложил приезжему возглавить хрящевский клуб. И, что сегодня кажется просто фантастикой, выбрать (!) квартиру (!!) с балконом (. ) в строящемся доме. Двухкомнатную квартиру.

«Как член партии я знал, что мы строим светлое будущее, коммунизм, но такое. » – возможно, это самое сильное потрясение в долгой и насыщенной событиями жизни Владимира Семеновича.

В Хрящевке он начал работать в 1975-м. В старом одноэтажном клубе был только тесный кинозал, развернуться негде. Но культуру сельских тружеников нужно было поднимать, «нести в массы» – и директор вместе приезжим, опять же, выпускником

культпросветучилища баянистом Анатолием Горбуновым, единственным на тот момент штатным сотрудником, отправились на производственные участки. Постепенно стал собираться хор. Участковая больница (главврач Петр Яковлевич Сакеев), детсад «Золотой колосок» (заведующая Анна Михайловна Юрьева), средняя школа (Елизавета Сергеевна Шевалева) охотно приютили голосистых хрящевцев, желающих петь. Репетировали по утрам, до начала приема или занятий-уроков – то в кабинете главврача, то в садике, то в учительской. Концерты давали в клубе. Хорошо спетый хор стал занимать призовые места в районных смотрах художественной самодеятельности. Были созданы ансамбли, агитбригада давала до 20 концертов за лето. Их заметили: уже почти полвека директор клуба бережно хранит документы о присвоении областным управлением культуры почетного звания «клуба отличной работы», а к 60-летию Октябрьской революции клуб был признан победителем социалистического соревнования и награжден юбилейным дипломом обкома КПСС, облисполкома, облсовпрофа и обкома ВЛКСМ.

И все же, как сетовал Чусовитин в районной газете «Ленинский путь» (27 декабря 1977 г.) в духе того времени, «получается, что плохо мы еще работаем со своими сельскими талантами. Хрящевка не имеет пока современного Дома культуры»…

– Новый ДК «Современник» появился благодаря двум людям – Александру Егоровичу Воронцову, в ту пору директору совхоза «Хрящевский», и Александру Алексеевичу Сорокину, секретарю парткома, – свидетельствует Чусовитин.

Оба они, ныне почетные граждане Ставропольского района, с гордостью вспоминают этот грандиозный по всем меркам объект. Владимир Семенович помнит стройку с первого колышка.

– ПМК построило здание быстро, года за два. Но сдали они, конечно, одни стены, а мне как директору пришлось завозить все оборудование, обстановку. Постепенно стали прибывать творческие кадры, сформировался коллектив.

Введенный в строй осенью 1979 года Дом – да что там, истинный Дворец культуры! – получил модное в то время имя «Современник» (московский театр «Современник», одноименный кинотеатр в Куйбышеве-Самаре…).

Обрел, наконец, свою постоянную крышу хрящевский хор, заиграли местные вокально-инструментальные ансамбли. Дискотеки, свадьбы – ДК стал подлинным центром культуры в сельском поселении. Всем музам нашлось место и занятие в огромном здании. И ни на левом, ни на правом берегу Волги нет такого ставропольского села, куда бы ни приезжала агитбригада хрящевского ДК. Ни одного полевого стана или фермы…

Через десять лет дали первому директору квартиру в Тольятти: «Пришлось переехать».

Сегодня он живет в Тольятти, но, говорит, связь с Хрящевкой не теряет – продолжает петь и гастролировать в качестве участника и солиста вокальной группы «Надежда». В хоре ветераны, в том числе одна из старейших работниц Хрящевского ДК, художественный руководитель Светлана Ивановна Обухова.

«Говорю: хоть и далеко ездить репетировать, но буду, поскольку и покуда душа поет».

Душа поет «Смуглянку», «Старый клен», «Милую маму» и прочие душевные песни, которые так любят люди серебряного возраста.

А еще он горд и рад, что прекрасный «Современник», у колыбели которого он стоял, живет полнокровной жизнью. Он и сегодня, как сорок лет назад, зовет всех в хрящевский ДК.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: