Энкаустика на ткани

Энкаустика для начинающих


Содержание

  • Необходимое оборудование и материалы
  • Разновидности приемов в технике энкаустики
  • Пошаговые уроки

Энкаустика – в прямом смысле зажигательная техника рисования горячим воском, при которой вместо кисти используется утюг и паяльник. Выполненные подобным образом работы отличаются цветовой насыщенностью, контрастностью, выраженной текстурой и высокой стойкостью к воздействию влажности и света. Изображения можно создавать на холсте, бумаге, картоне, фанере, мраморе, доске и других материалах.

Первые упоминания о рисовании горячим воском встречаются в древнегреческих и древнеегипетских манускриптах. Водостойкость краски зарекомендовала технику наилучшим образом в росписи кораблей. Некоторые раннехристианские иконы также выполнены в технике энкаустики. Их легко узнать по сохранившимся сквозь века насыщенным цветам и плотности краски.

К самым известным старинным изображениям в этой технике относят “фаюмские портреты”. Это написанные тысячи лет назад и сохранившие по сей день яркость посмертные изображения в усыпальницах Египта. Сейчас они хранятся в московском музее им. А.С.Пушкина, Лувре и Британском музее.

Современные художники, посвятившие себя жанру энкаустики

1. Педро Куни-Браво – испанский живописец, работающий в США. Реставрирует фрески и создает детальные городские пейзажи и портреты.

2. Абстракционист Бетси Эби – создала большую часть своих гармоничных работ под влиянием классической музыки.

3. Тони Шерман – поклонник исторического и портретного жанра. Завоевал известность циклом картин на тему Французской революции.

4. Изучение древних методик порой оказывается опасным. Так советский художник-монументалист В. В. Хвостенко, исследуя древние составы красок, поплатился за знания собственной жизнью – отравился ртутью.

Необходимое оборудование и материалы

  • Восковые карандаши или мелки. Обратите внимание на их плотность. Карандаши с высокой плотностью хорошо растягиваются по поверхности и удобны для создания фоновых элементов – небо, поля, море или земля. Мягкие карандаши с низкой плотностью не растекаются по бумаге и подойдут для рисования небольших деталей переднего плана. Профессионалы вместо мелков используют для работы специализированный художественный воск.

  • Поверхность для работы. Материал для основы рисунка может быть любым, главное требование – устойчивость к температуре 100-110 градусов. Лучше всего на первых порах использовать мелованный картон.
  • Утюг. Подошва прибора должна быть гладкой, без отверстий для отпаривания. Удобнее всего пользоваться небольшим дорожным утюжком – он легкий и ваша рука не будет быстро уставать. Идеальный выбор – специальный утюг для энкаустики. Температуру нужно подбирать таким образом, чтобы мелки плавились, но не стекали с утюга. Обычно это режим “шерсть” или “шелк”.

  • Бумага для подложки. Подойдет старая газета, остатки обоев или ненужные черновики.
  • Бумажные или тканевые салфетки.
  • Каутерий – стилус для энкаустики – понадобится для прорисовки мелких деталей. Представляет собой электронагревательный прибор с различными насадками и возможностью тонкой регулировки температуры. Можете заменить паяльником, но следите, чтобы он не перегревался.

  • Строительный фен с регулировкой температуры. Используется для рисования на больших площадях.
  • Мастихин. Разогретым мастихином смешивают цвета на картине и убирают лишние фрагменты краски.

  • Толстые иглы или нож с тонким лезвием. Пригодится для процарапывания контуров и мелких деталей.

Здесь приведен полный набор инструментов, однако для знакомства с техникой будет достаточно первых пяти пунктов.

Разновидности приемов в технике энкаустики

Разглаживание. Переверните нагретый утюг рабочей поверхностью вверх, нанесите на него краски, а затем плавными гладящими движениями распределите их по картону. Можно совершать повороты – тогда насыщенность краски будет меняться и на изображении проступят слабо выраженные линии. Используется для фонов и крупных деталей.

Оттиск. Утюг с нанесенной на подошву краской коротким движением прикладывается к бумаге и тут же резко приподнимается. На картоне остается четкий контур с выраженными прожилками внутри.

Рисование ребром. Ребром утюга на рисунке создают прямые линии. Можно повернуть утюг под углом и проводить по уже имеющейся на картоне краске или предварительно нанести небольшое количество воска на ребро утюга. Во втором случае цвет линии будет более насыщенный.

Работа кончиком утюга. Краска наносится на кончик, инструмент держится так, чтобы к картону прикоснулось только острие утюга. Можно ставить точки, галочки или проводить короткие волнистые линии. Этот прием поможет в рисовании мелких деталей, например, цветов и птиц.

Читайте также:
Энкаустика. Верба - символ здоровья и жизни

Пошаговые уроки

Пейзаж с помощью приема разглаживания.

  • восковые мелки,
  • утюг,
  • лист картона,
  • газета либо ткань для подложки,
  • салфетки для очищения утюга.

1. Поверните утюг подошвой вверх и определите оптимальную температуру для вашего типа мелков. Начинайте с 80 градусов и постепенно увеличивайте, пока мелок не начнет плавиться.

2. Очистите рабочую поверхность утюга с помощью салфетки. Нанесите первые цвета для картины. В данном примере для изображения неба возьмите голубой, белый и бежевый мелки.

3. Поверните утюг в рабочее положение, поставьте его на лист справа и плавным движением проведите по верхней половине рисунка до левого края. Поднимите утюг и оцените результат. Если нужны более насыщенные цвета, можно повторить процесс один или два раза.

4. Очистите подошву утюга с помощью салфетки. Нанесите цвета для изображения холмов – зеленый, кирпичный и капельку черного. Прогладьте нижнюю половину листа, двигаясь по небольшой дуге. Повторите процесс несколько раз, все время смещаясь к нижней части листа – у вас получится несколько холмов. Можно совершать волнообразные движения.

5. Подождите пока воск на картине застынет и протрите ее мягкой тряпочкой для придания блеска.

Космическая абстракция с использованием приемов разглаживания, оттиска и рисования кончиком утюга

  • восковые мелки,
  • утюг,
  • лист картона формата А5
  • газета либо ткань для подложки,
  • салфетки для очищения утюга.

1. Выберите несколько сочетаемых цветов. В данном случае это будут алый, желтый и синий. Разогрейте утюг, поставив регулятор в положение “Шелк”. Нанесите краски на поверхность утюга широкими параллельными полосами. Не стоит использовать одновременно более трех цветов – они могут излишне перемешаться.

2. Опустите утюг на картон и прогладьте лист параллельно длинным краям. Повторите один-два раза, добиваясь желаемой яркости.

3. Прикладывайте утюг к картону и резко поднимайте его вверх. Сместите рабочую поверхность немного в сторону и повторите еще несколько раз.

4. Попробуйте отрывать утюг не вертикально вверх, а с небольшим смазанным движением вперед или в сторону – цвета начнут смешиваться. Будьте осторожны – при круговых вращениях цвета могут перемешаться слишком сильно, это испортит работу.

5. Повторите действия из предыдущего пункта, используя только часть подошвы утюга для более мелких разводов.

6. Попробуйте сделать кончиком утюга полосы и точки – могут получиться оригинальные абстракции.

7. По окончании рисования дождитесь пока воск на картине высохнет и отполируйте его тряпочкой.

В современной энкаустике нет строгих правил и рамок, это искусство рассчитано на фантазию художника. Не бойтесь экспериментировать и, возможно, вы создадите собственное новое направление в этой древней технике.

Энкаустика – рисуем за 1 час!

ЭНКАУСТИКА (греч. egkaustike от egkausis – “выжигание”) – техника росписи восковыми красками горячим способом. Использовалась в античности с V в. до н. э. Древнегреческие художники писали по деревянным доскам (см. пинака; “Пёстрая стоя”), терракотовым плитам, по мрамору, слоновой кости, а также, в настенных росписях, по штукатурке. При этом связующим веществом обычных минеральных красителей был воск. Чистый пчелиный воск долго варили в морской воде и таким образом отбеливали. Затем в полученную пластичную и горячую массу добавляли смолу и мелко растертые пигменты. Такую пасту накладывали на основу с помощью разогретых инструментов. Специалисты считают, что в античности использовали три основных способа работы в этой технике.

Первый способ заключался в том, что красочную пасту накладывали на основу каутерием (греч. kauterion – “прожигатель”) – металлическим стержнем, на одной стороне которого была ложечка для набирания краски, а на другой – лопаточка для заглаживания красочного слоя (предполагают, что этот инструмент появился только в IV в. до н. э.).


Второй
способ заключался в том, что на основе прочерчивали контуры кестром (греч. kentron, лат. cestrus) – иглой или острием наподобие штихеля. Углубленный контур препятствовал растеканию краски, что особенно важно при работе на вертикальной поверхности. Далее роспись осуществляли, вероятно, кистью.

Читайте также:
Рисуем цветы в технике энкаустика

Третий способ заключался в свободном письме кистью. Согласно Плинию, последний способ использовали для росписи кораблей. Предполагают также, что техника росписи с помощью кестра, как более графичная, – самая древняя, затем она была усовершенствована с помощью каутерия, а свободная и более живописная работа кистью преобладала в позднее время. После наложения красок на основу картина выглядела мозаичной (без тональных переходов).

Поэтому вторая стадия работы заключалась в том, что разогретыми в печи каутериями краски разглаживали и, одновременно, перемешивали по границам цветовых пятен, создавая плавные переходы одного тона в другой. По завершении работы краски “прижигали”, пододвигая вплотную к картине (стене) жаровню с горячими углями. Таким способом писали картины знаменитые живописцы V-IV вв. до н. э.


Современная энкаустика
начала развиваться в Европе в прошлом веке. Благодаря научному прогрессу изобретено множество приспособлений, облегчающих техническую сторону работы с восковыми красками. Современные мастера данной техники живописи используют металлические столы с подогревом и вакуумом, паяльники, газовые горелки и печи. Некоторые мастера предпочитают самостоятельно делать краски на основе воска, добавляя смолу и сухие пигменты.

Мастер-класс по энкаустике – инструкция.
Мы будем использовать готовые материалы для удобства и быстроты исполнения графических работ. Итак, начнем.
1. Для начала организуем рабочее место – застелим стол газетами или ненужной бумагой формата А3.
2. Подготовим утюг, желательно без отпаривателя, а еще лучше легкий дорожный утюг со съемной плоской ручкой. Нагреваем утюг на минимальной отметке 1.
3. Возьмем лист белого мелованного картона формат А4, набор масляной пастели или восковые мелки для детского творчества (продаются в канцелярских товарах), мастихин, свечу хозяйственную толстую, бумажные салфетки (для очистки утюга).

4. Алгоритм действий:
На разогретый утюг наносим быстрым движением воск (одной рукой держим рабочую плоскость утюга паралельно полу и второй рукой проводим свечкой по ютугу равномерно “смачивая” поверхность) – воск выступает в качестве расстворителя мелков, чем больше воска – тем прозрачнее светлее будет рисунок. Затем наносим штрихами цвета какие вам больше нравятся. Для удобства можно заранее поделить мелки на две категории “теплые” (желтые, красные, оранжевые, коричневые) и “холодные” (голубые, синие, фиолетовые, зеленые).

Проводим утюгом по картону слева направо или справа налево, как вам будет удобнее. Фон вы можете сделать утюгом одним из способов: провести одним движением из стороны в сторону, сделать волну, круг, “восьмерку” и т.д.

5. Последние штрихи. Смотрим что получилось, если сюжет читается хорошо – по возможности добавляем яркие контрастные элементы для усиления эффекта. Для рисования можно использовать носик и грани утюга, мастихин, шило. Чтобы нарисовать деревья, камыш, птиц – используем утюг, наносим более темный тон на грань утюга и прикладываем легким быстрым движением тонкими штрихами, рисуя ветки деревьев или траву и цветы. Для более тонких и четких контуров лучше использовать узкий мастихин – для работы нужно нагреть мастихин на утюге или над огнем и быстрыми движениями прорисовывать контуры, например, в портретах. Третий способ – по остывшей работе рисуем шилом тонкой штриховкой как твердым карандашем выбирая лишний воск до цвета бумаги (см. первую иллюстрацию с портретом).

Удачи и вдохновения всем первооткрывателям и творческим личностям! С Любовью, Анаис :-))

Такие работы могут получиться и у вас. Дерзайте!

Энкаустика в живописи

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Что это такое?
  2. История происхождения
  3. Виды
  4. Необходимые инструменты и материалы
  5. Мастер-класс для начинающих
  6. Известные мастера

Энкаустика переводится с древнегреческого как «выжигание», но только техника предполагает использование не выжигательного прибора для получения декоративных эффектов, а воска. Это он связывает краски, создавая оригинальные полотна. Техника сложна в исполнении, но очень интересна.

Что это такое?

Энкаустика – не самая популярная техника, что может быть связано с ее сложностью. Дело в том, что живописцу приходится проделать довольно много технически непростых действий, чтобы воплотить задуманное.

Надо очень внимательно подбирать рецептуру краски, заранее заготовить каждую краску, потому что смешать их на палитре прямо во время работы уже не получится.

Также восковая живопись требует очень быстрого действия, пока воск мягкий. Материал основы может быть только твердым – например, камень либо дерево, бетон либо даже штукатурка. Наконец, всегда должен быть под рукой открытый тепловой источник, который разогреет быстро остывающий красящий состав.

Читайте также:
Энкаустика. Как выбрать восковые карандаши

Зато энкаустика технически совершенна, хотя со временем и она претерпела изменения. Например, в древности для портретов по большому счету использовались краски, связующим компонентом которых было нечто смоляно-восковое, иногда туда же добавлялось масло. Сейчас же стараются использоваться краску, которую изобрел художник-реставратор Евгений Кудрявцев. Он сделал тягучую и жирную субстанцию, потому что в основе ее исключительно воск. И на полотно такую краску наносят электрическим пером, с которого состав будет медленно стекать.

А еще есть воск, изобретенный Фрицем Файссом. Он твердый, имеет высокую температуру плавления и очень удобен для данной техники. Конечно, все эти нюансы более известны специалистам, профессионалам. Среди ярких имен художников, занимающихся энкаустикой, стоит упомянуть Ганса Шмидта, Тони Шермана, Эстер Геллер, Бетси Эби. Но не нужно бояться, что только большим мастерам подвластно это искусство, оно благосклонно и к новичкам, адаптировано и для детей тоже.

История происхождения

Древние греки под энкаустикой подразумевали способ рисования, при котором нагретые восковые краски ложились на доску из мрамора либо другого камня, а краски потом оплавлялись. Проще говоря, они вжигались в полотно. И художник, который этим занимался, назывался вжигающим. Есть мнение, что происхождение этой техники относится к Египту. И дело в изобретательности древних мастеров, которым нужно было расписывать гробницы так, чтобы краска оставалась на поверхности, была прочной. Приходилось что-то в нее добавлять, и этим компонентом становился воск.

Есть исследование, которое провел Эйбнер, – проверялись химическим способом египетские росписи по камню. И возраст этих росписей – около 3 тысяч лет до нашей эры. Исследование подтвердило, что роспись производилась именно восковыми красками. Надо отметить, что воск хорошо сохранился, и его можно было изучить отдельно. Точку плавления он имел ту же, что и свежий воск. Выходит, что еще до Греции энкаустика существовала в Египте, и что ею расписывали гробницы. Но информации все равно маловато, потому что греческих классических памятников восковой живописи для изучения фактически нет. И большие раскопки мало что дали в этом смысле.

Но есть литературные свидетельства, в которых упоминаются Апеллес, Зевкоис и другие греческие живописцы, чьи работы были вывезены в Рим. В основном эти шедевры попадали во владение богатых патрициев. По некоторым другим литературным изысканиям стало ясно, что и станковые картины в античной живописи часто выполнялись восковыми красками, и что греки в той же технике расписывали и свои суда. Кстати, даже слово «воск» в те времена было синонимично слову «краска», что также говорит о распространенности и даже доминировании энкаустики.

Если очень далеко забежать вперед, можно сказать, что новый архизначимый виток интереса к восковой живописи возник в XIX веке. И «архи» здесь используется и с целью каламбура, потому что именно археологические раскопки стали стимулом для нового обращения к энкаустике. Например, в 1845-м, в Сен-Медар де Пре, что рядом с Парижем, были найдены поселения античных творцов, которые датированы III и IV веком до нашей эры. Такое же нашли и в Бельгии, в Герн Сен-Гюбер. Там, в гробницах, археологи обнаружили пчелиный воск, смолы, смесь-составы, краски и различные другие приспособления, которые можно было считать инструментами художников – циркули, доска из серого мрамора, бронзовая ложечка и так далее. Это очень помогло исследователям энкаустики, но все же не смогло ответить на все вопросы.

И даже найденные в 1887-м фаюмские портреты, которые очень многое прояснили, все же не стали исчерпывающими историческими источниками. Художники спорили с учеными, их выводы точно не совпадали, и тема только обрастала вопросами и сомнениями. Говоря об истории энкаустики, преступно не вспомнить два фундаментальных труда, авторства Бергера и Шмида.

  • Бергер «Живописная техника древности». Это работа, основанная на изучении античных источников, если и не исчерпывающая, то очень подробная. Но тем не менее выводы Бергер сделал неверные. Он решил, что энкаустика не подразумевает кисть, а ведь это не так. И эта ошибка стоила большой путаницы. Он все же потом признал, что кисть использовалась художниками, и тогда пошел по новой логике – разработал теорию «осмысленного воска» (восковой эмульсии), то есть той субстанции, которая спокойно сочеталась с использованием кисти. Но даже нащупывание правильного пути не позволило Бергеру до конца понять, что же скрывает древняя энкаустика.
  • Шмид «Техника античной фрески и энкаустики». Он пошел дальше своего коллеги. И главное, что он, в отличие от Бергера, был не только теоретиком, но и практиком. Он сам сделал несколько серьезных работ в этой технике. Однако и его открытия все-таки были неполными, ведь он писал только о горячем способе. Но их однозначно было несколько. А еще Шмид получил патент на свои открытия, а потому не раскрыл рецептуры красок, не расписал способы работы с ним.
Читайте также:
Энкаустика. Памятник затонувшим кораблям

Российские исследователи тоже занимались энкаустикой – Кудрявцев, Грабарь, Киплик, Айналов, Фармаковский.

Есть несколько видов восковой живописи – можно придерживаться одного, можно пробовать разные, можно сочетать.

Разглаживание

Это основная технология, которая заключена в расплавлении воска на подошве утюга. После того как воск станет жидким, утюг осторожно переворачивают и проводят нагретым по полотну. Тут весь фокус в том, что делать это нужно максимально деликатно, иначе полотно запросто можно испортить прожогом.

Оттиск

С помощью этой техники создают интересные узоры, которые напоминают прожилки листа. На полотно наносят воск, затем нагретый утюг прикладывают на пару секунд, не более. Поднимать прибор надо перпендикулярно полотну, иначе вместо красивых прожилок получится что-то размазанное.

Работа ребром

Эта техника помогает освоить нанесение изящных линий нужной длины. К примеру, стебельков травы или цветов. Поверх рисунка, который наносится на прочную бумагу либо ее аналог, ребрышком утюга проводят линии. И сила нажатия будет регулировать толщину этих линий.

Работа носом

А это впечатляющее название также относится, конечно, к утюгу, а не к носу. Носик утюга обмакивается в расплавленный воск, и так прорисовываются детали.

Разумеется, логично не переходить сразу к рисованию картины в конкретной технике, а отработать отдельные приемы. Техника интересная, но требует использования нагревательного прибора, а значит, действовать нужно поступательно, осторожно.

Необходимые инструменты и материалы

Если подойти к теме профессионально, то и подготовка должна быть соответствующей. Нужно подготовить следующие инструменты.

  • Каутерий. Это ручка с нагревательным наконечником, может быть разной формы, с комплектом насадок. В английской версии называется стилусом. Хорошо помогает прорисовать мелкие детали.

  • Утюг. Это главный инструмент. К слову, для энкаустики продаются специальные утюжки, не обязательно брать те, что для глажки одежды. Специальный утюг маленький, легкий, он имеет снимающуюся ручку.

  • Цветной воск. Это специальный воск, который заменяет фактически краски.

Но новички вряд ли согласятся запастись недешевым набором инструментов и материалов, и поищут более доступную альтернативу. Например, восковые мелки, клей, а еще плотную бумагу и фен. И все перечисленное поможет понять, что такое энкаустика.

Мастер-класс для начинающих

Описанный ниже вариант максимально прост, но он помогает понять, как пошагово рисовать воском с нагревательным прибором. В данном случае это фен, а не утюг.

Простой МК:

  • на ровной поверхности разложить лист бумаги;
  • из восковых мелков выложить заборчик так, чтобы узкие части их глядели вниз;
  • мелки фиксируют на неотклееные этикетки;
  • нужно ждать, пока подсохнет клей;
  • фен пора включить на полную;
  • струя теплого воздуха направляется на мелковые носики;
  • теперь надо плавно перевернуть работу по мере воскового плавления, формируя разводы;
  • расплавленным цветным воском нужно заполнить весь лист;
  • остается дождаться, когда картина высохнет.
Читайте также:
Как нарисовать цветы воском и паяльником

Можно усложнить задачу – когда вся плоскость окажется в теплом воске, прочертить линии с приемом «работа ребром». И уже потом просушивать картину. Здесь же можно опробовать технику «оттиск».

Известные мастера

Если хочется изучить тех, кто прославился работами в этой технике, обязательно нужно посмотреть работы Эстер Геллер. Это американская мастерица, которая придумала органические абстракции. Она много пробовала интересного именно с восковой живописью, а еще прочитала немало лекций по всему миру. Что, в свою очередь, здорово популяризировало энкаустику. Также в этом списке обязательно будет Тони Шерман, канадский мастер, прославившийся рядом картин эпохи Наполеона. А Бэтси Эби делала спокойные и нежные картины, которые вдохновлены классической музыкой. Педро Куни-Браво – художник, который плюс к восковой живописи реанимирует старинные фрески.

Конечно, стоит подробнее рассказать о Фаюмских портретах. Это погребальные портреты, которые практиковали в Римском Египте I-III столетии. В Фаюмском оазисе нашла их в 1887 году британская экспедиция Флиндерса Питри. Такой портрет подменял маску для мумии при погребении. В итоге артефакты оказались в коллекциях музеев мира (в Метрополитен-музее и в Лувре, например, они тоже есть). В Пушкинском музее в Москве есть также 23 погребальных портрета. А всего их найдено на сегодня порядка девяти сотен.

Отличало эти портреты использование тонкого сусального золота. Кое-где можно было увидеть полностью позолоченный фон. В основе портретов была древесина. Отдельные произведения были сформированы в смешанной технике: темпера плюс энкаустика. Почему так ценны Фаюмские портреты: это лучшие образцы античной живописи, которые сохранились до сего дня. Они поражают своей реалистичностью, на них изображены мужчины и женщины разных возрастов, и изображения удивительно точны. Возле этих полотен хочется задержаться подольше.

Энкаустика подойдет как вид творчества тем, кто хочет эксперимента. Не просто классической живописи, а использования какой-то необычной технической составляющей в работе. Никогда наперед не знаешь, что выйдет в итоге. Но в картинах, написанных в технике энкаустики, есть особая теплота, загадочность, приятная размытость. Они очень атмосферные и стильные. Плюс работа с теплом, с плавящимся воском – это что-то интимное, расслабляющее, нечто, работающее как эффективная арт-терапия.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Энкаустика»

Левина Татьяна
Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Энкаустика»

1.Теоретическая часть с презентацией:

Любой человек по своей сути – творец. Но его творческие возможности, как правило, находятся в скрытом состоянии и не всегда реализуются полностью. Создав условия, побуждающие к занятиям искусством, можно раскрыть его дремлющие творческие способности.

Каждая из нас практически каждый день держит в руках утюг. Но мало кто знает, что им можно не только разглаживать складки на одежде, но и рисовать потрясающие картины.

И сегодня мы поговорим о нетрадиционной технике рисования Энкаустика.

Энкаустика – древнейшее «писание на воске и воском».

Этот вид художественного творчества, как утверждают ученые, был известен очень давно. Восковые картины создавали древние греки, римляне, египтяне. Техника энкаустика была использована в ранней иконописи. Самым ярким примером считается образ Христа Пантократора (6 век, находящийся в Синайском монастыре. Картины эти можно увидеть во многих мировых художественных музеях.

Выполнены картины цветным воском по дереву. Сюжеты поражают своей вычурностью и великолепием. Древние художники свято хранили секреты смешивания воска и красок. Сами понимаете, что процесс изготовления цветного воска в древности был длительным и сложным, использовались натуральные компоненты, поэтому картины и дожили до наших дней.

Далее искусство постепенно пришло в упадок.

Энкаустика стала «стилизованной», но не утратила своего свойства «целительного искусства».

Энкаустика — это красивый и достаточно простой вид творчества, но с помощью этой удивительной техники можно проявить себя и свои творческие способности. Для энкаустики не столь важно умение рисовать, а более приоритетным является чувство меры и цвета, фантазия и настроение. Энкаустика – занятие настолько увлекательное и захватывающее, что к нему очень быстро и надолго привыкаешь. Оно под силу каждому, картины, можно создать за считанные минуты.

Читайте также:
Энкаустика. Рисунок с фотографии

В технике энкаустика впечатляющими получаются – например, картины живой природы, подводного мира.

Настоящая энкаустика – это процесс, в котором восковая краска прижигается к деревянной, холщевой или наштукатуренной основе. Время движется вперед, и современные мастера этого искусства используют утюг или нагревательную панель (нечто вроде электрической плиты). В отличие от древних художников, хранивших свои тайны, у меня от вас нет никаких секретов.

Для работы в технике энкаустика понадобится: утюг старого образца (с цельной нагревающейся подошвой, без отверстий для пара, листы глянцевой бумаги или картон, восковые мелки, бумажные полотенца, защитное покрытие для стола. Включаем утюг на минимальную мощность и наносим на подошву восковые мелки. Можно сразу нескольких цветов, если они смешиваются, рисунок получается интереснее и ярче. Затем то, что получилось на утюге, переносится на картон. Можно использовать только фон для создания картины.

В данном случае мы можем соединить две техники: энкаустика (фон) и граттаж (процарапывание изображения).

Можно использовать фон для пластилинографии, аппликации. Дети могут выбрать картон с любым фоном.

Так же мы можем соединить технику энкаустика с пуантилизмом – точечное рисование: нагреваем кончик воскового карандаша над свечой и переносим каплю цветного воска на лист. Так можем нарисоватьцелую картину или изобразить мелкие детали: цветы, листочки и т. д.

Как и в каждой технике, в энкаустикесуществуют основные приемы работы: разглаживание, оттиск, рисование ребром утюга, рисование носиком, рисование подошвой вверх

Предлагаю Вам ознакомиться с этими приемами рисования поподробнее на тему «Зимний пейзаж».

Первый приём-это разглаживание.

Наносим на подошву утюга определённого цвета восковой мелок (голубой, белый, серый, синий). Проглаживаем картон с одного края до другого не останавливаясь. Нарисовали небо. Вытираем остатки мелков с подошвы утюга бумажными салфетками. Снова наносим восковые мелки на подошву утюга. Проглаживаем нижнюю часть картона. Нарисовали снежный покров, получился основной фон работы.

Второй приём рисования – оттиск.

Утюг прикладываем на лист с готовым фоном, а потом резко приподнимаем. Получились прожилки.А можно выполнить и другим образом: на кончике утюга расплавляем восковой мелок нужного цвета (возьмем коричневый). Затем утюг прикладываем к работе и резко поднимаем – получается кустик.

Третий приём – работа ребром утюга.

Утюг ставим ребром на работу с готовым фоном и ведём вверх. Так получаются белые линии (трава, кусты, водоросли в водоеме). Можно провести коричневым, серым либо черным карандашом по ребру утюга, затем изобразить деревья.

Четвёртый приём – рисование носиком утюга

С помощью этого приёма можно прорисовать мелкие детали (ветки, сухую траву, птиц). На носик утюга восковым мелком ставим точку и переносим на рисунок. Из точки рисуем галочку – птица. Так же носиком утюга мы нарисуем ели. Возьмем зеленый карандаш и сверху вниз … прорисовываем ель.

Пятый приём – рисование подошвой утюга вверх.

Ставим утюг в подставку, сверху на утюг кладём работу, когда картон нагреется можно рисовать детали восковыми мелками. Это может быть снег, дорисовка деталей деревьев, рисование людей и т. д.

Эти простые приемы рисования доступны для выполнения и ребенку и взрослому. Конечно, рисовать со всей группой в детском саду – сложно, только в индивидуальной работе с детьми. Эта технология помогает развить творческое мышление, фантазию. Она заставляет додумывать рисунок, дополнять какими либо деталями. Предлагаю вам попробовать эту технику изображения, и я уверена, у вас все получится.

2 Практическая часть:

Приглашаю выполнить работу в смешенной технике ЭНКАУСТИКА И ГРАТТАЖ.

Предлагаю Вам лист с готовым фоном. Возьмите заострённый предмет (деревянная палочка для маникюра) и начинайте наносить запланированный рисунок. Рисовать можно полосы, различные линии или штрихи. То, что Вам хочется.

Так же предлагаю желающим попробовать свои творческие способности в смешенной техники: энкаустика и пуантилизм.

Читайте также:
Энкаустика. Картина в рамочке.

ЭНКАУСТИКА И ПУАНТИЛИЗМ – передача цвета не смешиванием красок, а расположением рядом точек базовых красок. Для работы понадобятся восковые карандаши, лист бумаги и огонь, в нашем случае – свеча. В случае с детьми безопаснее использовать свечу и рисовать под присмотром взрослых.

Перед Вами лежат незаконченные картины. Вам нужно будет их дорисовать. Зажгите свечу и приступим. Нужно держать восковой мелок над свечой до образования капли, затем аккуратно и быстро перенести его на нужное место картины, положив каплю на плоскость листа.

За рабочие столы для рисования в технике энкаустика приглашаю… Вспомним приемы работы…. Рисование зимнего пейзажа.

На этом наш мастер – класс окончен. Надеюсь, что мой мастер-класс вдохновит Вас на новые идеи.

Мастер-класс для детей младшего дошкольного возраста. «Солнышко» в нетрадиционной технике рисования «монотипия» Представляю Вашему вниманию детский мастер – класс для детей младшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике рисования “Монотипия”.

Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Снегирь на ветке рябины» для детей 6–7 лет Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». (Для детей 6-7 лет.) Доброго времени суток,.

Мастер-класс для педагогов и родителей по нетрадиционной технике рисования — кляксографии «Веточка сакуры» Хочу с вами поделить опытом работы по нетрадиционной технике рисования кляксография. Маленькие дети любят оставлять на бумаге кляксы.

Мастер-класс для педагогов и родителей в нетрадиционной технике рисования мыльными пузырями Что такое мыльные пузыри, знают абсолютно все. Многие малыши с огромным удовольствием готовят своими руками мыльные растворы и придумывают.

Мастер-класс «Коллективная работа в нетрадиционной технике рисования «Курочка с цыплятами» Мастер – класс. Коллективная работа по нетрадиционной технике рисования «Курочка с цыплятами”. Дорогие коллеги предлогаю вам оценить коллективную.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «граттаж» Граттаж – рисунок гравюра, изображение выцарапывается на специально подготовленном листе острой деревянной палочкой. Сегодня я расскажу.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования на воде «Цветок» Цель:Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования «Эбру», повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Дождь» Темой по самообразованию в этом году я выбрала «Нетрадиционные техники рисования», которые часто применяю в работе с детьми. На занятиях.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Волшебная соль» Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Волшебная соль» Цель: Познакомить с нетрадиционным способом рисования, развивать чувство.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Волшебница соль» Нетрадиционные техники рисования сейчас очень популярны. И я хочу вам сегодня рассказать о технике рисования солью. Со своими детьми второй.

Энкаустика – техника рисования картин воском

Энкаустика — набирающее популярность женское увлечение. Его нельзя назвать новым, но для многих это слово пока незнакомо. Что же такое энкаустика, как и для чего ее осваивать?

В чем заключается техника рисования

На первый взгляд, нарисовать картину с помощью утюга может показаться странной и не выполнимой задачей. Однако, на самом деле все гораздо проще и не сложнее обычного рисования.

Утюг в технике рисования картин энкаустика выполняет роль кисти. Конечно, для современной техники энкаустики уже изобрели специальный профессиональный утюжок, но он довольно таки дорого стоит, и достать его не так-то просто.

Для работы необходимо нагреть утюг до температуры плавления воска. Определить это несложно, достаточно взять карандаш и дотронуться им до подошвы. Мелок должен плавно растекаться по горячей поверхности. Не стоит допускать «закипания воска».

Как только температурный режим будет выставлен, можно смело браться за создание шедевра. На разогретой подошве утюга расплавляется воск нужного цвета и легкими движениями наносится на глянцевый картон.

Освоить секреты энкаустики довольно просто, совсем не обязательно быть художником, а прелесть этого занятия заключается в том, что творить можно как в одиночку, так и вместе со своим ребенком. Причем возраст особого значения не имеет. Так, например, если малышу от 2 да 4 лет, то он может искать и подавать карандаш нужного цвета.

Читайте также:
Энкаустика. Как нарисовать цветы

Таким образом, мама спокойно будет рисовать, а ее кроха – изучать цвета и оттенки. Если же ребенок уже постарше, то его смело можно подключать непосредственно к процессу, предварительно объяснив все правила безопасности (все-таки утюг горячий).

Если намечается вечеринка или к вам неожиданно пришли гости, то рисование утюгом может стать отличным развлечением. Каждый участник сможет выразить свои фантазии на листе картона, а положительные эмоции, которые непременно возникнут в процессе, будут создавать атмосферу радости и легкости.

Привлекательность энкаустики

Техника рисования энкаустика имеет множество положительных моментов. В первую очередь это отличный способ успокоения, своего рода антидепрессант. Женщины и девушки, которые пребывают в декретном отпуске или имеют много свободного времени, часто начинают хандрить от однообразия и рутинной работы по дому. Рисование поможет отвлечься и все свои переживания оставить на картоне.

Второй положительной стороной этого замечательного увлечения является доступность материалов. На приобретение глянцевого картона и восковых карандашей не нужно тратить большие средства, а купить их можно в ближайшем магазине канцелярских товаров.

Специальный утюг покупать не нужно, вполне сгодится техника старого образца советского производства. Да, самый обычный утюг с гладкой подошвой. Такой инструмент наверняка имеется в закромах у каждой хозяюшки. Если же такого нет, то можно приобрести маленький утюг дорожного типа. Здесь принципиально важно, чтобы подошва была гладкой, то есть без функции отпаривания.

Третье преимущество энкаустики – чистота и порядок. Всем известно сколько сил тратит женщина на уборку и поддержание порядка в своем доме, поэтому рисование горячим воском картин в технике энкаустика идеальное занятие для досуга. После него не нужно оттирать краску со стен и пола, не нужно бежать в ванну и отмывать руки.

Воск не разбрызгивается по сторонам, не портит маникюр, и даже если капелька попадёт на поверхность стола, она быстро остынет, перейдет в твердое состояние, и ее можно с легкостью убрать, как соринку.

И еще один плюсик увлекательному хобби. На создание шедевра не нужно тратить много времени. На одну картину потребуется всего от 10 до 30 минут.

Кроме того, свое увлечение можно превратить в дополнительный источник дохода, так сказать, совместить приятное с полезным. Почему бы и нет? Но если вы сомневаетесь в качестве своих произведений, устройте мини выставку для близких и знакомых. Дайте им возможность оценить ваше творение, прислушайтесь к их критическим замечаниям, исправьте недочеты и вперед, создавать свой маленький бизнес.

Энкаустика или как рисовать воском

Энкаустика как техника рисования появилась несколько столетий назад. Тогда художники и иконописцы пользовались восковой техникой росписи для создания ярких картин с эффектом объемного изображения.

Раньше техника энкаустики держалась в строгой тайне и передавалась художниками из поколения в поколение. Сейчас этот вид изобразительного искусства получил широкое распространение благодаря простоте исполнения, и пользуется популярностью среди начинающих художников.

Подготовка к работе

Энкаустика очень нравится начинающим художникам потому, что для этого вида прикладного искусства совсем не обязательно знать техники живописи!

Если у вас не получается создавать четкие картины пейзажей или натюрмортов, но вы хотите научиться рисовать, попробуйте писать абстрактные картины, отражающие ваше настроение в процессе творчества.

Материалы

Энкаустика предполагает наличие главного материала для работы над картиной — художественный воск, который специально насыщают цветовыми пигментами. Восковые бруски можно купить в специализированных магазинах художественных материалов.

Если у вас нет возможности купить или заказать воск, вы можете использовать восковые карандаши и мелки для рисования, которые продаются в любом магазине канцтоваров.

Среди вспомогательных предметов для энкаустики можно выделить следующие:

  • планшетки для рисования — листы плотного глянцевого картона;
  • полирующая тряпочка;
  • подкладка на стол — чтобы не пачкать пространство вокруг себя во время работы.

Несмотря на то что энкаустика предполагает эффект объемного изображения, после высыхания картину нужно легко отполировать при помощи тряпочки.

Читайте также:
Энкаустика. Памятник затонувшим кораблям

Подкладка обязательно должна быть больше рабочего места по площади, чтобы не запачкать тягучим воском все вокруг. Меняйте подкладку каждый раз, когда запачкаете ее.

Инструменты

Также вам понадобятся инструменты для рисования картины – в магазинах рукоделия можно приобрести специализированный утюжок для энкаустики. К сожалению, устройство стоит довольно дорого. Но вы можете его заменить обычным домашним утюгом.

Главное, чтобы у него были следующие характеристики: регулятор температуры, маленький размер — большим утюгом будет неудобно рисовать, подошва без отверстий.

В идеале у утюга должна быть съемная ручка, чтобы можно было установить его нагревательной плоскостью вверх, образовав таким образом площадь для плавления материалов. Запаситесь салфетками или туалетной бумагой, чтобы очищать подошву утюга каждый раз перед плавлением нового цвета.

Энкаустика может выполняться и феном — его используют с материалами маленьких объемов, вроде восковых карандашей. Главное, чтобы он, как и утюг, имел функцию изменения температуры.

Также профессиональная энкаустика предполагает наличие специального нагревательного стержня — каутерия — с помощью которого можно создавать сложные узоры и прорисовывать мелкие детали.

Каутерий продается в наборе с насадками различной формы и толщины для более комфортной работы.

Техники рисования

Энкаустика основывается на нескольких приемах и техниках, освоив которые, вы сможете создавать свои произведения искусства.

Если вы впервые пробуете себя в искусстве энкаустика, начните прорабатывать художественные приемы с помощью утюга. Тогда позже вам будет легче работать с каутерием.

Разглаживание

Энкаустика невозможна без этого приема, на основе которого сформировались все остальные. Переверните утюг нагревательной поверхностью вверх и расплавьте немного воска нужного вам цвета. Отрегулируйте температуру прибора так, чтобы воск хорошо плавился и слегка плыл, но не растекался.

Теперь переверните утюг подошвой вниз и медленно проведите цветным воском по бумаге, оставляя равномерную полоску цвета. Не давите на бумагу сильно, чтобы не прожечь ее.

Оттиск

Энкаустика в технике оттиска позволяет создавать на картине интересные прожилки.

Сразу после нанесения краски на картон приложите утюг к поверхности и сразу же аккуратно поднимите его, не ерзая из стороны в сторону.

Работа ребром

При помощи ребра утюга можно прорисовывать тонкие длинные линии. Энкаустика в этой технике часто используется для рисования травы и цветов.

Нанесите на картон воск в технике разглаживания. Теперь поднесите к краске утюг, поставленный ребром, как острие конька, и проведите линию. В зависимости от силы нажима можно создавать разные по толщине и длине линии.

Работа носом

Острый тонкий носик утюга поможет вам прорисовать мелкие детали в технике энкаустика.

Просто обмакните его в предварительно расплавленный воск и обозначьте рисунок на картоне.

Энкаустика: мастер-класс по рисованию

Этот мастер-класс сможет выполнить даже новичок, у которого нет специального цветного воска и маленького удобного утюжка. Вам понадобятся клей, белый лист плотной бумаги или картона, восковые карандаши всех цветов радуги, фен с возможностью регулирования температур.

Таким образом, энкаустика дарит вам возможность создать радужную картину для детской комнаты или классного кабинета в школе.

  • Подготовьте карандаши нужных вам цветов. Следите, чтобы все они были нужного размера. Подрежьте слишком длинные заготовки, если необходимо.
  • Смажьте верхний край листа клеем и приклейте карандаши, образуя своеобразный заборчик. Вам не нужно снимать этикетки с карандашей — они добавят картине красочности.
  • Подождите пару часов, пока клей высохнет. Теперь начинается энкаустика: настройте фен на максимальный температурный режим и начните прогревать кончики карандашей, направленные вниз.

  • Чтобы получить интересные узоры, поставьте лист вертикально, меняйте угол его наклона и поворачивайте из стороны в сторону.

  • Оставьте картину в горизонтальном положении до полного высыхания.

Теперь вы можете любоваться готовым произведением искусства! Чтобы создать более сложный интересный рисунок, ознакомьтесь со следующим видеоуроком.

Энкаустика может быть использована и для рисования поздравительной открытки к Дню рождения. А если у вас получилась большая картина, поместите ее в рамочку, оформленную в технике скрапбукинга, и повесьте на видном месте.

Читайте также:
Энкаустика. Как нарисовать цветы

Мастер-класс. Энкаустика

Автор: Нина ПОЗЯБИНА

Когда я увидела первый раз работы, нарисованные таким способом, они мне очень понравились, но я и представить не могла, что они нарисованы горячим утюгом. Как и многие другие, кто не умеет рисовать, я восхищалась и полагала, что так никогда не смогу, но, прочитав книгу Майкла Боссом, все же попробовала «прогладить» несколько листков. Конечно, ничего , кроме мазни, не получилось…

Я снова и снова смотрела его книгу и его ролики. Вторая попытка была с настенным календарем. Перевернув его другой стороной я снова попыталась нарисовать-прогладить хоть что-то! Это был восторг! У меня , не державшей ни кисть. ни карандаш со времен школьных уроков по рисованию, получилась целая картина! Я просто «заболела» этим ремеслом. На полгода отключилась от всего, только рисование. И чем больше я рисовала, тем больше мне не нравились рисунки, а окружающие были в восторге. Постепенно стала замечать в работе какие-то неполадки, какие-то огрехи. Может быть этим все бы и закончилось, если бы я не повстречала на просторах Интернета начинающую художницу по энкаустике, Аллу Белхольд. Она случайно пришла ко мне на форум и выставила свои работы. Я сидела и любовалась часами. А потом мы стали общаться и она мне многое показала, разъяснила. Поделилась секретами. Она тоже начинала самостоятельно и тоже с книги М.Боссом.
У каждого свой почерк, у каждого своя энкаустика. Теперь я хочу показать , как можно начать это увлекательное занятие, которое может превратиться в хобби всей жизни. Не бойтесь взять утюжок и воск, и Вы увидите , как из-под Вашего утюжка выходят неповторимые фантазийные картины! Это Ваши мысли, Ваши фантазии, Ваши эмоции!

Процесс пошел…
Рисование…утюгом!

Как известно из книги Майкла Боссом,
существует 4 приема по рисованию утюгом и воском. Это разглаживание, оттиск, рисование ребром и рисование носиком утюга. Применяя эти несложные приемы можно нарисовать фантазийные картины. Первое, что нам надо сделать, это приготовить рабочее место. Освободите рабочее пространство, постелите ненужную скатерть или газеты.

Рисовать лучше на мягком, значит надо побольше газет . Я взяла махровое полотенце.

-Застелите его ненужной бумагой или кусками обоев. Сверху положите лист глянцевой бумаги. Берем небольшой (для первых работ) А4 пополам.

Рядом должны быть рулон бумажных полотенец или туалетной бумаги и влажная салфетка для протирки утюга при смене цвета. Коробку восковых мелков.Можно масляной пастели.

И самый главный атрибут- утюг.Он должен быть без дырочек с терморегулятором.

Конечно , у меня нет тех атрибутов , что у Боссом, я брала то, что есть под руками. Утюг можно купить простой маленький, что используется в поездках. Восковые мелки фирмы «Луч»

В данной статье мы рассмотрим процесс разглаживания.

Белье приходилось гладить всем! И здесь ничего особенного нет. Наносим воск на разогретый утюг. Температуру выбираем следующим образом: если воск плавится , но не стекает, значит все нормально.

Аккуратно переворачиваем утюг на поверхность бумаги и не надавливая на него, легко проводим по поверхности. Если результат не нравится, например, мало воска, снова переворачиваем утюг, наносим воск на поверхность утюга и проглаживаем!

Так можно потренироваться. А мы продолжим и попробуем рисовать картину. Небо у нас получилось! Нанесем зеленый цвет на утюг,предварительно вытерев его , можно не один! Если повозим утюгом как бы создавая волны, то получатся холмы!

Разберем прием оттиск. На зеленой поверхности можно сделать растительность при помощи оттиска ,приложив утюг к только что нарисованному полю, холмам. Приложили и резко подняли!

Далее,прием рисования ребром. Чтобы более реалистично смотрелось, мы будем ребром утюга рисовать траву

А теперь возьмем мягкую ткань и осторожно натрем воск.Это придаст глубину картины!

Рисовали одно, а получилось совсем другое!
Попробуйте и вы!Удачи!

[posts2 qty=»7″ orderby=»rand» transition=»ptv» autoplay=»4″ titletag=»h2″ w=»400″ date=»no» excerpt=»no»]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: