Энкаустика. Памятник затонувшим кораблям

Памятник Затопленным кораблям в Севастополе – монумент в память о героической обороне города в 1854-1855 годах

Памятник Затопленным кораблям в Севастополе

В Севастополе у побережья Хрустального пляжа из воды высится необычное сооружение высотой 17 метров – Памятник Затопленным кораблям, напоминающий о событиях первой обороны города в 1854-1855 годах.

Героическая страница Крымской войны

В 1853 году началась война между Российской империей и коалицией в составе Британии, Франции, Османской империи и Италии. Острая борьба велась в Крыму. Великобритания, считавшая русский флот на Черном море угрозой для Европы, стремилась вытеснить Россию с черноморского побережья и захватить ее главную базу – Севастополь.

Превосходство противника

В сентябре 1854 года в неравном бою на реке Альма русские проиграли сражение, над Севастополем нависла угроза: неприятель рвался на внутренний рейд города.

В начале 1855 года англо-французские войска захватили последний форпост в обороне города – Малахов курган. Профессиональная армия союзников превосходила по мощи русское войско, набранное из крепостных.

Старые деревянные русские парусники времен Петра I не могли даже подойти к вражеским кораблям с железной броней и мощным дальнобойным вооружением. Севастопольские моряки, оставленные без поддержки армии, во главе с адмиралами Корниловым и Нахимовым готовились оборонять город собственными силами и не допустить противника на внутренний севастопольский рейд.

Трудное решение

Начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Корнилов призывал атаковать противника в открытом море и при необходимости умереть со славой, взорвав себя вместе с неприятельской армадой.

Командир линейного корабля Зорин предложил преградить путь вражеским судам, опустив на дно поперек фарватера старые парусные корабли. Тяжелые орудия, снятые с судов, отправили для укрепления береговых редутов, а моряки сошли на берег для защиты Севастополя на бастионах.

Решение далось с трудом: судовые плотники под слезы высаженных на берег команд рубили днища 7 кораблей топорами и взрывали их, чтобы судна ушли на дно. Ценой гибели кораблей моряки решили спасти город.

Подвиг моряков

Началась атака, но противник не зашёл в бухту: мачты затонувших фрегатов пробивали дно стальных атакующих кораблей, а огонь с берега не позволял им повернуть обратно.

Разозленные неудачей, капитаны вызвали из Англии водолазов, чтобы взорвать корабли под водой. Попытка саботажа не удалась: разразившийся шторм потопил судно с командой водолазов под Балаклавой.

Морская атака союзных войск закончилась неудачей, неприятельский флот лишился опасного преимущества: даже оказавшись на дне, флотилия продолжала сражаться.

Корабли, легшие на вечную стоянку, разрушили штормы, поэтом в феврале 1855 года на дно Севастопольской бухты ушли еще 8 судов – так появилась вторая линия затопления.

Военная смекалка моряков сохранила город, союзники не добились капитуляции Севастополя, который защитники героически обороняли 349 дней. Эта победа, пусть не во всей войне, привела к мирному соглашению, подписанному 8 марта 1856 года.

Памятник Затопленным кораблям

50 лет спустя на месте второй линии затопления в 23 метрах от берега в Севастополе установили белоснежный монумент – Памятник Затопленным кораблям.

Проект и название

Из множества проектов памятника, предоставленных на рассмотрение комиссии, одобрили идею начальника службы Севастопольской крепости военного инженера, генерал-майора Фридриха Оскара Онберга, который предложил установить монумент прямо в море.

Памятник, построенный в 1905 году эстонским скульптором Амандусом Адамсоном, официально не открыли из-за начавшейся русско-японской войны. С 1969 году Памятник Затопленным кораблям украшает герб Севастополя.

В день появления монумент получил название «Памятник затопленных кораблей», которое менялось 20 раз, но ни одно из них не прижилось. Туристы часто его именуют «Памятником затонувших кораблей», которое считается неправильным. «Затонувший» и «затопленный» для местных жителей – колоссальное отличие, поэтому название «Памятник затонувших кораблей» равнозначно оскорблению: оно не отображает историю наименования.

Возведение монумента

Памятник построен в то время, когда еще были живы свидетели и участники страшных боев по защите Севастополя, продолжавшихся 11 месяцев. В земле лежали осколки минувшей войны: пушки и ядра, штыки, стволы и клинки. Памятник призван напоминать о несгибаемом упорстве не только людей, но и кораблей.

Монумент решено было воздвигнуть на гранитном утесе. Рельеф Черного моря сложный: он изобилует отмелями, которые на флотском языке именуются «банками». Именно на такой отмели, выложенной из гранитных валунов в хаотичном порядке, и стоит Памятник Затопленным кораблям. Под водой конструкция держится на каменных блоках в форме квадрата.

Постамент развернут «лицом к морю», рассмотреть его можно лишь со стороны акватории, но не с берега. В этом смысл памятника: он обращен не к туристам, а в море – к месту, с которого началась героическая оборона города.

Как выглядит памятник

В 23 метрах от берега на гранитной скале возвышается белоснежная колонна, на вершине которой – двуглавый орел с головой, увенчанной короной Российской империи. На грудине орла – бронзовый щит с изображением святого Георгия Победоносца.

В клюве орла – венок, в верхней части которого прикован висящий на цепи морской якорь. Одна половина венка, сплетенная из лавровых листьев, символизирует победу, славу и триумф. Вторая половина – из дубовых листьев с желудями олицетворяет стойкость, зрелость и уверенность в своих силах.

Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф с изображениями кораблей, идущих на дно, и автографами авторов проекта. Под барельефом на гранитных плитах высечены слова: «В память кораблей, затопленных в 1854 и 1855 годах для заграждения входа на рейд». Напротив – два якоря с тех кораблей.

Высота бронзовой композиции – 16,7 метра, размах крыльев орла – 2,67 метра. Со стороны моря виднелась закрепленная и выступающая из морских волн бронзовая мачта парусного корабля. Сорванная в 1975 году штормом, она до сих пор не восстановлена.

Читайте также:
Красивый пейзаж воском: энкаустика пошагово с фото

События в разное время

Крест с императорской короны орла в советские годы спилили, планируя поместить звезду с электрической лампочкой. Проект не состоялся, и в 2003 году крест на короне появился вновь.

Памятник часто ремонтировали: страдала подводная часть. Во время Великой Отечественной войны пулями пробили бронзовый барельеф, повредив колонну и капитель, появились осколочные ранения на крыльях орла и в короне.

9 мая 1944 года отряды Красной Армии, подойдя к набережной Приморского бульвара, увидели памятник, рядом с которым пылал вражеский танкер. Неизвестно, как памятнику Затопленным кораблям в Севастополе удалось выстоять.

Более 100 лет морские волны разбиваются о постамент памятника. Море терзает гранит, вылизывая каверны в камне, норовит «отгрызть» бронзовые детали монумента. Угрожали символу города и купальщики – карабкались на пьедестал и сбрасывали с него камни, устраивая себе «ванночки» у подножия колонны.

Напротив памятника из моря бил источник пресной воды, к которому ребята ныряли, протискиваясь между подводных камней. Однажды такой смельчак застрял между камней и его еле выручили, после чего грот с источником залили бетоном.

В 2007 году на средства правительства Москвы памятник отремонтировали, укрепив гранитные глыбы и сделав косметический ремонт. Вокруг подводного основания возвели бетонную стену, чтобы создать искусственную преграду для морских волн.

Сегодня Памятник потопленным кораблям – визитная карточка Севастополя. Сюда приводят экскурсии как взрослых, так и детей, рассказывают о беспримерном мужестве защитников города, которым посвящен величественный монумент.

Видео: история и интересные факты

Памятник затопленным кораблям в Севастополе

Визитная карточка, место, куда вы непременно приедете, если будете в этой части Крыма, — памятник затопленным кораблям в Севастополе. Его установили в память о русских моряках, которые в 1854 году, когда Севастополь подвергся осаде со стороны англо-французского флота, затопили в горловине бухты боевые корабли, чтобы не пустить в город врага.

Высота монумента — 16 метров. Он находится в воде на расстоянии примерно 20 метров от берега. Поблизости с тем местом, где и произошел героический поступок военных.

Если внимательно рассмотреть памятник затопленным кораблям в Севастополе, можно заметить массу интересных деталей. Он состоит из нескольких частей. Первая — из камня, она напоминает скалу. На ней установлен пьедестал, а фрагмент колонны (капитель), завершается фигурой двуглавого орла с расправленными крыльями. Размах крыльев — почти 3 метра. Птица украшена несколькими важными символами. На голове — императорская корона, символизирующая величество государства. В клюве орел держит венок из лавра и дуба, символизирующие победу. На венке висит якорь, а на груди — щит с образом Георгия Победоносца.

С 2016 года памятник изображен на 200-рублевых купюрах.

Адрес: Севастополь, Приморский бульвар, Севастопольская бухта

Координаты: 44.618341, 33.524293

Режим работы: круглосуточно

История

Памятник затопленным кораблям установили в Севастополе в 1905 году. Это событие приурочили к 50-летию Первой обороны Севастополя.

В 1854 году, чтобы не допустить вторжение в Севастополь противника, моряки сперва затопили семь старых кораблей различных классов. Это произошло 10 сентября. Судна полностью ушли под воду, снаружи виднелись только мачты, которые с легкостью пробили бы дно судов, идущих в направлении города. После продолжительных штормов, разрушивших часть преграды, было принято решение затопить и другие корабли, в том числе хорошие. Под воду в общей сложности ушли больше 80.

Памятник затопленным кораблям в Севастополе изготовили на совесть. Он выдержал землетрясение, которое было в 1927 году, а после устоял в годы Великой Отечественной войны.

Что посмотреть

  • Смотреть нужно обе части памятника. Первая установлена в море, в Севастопольской бухте, а вторая — на суши, на набережной. Представляет собой мемориальную стену, украшенную двумя якорями от затопленных кораблей.
  • Пройдя чуть дальше, буквально 50 метров, вы увидите небольшой мост. Он пешеходный, посвящен одному из периодов русско-турецкой войны. Но многие приезжие называют его мостом влюбленных, потому что под ним установлено кованое дерево, на которое парочки вешают замки и цветные ленточки.

Памятник затопленным кораблям в разное время года

На набережной в Севастополе всегда много людей, но это не мешает посмотреть памятник затопленным кораблям. Прогулочная зона широкая, символ города хорошо виден с разных сторон.

В шторм, когда на небе сгущаются тучи и мерцают молнии, памятник смотрится зловеще. Зимой, когда на набережной под ногами хрустит снег, а над памятникам кружат снежинки, возникает сказочное ощущение. Летом можно долго медитировать, сидя на лавочке и глядя, как чайки кружат над скульптурой.

Где сделать красивое фото

На набережной имени Корнилова, напротив памятника. Для красивого кадра дождитесь, когда мимо будут проходить корабли или лодочки.

Ночные кадры получатся не менее эффектными, чем дневные.
Фото: pixabаy.com

На смотровой площадке. С Приморского бульвара открывается красивый вид на море и памятник. Вечером, когда садится солнце, получаются особенно эффектные кадры.

Возьмите с собой 200-рублевую купюру и сфотографируйте ее в своих руках на фоне памятника. Покажете потом друзьям, что видели картинку с купюры вживую.

Памятник Затопленным кораблям в Севастополе

Севастополь известен большим количеством достопримечательностей, но символом города по праву является Памятник Затопленным кораблям. Это 17-метровое сооружение посвящено не просто десятку затопленных парусных судов. Смысл памятника более глубокий: он символизирует мужество, стойкость и храбрость моряков Черноморского флота. Это знак самопожертвования, навсегда останется в памяти поколений. Это памятник людям, которые ради Родины были готовы на все.

Находится он недалеко от Приморского бульвара и напоминает о событиях первой обороны Севастополя 1854-1855 годов. Этот мемориал изображается на всех сувенирах, которые туристы на память приобретают у местных торговцев.

  1. История затопления
  2. Появление монумента
  3. Значение символов изображенных на памятнике
  4. Интересные факты
  5. Расположение достопримечательности на карте
  6. Как добраться
Читайте также:
Как горячим воском нарисовать березки

История затопления

В сентябре 1854 русские потерпели поражение на реке Альме и в это же время англо-франко-турецкая армия высадилась на берега полуострова. Все это значительно дестабилизировало положение защитников. Руководство опасалось, что отбить атаку при прорыве через рейд будет сложно, практически невозможно. Именно поэтому было принято решение затопить часть парусных судов на входном фарватере. Это сделало бы недоступной для врага Северную бухту.

В результате такого решения 11 сентября 1854 года было затоплено несколько устаревших списанных кораблей и фрегатов:

  • «Сизополь»;
  • «Флора»;
  • «Уриил»;
  • «Три Святителя»;
  • «Силистрия»;
  • «Селафаил»;
  • «Варна».

Они ушли под воду между Константиновской и Александровской батареями. Позже вследствие осенне-зимних штормов эти искусственно созданные преграды были частично разрушены. Поэтому в начале зимы дополнительно затопили корвет «Пилад» и корабль «Гавриил». В итоге было затоплено 10 суден на первой линии заграждения. Приказ затопить корабли был отдан князем Александром Меншиковым (по некоторым данным вице-адмиралом П.С. Нахимовым).

Расположены были корабли строго с севера на юг. Ближе к северному берегу затопили фрегат «Сизополь», а к южному – «Флору». В ночь на 11 сентября 1854 года бригады корабельных плотников проламывали днища, а на некоторые судна установили пороховые заряды. Удивительно, что не все сразу пошли на дно, корабль «Три Святителя» держался аж до самого утра.

Вражеский флот эта новость повергла в шок, и они отменили нападение на северную сторону. Решили двигаться в обход. Те же корабли, что пошли напрямую получили серьезные повреждения: мачты затонувших фрегатов пробивали им днище, а огонь с берега завершал дело.

А уже в феврале 1855 затопили еще шесть кораблей на Северной стороне от Михайловского форта до Николаевской батареи. Таким образом, появилась вторая линия мачт, возвышающихся над линией воды. Это были корабли:

  • «Двенадцать апостолов»;
  • «Ростислав»;
  • «Кагул»;
  • «Мессемврия»;
  • «Мидия».

И в августе 1855 года был затоплен оставшийся Черноморский флот после того, как защитники перешли с Южной стороны на Северную. Многие смотрели на данное решение неоднозначно, кто-то выступал против. Но по мнению вражеских флотоводцев – это стало единственно правильным действием. Иначе союзный флот очень быстро бы попал в бухту со своей армией. Это мнение вице-адмирала Фердинанда Гамелена.

Появление монумента

История памятника началась в 1854 году, когда объединенный флот 4-х государств приблизился к Севастополю – главной базе Черноморского флота. Вражеские судна имели конкретный план: захватить территорию за две недели. Они рассчитывали за этот период уничтожить наш флот, захватить Севастополь и другие крупные города.

Обороной тогда руководили вице-адмирал В.А. Корнилов и вице-адмирал П.С.Нахимов. Было принято решение затопить большую часть парусных судов, чтобы флот неприятеля не зашел в бухту. План был очень прост: мачты затопленных кораблей будут пробивать днища врагов, ломать рулевое управление, а огонь с берегов уничтожил бы беспомощные корабли.

Некоторые современники писали, что адмирал П.С. Нахимов плакал, как ребенок, когда топили судна. Но все было рассчитано верно: несколько раз флотилия пыталась зайти в бухту, но каждый раз терпела поражение. С этого момента началась долгая изматывающая 349-ти дневная оборона Севастополя. Военные действия длились 11 месяцев, до тех пор, пока 8 марта 1856 года не был подписан Мирный договор.

Официально считается, что Памятник Затопленным кораблям – символ Севастополя и не зря. Пятидесятилетний юбилей обороны города моряки праздновали в 1905 году и тогда же городские власти решили увековечить этот подвиг очень необычным памятником. В 23 метрах от набережной установили сооружение, которое представляло собой утес с восьмигранным пьедесталом и бронзовой картины с тонущими в пучине парусниками.

Официального открытия не было, поскольку в этот же год началась революция, а в 1917 царский режим был свергнут. Памятники начали массово разрушать, но Памятник Затопленным кораблям в Севастополе решили оставить. Монумент был известен во многих городах, поскольку после установки было выпущено очень много открыток с его изображением. Хотя попытки видоизменить внешний вид выдвигались:

  • переименовать;
  • сменить символику – установить звезду вместо императорской короны;
  • подвести электрическое освещение;
  • снять бронзовый крест.

Единственное, что сделали из вышеперечисленного – демонтировали крест в 1927 году.

Долгое время была неизвестна история Памятника Затопленным кораблям и не могли обнаружить автора.Узнали лишь когда нашли список работ известного эстонского скульптора Амандуса Адамсона. Помогали ему архитектор Фельдман и инженер Энберг. Названий у монумента было огромное множество и ни одно надолго не прижилось. Нынешнее появилось в 1930-х гг. и осталось по сей день.

Памятник представляет собой диоритовую мраморную колонну высотой 7 метров, установленную на восьмиугольном гранитном основании. И стоит этот мемориал на мысе, который выложен из гранитных валунов в хаотичном порядке. Под водой вся конструкция держится на каменных блоках в форме квадрата. Высота самого памятника составляет 16,7 метров.

Значение символов изображенных на памятнике

Очень много символичности несет в себе Памятник Затонувшим кораблям в Севастополе, каждый его элемент наполнен смыслом и имеет особое значение. На утесе, который возвышается над водой есть цитата: «В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд».

На семиметровой белоснежной колонне находится капитель с двуглавым орлом, обращенным в сторону моря, который широко расправил свои крылья и гордо держит лавровый венок. Сам венок состоит из листьев лавра, означающих свободу и листьев дуба – символа веры и славы. На груди орла имеется щит с изображением Георгия Победоносца. В клювах он держит якорь, а над головой – царская корона с крестом.

Вся скульптурная композиция выполнена из бронзы:

  • капитель;
  • база колонны;
  • двуглавый орел.
Читайте также:
Энкаустика. Рисунок с фотографии

Так же, как и две мемориальные таблички на пьедестале с барельефом, отлиты из бронзы. Они изображают тонущие суда с памятными надписями.

Глубоким смыслом пронизана вся композиция. Лавровые листья – это триумф, слава, очищение, а дубовые – сила и стойкость. Орел не просто так повернут к морю – это говорит о постоянной готовности защищать город от захватчиков.

В 2007 году конструкцию уже ремонтировали, средства выделило правительство Москвы. На бронзового орла взобрались альпинисты Валерий Кныш и Дмитрий Радулов. В основании правого крыла появилась трещина – ее и заклеили специальным клеем. Но такая заплата не рассчитана на длительный срок, поэтому в ближайшем будущем скорее всего потребуется дополнительная реставрация.

Памятник отлично просматривается с любой точки бухты и считается центральной частью города. Сам мемориал представляет собой символ принадлежности к великой русской истории.

Интересные факты

Некоторые факты говорят о том, что вопрос защиты Севастополя и его бухты обсуждался еще далеко до начала боевых действий. И еще в 1853 годы проводились разные мероприятия по проверке эффективности береговых батарей.

А в августе 1854 года для этого отдали на проверку старый купеческий бриг. При попутном ветре на него поставили паруса, закрепили руль и пустили плыть под выстрелами орудий. Удивительным был результат: судно получило минимальные повреждения, а на фортах наоборот – появились трещины от частых выстрелов. Именно так пришли к непростому итогу: поперек фарватера поставить на дно устаревшие парусные корабли.

Это было трудное и тяжелое решение. Казалось немыслимым топить свои собственные корабли. И для его принятия необходимы были мужество и решительность. Но как вышло, в итоге это было единственно верное решение.

Туристам будет интересно знать, что в архиве военно-исторического музея Черноморского флота хранятся два проекта памятника. Создателем одного является главный городской архитектор города А.М. Вейзен, инженер Ф.Н. Еранцев и Г.Н. Долин. А автором второго был военный инженер О.И. Энберг.

Первый вариант совсем не похож на тот, что установлен. Он представляет собой четырехгранный обелиск, установленный на суше, на небольшом месте, возвышающемся над морем. Первоначальная конструкция Энберга представляла собой мраморную квадратную колонну, появляющуюся прямо из моря и на вершине – орел с лавровым венком. Чуть позже Фельдман изменил квадратную колонну на круглую и установил ее на искусственную скалу.

Очень много раз Памятник погибшим кораблям в Севастополе переименовывался. За всю историю в различных литературных источниках встречается более десяти названий. В 30-40-е гг. он получил имя «Колонна памяти погибшим морякам», но оно не прижилось.

Чудесным считают то, что памятник целым и невредимым пережил Великую Отечественную войну. Он находится на достаточно открытом месте, но ни разу в него не попала вражеская бомба. Хотя уже утром 22 июня 941 года ранним утром рядом взорвалась одна из первых мин, сброшенная на город. Вторую же водолазы нашли и обезвредили в 2005 году. А 9 мая 1944 года, когда Красная Армия подошла к набережной, недалеко горел немецкий танкер «Продромос». И несмотря на все памятник остался цел.

Этот мемориал овеян тайнами и слухами. Так по мнению некоторых, настоящая длина колонны достигает 19 метров, поскольку она уходит под воду и даже под землю, являясь основанием всей конструкции.

Также ходит легенда, что в расправленных крыльях орла можно увидеть профиль П.С. Нахимова. Многие проверяли, фотографируя с разных ракурсов, но это оказалось мифом.

Расположение достопримечательности на карте

Памятник находится по адресу: Россия, Крым, г. Севастополь, Приморский бульвар. Координаты: 44.618345, 33.524362.

Как добраться

Добраться до Памятника Затопленным кораблям очень легко практически из любой точки города.

На общественном транспорте

Со стороны проспекта Победы и улицы Горпищенко:

  • на троллейбусе № 1, 3, 7, 9;
  • на автобусе № 109, 110;
  • на маршрутном такси № 1, 4, 71, 109, 110, 112.
  • на троллейбусе № 12, 13;
  • на автобусе № 12, 12а, 22, 94;
  • маршрутное такси № 12, 120.

С района Камышовой бухты:

  • на троллейбусе № 10, 10к;
  • на автобусе № 16.

Выходить нужно на остановке площадь Нахимова, после этого пройти мимо центрального фонтана и двигаться прямо к морю. Также можно выйти на площади Лазарева и немного прогуляться пешком, осмотреть достопримечательности центральной улицы города.

На личном транспорте:

Двигаясь на личном автотранспорте со стороны Балаклавского шоссе, нужно повернуть на проспект Генерала Острякова, далее на улицу Маршала Бирюзова, ул.Олега Кошевого, далее будет улица 4-го Бастиона и на улицу Ленина. Вы приедете прямо на площадь Нахимова, где есть стоянка для автомоблей. Также, машину можно оставить на парковочных местах вдоль улицы (где нет знаков остановка запрещена).

Памятник затопленным кораблям: колдовство и реальность

Его знают севастопольцы, ему доверяют учёные. Профессиональный физик, он сделал памятник Затопленным кораблям своим хобби, своим героем и своим другом. В научных кругах его даже как-то представили: «Владимир Салтанов, он же — памятник Затопленным кораблям!». Сам Владимир Салтанов вовсе не каменный, а вот памятник он считает абсолютно живым, имеющим свою силу и волю существом.

Читайте также:
Как рисовать утюгом

— Владимир Александрович, без исторического экскурса никак не обойтись. Что за три проекта предшествовали созданию памятника Затопленным кораблям?

— На самом деле это был один проект, но из трёх монументов. В 1901 году планировали поставить один на берегу, где сейчас Солнечные часы, а два (как створные знаки) в море — в районе Александровской батареи и в районе Константиновского равелина (ну, так его привыкли называть в Севастополе). Из воды должны были подниматься белые колонны с двуглавым орлом на каждой из них. Раньше думали, что это конкурирующие проекты, но нет — это был один.

Потом от этой идеи отказались. Возможно, подумали: у Константиновского равелина — далеко, дорого, сложно и там его некому рассматривать. В результате решили сделать один памятник, в море — там, где сейчас.

Стали думать, какой будет набережная. Здесь сохранилась акварель Фельдмана: он предполагал, что будет выемка для памятника и павильон с фигурами ангелов — там, где сейчас якоря.

Когда мысль развивалась, стали вносить изменения. В том числе — с орлом, он там летящий. Инженер, думаю, в обморок мог упасть от этого — как его закрепить? Если даже сделать опору в одной точке — на клюве, все равно проблема, ветра ведь какие.

В результате от ангелов отказались, а памятник решили ставить не так близко, как у Фельдмана, а за 23 метра от берега. К слову, не было там никакого ресторана «Поплавок», как рассказывают, а была устричная банка — отмель глубиной 2 метра. Её выровняли, и на её месте стали строить.

— Это было очень сложно по технологиям того времени? Это, конечно, не египетские пирамиды, но огромную колонну как-то нужно было поднять над водой, чтобы установить в эту гору камней.

— А всё не так было, я думаю. Это мы знаем — и видим! — что «семиметровая колонна возвышается над основанием из гранитных глыб». А есть свидетельства, что это девятисаженная колонна [19,2 м], так что мы видим семь метров самой колонны, восемь метров её — в основании, потом два метра под водой, и ещё где-то на два метра она закопана вглубь. Так что поднимать её над морем было не нужно, она сама — стержень всего сооружения и как арматура держит всю конструкцию.

Потом закрепили колонну диоритовыми плитами: там в два слоя 48 плит 2 на 2 метра, толщиной в один. Их ещё скрепили дополнительно скобами стальными. Получилась площадка 10 на 10 метров. На ней бетоном закрепили диоритовые глыбы. Да, это не гранит, хоть так говорят обычно. Но гранит звучит понятнее и красивее, и не объяснишь всем, что диорит гораздо надежнее гранита. А там всё из диорита.

— Чего ещё не знают многие севастопольцы о своём главном символе?

— Не только простые севастопольцы, тут профессиональные историки и путеводители удивляют донельзя. «Бронзовый орёл, склонив голову, держит в клюве лавровый венок»,— это описание некоторых наших славных краеведов доверчиво переписывают путеводители. Во-первых: не «голову» — а «головы», не «в клюве» — а «в клювах». Это двуглавый орел, имперский символ России.

Во время реставрации в 2007 году. Автор: С.В.Горбачев

Признаюсь: я тоже первые 23 года жизни в Севастополе считал, что орёл обычный. Когда видел левую голову, думал, что это вид слева, когда правую — что вид справа. Вижу венок, что-то ещё. А то, что я вижу две разные головы — не догадывался. Потом, глядя в бинокль, сначала вообще головы не увидел, а потом — две, и одну императорскую корону над ними. И я понял тогда, что это не орёл — это великая держава Россия чествует своих героев.

Я думал тогда: это описание — чья-то глупость или кто-то специально это сделал? У меня есть предположение, что это специально написали. Ещё в советские времена, когда было табу на царские символы, кто-то мог просто сформулировать эту фразу «орёл держит в клюве лавровый венок» — и всё, все в это верят, никто в этом не сомневается. Позже один из наших историков, узнав про двуглавость, написал: «Двуглавый орёл держит в клюве лавровый венок». Хочется спросить: в правом или в левом? В памятниках ведь всё символично.

— Вы сказали «во-первых». А «во-вторых»?

— Во-вторых, это не лавровый венок. Да, одна его половина состоит из лавровых листьев, а другая — из дубовых. К верхней части ещё якорь на цепи прикован. И всю эту композицию — с якорем на цепи — нельзя называть просто «лавровым венком».

И ещё, это важно. Орёл не склонил голову! Наклон головы был в первом проекте, который «три в одном». А на памятнике орёл держит головы ровно. Это даже с набережной, под Солнечными часами, видно. Венок опирается на капитель, орёл не собирается его никуда бросать, он держит его как награду. Кто-то выдумал, и друг у друга все переписывают. Ну зауважайте вы памятник и хоть раз в жизни рассмотрите его!

Все воспринимают, будто «затопленные» корабли — это вроде как «убитые». Нет, они были отправлены на службу, которую надводный корабль выполнить не может. Над водой их можно разрушить, поджечь, а под водой ты ничего сделать не сможешь — и не пройдёшь через них. И вообще, я не согласен с формулировкой «Севастополь пал». Союзные войска взяли Балаклаву, Южную сторону, где они увязли буквально, — но не весь город! Так что «Севастополь пал» — это неправда.

Читайте также:
Энкаустика. Как выбрать восковые карандаши

— Ну хоть на этом ваши разногласия с историками заканчиваются?

— Если бы! С бронзовой табличкой вообще чудеса какие-то, а её ведь с берега видно, не как головы орла. Ну если зрения не хватает, возьмите бинокль — хотя при дальнозоркости и так видно.

На барельефе Адамсон изобразил идущие на дно корабли. А ниже барельефа, на диоритовых плитах пьедестала, вырезаны слова: «ВЪ ПАМЯТЬ КОРАБЛЕЙ ЗАТОПЛЕННЫХЪ въ 1854 и 1855 г.г. ДЛЯ ЗАГРАЖДЕНIЯ ВХОДА НА РЕЙДЪ». Мало того, что надпись цитировали неточно — с «тире» между датами, с «годах» , а не «г.г.»… Вы же цитируете священную надпись на священном монументе… Даже если её с твёрдыми знаками написать — люди прочитают. А в надписи, кстати, кто-то запятую проковырял, которая в те годы не ставилась, и точку над «I» поставил, хотя это заглавные буквы. Я сообщил Севнаследию — надо, чтобы убрали при реставрации.

Но самое удивительное в том, что если половина из собранных мною источников вообще не пишет, что барельеф есть, то вторая даёт два варианта. Первый — что там «карта Севастопольской бухты с обозначением линии затопления кораблей», вторая — что на нём надпись, которая на самом деле расположена ниже. Потом путеводители, которые собирают информацию отовсюду, видя, сколько всего помещают на этот барельеф, пишут уже про целую бронзовую плиту — так масштабнее, — на которой расположены и карта, и надпись. Конечно, проверить своими глазами — нет.

Я в поисках этой карты облазил весь памятник — ну вдруг она где-то всё-таки есть, пусть не на этой «плите»… Но нет худа без добра — нашёл подпись Адамсона на барельефе, но карты нет.

— Что за надпись тогда вы нашли?

— Подпись в правом нижнем углу барельефа «А. Адамсонъ Скульп. 1904». Потом я её снял крупно, это отдельная история, волшебная.

— Да, я вообще считаю, что меня к памятнику привлекло волшебство — это если одним словом сказать. Колдовство исходит от него. Я иногда про себя называл его заколдованным, но потом понял, что это не совсем правильно: не заколдованный, а — заколдовывающий.

— В чём же его сила?

— Ну давайте вспомним, сколько он пережил. После революции его пытались свалить канатами — из-за орла имперского. По рассказам — человек 300. Это видел Осип Емельянович Безродный, он тогда в яхт-клубе боцманом был. И в 1954 году рассказывал это паренькам, среди них был Анатолий Георгиевич Марсанов, известный наш старожил.

Анатолий Марсанов со своими друзьями слушает воспоминания Осипа Безродного

Обложка журнала “Огонёк”, 1954 год

Судя по всему, это была самодеятельность, тогда же вождей было — через одного. Кто-то догадался сказать, что это Колонна памяти погибшим морякам — было у памятника и такое название. У кого-то совесть стала просыпаться, и перестали тянуть. Думаю, если бы конструкция была слабее и памятник не выдержал, никто его бы восстанавливать не стал. Но он выдержал, это было первое испытание.

А несколько позже в одной из газет появилась статья, что корона на памятнике оскорбляет память погибших — каких, как? — и её нужно заменить на звезду с электроосвещением.

Потом было землетрясение в 1927 году. А потом он выдержал самое страшное: стоял в пекле Великой Отечественной войны и выжил — это уже чудо. Вот тут он действительно как заколдованный… Немцы наступают, в бухте стоят наши корабли, их немцы бомбят как главную опасность — и он остался цел. А при освобождении Севастополя как стреляли и бомбили! А ведь не было команды, чтобы его обходили стороной.

И представьте: бои закончились, на набережную вышли — а у подножья памятника Затопленным кораблям горит фашистский танкер. Весь город с лица земли стёрт, а памятник стоит цел. И вражеский танкер горит.

1944 год, 20-е числа мая, немецкий танкер уже сгорел. Автор фото неизвестен

Вот такой он символ — стойкости, непобедимости. И никто его не выбирал — он не тот, кого можно выбирать. Он сам себя выбрал.

— И фашисты не пытались его взорвать? Он не мозолил им глаза?

— А он не позволил им это сделать. Защищает его та самая аура, которая притягивает к нему людей.

— О людях. Как вы относитесь к тем, кто лазит по памятнику, купается возле него?

— С некоторой долей юмора я так скажу: мне не нравится, когда кто-то другой, кроме меня, по нему ползает. Но я знаю, что ему самому это нравится, он любит людей. Он как дедушка, которого теребят беспокойные внуки. И когда ты около памятника оказываешься, чувствуешь, что он хорошо к тебе относится.

30 июля 1961 года, День Флота. Автор: А. Соколенко

— То есть закрываем глаза на купальщиков?

— Не то чтобы закрываем… Всё равно не надо давать им слишком много воли. Надо говорить, что это нельзя, но если кому очень хочется и нужно.

А вот к цветам, которые к нему возлагают, он спокойно относится. Он же в какой-то мере для этого и предназначен. Мы — Клуб любителей истории — в день окончания второй обороны Севастополя традиционно гирлянду цветов возлагаем к Вечному огню и опускаем в море у памятника Затопленным кораблям. Мне потом приходится её подтаскивать к памятнику, чтобы она не качалась просто в волнах.

Читайте также:
Как спасти неудавшуюся картину

— Но Памятник посвящён событиям первой обороны…

— Когда задают вопрос, при чём тут памятник Затопленным кораблям, я отвечаю: а он у нас при всём! Даже в советские годы — например, в юбилей пионерской организации — недалеко от памятника на плоту делали большой пионерский костёр. Могли бы, наверное, найти что-то более близкое к коммунизму, не этот памятник. Потом какой-то комсомольский юбилей: 40 небольших костров тоже вдоль памятника, и он в этих кострах сияет, как будто он самый главный комсомолец. Конечно, он у нас и пионер, и комсомолец, и коммунист — он Всё. Потому что он, как я говорю, Россию домой и привёл.

— В смысле, нас в Россию?

— Нет, он Россию вернул домой — в Севастополь. Взял своими клювами — и вернул. Моё мнение такое: Севастополь и Крым никуда не уходили, и поэтому нам возвращаться никуда не пришлось. Мы здесь стояли и продолжали хранить честь России. И дождались, когда она смогла к нам вернуться. Уходила Россия, но не до конца, она «как бы» уходила, а флот здесь был. И мы Россией оставались.

Мы Россией были всегда, это она в какой-то момент была не совсем Россией. Вот в этот 91-й, 92-й. А потом она опять потихонечку стала возвращаться к себе — к своей истории, к своей славе, своей чести. И туда, куда ей положено вернуться. И когда настал момент, мы Россию позвали, и она исполнила свой долг, долг чести — и вернулась. Только с Севастополем она стала настоящей Россией. Только с Севастополем она может рассчитывать на какое-то светлое будущее. Иначе ей бы высшие силы никакого светлого будущего не дали.

Какое будущее без Севастополя? Если ты отрекаешься от своей славы и чести — без чести уже нет никакого будущего, никакой славы.

— Расскажите что-нибудь ещё про волшебство Памятника.

— Была у меня ситуация. Я говорил, что искал на памятнике несуществующую карту, а нашёл подпись Адамсона на барельефе. И вот я приплыл на плотике с фотоаппаратом к памятнику, чтобы снять правый нижний угол. Мне казалось до этого, что там есть точка, с которой я смогу дотянуться.

И когда я туда поднялся, увидел, что мне метра не хватает. Поверхность гладкая, вертикальная. А я уже готов, у меня фотоаппарат… Стою как на распутье: возвращаться и просить, чтобы кто-то перекинул верёвку с другой стороны и страховал, или подниматься самому. Словами ничего в голове не было сказано, но я на него [памятник] посмотрел — как спрашивал — и почувствовал такое ощущение странное, будто тебя что-то обволакивает и тебе становится спокойно-спокойно, и даже блаженство какое-то.

И я перестал бояться, что могу упасть или ещё что-то, и, как в замедленной съёмке, поднялся на закруглённый карнизик, он там на пять сантиметров всего выступает. Левой рукой упирался в торец, а правой рукой достал фотоаппарат и снял подпись. Спустился нормально, запросто — даже не стал представлять, что будет. А потом неделю ночью спать не мог от страха.

И я всё время спрашивал себя: как я там держался? И успокоился только тогда, когда вспомнил, как. Было, за что держаться. Там сантиметра на два выступали плиты между гранями восьмиугольника — Адамсон их для красоты, наверное, делал, но как специально. И я, расставив ноги, тремя пальцами левой руки упёрся в этот торец и за счёт этого держался. Причём я не дрожал от страха, делал это совершенно спокойно. Было обволакивающее чувство, что всё будет хорошо. Вот как будто ещё он [памятник] меня держал как-то.

Причём в этот момент мне кто-то с берега крикнул вроде «что ты там делаешь!» — будто специально, чтоб я сорвался. А у меня чувство: пока не стреляют — всё нормально.

— А портретпрофиль Нахимова или ещё кого-товправду читается в крыльях орла?

— Я хотел увидеть и даже увидел Нахимова с катера. А потом сфотографировал и понял, что это самообман. Действительно, есть контур, очень похожий на чуть опущенный козырёк, как на его фуражке, — но ниже нет профиля. Когда смотришь глазами, сознание дорисовывает остальное, а фотоаппарат бесстрастный. Но если при современной технике отсканировать орла и получить его трёхмерную модель, тогда, ворочая мышкой, найдёшь профили и себя, и мамы, и тёщи.

— Давайте я вас сфотографирую для материала.

— Давайте. Где? А, вот у вас и памятник здесь! Я же говорю — он везде!

Владимир Салтанов

Памятник Затопленным кораблям в Севастополе — самый загадочный памятник города

Одним из самых загадочных и удивительных памятников является памятник Затопленным кораблям в Севастополе. Изображение этого памятника по праву считается эмблемой города, его можно также увидеть и на современном гербе Севастополя.

Рядом с памятником Затопленным кораблям всегда очень много народа, каждый старается старается сделать фото на память на фоне памятника Затопленным кораблям, но мало кто знает его удивительную историю.

Памятник Затопленным кораблям — исторические события, которые сподвигнули к его созданию

В сентябре 1854 года под Евпаторией высадилась огромная армия союзников, в которую входили англичане, французы, турки, итальянцы. В неравном бою на реке Альма русские проиграли, и над городом Севастополем нависла реальная угроза прорыва неприятельского флота на внутренний рейд. Силы вновь были не равными: у неприятеля — пароходы, а у нас в основном старые деревянные парусники.

Читайте также:
Энкаустика. Как нарисовать цветы

К тому же при проверке эффективности севастопольских береговых батарей произошла неприятность: небольшое торговое судно, специально превращенное в мишень, отправили дрейфовать, расстреливая со всех береговых орудий. Но шаланда получила только небольшие повреждения, а вот в фортах появились заметные трещины от выстрелов!

На военном совете 9 сентября 1854 года начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.А. Корнилов призывал выйти в открытое море и всеми силами атаковать корабли противника, а при необходимости пойти на абордаж и умереть со славой, взорвав себя вместе с неприятельской армадой. «Умереть мы всегда успеем», — возражали другие члены совета. Нельзя ли применить знаменитую суворовскую хитрость?

И тогда командир линейного корабля «Селафаил» капитан 1 ранга Зорин решил осмелиться озвучить перед командованием оригинальную идею, которую уже обсуждали в кулуарах: что если затопить поперек входа в бухту часть старых судов? А моряки сойдут на берег, чтобы защищать Севастополь на бастионах!

Скрывая сильную дрожь в голосе, Зорин предложил первым затопить собственный корабль. С ним сразу согласился вице-адмирал Павел Степанович Нахимов. Однако Корнилов был непреклонным: пустить на дно собственные боевые корабли? Он на такое не сможет пойти!

И только после озвученной угрозы главнокомандующего — князя Александра Меньшикова, который в случае неповиновения приказал Корнилову сдать полномочия и покинуть город. Владимир Алексеевич скрепя сердцем заявил:

Печально уничтожить свой многолетний труд: много было потрачено усилий, чтобы держать корабли, обреченные на гибель, в завидном свету порядке, но необходимо покориться судьбе. Москва горела, а Русь от этого не погибла.

Итак, чтобы преградить пути вражеским судам было решено опустить на дно поперек фарватера парусные корабли, побывавшие во многих морских сражениях. Все тяжелые орудия сняли и отправили на берег, ими усилили батареи и редуты.

Некоторые из этих пушек можно увидеть и сегодня, например, на Историческом бульваре, где в первую оборону Севастополя, располагался легендарный 4 бастион, в числе командира которого был артиллерийский офицер Лев Толстой.

Нахимов в приказе по эскадре писал:

Я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры и оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону. Я уверен в своих командах, что каждый из них будет драться, как герой.

Это предсказание сбылось абсолютно полностью. Команды затопленных военных судов пополнили ряды защитников города Севастополя. А первым из плеяды прославленных адмиралов трагически погиб Владимир Алексеевич Корнилов на Малаховом кургане, завещая своим товарищам:

Отстаивайте же Севастополь!

У семи буев, обозначавших места последних дислокаций, стали на якорь легендарные ветераны флота: корабли «Селафаил», «Силистрия», «Уриил», «Три святителя» и «Варна». Расположили все корабли строго с севера на юг, между Константиновской и Александровской батареями.

Ближе к северному берегу затопили фрегат «Сизополь», а к южному — фрегат «Флора». Ночью 11 сентября 1854 года бригады корабельных плотников проламывали топорами днища, а на некоторых кораблях были взорваны специально установленные пороховые заряды.

Но не все старые суда ушли под воду сразу же. Например, корабль «Три святителя» каким-то чудом держался до самого утра. Врагов известие о заграждении привело в сильный шок! Они отменили нападение на северную сторону и решили пойти в обход. В то время наши войска укрепляли батареи на всём берегу. Именно поэтому затопленные корабли нельзя считать потерей, так как они преградили собой путь к победе неприятельского фронта.

Даже сильное преимущество нападавших не могло принести им успеха. Предпринятая союзными войсками морская атака севастопольских батарей закончилась их неудачей. Поразительно, но даже оказавшись на дне, флотилия продолжала сражаться!

Мачты затонувших русских кораблей ломали вражеские днища, а огонь береговых фортов довершал дело. Многие суда противника получили сильные повреждения и поспешили оказаться вне досягаемости выстрелов русских артиллеристов.

Одно из самых нестандартных военных решений — затопление собственных военных кораблей — оказалось единственно верным: союзнический флот, многократно превосходивший Россию как в численности, так и в оснащении, не смог завладеть главной бухтой Севастополя и значительно утратил свое опасное преимущество.

О том, насколько лежащие на дне суда мешали врагам, красноречивее всего говорит тот факт, что в ноябре 1854 года на английском пароходе «Принц» везли команду водолазов и специальные мины, которыми собирались разрушить затопленные корабли. Но «Принц» сам пошел на дно во время сильнейшего шторма у берегов Балаклавы.

Стихия не пощадила и оборонительную линию севастопольских защитников: из-за частичного разрушения подводной преграды в ноябре-декабре были затоплены еще два судна — корабль «Гавриил» и корвет «Пилад».

Другой сильный шторм, разразившийся в феврале 1855 года, тоже сыграл на руку врагам, разметав стройную линию нашей «подводной обороны». Поэтому адмирал Нахимов признал необходимым затопить еще несколько старых судов:

Если неприятельские корабли утвердятся на рейде, то кроме того, что мы потеряем город Севастополь и флот, мы лишимся всякой надежды в будущем; имея Севастополь, мы будем иметь и флот… а без Севастополя нельзя иметь флот на Черном море. Аксиома эта ясно доказывает необходимость решиться на различные меры, чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем спасти Севастополь.

Это и послужило причиной создания второй подводной «шеренги». В феврале 1855 года на дно Севастопольской бухты между Михайловской и Николаевской батареями ушли другие корабли — «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», фрегаты «Кагул», «Мессемврия» и «Мидия».

Именно на месте второй линии затопления судов, в 23 метрах от берега, в 1905 году был установили памятник — к пятидесятилетию беспримерной обороны Севастополя, которая продолжалась в общей сложности 11 месяцев!

Читайте также:
Морские просторы: энкаустика пошагово с фото

О великом подвиге державших оборону доблестных воинов с уважением писали все газеты даже тех государств, которые всеми силами пытались стереть с лица земли непобедимые бастионы. 349-дневная героическая эпопея города прославила защитников города на весь мир.

Памятник Затопленным кораблям — планирование и создание

Сначала планировалось установить монумент на месте первой линии затопления кораблей, то есть возле Константиновского равелина. Однако правительственная комиссия посчитала, что возводить два памятника слишком накладно для казны. Её строгие члены, возглавляемые Великим князем Александром Михайловичем, внимательно оценивали проекты ведущих инженеров и архитекторов.

Автором лучшего из них был признан начальник службы Севастопольской крепости инженер-подполковник Фридрих-Оскар Энберг, который и предложил установить монумент прямо в море. Стоит заметить, что именно он спроектировал всемирно известное здание севастопольской «Панорамы».

Решено было сделать колонну круглой и водрузить её на гранитном утесе архитектор и художник Валентин Фельдман, автор проектов многих православных храмов Крыма и некоторых строений в Севастополе. Примерно в середине 1903 года к завершающему этапу разработки и осуществлению всех замыслов был привлечен эстонский скульптор Амандус Генрих Адамсон. Кстати, именно он оставил свою подпись на памятнике, а точнее на бронзовом барельефе, изображающем затопление кораблей.

Когда война закончилась, то со дна Севастопольской бухты удалось поднять, отремонтировать и вернуть в строй 20 кораблей(!), но большинство были уже слишком ветхими и пошли на слом.

Очистка бухт затянулась на несколько десятков лет. Опытные водолазы утверждают, что сейчас дно бухты представляет собой настоящий лабиринт из остатков судов всех эпох, в толще ила прячется множество неразорвавшихся мин и бомб, так что трогать этот «подводный мусор» крайне опасно.

За очень долгую историю Черного моря дно этой бухты не раз поднималось и опускалось, так что рельеф его крайне сложен, он изобилует отмелями, которые на флотском языке именуются «банками». Многие из них облюбовали колонии обитающих здесь мидий. По легенде, памятник Затопленным кораблям стоит именно на этой отмели.

На Приморском бульваре напротив памятника Затопленным кораблям во время общественных гуляний готовили обеды и ужины рестораны, кафе и буфеты. Реклама гласила: «От 1 до 6 часов — обеды из 3-х блюд — 78 копеек, из 4-х — 1 рубль. Открытая терраса с видом на море и Большой рейд». Особым расположением у публики пользовались ресторан в здании яхтклуба и буфет под управлением опытного метрдотеля Жоржа.

Сейчас от ресторанов не осталось и следа, войны и неумолимое время неоднократно меняли внешний вид Приморского бульвара, но лишь одно остается неизменным — любимый горожанами памятник. Каждому, кто хоть раз побывал в Севастополе, знаком его запоминающийся облик: стройная коринфская колонна, увенчанная бронзовым двуглавым орлом с распростертыми крыльями.

Памятник Затопленным кораблям — значение символов изображенных на нем

Не смотря на то, что этот памятник — один из популярнейших туристических объектов, изображен на современном гербе Севастополя, он до сих пор окутан ореолом тайны и является предметом споров и неожиданных открытий.

Странность состоит в том, что постамент развернут «лицом» к морю, то есть рассмотреть его во всей красе можно лишь со стороны акватории, а никак не с берега. Почему так? Скорее всего, в этом заключается смысл памятника: он обращен не к «сухопутным» туристам, а в море — к месту, с которого началась первая героическая беспрецедентная оборона города.

В клювах двуглавый орел держит венок. Одна половина его сплетена из лавровых листьев, символизирующих славу, победу, триумф, очищение, а вторая из дубовых листьев с желудями, олицетворяющими стойкость, зрелость, потенциальные возможности и уверенность в своих силах.

К верхней части венка прикован висящий на цепи морской якорь. Орел увенчан большой императорской короной с крестом. Однако в советские годы крест не поленились спилить. Планировали поменять его на звезду и снабдить электрической лампочкой! К счастью, проект не состоялся.

В 2003 году крест на короне появился вновь, но только не Георгиевский крест, как положено, а скорее латинский… А вот на груди орла сохранилось изображение Георгия Победоносца. Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий идущие на дно корабли.

Под ним на гранитных плитах высечены слова:

ВЪ ПАМЯТЬ КОРАБЛЕЙ, ЗАТОПЛЕННЫХЪ въ 1854 и 1855 г. г. ДЛЯ ЗАГРАЖДЕНИЯ ВХОДА НА РЕЙДЪ.

Со стороны моря ранее была закреплена выступающая из морских волн бронзовая мачта парусного корабля. Но её сорвало штормом в 1975 году, и до сих пор она не восстановлена.

Вся история легендарного памятника Затопленных кораблей — это непрерывная борьба со стихией. Морские волны разбиваются о постамент уже более 100 лет. Море неумолимо терзает гранит, вымывает каверны в камне, норовит «отгрызть» бронзовые детали монумента. Угрожали символу города даже купальщики, ведь многие десятилетия напротив памятника находился городской пляж.

Отдыхающие часто карабкались на пьедестал и даже сбрасывали с него камни, чтобы устроить себе «ванночки» у подножия колонны. От старожилов Севастополя часто приходится слышать, что напротив памятника Затопленным кораблям прямо из моря был источник пресной воды, к которому ребята ныряли, протискиваясь между подводных камней.

Однажды незадачливый ныряльщик застрял, и после того, как его с большим трудом вытащили, во избежания повторных несчастных случаев, грот с источником залили бетоном.

Памятник Затопленным кораблям во время Великой Отечественной войны

Сам памятник несколько раз подвергался серьезному ремонту, особенно его подводная часть, которая страдала больше всего, так что за дело приходилось браться водолазам.

Читайте также:
Как нарисовать цветы воском и паяльником

Во время Великой Отечественной войны был пробит пулями бронзовый барельеф, повреждены база колонны и капитель, появились осколочные и пулевые пробоины в крыльях орла, а также в короне и на колонне.

Памятник первым встретил своего врага: рано утром 22 июня 1941 года рядом с ним взорвалась сброшенная с фашистского самолета мина. Вторая, так и не разорвавшаяся, была обнаружена водолазами недалеко от него в июле 2005 года. Во время Великой Отечественной войны бомбы и снаряды непрерывно падали в бухту.

А 9 мая 1944 года передовые отряды Красной Армии, подойдя ближе к набережной Приморского бульвара, увидели чудом уцелевший памятник, рядом с которым дымился пылающий вражеский танкер. Как же памятнику удалось выстоять?!

Он и сейчас хранит свои тайны. Например, мало кто знает, что из-за начавшейся Русско-японской войны его торжественное открытие не состоялось. А затем — революции и вновь войны… Поэтому это один из тех немногих монументов в мире, который официально так и не открыт.

Заплывы у памятника Затопленным кораблям

Севастопольский преподаватель математики Владимир Салтанов, который посвятил памятнику немало исследований, насчитал 17 названий, которыми в разные годы награждали его авторы путеводителей и журналисты. Первым названием, которое обнародовала строительная комиссия, звучало так: «Памятник затопления кораблей».

Один из старожилов города — Владимир Коган, часто рассказывает историю из своей юности о том, что в послевоенном Севастополе существовала организация ДОСФЛОТ, которая расшифровывалась как «Добровольное общество содействия флоту».

«Благодаря ей севастопольская молодежь бесплатно осваивала навыки плавания под парусом и на веслах. Почти в каждом учреждении и учебном заведении города была своя команда гребцов, которые регулярно соревновались.

Особым шиком у молодых парней считалось проскочить на полной скорости в пятиметровую «щель» между берегом и памятником Затопленным кораблям. Это требовало весьма большого искусства, так как смельчаков поджидали многочисленные подводные камни, а сам памятник стоит на отмершей устричной «банке». В парусной шлюпке находилось обычно шестеро: впередсмотрящий, рулевой и гребцы.

Однажды, командир одной из лодок решил впечатлить знакомую девушку. Усадил её в шлюпку, а сам вместе с товарищами пошел на разгон.

Но рассеянность влюбленного парня привела к плачевным последствиям: со всего маху налетев на камень у подножия памятника, судно треснуло, мачта накренилась, и девушка чудом осталась жива, а соленой воды наглотались вдоволь все участники «заплыва». Неизвестно, как бы сложились отношения у влюбленных, но из командиров шлюпки жених был разжалован».

В 2007 году на средства правительства Москвы памятник отремонтировали, на бронзового орла смело взобрались альпинисты Валерий Кныш и Дмитрий Радулов. Они заклеили 30-сантиметровую трещину в основании правого крыла специальным клеем.

Однако следует понимать, что такая «заплата» не простоит долго. Одним словом, памятник Затопленным кораблям ждет своих реставраторов и проведения серьезных исследований.

Памятнику затопленным кораблям – 115: 5 фактов о символе Севастополя

СЕВАСТОПОЛЬ, 29 июл – РИА Новости Крым, Алена Хазинурова. Самая узнаваемая достопримечательность Севастополя – Памятник затопленным кораблям, изображенный на купюре в 200 рублей и запечатленный на сотнях тысяч фотографий туристов со всего мира. Открытие памятника состоялось 115 лет назад – 29 июля 1905 года. К памятной дате рассказываем пять интересных фактов о символе города-героя.

Два ряда мачт

В 1854 году командование Черноморского флота принимает непростое решение – затопить собственную эскадру, чтобы преградить пути вражеским судам. Шла Крымская война, силы англо-французского флота значительно превышали русские. У противников были новые по тем временам пароходы, а у нас – старые деревянные парусники. Было ясно: в бою им не выстоять. Топить свой флот было жалко, но в итоге это решение спасло Севастополь.

11 сентября 1854 года между Константиновской и Александровской батареями были затоплены семь устаревших кораблей, через пару месяцев еще два. В феврале 1855 года была проложена вторая линия мачт, выступающих из воды. От Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи на Южной было затоплено еще шесть судов.

Двадцать названий

Некоторые туристы ошибаются, называя памятник “затонувшим кораблям”. Это неверно, корабли были именно затоплены, а не затонули сами. Но мало кто знает, что официальное название памятника неоднократно менялось, всего насчитывается около 20 разных вариантов его именования.

Где теперь орудия

Перед тем, как топить парусники, с них снимали все ценные орудия. Их отправляли на берег для усиления батарей и редутов, так что военная мощь кораблей еще сыграла свою роль при Первой обороне города.

Удивительная стойкость

Памятник и его основание в воде оказались удивительно прочными. Он выдержал землетрясение 1927 года и взрыв донной мины в нескольких метрах от него в 1941 году. Более того, монумент не был разрушен во время Великой Отечественной войны, выстояв во время многих боев, которые шли в центре Севастополя. За годы войны он получил лишь незначительные повреждения.

В 1944 году рядом с памятником был подбит и сгорел немецкий танкер, тоже не причинив вреда монументу. Останки этого судна пролежали там какое-то время в уже мирном Севастополе и остались запечатлены на фото.

Изменчивый внешний вид

По задумке архитектора, на вершине круглой колонны сидит двуглавый орел, который держит в клювах венок с прикрепленным к нему якорем. Одна половина венка сплетена из лавровых листьев, а вторая – из дубовых. Голову орла венчает корона.

Со свержением царского режима большевики стали избавляться и от символов царской власти, но двуглавый орел на памятнике Затопленным кораблем не тронули – он даже появился на советском гербе Севастополя в 1969 году.

Читайте также:
Как горячим воском нарисовать березки

Звучали предложения убрать корону с орла и заменить ее на звезду, но этого так и не произошло. Единственное, что изменилось – после революции был сбит крест на короне орла. Восстановили его только во время реставрации в 2003 году.

Памятник Затопленным кораблям — символ Севастополя

Символ Севастополя – памятник Затопленным кораблям – стал наиболее узнаваемым из множества других изображений, с коими ассоциируется славный город с богатой на события историей. Большинство сооружений старины и архитектуры, природные чудеса – какое бы историческое или политическое значение они не имели – можно отнести к достопримечательностям, но этот монумент являет собой нечто гораздо большее, так как несет глубинный смысл.

Он посвящен не дюжине старых парусных судов, как считают многие. Прежде всего, это символ мужества, стойкости и отваги моряков Черноморского флота, чей беспримерный героизм он и увековечил. Некий знак чести и самопожертвования во благо Отчизны и как напоминание грядущим поколениям о бессмертной славе предков.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится памятник Затопленным кораблям

Он высится на рукотворном утесе посреди Северной бухты, расположен всего в нескольких метрах от Приморского бульвара славного города-героя Севастополь. Поблизости от него обнаруживаются Солнечные часы, Мост влюбленных, Памятник матросам Очакова, эстрада «Ракушка», Музыкальный фонтан и Бассейн ЦСКА.

Расположение на карте Севастополя

Краткая история появления

В городе Севастополь памятник Затопленным кораблям приурочен событиям Крымской войны, а точнее одному ее эпизоду, когда над населенным пунктом нависла угроза захвата неприятельскими войсками. Все это стало возможным после поражения русских в битве на реке Альма, когда англо-французский флот сосредоточил корабли для прорыва в Севастопольскую бухту.

3D-панорама Памятника затонувшим кораблям

Большинство историков, сошлись во мнениях, что идея затопления кораблей принадлежала вице-адмиралу Корнилову, а не князю Меньшикову, главнокомандующему Черноморским флотом, что и было господствующей версией на момент постройки мемориала.

С этой инициативой он выступил 9 сентября 1854 г. и в этом его поддержали большинство флотоводцев, в том числе и прославленный адмирал Нахимов, после чего Меньшиков отдал приказ рубить днища устаревших парусных фрегатов.

На тот момент это было единственно правильным и действенным решением, хотя сегодня ведутся жаркие споры по его поводу. Ночью 11 сентября 1854 г., предварительно сняв оснастку и орудия, усилившие береговые фортификации, команды пустили на дно первые 7 судов, выстроенные в линию с севера на юг – между Александровской и Константиновской батареями, создававшими перекрестный огонь для вражеского флота. Говорили, что даже старые, седоусые матросы рыдали, пробивая их днища и глядя потом, как они погружаются в пучину.

В 1855 г. после сильных зимних штормов затопили еще 6 суден – восточнее тех, что пустили на дно прежде. Между Михайловской и Николаевской батареями нашли последний приют уже более новые корабли. После года кровопролитной обороны солдаты гарнизона вынужденно покидали Южную сторону, Севастопольская бухта стала кладбищем оставшихся судов русского флота.

И все же они добились поставленной цели – противник так не смог продвинуться, жертва была ненапрасной. Именно поэтому символ Севастополя – памятник Затопленным кораблям!

Памятник затопленным кораблям: история современности

Спустя 50 лет, в 1905 г., возник памятник, посвященный 349-ти дневной героической обороне города. Возвели его на искусственном мысу, сложенном из гранитных глыб, недалеко от побережья, чтобы он был виден отовсюду.

Автором этого знаменательного монумента стал скульптор из Эстонии – Амандус Адамсон, помогали ему архитектор Фельдман и инженер Энберг. Из более чем десятка его первоначальных названий ни одно не прижилось, а нынешнее вошло в обиход уже в конце 1930-х гг.

Удивительный факт, но за 100 лет существования памятник Затопленным кораблям в Севастополе выстоял. Его не разрушили ни бешеные удары волн, разбивающихся об основание, ни Крымское землетрясение 1927 г., ни Великая Отечественная война.

Чем интересен монумент?

Он представляет собой диоритовую мраморную колонну, имеющую в высоту 7 м и покоящуюся на восьмиугольном гранитном основании, вырастающем из мыса, представленного хаотичным нагромождением гранитных валунов.

Белоснежную, тщательно обработанную колону венчает капитель, где восседает двуглавый имперский орел с распростертыми крыльями, обращенный в сторону моря.

В верхней части композиции сверкает корона, замененная в советский период звездой. В клювах орел держит венок из веток лавра и дуба, корабельный якорь с цепью, а грудь его украшает фигурный щит с отображением Георгия Победоносца.

Как и капитель, вся монументальная скульптура исполнена в бронзе, как и две мемориальные таблички на пьедестале с барельефом, изображающим тонущие суда с памятными надписями.

Как добраться (доехать)?

Общественным транспортом, на автобусах (маршрутках) №12, №16 или №117, троллейбусах №5, №12 или №13. Вставать следует на остановке «пл. Адмирала Нахимова», откуда буквально 2-3 минуты пешком.

Доехать до памятника Затопленным кораблям или дойти пешком от центра Севастополя можно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: Приморский бульвар, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.618345, 33.524362.

В Севастополе памятник Затопленным кораблям представляется наиболее логическим символом, особенно для тех, кто хорошо знаком с историей города. Даже трудно представить, какие бы еще достопримечательности смогли его заменить! И неудивительно, что никто не видит этому альтернативы – город-герой многим обязан событию, увековеченному в монументе!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: