Энкаустика. Верба – символ здоровья и жизни

Как применяется верба и ее магические свойства в оберегах и обрядах?

Славяне издавна используют магические свойства вербы, чтобы излечиться от хворей, защитить жилище и домочадцев, а также успокоить нервы. Деревце обладает мягкой энергетикой весны, пробуждающей внутренние силы и отгоняющей хандру. Особую ценность имеют ветви, собранные и освященные в великий праздник — Вербное воскресенье.

Магические свойства растения

Сильное деревце, переживающее любую бурю, первым встречает теплые весенние деньки, а потому издавна почиталось как символ возрождения, обновления и открытия новых дорог. Прикосновение к растущей вербе позволит зарядиться жизненной силой, укрепит здоровье и подарит красоту. Практики отмечают, что если обнять ствол и постоять так 3—4 мин., то уйдет мигрень, успокоятся нервы, а вспышки агрессии или раздражения исчезнут. Теплая весенняя энергетика деревца защищает от апатии, панических атак и не допустит депрессии. Магическая сила хранится не только в ветвях, но и в почках. Если женщина не может забеременеть, ей следует съесть 2—3 пушистых комочка. Лечит магическая верба также следующие физические хвори:

  • головная боль;
  • боли в суставах и артрит;
  • открытые ранки;
  • экзема;
  • воспалительные кожные высыпания;
  • простудные заболевания.

Перед важной встречей отрываются 3 почки от ветки, которую освятили в Вербное воскресенье, и проглатываются. Запивают освященной водой. Важно визуализировать желаемый результат.

Магическая верба также увеличивает плодородие полей, потому издавна земледельцы смешивали деревянную стружку с зернышками для посева, сжигали на ритуальном костре в поле. Другой способ — разломанные ветки бросались на землю, где ожидали обильный урожай. А чтобы посев не сгнил или не был съеден зверями, в 4 уголках втыкались колышки из вербы. Защищали таким способом ульи пасечники, заодно увеличивая количество пчел и меда. Когда же надвигалась непогода, ветвь дерева бросалась на надвигающуюся бурю. Вербы предотвращали пожары, ураганы и метели.

Вербное воскресенье и традиции

В священный праздник Лазаря, согласно славянским традициям, поутру рекомендуется пойти в лес и набрать свежей вербы. Освещенные на следующее утро в Вербное воскресенье, они станут мощным оберегом и будут использоваться для защиты жилья и домочадцев. Зачастую ветки украшались искусственными цветочками и нарядными ленточками. В церковь разрешается приходить также в Лазареву субботу.

Благословенной ветвью сразу после прихода в дом хлестали каждого жильца, чтобы подарить им здоровья. Традиционно приговаривается: «Не я ударяю, а верба, вербин прутик до слез избивает». Для детей использовался оговор на рост: «Как деревце вырастает, так и ты вырастишь». В поселках также били скот, чтобы уберечь от хворей, и давали съесть почки. Иногда пушистые комочки запекали в хлебец или каравай и скармливали животине, чтобы мор ее не тронул. В некоторый губерниях коровам и козлам давать жевать веточки в Великий четверг со словами: «Не я отдаю, верба. Как деревце не пересохнет, так и дарованный мне скот не исхудает». А также животных обязательно стегали вербой при первом выгоне. Выкидывать такую ветвь было запрещено, ее обязательно сжигали в пламени или спускали в реку или ручей.

Чтобы растение оберегало дом, после освящения в церкви его ставили возле образов.

В качестве оберега освященная в праздник веточка традиционно ставится в красный угол на полку с иконами или на само священное изображение. Оберег держали в доме до Юрьева дня, но иногда оставляли на 12 месяцев. Согласно сибирским традициям, на ветке делали терем из сухих стебельков, а на Пасху укладывали внутрь крашенные яички.

Обереги и обряды с растением

Защитные и любовные талисманы

С помощью веточки в Вербное воскресенье можно сделать приворот, если наговорить на нее: «Пока вербочка за иконами покоится, до тех пор меня (имя) любить будет, с ума сходить, обо мне постоянно думать. Да будет так!». Ветка хранится на указанном в оговоре месте. Выбрасывать ее запрещено, иначе приворот отменится. Но чаще всего весеннее растение выступает защитным оберегом.

Читайте также:
Энкаустика. Когда душа поет.

Убережет от беды свежая ветка, помещенная в стеклянный графин с мысленной просьбой. Использовать пластиковый или металлический категорически запрещено, так как они уничтожат магическую энергетику вербы. По состоянию веточки можно определить как в жилище обстоят дела — если растение цветет, то все в доме хорошо, а увядание предупреждает о скорой болезни.

Если посадить дома цветок с большими и толстыми листами в праздник Вербное воскресенье, то в квартиру придет богатство. Однако, если растение вскоре погибнет, значит, жить семье без денег.

Чтобы защититься от глазливых людей и порчи, рекомендуется на пустой желудок проглотить 3 почки, выпить ключевой воды и произнести оговор: «Вербочкой апостол Павел взмахнул, от меня все лихое отпугнул — болезни, зависть, проклятия, а также люд лихой. Праздник весенний почитаю, а раз так, то хвори ко мне не подойдут. Да будет так!». Если человек придерживается христианства, то перед обрядом рекомендуется причаститься в церкви.

Славянская магическая куколка «вербница»

Славяне-язычники, которые чтили магическое деревце, изготавливали куклу-оберег. «Вербница» выглядит как миниатюрная девушка, сжимающая свежесрезанные ветви вербы. Оберег привлечет достаток, улучшит финансовое положение, убережет жилище от стихийных бедствий и отгонит болезни. Количество веток обязательно нечетное. Кукла будет наиболее сильной, если поутру за вербой сходит ребенок. Ее лучше смастерить самостоятельно, не используя ножниц и игл.

Согласно славянским традициям, у обрядовой куклы также не может быть лица, потому что через глаза может проникнуть потусторонняя злая сила. Хранить оберег нужно на почетном месте в жилище и не давать посторонним в руки. Детям же, наоборот, нужно постоянно давать куклу-оберег для игр, чтобы она лечила их и защищала от бед. Пришедшую в негодность куклу выбрасывать запрещено. «Вербницу» следует с благодарностью спалить на открытом огне. Допустимо утопить в речке.

Что символизирует верба в разных культурах

Вербное воскресение, которое в этом году празднуется 24 апреля, за неделю до Пасхи, невозможно представить себе без главного атрибута — веточки вербы. Именно об этой удивительной разновидности ивы и пойдет речь в нашей статье.

В народе вербу называют по-разному: шелюга красная, ракита, ветла, краснотал, верболоз. Однако ботаники утверждают, что науке неизвестно такое дерево — верба, потому как для них верба является всего лишь разновидностью растений, относящихся к семейству ивовых.

Люди, далекие от науки, без труда отличают вербу от других кустарников и деревьев по своеобразным пушистым соцветиям, появляющимся практически сразу после зимних холодов.

Ботанические особенности

Верба растет практически по всей территории нашей необъятной родины. Ареал ее распространения настолько широкий, что вербу можно встретить на Урале, на Кавказе, в Западной Сибири и в средней полосе России.

Вербу относят к семейству ивовых, где насчитывается около 300 различных видов деревьев и кустарников. Пока верба еще молодая, она — кустарник, затем перерастает в высокое дерево. В некоторых регионах России встречаются даже карликовые ивы. Оттенок коры вербы зависит от ее возраста: если у молодых верб кора светло-коричневого цвета, то у более старого растения — земляного.

У взрослой вербы красивая пушистая крона в форме сферы, ветки очень гибкие и тонкие с длинными заостренными к низу зелеными листьями, часто с сизоватым отливом. Верба зацветает весной, когда наступает тепло, ее почки лопаются и оттуда проглядывают пушистые соцветия, напоминающие цыплят.

Кроме того, нужно отметить, что у всех представителей семейства ивовых очень развита корневая система, поэтому их корни способны проникать вглубь земли на 10-15 метров!

Для ивовых нужен свет, хорошо увлажненные участки и много воды, но верба больше любит расти в лесах, чем на берегах рек и озер, однако это не говорит о том, что ей не требуется влаги. Вербы стоически переносят холода и внезапные заморозки, они довольно неприхотливы.

Лечебные свойства вербы

Ветки и кора вербы очень ценятся в традиционной и народной медицине. Благодаря своему особому фармакологическому составу, включающему большое количество алкалоида и разных минеральных веществ, верба оказывает благотворное влияние на организм человека. Узнать подробнее о применении вербы в народной и традиционной медицине вы можете из нашей предыдущей статьи.

Читайте также:
Как рисовать утюгом

Символика вербы

Прежде чем рассказывать о том, что символизировала верба на Руси, хотелось бы обратиться к другим странам и определить, какую роль играло это дерево в их миропредставлении.

Так, в Древней Греции отмечался праздник плодородия, во время которого в постель к женщинам клали веточки вербы. Жрецы полагали, что подобным образом можно излечить бесплодие. Кроме того, древние греки верили, что верба защищает от различных злых духов и демонов.

В Древнем Китае верба связывалась с женским естеством, талию девушек сравнивали с ивовым прутом, а брови — с изгибом листьев ивы. Зачастую китайцы называли «вербами» куртизанок. В то же время невинная молодая девушка звалась «нежной вербою» и «свежим цветком».

В Японии же верба считается деревом тоски и печали, однако это не мешает японцам связывать первые побеги вербы с девичьей невинностью, нежностью и непоколебимым спокойствием.

В Древней Руси, еще до принятия христианства, верба была важным элементом, без которого не обходился практически ни один обряд. Считалось, что верба — могущественное дерево, так как раньше всех «пробуждается» после зимней спячки и насыщается природной энергией. Древние славяне связывали мощь и силу вербы с непомерной властью главного языческого бога — Перуна. В честь него вербу называли «Перуновой лозой» и купали младенцев в воде с вербовыми веточками.

Наши предки привязывали вербовые ветки к потолку, потому что верили, что благодаря вербе гнев Перуна обойдет дом стороной, и молния не разрушит их жилище. Для защиты скотины и урожая ивовые ветки и ветки вербы разбрасывали в хлеву и на полях.

Считалось удачным вступать в брак рядом с кустом молодой вербы. По представлениям древних славян, молодых ожидала легкая и счастливая жизнь. Если же нашим предкам нужно было справиться с бурей или затушить разбушевавшийся пожар, то в водоворот бури или пылающий огонь бросали ивовые ветки, которые чудесным образом усмиряли стихию.

Кроме того, по народным верованиям, верба отгоняла от дома нечистую силу и даже помогала распознать ведьму или ведьмака. Люди старались держать в доме веточку вербы, чтобы бесы и другие инфернальные силы не могли переступить порог их жилища.

Предки верили, что водяные и русалки обитают в реке, пруду, омуте или озере, на берегу которых обязательно должно стоять старое раскидистое ивовое дерево. Русалки по ночам выбираются на сушу, запрыгивают на ветки ивы, расчесывают свои длинные волосы и оплакивают свою судьбу. Если молодая девушка хотела выйти замуж, ей нужно было подойти к иве, растущей возле водных локусов в последний день убывающей луны и прикрепить к дереву свою ленту, прошептав заветное желание. Русалки и водяной должны были якобы оплакать одиночество девушки, после чего та непременно должна была в скоро времени встретить суженного.

Верба также является символом плодородия, поэтому на Руси женщин часто били ветками вербы по половым органам, чтобы те смогли зачать ребенка.

После принятия на Руси христианства в 988 г., верба стала одним из главных атрибутов православного праздника — Вербного воскресения. В Вербное воскресенье Иисус Христос вошел в Иерусалим, а народ встречал его приветственными возгласами и пальмовыми ветками, так как в Иудее пальма считалась священным деревом. На Руси заменили пальмовые ветки ветками вербы, поэтому в Вербное воскресенье верующие срывают веточки с вербы и несут их в церковь для освящения, а затем приносят их домой. Считается, что вербные веточки несут любовь и благополучие, а также указывают на тот факт, что данная семья впускает в свое сердце учение Христа.

Читайте также:
Морские просторы: энкаустика пошагово с фото

Известно, что в прежние времена в Вербное воскресенье даже пекли пироги с вербными пушистыми побегами. Такое кушанье сулило здоровье и радость отведавшему его человеку. Кроме того, люди верят, что если обратиться за помощью к освященным вербным веткам, то верба поможет решить возникшую проблему. Стоящие в доме вербные веточки нейтрализуют негативную энергию, приносят радость и свет в души людей.

Верба оставила заметный след в разных культурах нашего мира, многие народы считали и продолжают считать это дерево священным, сулящим благополучие и здоровье. Одно удовольствие смотреть на то, как распускаются почки этого дерева и появляются пушистые бутоны, поэтому в этом году не упустите случай полюбоваться подобным зрелищем.

Волшебные силы вербы

  • Волшебные силы вербы
  • Волшебные силы березы
  • Почему праздник называется «вербное воскресение»

С магической точки зрения, верба – растение капризное, его характер изменяется с ходом жизни. В молодых деревцах (кустах) заключены волшебные силы, которые исключительно положительно воздействуют на человека, помогают в ритуалах «белой» магии. Старые же деревья являются «вампирами»: они выкачивают жизненные силы, энергию, способны истощить человека до такой степени, что он неожиданно серьезно заболеет или вовсе даже умрет. В прошлом считалось, что под старыми вербами ни в коем случае нельзя отдыхать, спать, гулять. Иначе после можно было столкнуться с головной болью, общим недомоганием.

Особенно сильной верба становится во время полнолуния и в Вербное воскресенье. Именно в такие дни весной или летом следовало обращаться к растению за помощью, собирать почки, листья и прутья. Перед тем как срубить деревце или оторвать ветку, необходимо растению поклониться, погладить ласково по стволу ладонью, извиниться за то, что его тревожат. Верба позитивно и доброжелательно настроена к людям, если это не «ведьмино дерево» – старый куст. Она охотно готова помочь, защитить, излечить и поддержать.

Наши предки считали, что, если выпороть захворавшего человека вербовыми прутьями, он очень быстро поправится. Таким образом излечить можно было и душевные болезни, и физические заболевания. Маленьких детей было принято купать в отварах из почек вербы. Такой ритуал должен был наделить ребенка крепким здоровьем, усилить его иммунитет, а также уберечь от негативного магического воздействия.

Если ощущается острый упадок сил, не покидает чувство разбитости, после сна состояние «убитое», стоит прогуляться к молодому кустику вербы. Нужно подержать в ладонях несколько минут веточки растения, чтобы напитаться его энергией и отдать вербе свое плохое самочувствие.

Для улучшения обстановки в доме необходимо собрать веточки вербы в том количестве, сколько человек в семье. После поставить их в стеклянную вазочку. Среди магических свойств вербы отмечается ее умение очищать пространство от негативной энергии и скверных эмоций. Букетик из вербы в квартире принесет тепло, уют, не позволит возникать конфликтам и ссорам.

Пушистые почки вербы могут стать отличным амулетом для людей, которые часто испытывают сильную тревогу или чувствуют себя потерянными в жизни. Подобные амулеты зарядят уверенностью, помогут позитивнее взирать на окружающий мир и бесстрашно смотреть в будущее. Их стоит носить с собой, чтобы успех и удача всегда были рядом.

Верба не только охотно делится своей энергией, которой у нее очень и очень много, но и замечательно защищает от проклятий или сглазов. Веником из вербовых веток следует подметать пол, если есть подозрение, что кто-то уже успел навести порчу или морок. После ритуала весь мусор и сам веник необходимо сжечь, а помещения в доме окропить отваром из почек вербы.

Верба – растение, укрепляющее здоровье. Оно также способно продлить жизнь, избавить от агрессии, раздражительности, различных фобий и страхов. Умываясь водой, в которой в течение ночи лежала веточка этого кустарника, можно продлить молодость.

Среди магических свойств вербы присутствует и то, что это растение умеет исполнять желания. Нужно принести в дом веточку молодой вербы, поставить ее в кувшин из глины или стекла и повязать на ней красную шерстяную ниточку, мысленно проговаривая свое желание. Если веточка даст корешки, значит то, о чем мечтается, обязательно исполнится в самом ближайшем будущем. Чтобы закрепить волшебство, рекомендуется посадить растение в землю, после ухаживая за ним. Если такая вербная веточка приживется, то она не только исполнит желание, но и будет для человека энергетическим донором до тех пор, пока деревце не состарится.

Читайте также:
Камыш на берегу озера: энкаустика пошагово с фото

Ветви вербы — это знак победы жизни над смерью

Великий Пост подходит к концу. Приближается самый большой праздник в нашей православной церкви — Пасха Христова и люди постепенно приготавливаются к этому великому празднику. Но за неделю до Пасхи наша церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник как бы в тени находится. Он как-то незаметно придет, отпразднуем его как-то, и также незаметно пройдет.

Праздник Вход Господень в Иерусалим в народе называют Вербным Воскресением, потому что в этот праздник все люди идут в церковь с вербами. Во время всенощного бдения все люди в храме стоят с зажженными свечами и с вербами, разукрашенными цветами.

В старинном рассказе есть описание того впечатления, которое испытал мальчик во время всенощного праздничного бдения. Приведу небольшой отрывок.

«Приходит вечер. Давно уже мальчик осаждал мать неотступными просьбами взять его в церковь, где, по ее же словам, всем так хорошо и весело, где все стоят с вербами и свечами, откуда все возвращаются, встретив Христа, с улыбкою и песнью. Что-то неведомое и таинственное представляется в храме юному воображению: как там должно быть хорошо и светло, как должно быть весело стоять вместе со всеми, держа в руке горящую свечку на длинной ветке.

И вот мальчик с матерью в церкви. Какая радость! «Мама, когда же зажгут свечки?»,- спрашивает мальчик, и ждет не дождется желанной минуты. Вот, наконец, пришла она! Мать сама зажгла ему свечку, налепила на вербу и дала ему в руки, и стоит он первое время в каком-то смущении, но в то же время гордый тем, что и он, так же, как и все большие, стоит со свечкой, и сердце прыгает от волнения».

Обычай приходить с вербой в этот праздник имеет основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Люди, держащие в руках вербы, как бы подражают толпам народа, который приветствовал Иисуса Христа входящего в Иерусалим, приветствуя Его пальмовыми ветвями. Священное событие празднуемого праздника описано у всех четырех евангелистов. Иисус Христос вскоре после воскресения Лазаря, за шесть дней до еврейской пасхи, совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Христос, Царь и идет на смерть добровольно.

Приблизившись к Иерусалиму, придя к селению Виффагии, к горе Елеонской, Иисус Христос послал двух учеников своих, сказав: «идите в селение, которое прямо перед вами, там вы найдете привязанную ослицу и молодого осла с нею, на которого никто из людей никогда не садился, отвяжите их и приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу». Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус Христос. Они привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него, и торжественное шествие двинулось.

Христос едет не на боевом коне, а на животном, представляющем символ мiра.

Надменные язычники, если бы увидели это скромное шествие, крайне насмеялись бы над ним, как они и действительно издевались над повествованием о Нем, но апостолы вспоминали, что в Нем исполнилось пророчество Захарии: «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима, се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9. 9).
Во время этого шествия народ своими верхними одеждами устилал Ему путь, срывал и срезывал ветки смоковниц, оливковых и каштановых дерев и бросал их пред Ним. Затем в порыве восторга ученики, также в руках держа ветки дерев, воскликнули: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Народ подхватил этот радостный клик, в толпе разносилась молва о том, как Он воскресил Лазаря из мертвых. Шествие поднялось на гору Елеонскую. С этой горы открылся великолепный вид на город Иерусалим. Иерусалимский храм с пристройками особенно выделялся среди строений города своими золочеными кровлями и мраморными башенками. И все это представлялось дивным зрелищем.

Читайте также:
Энкаустика. Как нарисовать цветы

Иерусалим в то время с своей «царственной мантией гордых башен» считался одним из чудес мира. Но Христос, посмотрев на город, исполнился глубокой печали, что даже заплакал. Странное шествие. Народ, сопровождавший Христа, ликовал от радости, а виновник торжества плакал. Христос оплакивал гибель города и поражение Израильского народа, о чем предсказал: «о, если бы и ты хотя в сей день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лук.19.42-44). Пророчество Иисуса спустя пятьдесят лет исполнилось со всей суровостью и со всем ужасом.
В 70-м году по Рождестве Христове израильтяне подняли восстание против римлян. Это восстание было жестоко подавлено. Тит, который руководил римскими войсками при взятии Иерусалима, не хотел губить храма, даже делал всевозможные попытки спасти его, но был вынужден оставить вместо него кучу пепла. Он не хотел быть жестоким к жителям, но смертельный фанатизм их сопротивления совершенно подавил в нем всякое желание щадить их. Римляне после жестокого подавления восстания сотнями распинали иудеев, тысячами выставляли в амфитеатрах и бесчисленными массами продавали в рабство.

Все это Христос предвидел, и потому плакал. Когда Иисус оплакивал город и произносил Свое пророчество над ним, шествие приостановилось. Многие жители Иерусалима, а также паломники, приехавшие из разных стран на праздник еврейской Пасхи, услышали, что великий Пророк и Чудотворец Иисус приближается к Иерусалиму, вышли навстречу также с ветками в руках. И когда встретились эти две народные волны, одна сопровождавшая Его из Вифании и другая, вышедшая навстречу к Иисусу из Иерусалима, то Он оказался в середине народной массы, которая шла впереди и сзади, крича «осанна» и приветствуя его ветвями до самых ворот Иерусалима.
Среди толпы было несколько фарисеев, которых раздражал восторг народа и они обратились ко Христу, говоря: «Учитель, запрети ученикам Твоим» (Лук. 19. 39).

Фарисеи, не признавая в Иисусе Христе Мессию, были возмущены таким торжественным шествием Христа и такими приветствиями от народа, и они сетовали между собою: что означают эти мессианские крики и царские титулы? Разве они не опасны, разве пристойны? Зачем Он допускает их? Но Христос не хотел останавливать эти торжественные возгласы. Он сказал в ответ фарисеям: «Если они (то есть, люди) умолкнут, то камни возопиют» (Лук. 19.40). Фарисеи чувствовали, что они бессильны остановить прилив народного восторга. Когда шествие приблизилось к городским стенам, то весь город объят был необычайным волнением и тревогой. И как говорит предание. Тогда же чудесно отверзлись и уста детей, сосущих груди матерей своих, согласно написанному: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Мф. 21. 16). Жители города, видя это торжественное шествие, спрашивали: «Кто это?» Народ отвечал: «Это Иисус, пророк из Назарета Галилейского» и рассказывали при этом, что Он воскресил Лазаря в Вифании.

Войдя в храм, Христос снова, как и первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: «написано — Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, — а вы сделали его вертепом разбойников». Слепые и хромые обступили Христа в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: «осанны Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: «слышишь ли, что они говорят?» Иисус Христос ответил им, что об этом было предсказано еще в Ветхом Завете царем и пророком Давидом в псалме, где говорится: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.(Псл.8.3).

Читайте также:
Объемная картина из восковых карандашей: энкаустика пошагово с фото

В заключении описания священных событий настоящего праздника мне бы хотелось привести отрывок из проповеди святителя Димитрия Ростовского, где говорится о непостоянстве человеческой славы и похвалы. Святитель, как бы от лица Христа говорит. «О люди! Вы, как трость ветром колеблема, так и вы колеблетесь непостоянством. Ныне вы с пальмовыми ветвями оказываете Мне почести; а через несколько дней, о, как обесчестите Меня! Ныне вы режете ветви с деревьев, а через несколько дней эти самые деревья вы будете рубить и тесать крест для Меня. Ныне вы Мне подстилаете ветки под ноги, а через несколько дней вы возложите на хребет Мой палки, розги и бичи, бия, уязвляя и причиняя Мне многие раны. Ныне вы взываете «осанна», а через несколько дней вы будете кричать: «Распни, распни!» Ныне вы со славою встречаете Меня, а через немного дней вы с ругательством будете вести Меня на распятие. О непостоянство человеческое! О непрочность и скорая отмена чести и славы мира сего!»
В память священных событий в храме люди держат ветви вербы в руках и поется в этот праздник: «Мы, подобно детям еврейским, нося знаки победы жизни над смертью, восклицаем Тебе, Победителю смерти (это вспоминается воскрешение Лазаря): осанна в вышних, благословен идущий во имя Господня».

Знаки победы жизни над смертью — это, разумеется, ветки вербы, подобно иудеям, которые приветствовали Христа пальмовыми ветками. Во время богослужения ветки вербы освящаются святой водой и разносятся по домам, как освященные. Благочестивые христиане обыкновенно хранят освященные вербы в течение целого года, украшая ими в своих домах святые иконы. В некоторых местностях существует благочестивое обыкновение влагать освященные вербы в руки умерших, в знамения того, что они, по вере во Христа, победят смерть и, воскресши по зову трубы архангела, во время второго пришествия Христа, с освященными вербами изыдут из могил на встречу Спасителю.

Наш простой народ освященной вербе придавал особую силу: ею крестьянин наш старался оградить себя и своих домашних от болезней. Ею же он старался предохранить свой домашний скот от всякого рода болезней, от порчи, от хищного зверя, от злых людей и злых духов. Когда в первый раз выгоняли скотину в поле, это обычно бывало в день празднования Великомученика и Победоносца Георгия, тогда в этот день крестьяне брали хранившуюся в продолжении года вербу, обмакивали ее в святой воде и окропляли затем ею домашний скот, собранный во дворе. И с вербой в руках провожали скотину в поле на пастбище, а затем эту вербу втыкали в ворота или двери скотного хлева с тем, чтобы скот шел прямо домой, а также для того, чтобы предохранить его от всего плохого.

Таким образом, освященная верба в праздник Входа Господня в Иерусалим играла в жизни нашего народа весьма важную роль. Во всех этих обычаях и обрядах можно видеть выражение веры русского православного крестьянина в силу и действенность церковного освящения. Наши предки в основу своей жизни полагали веру в Бога и в Его святые заповеди, а их жизнь была тесно связана с церковной жизнью. Наша Русская Православная Церковь создала святую Русь и воспитала наших лучших соотечественников. В настоящее время, когда в стране все не стабильно, происходит разброд умов и поиски духовности, нужно вернуться к вере наших отцов, познать Православие во всей его красоте и величии и положить его в основу своей жизни.

Читайте также:
Как спасти неудавшуюся картину

Верба

верба, ива, ракита —————————

Народная поэзия отмечает два свойства дерева: особенный шум, и что оно стоит над водой.

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 Основные символы
  • 3 Ссылки:
  • 4 Древний Восток
  • 5 Античность
  • 6 Европа
  • 7 Балтия
  • 8 Славяне
  • 9 Китай
  • 10 Япония
  • 11 Ad vocem
  • 12 Ad notanda
  • 13 Библиография
  • 14 Примечания и комментарии

Как-то богиня Инанна, прогуливаясь по берегу реки, увидела огромную иву и залюбовалась ею. Вдруг разразилась буря, и могучие волны вот-вот могли вырвать дерево и унести его в океан. Сжалилась богиня над деревом, перенесла его в прекрасный город Урук и посадила в своем храмовом саду.

В Древней Греции ива посвящалась женским божествам.

В средневековой Европе ива считалась деревом певцов и поэтов, ибо она дарит красноречие.

В Литве крестьяне, молясь на вербы, просили деревья дать им детей.

В народной культуре символ быстрого роста, умножения, иногда плодородия.

Жители сербского Баната в Юрьев день опоясывали вербой детей и слегка били их вербовыми ветками, «чтобы они росли, как верба». Первые остриженные волосы у маленького ребенка (особенно у девочки) клали на вербу, чтобы волосы росли быстро и косы у нее были длинными. Болгары вербовыми ветками опоясывали в Юрьев день котлы для первого доения овец, чтобы выросли удои. Поляки сплетенным из вербовых веток бичом погоняли коров, чтобы те давали больше молока. Украинцы ставили стволы вербы в прорубь, которую вырубали во льду на Крещение во время водосвятия, а затем приносили эти вербы домой и клали в голубятни, чтобы у них водились голуби. Словаки Закарпатья клали кусочки вербы на тесто, приготовленное для пасхальных хлебов, чтобы эти хлебы росли в печи так же быстро, как растет верба. Восточные славяне, стегая друг друга вербовыми ветками в Вербное воскресенье, среди прочего, желали: «Будь здоров, как вода, расти, как верба».

Верба, обычно растущая вблизи рек, озер и прудов, широко использовалась в обрядах вызывания дождя.

Так, например, южнославянские додолы зачастую были украшены с ног до головы именно вербовыми ветками, из вербы же делали венки для додолы, а также букетики, которыми они кропили людей и скот во время обходов дворов. Русские примечали: когда верба «плачет» (то есть стоит, склонив ветви вниз), обязательно пойдет дождь.

Вместе с тем верба имела отношение и к разного рода демонам.

Белорусы, к примеру, считали, что с Крещения до Вербного воскресенья черт пребывает именно в вербе, а в Вербное воскресенье, когда священник в церкви освящает вербовые ветки, черт вынужден покинуть дерево и переселиться в воду или на другие деревья или злаки. Белорусы Витебской губ. именно поэтому остерегались пить воду, зачерпнутую под вербой сразу после Вербного воскресенья, поскольку в ней много чертей, которые могут через питье попасть внутрь человека (ср. Болезнь). Словаки верили, что на вербе обитает водяной; болгары — что на ней живут самодивы. При этом белорусы и поляки полагали, что черти предпочитают старые, дуплистые вербы., ср. выражение: «Влюбился, как черт в сухую вербу». [1]

В народной медицине болезнь человека символически «переносили» на дерево, в том числе и на вербу.

У сербов больной лихорадкой шел к вербе, прихватив с собой печеную головку чеснока, вешал чеснок на вербу и произносил формулу невозможного: «Когда эта головка прорастет, тогда меня схватит лихорадка!» Поляки, чтобы избавиться от лихорадки, опоясывали больного соломенным перевяслом, а потом обвязывали им вербу, полагая, что если верба высохнет, то болезнь покинет человека.

Читайте также:
Энкаустика. Картина в рамочке.

Широкую известность получили апотропеические и лечебные свойства вербовых веток, освященных в Вербное воскресенье:

• из них делали крестики, с помощью которых позже кропили поля освященной на Пасху водой; • их втыкали во все хозяйственные постройки и в стены и окна дома, полагая, что они оберегают дом от грозы и всякого зла; • клали в посевное зерно, а после жатвы — подкладывали в амбарах под мешки с зерном; • втыкали летом в поля и посевы, чтобы уберечь их от града и нечистой силы; • при грозе сжигали веточки в печи, полагая, что этот дым разгонит тучи; • окуривали дымом от сожженной ветки больных; • давали такую веточку в руки умирающему вместо свечи; • помещали их в гроб; • выгоняли ими первый раз весной скот на пастбище; • хранили в доме за иконами; • принеся из церкви, клали в воду: если они распускались к Пасхе, это предвещало счастье, а девушкам — близкое замужество; • терли распустившимися почками вербы больные глаза и т. п.

На Украине известны легенды, песни, пословицы и другие фольклорные тексты, прямо соотносящие вербу с «верхним миром» и областью сакрального, с небом, солнцем, храмом, ср. загадку: «Стоит верба посредине села, распустила ветки на весь свет» (с отгадкой «солнце»),

В этиологических легендах рассказывается о том, как Богородица прокляла вербу, в том числе за то, что из вербы были сделаны гвозди, которыми Христос был прибит к кресту, поэтому верба. не дает плодов, под ней нет тени, изнутри она трухлява и т. д.

————————— • По некоторым поверьям, из вербы можно сделать флейту, игра на которой поднимает из могил мёртвых. (. )

У русских считалось:

• ива охраняет от злых духов, бед и несчастных случаев. • если посадить в землю принесенную из церкви освященную вербу и семь утренних зорь, поливать её водой, то посадившему дереву будут счастье и удача во всяком деле удача, пока такая верба не будет срублена.

• Символ Прадедовой жизни. (. ) • Условное дерево военного совета запорожцев. (. ) • Вербой обсаживали дороги, ставки, криницы и копанки (для стирки белья) для очистки — чтобы вода была «пригожа та здорова»; и защиты её от злых сил. • Вербу старались вырастить на огороде: примется дерево — дети будут здоровы, девушка выйдет замуж, а хлопец женится.

В кiнцi греблi шумлять верби, Що я насадила… Нема того козаченька, Що я полюбила…

Олицетворение женской красоты, весны, мягкости, податливости.

Дерево печали, слабости, нежности, девичьего изящества, спокойствия, потребности в постоянстве и соединении.

Изящные тонкие ветки вызывают у них эстетические чувства. Все грациозное и изящное японцы сравнивают с ветвями плакучей ивы. Известный японский поэт Еса Бусон посвятил иве свое знаменитое тpехстишие:

Ива опала, Ручей иссох, Голые камни… Еса Бусон. Пер. Пpонников, Ладанов, 1983 г.

• «журливе дерево нацiональної скоробти» — Т. Г. Шевченко

Пословицы и поговорки:

• Спасово дерево; • почет вербе на свете больше всех; • верба, что немец: куда ни ткни, тут и примется; • без вербы — не весна; • с вербой и зиме не сладить; • верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед; • без верби i калини нема України.

Степан Разин, закрывая на Дону церкви, наказал венчаться под вербой.

В 1961 г. на Украине, в память 100-летия со дня смерти Т. Г. Шевченко, были взяты и посажены во многих городах и селах Украины черенки от знаменитой вербы, которую поэт посадил в 1850 г. на полуострове Мангышлак (Новопетровское военное укрепление, ныне Форт Шевченко, Казахстан).

Вербное воскресенье

Что празднуем?

Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим, жители которого встретили Небесного Царя пальмовыми ветвями. И взрослые, и дети приветствовали въезжающего на ослике Мессию, видя в нем пророка и чудотворца. В субботу, православный мир отмечает Воскресение Лазаря, бывшего умершим в течение четырех дней и воскресшего по воле Господа. Услышав о чуде, люди приходили в дом Лазаря и, увидев его живым, готовы были на руках внести Спасителя в Иерусалим. Однако Вербное воскресенье — праздник с налетом грусти: в этот день вспоминают «грядущего на вольную страсть (страдание) Христа». Глядя на ликующую толпу, встречающую его, Спаситель уже знал о том, что через каких-то пять дней эти же люди будут скандировать: «Распни его!» Поэтому на иконах, изображающих вход в Иерусалим, лицо Господа полно грусти. Никто не услышит кроткую и страшную в своей покорности воле Отца Небесного молитву в ночном Гефсиманском саду: «Отче, если возможно, да минует меня чаша сия. Но да будет воля не моя, а Твоя!»

Читайте также:
Энкаустика для начинающих

История праздника на Руси

Этот праздник отмечается христианской церковью с III века, на Русь же он пришел в Х веке. Особенно торжественно празднество Входа Господня в Иерусалим совершалось в XVI-XVII веках в Москве. Перед Литургией из Успенского собора Московского Кремля через Спасские ворота шел крестный ход. Все направлялись к храму Покрова на Рву (более известного ныне как храм Василия Блаженного) для моления на Лобном месте. В процессии наравне с хоругвями и иконами возили украшенное цветами и плодами дерево. При этом патриарх сидел на осле, которого вел под узду сам царь. По возвращении к Успенскому собору украшенное плодами дерево передавалось народу — для угощения. В конце XVII века этот обычай исчез.

Самая веселая традиция вербного воскресенья, сложившаяся примерно в 18 веке — вербные гулянья. В деревнях молодежь водила хороводы, а в городах открывалась ярмарка. На ярмарку отправлялись всей семьей, детям покупали сладости и игрушки. Крестьяне привозили для торговли вербу целыми возами, ее продавали и поштучно, и пучками, и украшенную лентами, и ангелочками из папье-маше, фарфора, стекла. Разносчики торговали сладостями и орехами, громко расхваливая свой товар. Ценилось умение ловко ввернуть присказку, прибаутку, лучше стихотворную. Торговали также игрушками, причем некоторым из них присваивались имена граждан, которые чем-то отличились не лучшим образом, и о которых шла народная молва. Такие игрушки с удовольствием покупали и себе, и в подарок.

По центру Москвы выезжали кататься семьи в каретах, демонстрируя богатство экипажа и нарядов. С конца 18 века такие вербные прогулки стали называть «вывозом невест». Именно так потенциальным женихам впервые демонстрировали достигших брачного возраста девушек и намекали на богатство приданного.

Что символизирует верба?

С давних времен верба на Руси символизировала праздник. Зацвела верба — значит, скоро весна, оживает природа. В России верба стала еще и религиозным символом, заменившим пальмовые ветви, которые бросали Христу под ноги при входе его в Иерусалим. К Вербному воскресенью верующие украшают дома: ставят пучок ветвей вербы рядом с иконами в «красном углу». По словам Григория Гниденко, в православии веточки вербы — это символ, их называют ветвями добродетели. Они тянутся к небу, также как молитвы устремляются к Создателю.

В старину на Руси считалось, что верба предохраняет дом от пожара, а посевы от града и бури. Освещенную вербу во время грозы ставили на подоконник, чтобы она избавила дом от молнии, ее веточки привязывали в хлеву. По народным приметам, если погода на вербное воскресенье стоит дождливая, то урожай будет богатым. А если солнечная — жди неурожая.

Считалось также, что верба наделяет людей и скот здоровьем и плодовитостью. Поэтому освещенной вербой принято было с разной степенью усердия хлестать всех, кому желали здоровья: себя, детей, жену и скот. Для того же ели почки освещенной вербы.

Читайте также:
Энкаустика. Рисунок с фотографии

Природный оберег верба

Старинная легенда

С вербой связана интересная легенда. В прадавние времена жила милая женщина. И была она настолько плодовита, что количеству ее деток завидовала сама Мать Земля.

Устраните 10 ключевых ошибок новичка и начните с лёгкостью читать карты Таро без каких-либо предварительных знаний

5 шагов от любви к картам до финансовой независимости от основателя Русской Школы Таро Сергея Савченко

Как правильно применять Руны? Получите 3 подарка, которые помогут вам быстрее применять Руны для достижения своих целей

В один из обычных дней с женщиной случилось странное происшествие. Она заблудилась в лесу, и заросшая тропинка вывела ее на берег небольшой речушки. Это место оказалось непростым, а заколдованным. Только ступила путница на бережок, как ее ноги словно вросли в землю, а сама бедняжка обратилась в красивое деревце.

Было ли так на самом деле, доподлинно не известно. Но каждую весну верба радует нас своими пушистыми и очень необычными почками. Именно в них и концентрируется мощнейшая энергия, способная излечить от тяжкого недуга, защитить от беды и подарить удачу. А потому верба как оберег используется во всех местах, где еще живут старинные поверья.

Пик наибольшей концентрации

Уже очень давно люди заметили, что стоя под молоденькой вербой, можно обрести спокойствие духа и уверенность, даже сильная боль постепенно стихает. Не зря в далекие годы прошлого вербу именовали деревом девяти жизней, а мудрецы готовили из нее особое снадобье, якобы даровавшее людям не просто долгие годы жизни, а практически бессмертие.

Конечно же, сегодня рецепт этого эликсира безвозвратно утерян, но люди продолжают неукоснительно верить в силу этого растения. Кстати, пик наибольшей концентрации положительных энергий приходится на старинный праздник, названный в честь дерева. Потому и принято на Вербное Воскресенье делать обереги и личные амулеты, проводить специальные обряды и ритуалы.

Особенности выбора дерева

Однако чтобы вместе добра не причинить себе и близким вред, нужно точно знать, какая верба сделает чудо, а мимо какой лучше пройти стороной.

Дело в том, что жизненный цикл растения имеет некоторые особенности. Только молодое деревце может отдавать энергию и лечить. Как только оно начинает стареть, то процесс тут же становится обратным. Теперь уже верба тянет отовсюду соки и жизненные силы, будь то земля, растения, животные или даже человек.

По этой причине сажать вербу около дома крайне опасно. Конечно, пока деревцо молодое, оно будет помогать и радовать. Но как только оно достаточно повзрослеет, то у семейства начнутся и беды, и болезни. Более того, старую вербу частенько именуют ведьминым деревом. С него не только нельзя брать ветки, но даже и подходить страшно.

Возможности вербных оберегов

Защита с помощью вербы

Потому, если вы задумали сделать обереги на Вербное воскресенье, то ищите исключительно молодые деревца. Чаще всего они обитают у воды, на берегах рек и озер. Силу старые вербы черпают именно из водной стихии.

Но в чем же помогает вербный талисман? В этом вопросе стоит обратиться к старинным преданиям. Согласно им оберег из вербы надежно защищает дом и всю семью:

  • от стихийных бедствий;
  • бытовых неприятностей;
  • болезней;
  • сглаза и порчи;
  • потусторонних сил.

К примеру, если в доме есть веточка вербы, то в него никогда не ударит молния. Она же способна погасить бушующее пламя пожара, а по весне ускорить ледоход и не дать реке разлиться. Кроме того верба помогает обрести здоровье и богатство, избавиться от страхов и неуверенности.

Важно: Отслуживший свое оберег нельзя выбрасывать на мусор. Его нужно поблагодарить, сжечь на открытом огне, а пепел развеять над рекой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: