Как спасти неудавшуюся картину

Реставрируем картину своими руками

К сожалению, время безжалостно относится не только к людям, но и к живописным произведениям искусства. Например, картины «солидного возраста» могут терять внешний вид, краски выгорать и растрескиваться, а то и вовсе отпадать целыми кусками! И вот уже живописный шедевр больше огорчает, чем радует… Значит, пришла пора реставрации картины.

Вы будете удивлены, но картины реставрируют с 18 века, с тех пор, как появились частные коллекции. Все в мире требует заботы и ухода, и живопись тоже!

Зачем реставрируют картины? Здесь все просто! Необходимые вмешательства продлевают жизнь вашей картине и предотвращают последующие разрушения. Восстановить можно даже сильно поврежденную картину! Реставрация масляной живописи как доктор приходит на помощь в нужный момент.

Со временем красочный слой может растрескиваться не только на картинах, чей возраст 150 и более лет. Под реставрацию могут попасть и боле молодые произведения, жизнь которых не превышает 20-30 лет.

Мелкие трещины на картине в спиральной форме

Логично, если в вашей голове возникает вопрос вроде «Почему краски трескаются и как этого избежать?» Причины, по которым краска со временем растрескивается или отпадает , могут быть разные. Самая распространенная ошибка, например, неправильная просушка, вернее, не достаточная для того, чтобы покрыть картину лаком.

Из-за несоблюдения технологии и последовательности нанесения красочных слоем друг на друга, тоже результат повреждения слоем. Другими словами, если нижележащий слой не успевает достаточно высохнуть, а вы уже наносите новый сверху!! В связи с этим и происходят не желаемые изменения в структуре красочного слоя. Плохое хранение и уход также может сказаться на картине.

Возраст живописи в конце концов.. Реставрируют не только станковую живопись, то есть написанную на мольберте, а также альфрейную живопись- росписи на стенах.

Пример основных причин для реставрации картины

Как то мне принесли картину, у которой отпадала масляная краска кусками. Основание льняного полотна практически прогнило от высокой влажности и хранения картины в таком помещении. Картина была обречена на недолгое существование, но порадовать глаз хозяина еще могла некоторое время.

Если проклеить с обратной стороны ткань и улучшить внешнее состояние краски, то такой вариант реставрации вполне приемлемый, правда, не долгий. Сохранить картину с поврежденным прогнившим холстом достаточно сложно. Скажу, хозяин картины был доволен, хоть и понимал о неизбежности потери полотна.

Реставрациями картин на высоком профессиональном уровне я не занимаюсь (это отдельная исследовательская специализация), но эксперимента ради, частично восстановить почти утраченную картину, все таки взялась.

Но есть варианты, когда спасти картину самостоятельно, без профессионального ресторатора не возможно, вот смотрите…. На фото внизу я показываю, что при прикосновении пальцем к холсту, краска полностью отпадает.

Отслаивание краски от холста

Картина написана французским художником, примерно 70-85 лет в многослойной технике, досталась мне по наследству. Не правильный грунт на холсте стал причиной распада красочного слоя. В этом случае, необходимо восстанавливать потерю грунта на более профессиональном уровне. Сейчас в художественных магазинах можно купить готовый прогрунтованный холст. А раньше, художники сами проклеивали и грунтовали ткань, и к сожалению, не всегда достаточно хорошо.

Не забывайте, что в начале масляная краска сцепляется именно с грунтом, а не с льняным полотном. И потом уже один слой сцепляется с другим. Меньше всего страдают произведения, написанные не на холсте, а на дереве, как во времена Леонардо Да Винчи. Почему так происходит, я напишу в другой статье.

Кстати, судя по подписям на картинах, многие из них были написаны мужской рукой. Но вопрос кто же рисует больше, мужчины или женщины, все таки остается спорным.

Если вы сами пишите картины, то старайтесь избегать подобных причин возникновения трещин и отпадения краски. Вот, и получается, что причина повреждений ведет к следствию с огорчениями. А реставрация — правильное решение для сохранения жизни многих картин!

Слово «реставрация» звучит пугающе профессионально, согласна, но самостоятельно реставрировать небольшие «больные места» на картине все- таки можно.

Мелкие проблемы на картине может подправить сам художник

Дальше в статье мы поговорим о том, нужно ли снимать старый лак перед реставрацией, о способах снятия лака и о том, как снять старый лак, чтобы, не повредить нижний красочный слой краски.

Хочется сразу заметить, что приступая к этому ответственному мероприятию, следует сначала взвесить все «за» и «против». Если полотно, которое вы собираетесь обновить, представляет большую художественную и материальную ценность, лучше прибегнуть к услугам профессиональных реставраторов. Так можно быть уверенным, что картина не будет безнадежно испорчена, если «эксперимент не удастся»!

В реставрационной мастерской масляная живопись проходит настоящее исследование, определяется состав красок и лака. Иногда для этого пользуются реактивами и специальными оптическими приборами.

Кроме этого, существует мнение, что старые шедевры сами по себе смотрятся благородно и галерейно, несмотря на потемневшие или пожелтевшие краски. А легкий кракелюр красочной поверхности придает им особый шарм и аристократизм.

Кстати о приборах… Знаете ли вы, что во времена Леонардо Да Винчи, многие старые мастера пользовались специальным приспособлением — камерой-обскурой? Нет? Тогда самое время почитать об этом чудо-приборе в отдельной статье📌

Профессиональная мастерская по реставрации предметов искусства

Есть старинные картины, которые действительно обходятся без реставрационного вмешательства долгое время. Если в этом нет эстетического или восстановительного подтекста, то лучше не трогать.

Раскрою небольшой секрет: если в экспозиции присутствуют реставрированные картины, которым несколько сотен лет, то они значительно отличаются по яркости красок от своих собратьев, не подвергшихся восстановлению. Из-за старого пожелтевшего со временем лака гаснет и сам красочный слой краски. Снятие старого лака и покрытие новым свежим, также считается восстановительным моментом.

Ну а если вы все-таки решились реставрировать картину на холсте своими руками, например, семейную реликвию или шедевр, доставшийся в наследство от дядюшки- художника, следует тщательно изучить теорию небольшого, но эффективного способа реставрации. К тому же, полезно знать, если вы сами молодой художник…. Вдруг придется реставрировать свой шедевр спустя 20-30 лет!

Читайте также:
Камыш на берегу озера: энкаустика пошагово с фото

Снимать старый лак перед реставрацией нужно обязательно! Во первых, многие лаки имеют свойства желтеть и следовательно, цвет краски вида- меняется под лаком. Во-вторых, масляная краска на лаке держаться долго не будет и отлупится в скором времени.

Если даже вам кажется что картина не покрыта лаком, что мало вероятно, снять верхний слой все же нужно. Возможно, художник покрыл полотно матовым лаком, который не имеет глянцевый блеск. Кстати о лаках для картин читайте в отдельной статье.

Пример реставрации картины

Заметка: на фото вверху картина, которую реставрировал мой учитель с Франции. На ней видимые отличия яркости масляной краски до и после снятия лака…. Как я писала выше, под словом «реставрация» имеется виду даже снятие старого сильно пожелтевшего лака.

1. Чистка картины

Реставрация картин на холсте начинается с очищения живописного полотна от пыли, копоти и загрязнений. Для этого используются чистая вода, лучше дистиллированная, и ватные тампоны или ватные палочки. Постепенно влажным тампоном, шаг за шагом очистить картину от загрязнений.

На заметку: любые реставрационные и очищающие мероприятия следует начинать с уголка картины. Проводить работы на небольших участках, следя за верхним красочным слоем. Если на тампоне остаются следы краски, не рекомендуется продолжать реставрацию картины.

Снятие загрязнения с картины

После удаления загрязнений картину надо просушить, а затем можно приступать к удалению покрывного лака.

2. Удаление покрывного лака с масляной живописи

В настоящее время существуют различные средства для снятия лака для живописи в виде растворителей, гелей и пасты.

Растворители старого для лака.

Какой именно выбрать? «Классический» рецепт растворителя – это композиция из пинена и этилового спирта. Сложность для неискушенного реставратора состоит в том, чтобы подобрать пропорции этих составляющих именно для данного случая. Поэтому проще воспользоваться уже готовым растворителем.

Знать бы только, какой приобрести, ведь общего рецепта не существует, потому что подобрать растворитель можно только опытным путем. Магазины для художников предлагают очистители для масляной живописи с пометкой «для реставрации» на основе минеральных масел и уайт-спирита.

Пример растворителя старых лаков

Кроме этого, есть специальные растворители старых лаков для картин маслом. Чтобы найти эти средства, достаточно внимательно смотреть на маркировку и название.

Удаление старого покрывного лака проводится при помощи ватного тампона на маленьких участках полотна, начиная с угла. При необходимости манипуляцию повторяют, чтобы добиться желаемого эффекта, то есть для полного удаления покрывного лака или утоньшения его слоя. Будьте внимательны, иногда для снятия лака необходимо всего 2-3 минуты!

Гели и пасты для удаления лака для живописи: преимущества

Гели и пасты отличаются густой консистенцией, что облегчает реставрацию картин на холсте. Жидкий растворитель легко проникает в трещины живописи, это может привести к дальнейшим разрушениям картины, с чем связана тщательная аккуратность при работе. Пасту же можно наносить на некоторое время, выдерживать до получения нужного результата и вытирать или переносить на другой участок картины.

Специальный гель для снятия старого лака

Пасты и гели имеют различные растворяющие способности, ведь покрывные лаки тоже разного состава. Так что экспериментировать придется и с этими растворителями, чтобы добиться нужного результата.
После удаления пасты с поверхности картины, чтобы нейтрализовать работу растворителя, полотно обрабатывают скипидаром.

На заметку: Если вы реставрируете пастозную или фактурную живопись, лучше выбрать гель для удаления лака. В этих случаях вместо ватного тампона гель наносится при помощи кисточки.

3. Подклейка отслоения краски

Часто у картин маслом возникает проблема кракелюра – отслоения и растрескивания краски. Если растрескивание живописи приобрело большие масштабы, скорее всего, поможет только профессиональный реставратор. А небольшие отслоения можно исправить своими руками.

Потребуются: осетровый клей, папиросная бумага, утюг, вода, ватная палочка.

Положить картину на плоскую поверхность. Мягкой кистью нанести немного клея на места трещин, стараясь максимально четко заполнить места отслоения краски. Если трещины очень мелкие, клей удобнее наносить медицинским шприцом.

Приложить к местам заклейки папиросную бумагу, плотно прижать, не допуская пузырьков воздуха и складок бумаги. Подождать несколько минут, чтобы бумага немного подсохла и начала белеть.

На место подклейки положить чистый лист бумаги и легко, почти невесомо, прогладить бумагу теплым утюгом. Повторить несколько раз, не держать утюг долго на картине. Если папиросная бумага просохла и побелела, прекратить сушку.

Проклейка мелких трещин

Осторожно ватной палочкой, смоченной в теплой воде, снять папиросную бумагу с картины. При необходимости повторить до полного очищения живописи от бумаги и клея. Действовать аккуратно, чтобы не повредить краски. Просушить место проклейки ватой. После полного высыхания подклеенное место можно подправить красками, нанося их точечными мазками кисточки.

Приведенный выше способ реставрации живописи, конечно же, не единственный. Во многих случаях, без масляной краски в реставрационных работах не обойтись. Например, если мазки наносились густо, пастозно на холст и реставрировать, восстанавливать здесь нужно отпавшие куски краски, а не растрескивание красочного слоя.

В принципе, степень разрушения может быть от нитевидных трещин до огромных дыр на полотне! Это косвенно может зависеть и от техник нанесения краски. Кстати, почитать о техниках в масляной живописи можно в обзорной статье.

Примеры «болезней полотна» при различных разрушениях красочного слоя

Реставрация картин на холсте своими руками дело очень хлопотное, требующее терпения и внимания. Но при определенных навыках и настойчивости реставратора, масляная живопись начинает играть свежим видом, обретая новую жизнь. А это прекрасно! В конце небольшой восстановительной работы, не забудьте снова покрыть картину лаком.

Друзья, задавались ли вы когда-нибудь вопросом, что в живописи важнее: талант художника или отточенное мастерство ? На эту тему я порассуждала немного в отдельной статье и пришла к кое- каким выводам.

Сохраните себе статью в закладках , чтобы она не затерялась среди миллионов статей в интернете! При необходимости, вы можете заглянуть сюда в любой момент.

Читайте также:
Как нарисовать цветы воском и паяльником

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Правила и тонкости процесса реставрации картин

Картины знаменитых художников обладают высокой исторической и культурной ценностью. Однако все полотна, независимо от года их написания и автора, имеют свойство портиться со временем — холсты становятся ветхими, краски блекнут, основа теряет форму. Все эти недостатки не только портят внешний вид картины, но и грозят полной утратой ценности шедевра. Поэтому реставрация картин является актуальной темой как для владельцев полотен, созданных известными мастерами, как и для тех, кому картины достались по наследству от родственника-художника.

Процесс реставрации картины

Чистка

Наиболее распространенными дефектами картин, приобретаемыми со временем, являются:

  • отслаивание краски;
  • разрывы холста;
  • отслаивание лакового покрытия;
  • сколы краски;
  • нарушение грунта;
  • провисание холста;
  • загрязнения.

Восстановление картин является занятием, требующим не только специальных знаний и навыков, но и соответствующего инвентаря. Наиболее распространенной проблемой, связанной с состоянием картины, является загрязнение. Так, полотно может покрываться неэстетичными жирными пятнами, припадать толстым слоем пыли и т. д. Существуют способы, позволяющие справиться с загрязнением картины:

1) Для чистки картины, написанной маслом, следует подготовить широкую кисть с мягким ворсом. Но прежде всего следует приступить к чистке обратной стороны картины. Для этого полотно следует вытащить из рамы и аккуратно уложить на чистую поверхность. Затем нужно включить пылесос и деликатно удалить с его помощью пыль с картины. Если картина покрыта лаком, то для чистки внешнего слоя нужно подготовить щадящий растворитель (перед использованием его рекомендуется протестировать — достаточно нанести его небольшое количество на угол полотна). Затем следует взять ватные палочки и с их помощью тонко нанести растворитель на лак.

Если картина покрыта пылью, то для ее удаления также понадобятся ватные палочки и дистиллированная вода. Палочкой, смоченной в воде, следует деликатно пройтись по поверхности картины.

Жирные пятна с картины, написанной маслом, можно удалить с помощью геля для мытья посуды, разведенного водой. Полученным водным раствором следует пропитать тканевую салфетку и обработать ею поверхность картины.

2) Обновить масляную картину можно с помощью уксуса. Это средство нужно в одинаковых пропорциях соединить с водой, после чего пропитать раствором мягкую ткань, отжать ее и приступать к протиранию поверхности картины. Затем уксус нужно стереть влажной тканью, смоченной в чистой воде. После просушки картину рекомендуется покрыть лаком.

3) Следует испечь луковицу, растолочь ее и полученной кашицей почистить полотно. После лук рекомендуется смыть, а картину протереть взбитыми яичными белками.

4) Существует эффективный способ очистки картин своими руками, используемый китайскими мастерами. Для чистки полотна понадобится кисть и известковая вода. Кисть следует смочить водой, после чего пройтись ею по поверхности полотна. Далее таким же образом нужно помыть картину чистой водой.

Важно: картины, написанные маслом, ни в коем случае нельзя чистить скипидаром, мылом, бензином и спиртом! Все эти средства могут повредить краски, тем самым испортив внешний вид картины!

Если картина написана карандашом, пастелью или тушью, то для ее чистки нельзя применять какие-либо чистящие средства. Чтобы обновить полотно, достаточно сдуть пыль с помощью фена.

Для очистки от грязи гравюры следует подготовить смесь, состоящую из 50 граммов углекислого аммиака и литра речной воды. Гравюру тем временем укладывают на ровной поверхности. Затем нужно взять широкую кисть и обмокнуть ее кончик в приготовленную смесь. После этого кистью следует обработать поверхность гравюры.

Картина до и после реставрации

Устранение других дефектов

Провисание холста — это распространенная проблема, с которой со временем сталкивается большинство владельцев картин. Как реставрировать картину с подобным дефектом:

  1. Нужно подготовить необходимый инвентарь: папиросную бумагу, утюг, фильтровальную бумагу, клей натурального происхождения (осетровый), фторопластовую бумагу, гладкий кусок мрамора. Прежде всего следует заняться приготовлением клея (это нужно делать, руководствуясь инструкцией). Затем приступают к подготовке папиросной бумаги. Ее кусок должен быть больше размера корректируемой вмятины. Сам же фрагмент бумаги должен иметь рваные края. Температуру утюга следует отрегулировать до сорока градусов.
  2. Можно приступать к работе. Сперва следует слегка увлажнить место вмятины. Затем под сам холст следует подложить кусок мрамора, но так, чтобы между мрамором и холстом размещалась фильтровальная бумага. Такой прием позволит защитить холст от попадания на него клея и влаги.
  3. Картину переворачивают на лицевую сторону. Берут кисть и с ее помощью смазывают участок вмятины теплым клеем. Папиросную бумагу укладывают на лист фильтровальной бумаги и с помощью кисти проклеивается с одной стороны. Затем этот лист нужно аккуратно подцепить с двух сторон и стороной, на которую был нанесен клей, положить на холст. При этом важно следить за тем, чтобы бумага ровно уложилась, а на ней не образовались пузырьки. Затем поверх бумаги следует положить фторопластовую пленку и через нее прогладить заклейку теплым утюгом (на сушку уйдет около десяти минут). После обработки полотна утюгом следует положить на обработанное место несколько слоев бумаги, а поверх — утяжелитель.
  4. По истечении двух суток утяжелитель следует убрать. После этого можно приступать к удалению заклейки. Для этого достаточно с помощью ватного тампона смочить ее водой и снять остатки заклейки. Вмятина устранена.

Если владелец картины столкнулся с такой проблемой, как отслоение слоя краски, то ее также можно решить. Для восстановления красок понадобится осетровый клей и папиросная бумага. Для начала картину следует уложить на ровную поверхность. После этого нужно взять мягкую кисть и окунуть ее кончик в клей. Клей нужно нанести на места отслоения краски, при этом стараясь сделать так, чтобы он максимально заполнил трещину, тем самым подклеив ее и предупредив дальнейшую отслойку.

Остатки клея рекомендуется убрать папиросной бумагой: для этого ее нужно поочередно прижать к местам нанесения клея. На заклеенные места затем нужно приложить чистую бумагу и пригладить ее к полотну теплым утюгом. После можно приступать к удалению бумажной заклейки. Для этого следует взять кусочек ваты, пропитать его водой и постараться стереть бумажный слой. После новым кусочком ваты рекомендуется убрать излишки клея.

Читайте также:
Энкаустика. Как выбрать восковые карандаши

Важно: если на слое краски образовались большие трещины, то для введения клея в них можно воспользоваться медицинским шприцем!

Реставрация живописи также включает в себя перетяжку полотен. Эта работа требует аккуратности, иначе неумелое натяжение может спровоцировать такие проблемы:

  • Образование микроразрывов полотна.
  • Образование трещин на слое краски и грунтовки.
  • Провисание холста, образование складок на нем и т. д.

Прежде чем приступить к работе, следует заняться выбором подрамника. Эта составляющая картины должны быть изготовлена из сухой древесины. Сам подрамник должен иметь скосы на лицевой стороне. Желательно, чтобы подрамник также регулировал степень натяжения полотна.

Для перетяжки картины, кроме нового подрамника, также понадобятся специальные щипцы. Сама работа состоит из таких этапов:

  1. Картину укладывают на ровную поверхность лицом вниз. Затем берут отвертку и ее угол направляют под шляпку гвоздя. После этого нужно несильно, но уверенно нажать на ручку отвертки и провернуть ее. После этого гвоздь подрамника выдернется. Все то же необходимо проделать и с остальными гвоздями.
  2. Перед тем как осуществлять перетяжку, не мешает убедиться в том, что подрамник своими размерами подходит параметрам полотна. Для этого нужно сравнить величины диагоналей подрамника — берут длинный шнур, крест-накрест (по диагонали) измеряют им подрамник, а затем и картину. Если параметры картины и подрамника совпадают, то это свидетельствует о том, что последний был верно выбран.
  3. Новый подрамник укладывают на рабочую поверхность так, чтобы к ней можно было подойти с каждой стороны. Затем за кромки углов берут картину, изъятую из старого подрамника, плавно заносят ее и накладывают на новый подрамник (на этом этапе работы рекомендуется прибегнуть к помощи ассистента). Кромки картины следует уровнять с линиями подрамника, после чего прикрепить их к подрамнику гвоздями.
  4. Само натягивание следует начинать с середины каждой стороны подрамника. Для начала нужно выбрать одну из сторон, определить ее середину и на расстоянии четырех сантиметров друг от друга вбить по несколько гвоздей (это должны быть конусообразные обойные гвозди). Само полотно с противоположной стороны следует натянуть щипцами и закрепить аналогичным образом. То же самое проделывают и с остальными сторонами картины. После натяжки центральной части полотна можно приступать к натяжке его углов.

Такая техника перетяжки больше подходит для картин со стороной, размер которой не превышает двух-трех метров. Перетяжку крупногабаритных полотен рекомендуется доверить профессионалу.

Лакирование

Реставрация картин в большинстве случае требует нанесения на поверхность живописи лака. Лакирование — это прием, позволяющий не только обновить внешний вид картины, но и защитить ее от утраты яркости, отслоения краски и т. д. Кроме того, с лакированной поверхности проще удалять пыль и грязь. Прежде чем приступить к работе, следует правильно выбрать лак:

  • он должен легко удаляться;
  • лак не должен содержать какие-либо смолы и масла;
  • реставрационные лаки имеют в своем составе дамару и смолу мастики.

Если владелец картины решил покрыть холст лаком, то он должен знать о том, что новые произведения искусства не покрываются лаком в первый год после написания картины.

Прежде чем приступить к лакированию, поверхность работы следует очистить от пыли и загрязнений. Обезжиривание также представляет собой обязательный этап подготовки полотна к нанесению лака.

Как выполнять лакирование:

  1. Картину вертикально устанавливают на мольберте. Затем следует взять десятисантиметровый кусок гигроскопичной ваты и придать ему форму шляпки гриба. Тампон окунают в подготовленный лак и начинают выполнять им по поверхности картины круговые движения до тех пор, пока не будет обработано все полотно.
  2. Есть еще один способ нанесения лака на картину: следует налить на картину, уложенную на горизонтальную поверхность, немного лака и равномерно растереть его ладонями. Важно: перед тем, как вымыть руки, их следует протереть скипидаром.
  3. Картину укладывают горизонтально. Затем берут лак, наливают его в фарфоровую посудину и добавляют скипидар. Полученную смесь подогревают. После берут щетинный флейц, окунают его в лак со скипидаром и выполняют им по поверхности картины крестообразные движения. При этом нужно избегать повторной обработки тех мест, на которое уже был нанесен лак.
  4. Также лак на картину можно распылять с помощью шприц-аппарата, функционирующего под сильным давлением воздуха.

Реставрация полотен — это задача, требующая ответственного подхода. Если нет опыта восстановления картин в домашних условиях, то рекомендуется обратиться к мастеру-профессионалу. Неумелое обращение с произведениями искусства может привести к их безвозвратной порче.

Как спасти неудавшуюся картину

Нередко бывает такое, что начав писать что-либо на холсте, вы обнаруживаете, что картина “не пошла”, а холст кажется вам испорченным. Или вы взяли холст, чтобы опробовать на нем какую-то технику или сделать несколько набросков элементов картины, чтобы решить, какой больше подойдет в планируемой картине, то есть снова “испортили” холст.

Не переживайте: у вас во всех в этих случаях всегда есть надежный спасатель — имприматура.

Вот я, например, по совету мужа сделала для статьи Краски. Как смешать три видео получения красок радуги, для чего взяла три новехоньких холста. После того как видео были сняты, сами холсты мне в таком виде уже были не нужны, а потому я занялась превращением “отыгравших свою роль актеров” в холсты, на которых можно что-то написать, то есть превратила созданные при этом цветовые пятна радуги в имприматуру. Этот процесс я тоже сняла видеокамерой, обрезала видео до нужного размера, прокомментировала свои действия с помощью диктофона и, наконец, смонтировала вместе видео и звук. Теперь я предоставляю получившийся в результате видеоролик вашему вниманию.

Обращаю ваше внимание – краска размазывается только в том случае, если она не успела высохнуть. Высохшую краску вы никогда не размажете по холсту. Такой холст можно просто “записать”, т.е. поверх старой картины написать новую, или же просто закрасить старую картину слоем краски. Но это уже тема для новой статьи)

Читайте также:
Как нарисовать картину утюгом и воском

Как вы видели, я во всех трех случаях создала однослойную разноцветную неоднородную имприматуру. В принципе, имприматуру в таком виде можно наносить и в том случае, когда ваш холст девственно бел. Как я писала в статье Что такое имприматура, имприматура преследует две цели:

  1. Создание защитного слоя, не дающего грунту вытягивать масло из краски и облегчающего написание картины, поскольку по красочному слою кисть скользит легче, а краска на него ложится идеально.
  2. Покрытие холста неким однородным средним тоном, что облегчает соблюдение тональных отношений в будущей картине, или формирование разнородного фона, который, просвечивая сквозь верхние слои краски, создает не достижимую иным способом игру цвета и света.

Возможно, я вношу путаницу в ваши умы, так как мое толкование имприматуры несколько шире классического, поскольку я в отдельных случаях объединяю имприматуру с фоном картины. Но так как этот фон делается на холсте самым первым, т.е. зачатую еще тогда, когда художник просто не знает еще, что он напишет, то я взяла на себя смелость и назвала этот абстрактный фон имприматурой.

В любом случае, как мне кажется, я недалека от истины, ибо в русском языке имприматура раньше называлась просто первым красочным слоем — точнее первым слоем краски. (Слово “имприматура” появилось в русском языке позже, как калька c французского imprimatura.) Древние мастера всегда писали картину в несколько слоев. Натянув холст на подрамник, они сначала проклеивали его, затем грунтовали, потом наносили на него рисунок, а затем покрывали рисунок слоем жиденькой краски, разбавляя ее каким-либо разбавителем. Вот этот последний подготовительный слой итальянцы и называли имприматурой, а русские — первым красочным слоем.

С этим русским названием связан один интересный курьез, точнее заблуждение, жертвой которого я стала. Но сначала я уступлю слово своему мужу, Саше, любящему ковыряться во всевозможных тонкостях, упорно стараясь докопаться до истины. Он как бульдог — начнет за что-нибудь тянуть, ни за что его не остановишь. :)

Спасибо, Таня!

Давайте попробуем разобраться с этим интригующим всех термином “имприматура”, чтобы проверить правоту сказанных выше слов Тани.

Лезем в итальянско-русский словарь и обнаруживаем, что imprimatura это. грунтовка, грунтовочный слой . То есть итальянцы считают имприматуру грунтовкой (точнее, ее последним этапом), а не чем-то таким особенным.

Как же тогда возник “первый красочный слой” в русском языке? Видимо потому, что в древнеитальянском языке слово imprima обозначало то же, что и современное итальянское слово prima, то есть раньше, прежде, сперва, сначала.

То есть имприматура — это то, что делается в первую очередь, до начала создания картины. А поскольку итальянцы в первую очередь наносили слой краски, который они считали частью грунта (точнее вторым слоем грунта), то есть слоем, который обеспечивает надежное сцепления верхних слоёв краски с проклеенным холстом и выравнивание впитывающей способности этого холста, то русские не мудрствуя лукаво перевели слово imprimatura, как “первый красочный слой”.

О том, что это именно грунт, говорит вторая часть слова imprimatura — tura, которое в свою очередь является производным от глагола turare, означающего “заделывать”, “закупоривать”, “запруживать”, “затыкать”. То есть имприматура — это нечто, что наносится в самом начале, чтобы закупорить поры холста, точнее основного грунта, а итальянцы для этого обычно использовали краску. Причем, грунтовали они холст в два слоя: первый слой выравнивал холст (грунт в полном смысле этого слова), а второй предотвращал впитывание масла из лежащих выше слоев краски (имприматура).

Кстати, термин “а ля прима” по своей сути родственник “имприматуры”. Ведь la prima — означает подготовительную работу, то что делается в начале, например грунтовка и написание подмалевка. Вот так и появился термин a la prima, то есть написание картины сразу, вместо подготовительной работы, не возясь с имприматурой, подмалевком и прочими премудростями многослойной живописи.

Возможно, я и ошибаюсь, но согласитесь, весьма похоже на истину.

А теперь о курьезе. Одно время, почти в самом начале своей живописной жизни, я решила освоить так называемую фламандскую семислойную технику живописи. В качестве одного из слоев фигурировал первый красочный слой, поверх которого наносился так называемый “мертвый слой”.

Следуя инструкциям, я загрунтовала холст, сделала рисунок и нарисовала поверх него первый красочный слой, то есть фактически картину. После чего я стала замазывать эту картину серой краской, то есть создавать “мертвый слой”. А затем я начала лессировками раскрашивать этот мертвый слой, фактически восстанавливая цвет, который я на предыдущем этапе старательно уничтожила серыми тонами.

Все это время Саша, проходя мимо, чесал затылок, говоря “Никак не пойму, зачем надо было сначала красить, потом замазывать, а потом снова красить?” Я в ответ тыкала в его сторону кисточкой и шипела “Изыди! Ничего ты в этом не понимаешь. Это техника великих мастеров!” Короче, картина в “технике великих мастеров”, так у меня и не получилась. Устав воевать с мудреными семью фламандскими слоями, я просто дописала картину в стиле а ля прима. Правда, потом я долго переживала, что я такая глупая. :)

Лишь спустя много лет, после множества проб и ошибок, я поняла, что “первый красочный слой” — это, скорее всего, имприматура, а “мертвый слой” — обыкновенный подмалевок, сделанный в технике гризайли. То есть, загрунтовав холст чем-либо, чтобы сделать его поверхность ровной, гладкой, фламандцы копировали на холст рисунок, а потом поверх него жиденькой краской наносили второй слой грунта (имприматуру), который предохранял сделанный углем или порошком рисунок от размазывания (и загрязнения им верхних слоев краски), но не скрывал его, поскольку краска была жидкой, а потому почти прозрачной. И одновременно этот жидкий грунт защищал последующие красочные слои, то есть цветные лессировки, от потери ими масла, предотвращая их пожухание, и усиливал сцепление этих лессировок с холстом.

Читайте также:
Морские просторы: энкаустика пошагово с фото

После чего фламандский художник прорабатывал форму сложных предметов (не всегда всей картины!), делая гризайльный подмалевок. Этот подмалевок выполнялся краской одного цвета, обычно серой, а потому и получил название мертвого слоя, то есть слоя, лишенного разноцветья. Создавалась как бы черно-белая фотография, которую потом надо было раскрасить. (Люди моего поколения еще помнят наверно”цветные” фотопортреты, то есть искусно подкрашенные черно-белые фотографии. Лицо серое, а губы красные.) Причем подмалевок мог делаться как краской того же цвета, что и имприматура, так и краской другого цвета, через которую просвечивала имприматура, заставляя подмалевок играть или придавая ему теплоту.

Осознав это, я постепенно выработала свою “фламандскую технику”. Вот один из примеров ее использования — левый холст моего диптиха Два плюс один, который сейчас выставлен на выставке в Храме Конфуция в Пекине. На фотографиях ниже вы видите этапы создания этой картины: 1) имприматура и рисунок, 2) подмалевок, 3) исправленный подмалевок, 4) прописка с элементами лессировки и 5) готовая картина.

На шестой фотографии для полноты картины я показал правый холст диптиха.

Если вы внимательно смотрели приведенный выше видеролик о спасении холста с помощью имприматуры, то, присмотревшись к первой фотографии, обнаружите, что перед вами как раз один из спасенных холстов. :) Обычно я делаю рисунок под имприматурой, так как на белый холст переводить рисунок проще, но здесь я нанесла его тушью прямо на имприматуру. Тушь после высыхания держится очень стойко — краска и разбавитель ее не размазывают.

Если вас удивляет, почему гризайльный подмалевок я сделала в два этапа, не берите это в голову — никакой хитрости тут нет. Просто при написании подмалевка правого холста я взяла более холодные смеси. Мне они понравились больше, а потому я подогнала под них левый холст, который изначально был теплее. Кстати, второй холст тоже из числа спасенных. Даже в готовом виде на нем явно просвечивает полученная во время спасания имприматура, придавая фону непередаваемый колорит. На левом она тоже видна, но не так заметно.

Сразу оговорюсь, что каждый этап у меня состоял из нескольких сеансов, то есть на деле слоев здесь намного больше, чем семь фламандских. Но я, к счастью, не фламандка — я россиянка! Как бы к этому ни относились в мире, но факт остается фактом — россияне терпеть не могут, когда им указывают, что и как им надо делать. Может, именно поэтому на западе так любят рассуждать о загадке русской души, но никак эту самую русскую душу понять не могут. )

Как истинная россиянка, я не следую тупо своим или чужим канонам, а свободно варьирую разнообразные подходы, добиваясь нужного мне результата. Что-то получается, что-то нет, но я уже не расстраиваюсь по поводу неудач. Не зря живопись называют творчеством — каждый художник творит не только свои картины, но и свои приемы. И всякий раз, когда мне говорят о той или иной технике старых мастеров, советуя попробовать ее, я в ответ лишь улыбаюсь и согласно киваю головой. И продолжаю делать по-своему.

“Древнее” вовсе не означает “лучшее”. Эти самые древние мастера постоянно искали свои подходы к живописи, вырабатывали свои техники — такие, которые упрощали им жизнь, облегчали создание картины. Поэтому, по сути, сколько существует мастеров, столько существует и техник. Важен не сам процесс написания картины, а то, что получится в результате. И зрителю наплевать, как ты этого результата достигла. Я ни разу не слышала ни на одной выставке (я не имею в виду снобов, изображающих из себя знатоков живописи) что либо типа “О, фламандская техника!” Обычно зрители говорят “Здорово!” или, извините, “Хрень!” Или же просто проходят мимо картины, лишь скользнув по ней взглядом, даже если в ней использована самая древняя или, наоборот, самая новейшая техника.

Вот и вы. Не гоняйтесь за техниками и приемами. Не создавайте себе кумира. Творите свое творчество сами. Все, что вы читаете в разделе Начинающему художнику, включая эту статью, имеет лишь одну цель — помочь вам самим найти дорогу в ваш мир живописи. Читайте мои советы критически, пробуйте то, что я советую, примеряйте мои советы к себе и ищите свои подходы.

Однако, есть одно исключение.

В многослойной масляной живописи всегда остается незыблемым одно выработанное веками правило — писать”жирным по тощему”. Оно означает, что чем ниже слой, тем меньше должно быть масла в его красках. Именно поэтому краску для имприматуры мы обильно разбавляем чистым разбавителем, а в последующих слоях мы можем постепенно увеличивать количество масла в смеси для разбавления красок, можем даже добавить в нее дамарный лак для увеличения сцепления и повышения сочности цветов. Вы получите так называемый тройник, то есть смесь разбавителя, масла и дамарного лака . Его можно купить готовым, но лучше делать его самому, варьируя пропорции в зависимости от температуры, влажности и того, какой слой вы сейчас пишите.

Кстати, жидкую краску имприматуры можно наносить на поверхность загрунтованного холста не только кистью, но и губкой, тряпкой или еще чем-то. Главное, не забудьте разровнять имприматуру и удалить с холста излишки краски. В результате образуется тонкий красочный слой, изолирующий последующие масляные слои от грунта и способствующий лучшей сохранности живописи. В акриловом грунте, которым в основном сейчас покрывают холсты, масла нет. В имприматуре масла минимум – только то, что содержится в самой краске. Грунт вытянет эту капельку масла в себя, и не будет его тянуть из последующих слоев. Поэтому имприматура сформирует почти не тянущую масло поверхность холста, тем самым обеспечивая лучшее сцепление слоев и их сохранность.

Ну вот и все, пожалуй.

Ан нет! Неугомонный Саша опять что-то раскопал. :)

Как удалить слой пыли с картины?

Добрый вечер! У меня есть несколько картин, которым уже где-то лет 70, может больше. Например, копия Маковского, которая мне очень нравится явно намного темнее, чем должна быть. Хотелось бы смыть налет пыли и грязи, но при этом не повредить картины. То, что смогла найти по теме – просто протереть теплой водой, использовать мыльный раствор. правда какое мыло лучше брать, так и не поняла, или использовать терпентиновое масло. Сначала надо попробовать, как выбранное чистящее средство взаимодействует с краской картины, т.е. попробовать почистить уголок, который будет находится под рамой. Еще на одной картине имеется кракелюр, и как с ней быть вообще не очень понятно. Буду очень признательна за советы по уходу за картинами!

Читайте также:
Энкаустика. Памятник затонувшим кораблям

[URL=http://www.radikal.ru][/URL]

Надеюсь, специалисты здесь найдутся и смогут помочь многим спасти старые работы!
Свои работы 10-15-летней давности успешно отмывал от копоти и мушиных следов тепловатой водой с мылом (хозяйственным или типа Дуру, что оказывалось под рукой) тампоном из ткани, не оставляющей ворсинок (можно марлей, предварительно постиранной). Важно – перед водными процедурами аккуратно снять пыль с поверхности сухой щетинной кистью (обычной малярной), чтобы потом ее меньше забивалось в мельчайшие бороздки живописного слоя, при смачивании водой. Но я так делал с уверенностью, что картины по написании были покрыты тонким слоем защитного акрил-фисташкового лака. Нынешние покрывные лаки предусматривают возможность легко их смыть при помощи спиртовых (если не ошибаюсь) растворителей, не повреждая живопись и нанести свежий слой при реставрации. Но если у Вас картины написаны с завершающими тонкими лессировками (как это было принято у многих старых мастеров) – надо быть очень осторожными при таких операциях. В местах кракелюра водные процедуры не стоит делать – кусочки краски просто осыпятся. Тут, видимо, нужны будут внимательные и чуткие руки “реставратора” с предварительной укрепляющей проклейкой по краям трещинок – но с этим я пока не сталкивался.

Тут, на форуме, оказывается еще в 2006-м году создали тему :”Все о реставрации”:
http://artnow.ru/forum/showthread.php?t=146
Может что и найдете полезного. Был совет одного из коллег с кракелюром справляться при помощи осетрового клея, аккуратно вводимого шприцом между краями трещинок.

Спасибо огромное за ответ! Картины немаленького размера, очень их тяжело куда-то возить. Думала, что хотя бы помыть смогу в домашних условиях. Хотя сидимо надо будет к реставраторам обратиться, т.к. одна картина частично без подрамника и есть некая помятость полотна:(

Советы от предков :))
35. Как промывать старые иконы
[Современными правилами реставрации этот способ категорически запрещен]

Когда хочешь промывать старые иконы, то наперед влей воду в большое корыто, в котором икона могла бы поместиться под водою, потом положи ее туда и, взяв тепловатой золы из щелока и насыпав ее на изображение, протирай оное большою щетинистою кистью, одинаковой величины с теми кистями, кои употребляются для грунтования икон, но, протирая образ, смотри, как бы не слезли краски, ибо крепкая зола съедает не одни пятна, но и лак. Посему будь внимателен, и не мой всей иконы в один прием, а понемногу, дабы не испортить ее. Сперва кистью и золою промой малую часть ее, и тотчас погрузи всю ее в корыто, дабы нечистота вместе с золою сошла с промытого места, потом таким же способом промой другую часть ее, и опять погрузи икону в воду и обмой ее. Так очищай ее всю мало-помалу, и она не испортится. Если же будешь мыть ее всю вдруг, то ведь не скоро сделаешь это: а если зола пробудет на иконе долго, то слезут с нее краски и гипс. Посему поступай так, как я наставил тебя. Когда икона очистится, и где-нибудь сойдут с нее краски, то наведи их вновь и покрой всю ее лаком. Тогда она будет, как новая. Однако наперед сделай опыт на малой иконе, и после удачи принимайся и за большую. А не удастся, – так покинь эту работу, чтобы не портить икон и не разладить с владельцем их.
Все, что здесь написано, не принимай за басни. Ибо сам я делал опыты с большим успехом. А некто принимался за это дело без предварительного опыта и оставался с голою доскою.

Как спасти неудавшуюся картину

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 280 733
  • КНИГИ 664 920
  • СЕРИИ 25 576
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 618 401

Обстоятельства рождения этой книги подробно изложены автором во Введении. Она была впервые опубликована в 1966 году в издательстве Laffont под названием Le cinema selon Hitchcock (“Кинематограф no Хичкоку “) на французском языке, и в 1967-м на английском в издательстве Simon & Schuster под названием Hitchcock by Francois Truffaut (“Хичкок Франсуа Трюффо “). Книга явилась результатом 52-часовой беседы Франсуа Трюффо и Альфреда Хичкока в присутствии переводчицы Хелен Скотт, состоявшейся в 1962 году. После смерти Хичкока (24 апреля 1980 года) Трюффо вернулся к этой книге и дописал в ней заключительную 16-ю главу, а также снабдил новую редакцию, получившую название “Хичкок/Трюффо”, аннотациями к каждому из фильмов Хичкока. Настоящий перевод выполнен по французскому и английскому вариантам книги, а также включает в себя все авторские дополнения. Анализ “кинематографа по Хичкоку” далеко вышел за рамки индивидуальной творческой судьбы. Почти на протяжении всей своей активной кинокарьеры Хичкок сохранял репутацию коммерческого режиссера. Благодаря критикам французской “новой волны “, увидевшим в его творчестве образец “авторства “, он занял свое подлинное место в истории кино. Книга Франсуа Трюффо, в которой исследуются метафизическая и психологическая основа кинематографа Хичкока, режиссерское новаторство и умение вовлечь в свою игру зрителя, а также реабилитируется сам феномен “низких жанров “, до сих пор остается одной из лучших книг о кино.

Франсуа Трюффо

Москва , 1996

Перевод на русский язык, фильмография, примечания, 1996. c М.Ямпольский.

Перевод на русский язык, 1996. c Общественное объединение “Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры” (“Киноведческие записки”).

Перевод с английского (выверенный по французскому варианту), примечания, фильмография Нины ЦЫРКУН.

Читайте также:
Энкаустика. Когда душа поет.

Перевод “Введения” и страниц, посвященных фильму “Окно во двор” (глава 11) Михаила ЯМПОЛЬСКОГО

Редакторы Нина ДЫМШИЦ, Александр ТРОШИН

Корректура Лидии МАСЛОБОЙ

Макет Марины ДАШКОВОЙ

Постраничные примечания, кроме специально оговоренных случаев, принадлежат Н.А.Цыркун.

Библиотека “Киноведческих записок”

Все началось с падения в воду.

Зимой 1955 года Альфред Хичкок приехал работать в Жуенвиль на студию Сен-Морис, где он должен был заняться постсинхронизацией своего фильма “Поймать вора”, натурные сцены для которого он снял на Лазурном берегу. Мы с моим другом Клодом Шабролем решили съездить к нему и взять интервью для “Кайе дю синема”. Предстоящий разговор представлялся нам длинным, точным и содержательным, и мы одолжили магнитофон.

В том зале, где работал Хичкок, было очень темно, а на экране беспрерывно повторялась короткая закольцованная сцена, где Кэри Грант и Брижит Обер вели самоходную лодку. В темноте Шаброль и я представляемся Альфреду Хичкоку, который просит нас подождать его в студийном баре на противоположной стороне двора. Ослепляемые дневным светом, оживленно комментируя, как и пристало настоящим киноманам, кадры Хичкока, чьими первыми зрителями мы стали, мы выходим и направляемся прямо к бару, находящемуся метрах в пятнадцати. Не отдавая себе отчета, мы оба ступаем на кромку большого замерзшего водоема, того же серого цвета, что и асфальт двора. Лед сейчас же трещит, и мы в совершенном обалдении оказываемся по грудь в воде. Я спрашиваю у Шаброля: “А магнитофон?” Он медленно поднимает левую руку и вынимает из воды текущий ручьями магнитофон.

Ситуация была такой же безвыходной, как в фильме Хичкока; из-за очень плохого спуска мы не могли вылезти из водоема, не соскользнув в него вторично. И лишь рука помощи, протянутая прохожим, помогла нам наконец выбраться. Костюмерша, казалось, проявившая к нам сочувствие, ведет нас в артистические, чтобы мы могли высушить одежду. По дороге она говорит: “Бедняжки вы мои! Вы что, статисты “Потасовки среди мужчин”?” — “Нет, мадам, мы журналисты”. — “В таком случае я не могу вами заниматься!”

Итак, несколько минут спустя, дрожащие и насквозь промокшие, мы вновь предстаем перед Альфредом Хичкоком. Взглянув на нас, он без лишних слов предложил нам встретиться вечером в отеле на Плаза-Атене.

Год спустя» когда он вернулся в Париж, он сразу же заметил нас с Шабролем в группе парижских журналистов и сказал: “Господа, я вспоминаю о вас всякий раз, когда вижу кубики льда в стакане виски”.

А еще через несколько лет я узнал, что Хичкок приукрасил наше злоключение, добавив к нему конец на свой лад. Согласно версии, которую Хичкок рассказывал своим друзьям в Голливуде, после нашего падения в воду мы явились к нему: Шаброль — в сутане кюре, а я — в униформе полицейского.

Через десять лет после этого злоключения я испытал неотразимое желание расспросить Альфреда Хичкока, подобно тому как Эдип вопрошал оракула. Это было вызвано тем, что мой собственный опыт режиссуры заставлял меня все больше ценить тот вклад, который он внес в наше ремесло.

Если внимательно изучать эволюцию творчества Хичкока, от его английских немых фильмов до цветных голливудских, можно найти ответы на те вопросы, которые должен задавать себе всякий режиссер, в том числе на один из важнейших: как выразить свое “я” через изображение?

Я не являюсь автором книги “Кинематограф по Хичкоку”, я всего лишь ее инициатор, или, точнее, “зачинщик”. Поскольку в одно прекрасное утро (оно для меня было поистине прекрасным) Альфред Хичкок согласился на длинное пятидесятичасовое интервью, то с моей стороны это была чисто журналистская работа.

В письме господину Хичкоку я попросил его ответить на пятьсот вопросов, касающихся исключительно его работы, и расположил их в хронологическом порядке.

Я предложил затрагивать в разговоре конкретные моменты:

а) обстоятельства, связанные с рождением каждого фильма;

б) разработка и построение сценария;

в) проблемы режиссуры, специфические для каждого фильма;

г) его собственная оценка коммерческих и художественных результатов, достигнутых в каждом фильме в сравнении с первоначальным замыслом.

Последним препятствием оставалась проблема языка. Я обратился за помощью к моему другу Элен Скот из Французского кинобюро в Нью-Йорке. Американка, выросшая во Франции, в совершенстве владеющая кинематографической терминологией на двух языках и отличающаяся трезвостью суждений и редкими человеческими качествами, она оказалась идеальным помощником в работе.

13 августа, в день рождения Хичкока, мы приехали в Голливуд. Каждое утро Хичкок заезжал за нами в отель “Биверли-Хиллз” и отвозил нас в свой кабинет на студии “Юниверсал”. У каждого из нас был пришпилен к одежде маленький микрофон, а в соседней комнате звукооператор записывал наши слова, и ежедневно мы без перерыва говорили с девяти утра до шести вечера. Этот словесный марафон продолжался за тем же столом и во время еды, которую нам подавали в кабинет.

Сначала Хичкок, находившийся в великолепной форме, как всегда в интервью, демонстрировал свое остроумие и любовь к забавным историям. Но уже на третий день в обстоятельном рассказе о собственной карьере, ее удачах и неудачах, сложностях, поисках, сомнениях, надеждах и усилиях обнаружилась его серьезность, искренность и настоящая самокритичность.

Постепенно я понял, что рассчитанная на публику уверенность в себе и циническая бравада уживались в нем с тем, что казалось мне его подлинной натурой, — уязвимостью, чувствительностью, эмоциональностью, глубоким физическим переживанием тех ощущений, которые он хотел передать зрителям.

«После Ночи музеев картины провисают пузырями, краска сыпется». Посмотрите, как спасают шедевры в Национальном художественном музее

Вместе с Samsung Galaxy S21+ мы продолжаем рубрику «Скарбы» об уникальных музеях Беларуси. В этот раз заглянули туда, куда вход для посетителей обычно закрыт, – в реставрационные мастерские Национального художественного музея.

Это видео снято на Samsung Galaxy S21+.

В отделе научно-реставрационных мастерских работает 27 специалистов. Больше нет ни в одном музее страны. Каждый мастер в художественном музее, как врач, имеет свою специализацию: текстиль, металл, графика, книги, рамы, скульптура, дерево, фарфор, кожа и, конечно, масляная и темперная живопись. Работа каждого из них начинается одинаково: с научно-реставрационного совета, где решается и протоколируется, как специалист будет восстанавливать артефакт. А дальше каждый мастер погружается в мир своих материалов и методик. Смотрите, как работают реставраторы книг, рам и картин.

«Это унылая работа. Не надо ее романтизировать»

Кабинет Андрея Крапивки похож на лабораторию средневекового алхимика. Множество старых книг и часов, причудливых инструментов, пузырьков с растворами и даже заспиртованные кобры.

Читайте также:
Рисуем цветы в технике энкаустика

Мы в новых реставрационных мастерских. Здесь просторно и светло, в центре стоит большой стол: именно такой – не меньше – нужен реставратору книг и графики. В остальном Андрей Андреевич украсил пространство по своему вкусу: змеи в пробирках и постеры с Джоном Ленноном и богом Шивой – это просто для души.

Наш гид в мир древних книг спасает артефакты от разрушения больше 40 лет, хоть учился на архитектора в Свердловске.

– Начало 70-х, я учился вместе с Вовкой Хотиненко (известный российский режиссер. – Ред.) и Славкой Бутусовым (музыкант культовой российской группы «Наутилус Помпилиус». – Ред.), мы были хиппи. А в Минск попал, просто покрутив глобус. Тогда Свердловск был промышленным городом. Я окончил «гражданскую архитектуру», а там завод, завод, завод. Ну где мне там жить? – рассказывает Андрей Андреевич.

Это фото снято на Samsung Galaxy S21+.

Он не сразу пришел в реставрацию. Андрей Андреевич вспоминает, как по поручению первого секретаря горкома партии вместе с тремя коллегами, молодыми архитекторами, оформил витрины магазинов от Бреста до Орши к Олимпиаде 1980 года. После работал на огромном по тем временам предприятии «Белреставрация», но почувствовал, что ему больше нравится отвечать за конечный итог индивидуально, а не в качестве научного руководителя проекта. Тогда Андрей Андреевич устроился в Реставрационный центр Гудинаса в Вильнюсе, один из передовых центров реставрации, где и начал спасать древнюю графику.

Реставраторы из центра Гудинаса.

– Это унылая работа. Не надо ее романтизировать, – рассуждает он о своей профессии. – Не имеет права реставратор на свое лицо. Бьет из тебя творческая потенция – бери белый планшет, самовыражайся. Пришел на работу – забудь! Нельзя после себя оставлять себя. Там есть автор и его время. Когда картину повесили, а все говорят: «Как хорошо, как будто ничего и не делали», – это высшая награда. И это другой кайф.

Фото снято на Samsung Galaxy S21+.

Сейчас в работе у Андрея Андреевича римо-католический миссал 1673 года, по которому в XVII веке служили литургии в западном обряде. Мастер полностью разобрал фолиант по страницам, каждую из них замочил и промыл в специальном растворе и в воде, высушил между листами шерстяной ткани и сшил снова. После этого для книги делают новую обложку, максимально похожую на оригинал той эпохи. В среднем над одной книгой реставратор может работать около года.

Через руки Андрея Андреевича прошли тысячи книг и график. Из значимых артефактов (хоть он говорит, что для него все «пациенты» одинаково дороги) – скориновская Библия 1517 года, которая находится в музее Национальной библиотеки, несколько «Апостолов» Федорова, один из экземпляров выставляется в Ветковском музее.

Кстати, про музей в Ветке мы писали совсем недавно. Вот та самая книга, посмотрите

Самая древняя книга, с которой имел дело мастер, – итальянская книга по медицине XIII века. Интересно, что из переплета он достал кусочки пергамента XII века, которым когда-то укрепили корешок. Вероятно, это отрывки предыдущих изданий той же самой книги. Андрей Андреевич разрешает нам взять в руки артефакт и обращает внимание на качество материала. Оказывается, самый лучший пергамент делали из кожи мертворожденных ягнят. Примерно за две недели до окота овцы ей делали «кесарево сечение» – и так получали сырец.

Пергамент из книги по медицине XIII века.

Андрей Андреевич за годы опыта вывел закономерность: чем больше тираж книги, тем хуже ее качество. Хотя, по мнению реставратора, больше всего книги страдают не от времени, а от людей.

– Плесень, которая появилась, пока книга валялась по чердакам и подвалам, можно удалить. А вот скотч, ПВА, силикатный клей (благо его уже нет) необратимы. Они пропитывают волокна бумаги, которая из-за этого теряет химические и физические свойства, – объясняет мастер.

А вот еще одно интересное наблюдение Андрея Андреевича:

– Со мной историки часто спорят про «наши» и «не наши» традиции в книгопечатании. Будто бы у нас книги печатали без полей, а где-то с полями. Но посмотрите сами на средневековый канон: деление листа на изображение и текст. Сегодня все древние книги обрезанные, потому что при каждом переплете их подрезали. И вот, разбирая очередного «Апостола», из корешка я достал такой кусок, судя по всему, бракованного при печати листа. Посмотрите на поля до отреза: у нас тоже изначально делали поля. Человечеству лучше наконец понять, что все мы одинаковые, – говорит мастер.

Фрагмент бракованного листа из «Апостола».

«Если работу XVII-XVIII века одеть в гомельский багет, это сразу видно»

А этот кабинет выглядит как мастерская из сказки. Тут приятно пахнет деревом, на стенах аккуратно развешаны столярные инструменты. Здесь реставратор Николай Достанко спасает рамы для картин.

Мастер окончил Мирское художественное училище, работал в «Белреставрации», откуда и пришел в музей. Официально его должность называется «художник-реставратор рам», и де-юре он единственный такой специалист в стране.

Это видео снято на Samsung Galaxy S21+.

Николай говорит, что это целая наука – подобрать раму для картины. Рама должна быть той эпохи, того же стиля, желательно из тех же материалов и цветов, которые предпочитал художник. Если художник «одевал» картины только в черные рамы (эту информацию выискивают научные сотрудники), значит и реставратор должен подобрать черную раму. Хотя чаще всего в музей картины попадают вместе с рамами, которым время от времени нужен уход и реновация.

Читайте также:
Энкаустика. Рисунок с фотографии

– Если работу XVII-XVIII века одеть в гомельский багет, это сразу видно. Даже если рама слабого качества, но того периода, то смотрится лучше. Попробуйте сами дома повесить одну и ту же картину в разных рамах и увидите, как она меняется, – говорит Николай.

Сегодня в работе Николая «ничего сенсационного»: деревянная рама с гипсовым декором по частному заказу. Она упала со стены вместе с картиной, на раме появились сколы и царапины, которые предстоит «полечить» Николаю. В случаях, когда украшения на раме утеряны, реставратор делает резиновые слепки, отливает недостающие элементы из гипса или вырезает из дерева, если те изначально были деревянными.

Мы долго не мучим Николая вопросами и идем в мастерские, где работают реставраторы живописи. Именно их незаметную работу вы видите в залах художественного музея.

«После Ночи музеев картины провисают пузырями, краска сыпется, а доска иконы может треснуть»

Реставраторы сектора масляной живописи вот-вот тоже должны перебраться в новый корпус мастерских, где будет профессиональный климат-контроль и большое пространство. А пока что мы сидим в кабинете, где царит милый и уютный творческий беспорядок, а на подоконниках и шкафах много цветов в горшках.

Это видео снято на Samsung Galaxy S21+.

Светлана Дикуть в конце 80-х пришла в музей на практику после «глебовки» и так тут и осталась. О том, чтобы стать реставратором, она мечтала с детства.

– У меня бабушка живет недалеко от Вильнюса. Так вот, в ее окружении были очень интересные люди, которые мне нравились. Мне всегда хотелось быть с ними. Оказалось, что это реставраторы – правда, монументалисты, но я тогда не сильно разбиралась. Они были такие свободные, необычные, классные. С этой мыслью я и жила, пока случайно не узнала о наборе на курс реставраторов, – рассказывает Светлана.

– Я помню свое первое занятие в 1989 году. Преподаватель говорил, что это сложная профессия, она мало ценится у нас в стране и мало оплачивается. А я его слушаю и думаю: «Ну, это же все ерунда. Мне все равно понравится. Я не пожалею». И вот это ощущение у меня остается до сих пор, – смеется Светлана.

Тимофей Полунин в музее 11 лет и приехал сюда работать после гомельского художественного училища.

– Как-то к нам в училище пришла реставратор из Ветковского музея. Тогда я узнал о том, что такая профессия существует. Я всегда любил прикладную деятельность: ювелирку делал, доспехи ковал. Для меня работа реставратором стала объединением творчества и прикладной деятельности, – рассказывает о том, как пришел в профессию, Тимофей.

Тимофей – ученик Светланы, он начинал как подмастерье у мастера в средневековом цеху. Когда-то его привел к Светлане ее начальник и попросил посмотреть парня в деле. Светлана говорит, что была настроена критически и вообще не хотела кого-либо учить, а сейчас она первая агитирует коллег брать учеников, потому что сама многому научилась у Тимофея.

Оба реставратора в один голос говорят, что нереально посчитать, сколько картин прошло через их руки за все время. Как и Андрей Андреевич, они тоже не выделяют какие-то значимые работы: нужно ведь «лечить всех пациентов».

– Картины как люди: если родился здоровым, не значит, что здоровым и умрет. Повреждения бывают, например, из-за несоблюдения технологии. Современные художники экспериментируют с материалами, краска может быстро посыпаться. У нас есть такие «хронически больные» из основного фонда, которых нужно поддерживать. Но, если бы художники стояли на месте, мы все еще были бы в наскальной живописи. Все двигает творческая мысль, а она имеет такие последствия. Это нормально.

– Иногда нарушаются условия хранения живописи. Раньше музей оплачивал картины в зависимости от их размера, и, естественно, монументалисты старались. Такое полотно при перевозке и хранении неизбежно получает повреждения. Допустим, Данциг. Когда мы готовили его выставку, практически все работы прошли через реставрацию или хотя бы консервацию. Я думаю, если бы на следующий год мы снова сделали его выставку, то пришлось бы что-то делать. Это постоянный процесс, – рассказывает Светлана.

Звучит шокирующе, но еще один существенный фактор, который разрушает живопись, – Ночь музеев.

– Человек – ходячий увлажнитель, а при таком количестве людей сразу происходит резкий скачок влажности. Живопись – это многослойный пирог, слои которого живут своей жизнью. Холст реагирует на одну влажность, грунт – на другую, масло – на третью. Когда климат меняется резко, они не могут приспособиться. После Ночи музеев картины провисают пузырями, краска сыпется, а доска иконы может треснуть, – говорит Светлана.

Чтобы снизить нагрузку на артефакты, в Национальном музее стали разделять потоки зрителей, а не пускать в залы всех сразу.

Интересно: для того чтобы укрепить краску на полотне, мастера пользуются клеями из подкожной части шкурки кроликов, пузырей рыб и отдельно пузырей осетра. Последний считается самый ценным и дорогим, потому что у него идеальные характеристики, а еще он используется в пищевой промышленности: им клеят этикетки на бутылки.

В животных материалах есть нужный в реставрации желирующий компонент. Специалист варит клей из сухого вещества, наносит на краску и прогревает утюгом. Клей заходит в микротрещины, остывает и так сохраняет краску на месте. Андрей Андреевич рассказал нам, что благодаря запасам осетрового клея реставраторы Эрмитажа, которые остались охранять музей в годы блокады Ленинграда, спаслись от голода: они просто заваривали его как желе и ели.

Кстати, вы знали, что в реставрационных мастерских могут восстановить и вашу картину? Любой человек может принести в Национальный художественный музей свой личный артефакт, который требует реновации, и мастера спасут вашу реликвию.

Читайте также:
Как горячим воском нарисовать березки

Картина от частного лица, над ней сейчас работают реставраторы. Фото снято на Samsung Galaxy S21+.

Тимофей рассказывает, что совсем недавно завершил реставрацию «Мадонны с младенцем» неизвестного итальянского художника. На картине пожелтел верхний слой лака, он искажал исходный цвет картины. Тимофей снял старый лак, покрыл новым слоем, и полотно ушло в оформление. Парень говорит, что в его практике сенсационные случаи, когда реставратор счищает слой краски, а за ним открывается неизвестный ранее элемент, очень редки. Такое в основном бывает в темпере: иконы покрываются олифой, которая приходит в негодность быстрее лака. Как правило, «починить» икону каждый раз приглашали нового человека, и так каждый мастер «дописывал» на иконе что-то от себя.

Картина неизвестного художника «Союз Афины и Афродиты» (XVIII век). Скоро будет выглядеть как новая. Видео снято на Samsung Galaxy S21+.

«Мадонну с младенцем», которую восстановил Тимофей, скоро можно будет увидеть на выставке «Итальянское искусство в коллекции музея».

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Фото и видео: Андрей Кот.

ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани», ИНН 7703608910

Как стереть краску с холста

Иногда так бывает, что при написании картины нам что-то не нравится и мы хотим это исправить. Или, спустя какое-то время видим недостатки и хотим их убрать. Но что делать, ведь краска уже застыла. Как быть и как убрать краску с холста? Читайте подробную инструкцию в моей новой статье!

  1. Зачем убирать краску с холста
  2. Как убрать краску с холста сразу после нанесения
  3. Как убрать краску с холста через пару дней после нанесения краски
  4. Как убрать краску с холста, если прошло много времени – от года и больше

Зачем убирать краску с холста

Никогда не знаешь, когда тебе нужно будет убрать краски с холста, и в каких случаях это вообще необходимо. Чаще всего, конечно же, это случается практически сразу после написания картины или спустя несколько дней.

Редко кто захочет исправлять свою или чужую работу, удалять краски, ведь это огромный и кропотливый труд. Плюс, к тому же, не всегда можно аккуратно убрать краску, не испортив картину.

Но ситуации бывают разные, поэтому, давайте будем разбираться в ситуации и рассмотрим несколько случаев.

Как убрать краску с холста сразу после нанесения

Прежде чем мы начнем разбирать разные случаи, давайте договоримся, что рассматривать будем примеры с акриловой и масляной красками. Это самые распространенные краски, которыми пишут картины на холстах, поэтому их и возьмем в качестве примера. Очистить холст от свежего акрила достаточно просто провести влажной тряпочкой по поверхности, куда вы нанесли краску.

Здесь очень важно действовать быстро, потому что, как вы знаете, акрил имеет свойство быстро сохнуть.

Если слой краски был нанесен густо, то вы можете убрать излишки мастихином, а потом аккуратно стереть не нужный вам цвет.

Точно так же можно поступить, если вам нужно убрать масляную краску. Например, вы пишите картину и случайно взяли на кисточку не тот цвет или оттенок, но заметили это уже после того, как нанесли краску на холст. Точно также аккуратно стираете краску заранее заготовленными влажными салфетками или тряпочкой.

Очень подробно обо всех аспектах живописи я рассказываю на моем отдельном мастер-классе по теории масляной живописи, запись на который БЕСПЛАТНА. На нем мы не будем рисовать, зато очень подробно обсудим все, что касается работы маслом! А после мастер-класса я подарю вам бесплатный урок по написанию картины “Звездное небо”, чтобы вы могли сразу же опробовать полученные знания

Как убрать краску с холста через пару дней после нанесения краски

Акрил, безусловно, уже давно высох, и так просто стереть акриловую краску уже не получится. Можно купить специальный гель-смывку для лакокрасочных изделий. Такой продается во многих строительных магазинах и стоит достаточно дешево.

Если же такого не окажется под рукой, можно воспользоваться ацетоном или уайт-спиритом.

Смыть с холста масляную краску, через пару дней после нанесения не так уж и сложно. Краска все еще по-прежнему не высохла и в этом плюс масла – можно писать и исправлять картину столько, сколько нужно, ведь масло сохнет от нескольких недель, а полностью до года.

Как убрать краску с холста, если прошло много времени – от года и больше

Безболезненно снять акриловую краску с холста, если картина была написана крупными, пастозными мазками, вряд ли получится. Даже если вы аккуратно удалите верхний слой краски мастихином или канцелярским ножом, могут остаться небольшие порезы.

В таких тяжелых случаях на помощь приходит, как правило, растворитель. Он размягчит затвердевшую акриловую краску, а затем вы сможете стереть ее влажной тряпочкой или салфеткой. Но помните, что для растворения и разжижения краски понадобится, как минимум, минут 30.

А как очистить хост от масляной краски? Чтобы реанимировать старую картину, написанную маслом, вам понадобятся разбавитель, нож и тряпочки. Если краска была нанесена густо – снимайте ее с помощью ножа. Если у вас картина в гладкой технике – используйте растворитель.

В общем и целом, как бы вам и когда не пришлось убирать краску с холста, помните, что в самых запущенных и безнадежных случаях иногда можно оставить картину такой, какая она есть и просто купить новый холст.

Не экономьте на своем творчестве, ведь от качества холста будет зависеть качество и долговечность вашей работы. Поэтому лучше выбрать гладкий и ровный новый холст, чем старый и в краске.

Ну а если холст спасти все же не удалось — значит самое время выбирать новый! Приглашаю вас в свой онлайн магазин инвентаря для живописи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: