Коллаж как искусство

КАК СОЗДАТЬ АРТ-КОЛЛАЖ, ЕСЛИ РАНЬШЕ ЭТОГО НЕ ДЕЛАЛ

Кристина Золотарева создает коллажи для Vogue Украина и издательства ArtHuss. Она прошла короткий курс Illustration Workshop в Лондонском колледже искусств, но уверена, что насмотренность и non-stop развитие визуального вкуса важнее дипломов.

Кристина рассказала SKVOT, откуда взялся арт-коллаж и как сделать первый проект.

Сейчас коллажами называют все подряд: от скучно наслоенных фотографий в школьном альбоме до мудбордов и «карт желаний». Но художественный коллаж — это не просто сборка изображений. Тут первична идея. Когда конечный результат может сказать больше, чем исходные изображения. Когда из картинки сыпятся новые смыслы и идеи — причем для каждого свои.

Откуда вырос коллаж

Первые в истории искусства коллажи приписывают основателям кубизма Пабло Пикассо и Жоржу Браку. Раньше других эти художники стали дополнять свои картины «инородными» фрагментами: кусочками обоев и старых газет, щепками, обрезками ткани. Так одномерные полотна становились фактурными и эмоционально более насыщенными.

Сре­ди пионеров этой тех­ни­ки — Джон Хартфилд, Ханна Хёх, Рауль Хаусман и другие художники, свя­зан­ные с да­даизмом, Ба­уха­узом и сюрреализмом. Это они первыми стали делать дерзкие и броские фотоколлажи.


Работа без названия («Из этнографического музея»), 1930. Автор — Ханна Хёх.
Источник: anothermag.com

Типы коллажей

Видов коллажа очень много. Вот некоторые:

АППЛИКАЦИЯ — наклеивание вырезанных из бумаги элементов на основу

АССАМБЛЯЖ — компоновка объемных деталей и целых предметов на плоскости

БРИКОЛАЖ — создание предмета или объекта из подручных материалов (например, мусора)

ФОТОКОЛЛАЖ И ФОТОМОНТАЖ — использование фотографий как исходников для творчества

Коллажи делают при помощи олдскульного трио «клей-ножницы-бумага» или в цифровом формате.

Обычно так:

НАКЛАДЫВАЮТ вырезанную часть одного изображения на другое

ВЫРЕЗАЮТ объект из изображения и «играют» с образовавшимися пустотами

КОМБИНИРУЮТ несколько частей разных изображений

ТРАНСФОРМИРУЮТ фрагменты одного исходника разными способами

Коллажи бывают фигуративными (с реальными объектами) и абстрактными.

Тематика тоже варьируется широко — от политической сатиры в работах Джона Хартфилда до мистических fashion-коллажей Пьера Дебуше. Абстракции, ботанические мотивы, образ человеческого тела — все это очень популярно.

Как создать коллаж

Работу над коллажем сложно спланировать — здесь не всегда можно сделать набросок, а затем его воплотить. Важно позволить процессу быть стихийным. Ты примерно представляешь, что хочешь визуально выплеснуть, но должен быть готов, что в итоге получится что-нибудь другое.

Например, бриф для одного из коллажей в Vogue звучал так: «Обыграть тему украшений из горного хрусталя». Из первоначально задуманного мною изображения женского образа на фоне горы-кристалла в итоге получился микс из рук и украшений.

В коммерческих заказах полет фантазии обычно ограничен конкретными исходниками («Вот три фотографии, скомпонуй что-то из них»). Но и там коллаж оставляет большое поле для экспериментов.

Сейчас расскажу, как идет процесс — поэтапно.

#1. НАПРАВЛЕНИЕ

Мои коллажи — это зачастую «автопортреты» внутреннего состояния, визуальные размышления на тему настроения. Мне интересно углубляться в вопросы телесности, самоидентификации, принятия, разнообразия. Нравится работать с кусочками человеческого тела — быть таким себе Виктором Франкенштейном, который собирает новое существо по фрагментам.

Чтобы запустить процесс, нужно выбрать интересующую тематику или поддаться внутреннему ощущению. А потом — включить режим отбора (об этом дальше) и смотреть, что из найденного отзовется.

#2. ПОИСК МАТЕРИАЛА

На этом этапе начинается охота на картинки и другие материалы. Можно делать рисерч перед созданием каждого нового коллажа, отталкиваясь от идеи. Или копить материал, а уже потом создавать из него коллажи.

За много лет у меня дома скопилась приличная стопка журналов — National Geographic, Esquire, уйма глянца вроде L’Officiel и Pink. Однажды я собрала их, чтоб сдать на макулатуру — но прежде чем отнести, пролистала и вырвала приглянувшиеся страницы, на будущее. Многое уже затерялось, но иметь под рукой такой буфер исходников — хороший ход, даже если работаешь в основном с диджиталом.

Читайте также:
Жанры коллажа: коллаж пошагово с фото

Будь то листание журнала или поиск фотографий в интернете — сразу мысленно раскладывайте картинку на элементы, воспринимайте ее как сырой материал. Например, думаешь: «Сейчас мне нужна нога» — и фокусируешь внимание только на ногах. Как вариант, в качестве источников можно использовать собственные фотографии.

Отобрав несколько изображений, я создаю новый файл в Photoshop — и переношу их туда, слоями.


Подготовка к созданию арт-коллажа, автор — Кристина Золотарева

#3. ВЫРЕЗАНИЕ

Тут начинается самое интересное. Я пересматриваю свой улов, вырезаю нужные части изображений и начинаю их масштабировать, крутить, искажать и перемещать.

В процессе такой визуальной игры рождается много вариантов, идея трансформируется и обрастает визуальной плотью. Будьте открыты к экспериментам и любым результатам, даже неожиданным.

То, что прекрасно складывалось в голове, может абсолютно дисгармонировать между собой на экране. Пробуйте, пока не нащупаете. Вырезайте по контуру или случайными кусками, соединяйте контрастные формы и цвета, играйте с масштабами, сочетайте несочетаемое.


Процесс создания арт-коллажа, автор — Кристина Золотарева

Нужно дойти до осознания «все, это оно». Но и на этом не обязательно останавливаться.

Этапы могут повторяться, переплетаться, зацикливаться. Я часто добавляю новые изображения уже в процессе и отказываюсь от первоначальных. В итоге из материала, который накапливается в процессе работы, можно собрать не один, а два-три разных коллажа.

Источники коллаж-вдохновения

За огромной подборкой аналоговых коллажей идите на @collage_expo.

И вот еще коллажисты, у которых очень круто получается создавать нереальное:

John Gall — комфортный олдскульный стиль и прекрасное чувство «сочетабельности».

Kensuke Koike — гениальные трансформации, простые, но мощные идеи.

Jesse Draxler — стильный мрачняк.

John Stezaker — минимум манипуляций и wow-эффект.

K Young — идеальная работа с negative space (не добавление, а вычитание).

На творчество может натолкнуть что-угодно: от фильма или книги до обычной прогулки в парке. Меня часто вдохновляют художественные книги. Пока читаю, в голове возникают визуальные образы.

Совет начинающему коллажисту

Помни, что мир — это мозаика из восхитительного визуального материала. Главное — внимательно смотреть.

Обложка: коллажи из іnstagram-аккаунта Кристины Золотаревой.

Коллаж — популярная техника современного искусства

Коллаж (от французского collage — «наклеивание») — это вид декоративно-прикладного искусства, в котором художник создает арт-объект посредством приклеивания на основу разнородных кусочков материалов. Коллажем также называют само произведение искусства, изготовленное по вышеописанной технологии.

Коллаж очень близок по своей сути к аппликации, но имеет важное существенное отличие. При изготовлении аппликации ее автор использует однородные элементы (например, или листья, или ткань, или кожу), а при создании коллажа — одновременно несколько совершенно разных по фактуре и происхождению материалов.

Виды коллажа

Коллаж в наши дни стал популярным приемом в различных видах искусства. Его используют в своем творчестве не только живописцы-авангардисты, работающие с холстом и красками, путем включения в композицию фрагментов из разных материалов. Большой популярностью сегодня пользуются коллажи:

  • В фотоискусстве. Благодаря необычному сочетанию нескольких фотографий в одной картинке получается эффектное произведение. Всевозможные фотоколлажи могут сильно отличаться по жанру и стилю.
  • В кинематографе и сфере художественной обработке видео. Представляют собой искусно подобранные нарезки видеоматериалов из разных фильмов, объединенные оригинальным замыслом автора.
  • В музыке. В начале ХХ века, в период поиска новых идей в искусстве, многие очень известные композиторы использовали в своих творениях фрагменты из произведений коллег. Этот технический прием не утратил актуальности и сегодня.
  • В литературе. Приверженцы сюрреализма, футуризма и модернизма включают в свои произведения посторонние документы и цитаты из работ других писателей. Это вызывает сильные эмоции у читателя и становится предметом горячего обсуждения книги.

История коллажа

История коллажа ведет свой отсчет со второго века до нашей эры. В ту далекую пору первые образцы такого искусства научились делать в Китае. Древние художники наклеивали на бумагу кусочки разных материалов в дополнение к нарисованным тушью изображениям.

Читайте также:
Коллаж. Описание и история.

В Европе первые попытки создания коллажей датируются XIII веком. Кусочки сусального золота и драгоценные камни мастера наклеивали на иконы, гербы правителей и внутренние стены готических храмов. Но эта практика не получила широкого распространения, а в эпоху Возрождения и вовсе была вытеснена инкрустацией.

Полноценное рождение коллажа как техники и вида изобразительного искусства состоялось лишь в начале ХХ века, в период бурного расцвета новых модернистских стилей и направлений в живописи:

Приверженцы этих направлений в искусстве первыми начали внедрять элементы коллажа в живописные произведения. В ход шли самые разнообразные материалы, которые всегда были под рукой:

  • обрывки старых газет;
  • лоскуты ткани;
  • этикетки;
  • фотографии;
  • деревянные палочки и стружка.

Одним из первых эту технику использовал гениальный Пабло Пикассо (Pablo Picasso). В 1912 году он создал знаменитую картину «Натюрморт с плетеным стулом» — икону кубизма. Написанное маслом произведение обрамлено веревкой, а на часть его поверхности наклеены кусочки клеенки.

Первая волна популярности коллажа в искусстве сошла на нет к концу 1930-х. Но уже через 20 с небольшим лет в культурной среде вновь проявился интерес к этой технике. В ноябре 1962 года в Нью-Йорке состоялась выставка New Realist Exhibition, на которой были представлены работы молодых художников в новом стиле поп-арт. Многие произведения были созданы в технике коллажа и вызвали большой резонанс во время показа.

С этого времени коллаж занял достойное место в современной культуре. Он стал популярным методом самовыражения художников не только в живописи, но и во многих других видах искусства. Даже малыши в детских садах сегодня с удовольствием учатся делать коллажи, а публика с удовольствием приходит на выставки, где представлены произведения лучших мастеров этой техники.

Известные художники — мастера коллажа

Среди известных мастеров коллажа есть много ярких творческих личностей, заслуживающих внимания. И все же, наибольший вклад в развитие этой техники внесли такие художники:

  • Курт Швиттерс (Kurt Schwitters) — немецкий деятель искусства, поэт и художник. Швиттерс не только активно использовал технику коллажа в творчестве, но и делал с ее помощью уникальные абстрактные композиции.
  • Ли Краснер (Lee Krasner) — американская художница, жена Джексона Поллака (Jackson Pollock). Она приобрела широкую известность благодаря своей необычной манере создания коллажей. Краснер разрезала на части собственные абстракционистские картины, а потом складывала из них новые произведения искусства.
  • Том Вессельман (Tom Wesselmann) — американский художник, автор множества номерных натюрмортов-коллажей. Вессельман стоял у истоков возникновения поп-арта, хотя никогда не причислял себя к сторонникам этого направления в искусстве.
  • Джон Уокер (John Walker) — английский мастер живописи, прославившийся своими оригинальными работами. Уокер создавал коллажи посредством приклеивания на основной холст раскрашенных разрезанных кусочков другого холста.

На портале Very Important Lot любой посетитель может принять участие в арт-аукционах, чтобы приобрести шедевры антиквариата в режиме онлайн. Наш сайт также дарит всем желающим возможность напрямую купить картины в технике коллаж у современных художников.

Коллаж как искусство

Технологическая карта изготовления изделия в технике «коллаж»………………………………………………………….

Коллаж «Мои мечты и желания» Вариант 1, Вариант 2

ВВЕДЕНИЕ

Широкий простор для творчества, путем создания произведений с использованием разнообразных материалов дает техника коллажа.

Возможно ли совместить создание коллажа с современными информационными технологиями и будет ли такая работа востребована современными подростками?

Для решения проблемы была определена цель: разработка и выполнение композиций в технике «коллаж» с использованием современных компьютерных технологий.

Для реализации данной цели были определены следующие задачи:

Изучить специальную литературу и другие источники информации по теме проекта;

Рассмотреть технику «коллаж» как направление изобразительного искусства и декоративного творчества;

Описать технологический процесс создания композиций в технике «коллаж»;

Оценить качество готовых композиций;

Провести презентацию композиций и проанализировать результаты.

Читайте также:
"Свет небесный" и "Мак": коллаж пошагово с фото

Практическая значимость проекта заключается в возможности использования теоретического и практического материала в обучении техники «коллаж» на учебных предметах «технология», «изобразительное искусство» и «информатика».

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЗВИТИИ ИСКУССТВА КОЛЛАЖА

1.1. ЧТО ТАКОЕ «КОЛЛАЖ»

Коллаж (фр. collage – приклеивание, наклейка), техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т.д.) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов.

Коллажем также называется произведение, полностью выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами – тушью, акварелью и т. д.

В искусство коллаж был введён как эксперимент кубистами, футуристами и дадаистами. [2]

1.2. НАПРАВЛЕНИЯ ИСКУССТВА, ОПРЕДЕЛИВШИЕ РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ «КОЛЛАЖ»

Куби́зм (фр.тCubisme) – модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.[4] Представителями данного направления являются Поль Сезанн, Пабло Пикассо и Жорж Брак.

Футури́зм (лат. futurum будущее) – общее название художественных авангардистских движений 1910-х начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения.

Дадаи́зм – авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Существовало с 1916 по 1922 годы. Основатель течения поэт Тристан Тцара обнаружил в словаре слово «дада».

В начале 20 века, на этапе развития техники коллаж, в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев, наклеивались на холст куски ткани, щепки и т.п. Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах.

1.3. ВСЕ НАЧАЛОСЬ С …

В 1908 году Пабло Пикассо впервые создал произведение живописи, в которое были вклеены кусочки бумаги. Они словно напоминали зрителям, что жизнь может вторгаться в искусство. Это показалось современникам очень странным, и все же именно с этого момента берет свое начало история коллажа – «составного» произведения искусства, предполагающего склеивание картины из разнородных фрагментов. Общепринятая дата возникновения коллажа в европейском и русском искусстве – 1912 год, год рождения «Натюрморта с плетеным стулом».

1.4. РАЗВИТИЕ ИСКУССТВО КОЛЛАЖА В РОССИИ

В русском искусстве первыми коллажами принято считать работы Аристáрха Васи́льевича Ленту́лова (1882 – 1943), русского и советского живописца, художника театра, одного из родоначальников «Русского авангарда». В работе «Москва» (1913 г.) художник использовал наклейки из бумаги, в работе «Василий Блаженный» (1913 г.) – наклейками из фольги. В 60-х годах к технике коллажа обратился известный художник Илья Глазунов. Так им была создана картина «Старик», и другие многие произведения исторической тематики.

2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ КОЛЛАЖА

2.1.ВИДЫ КОЛЛАЖА

В современном искусстве выделяют следующие виды коллажа:

Декупаж – это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами, такими как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие [8].

Ассамбляж – это техника, в которой используются объемные элементы или целые предметы. Другими словами – это объемный коллаж.[9]

Аппликация – создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала. Изображение, узор, созданный таким способом.[10]

Киноколлаж – кинофильм, в котором органично соединены фрагменты игрового, документального и мультипликационного кино [11]

Монтаж или компьютерный коллаж – прием создания целого изображения из ряда отдельных фрагментов других изображений, при помощи компьютерных программ, например: PhotoShop. Коллаж из фотографий или фотоколлаж, как вид изобразительного искусства, появился после возникновения фотографии в 19 веке. В то время, чтобы создать фотоколлаж, вырезали определенные участки фотографий и наклеивали их на какую-либо основу.

2.2.СТИЛИ КОЛЛАЖА

Читайте также:
Лепка архитектуры: коллаж пошагово с фото

На данный момент известно четыре основных стиля, используемых для выполнения коллажа: вегетативный, декоративный, пейзажный, формо-линейный. Оформляются коллажи обычно с помощью паспарту и рамы.

2.3. ТЕХНИКИ КОЛЛАЖА

Техника исполнения коллажей очень разнообразна: традиционная аппликация, мозаика, смешанная техника.

2.4. СХЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ КОЛЛАЖА

Схем построения коллажа много, в их основе лежат принципы психологического восприятия действительности человеком.

«Одиночество» – решается через представление одного объекта и огромного пустого окружающего пространства.

«Малая величина» – передается через контрастные сопоставления малого объекта с большим объектом.

«Подавленность» – передается через размещение объекта в нижней части плоскости и тяжелую перегруженную элементами и цветами верхнюю часть.

ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОМПОЗИЦИЙ В ТЕХНИКЕ «КОЛЛАЖ»

3.1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ВИДА, ТЕМЫ, СТИЛЯ И СХЕМЫ КОМПОЗИЦИЙ

При выборе темы композиции были определены следующие критерии:

коллаж должен нести информацию о его создателе;

коллаж должен отражать мечты, желания и жизненные цели его создателя.

Из планируемых вариантов «Я и мои интересы», «Мои цели и желания», «Я и мои друзья», был сделан выбор и определена тема – «Коллаж моих желаний». В основе компьютерного коллажа используются личные фотографии и тематические картинки, поэтому основными элементами фона коллажа будут геометрические фигуры – ромбы, квадраты, круги и т.д. Эта особенность определяет выбор формо-линейного стиля коллажа.

В основе выбора схемы коллажа использованы контрастные сопоставления большого объекта (главная цель) и малых объектов (личностный рост, семья, красота, здоровье, путешествия, успех, карьера, материальные ценности).

3.2. ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ КОМПОЗИЦИЙ

В качестве материалов используются личные фотографии и тематические картинки в электронном виде, так как в одном варианте композиции предполагается использование приема совмещения различных материалов, то нам могут пригодиться:

Устаревшие номера журналов с яркими заголовками;

Клей ПВА или силикатный клей-карандаш;

Рамки для оформления коллажа форматом А4 и А3.

3.3. ВЫБОР КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

В сети Интернет содержится много информации о программах, в которых возможно создание коллажа. При выборе компьютерной программы учитывались следующие критерии: бесплатность программы, простое освоение программы начинающим пользователем, защищенность от компьютерных вирусов и большой выбор инструментов (возможностей) программы. иТаким образом, нами определен выбор компьютерной программы для дальнейшей работы – Picture Collage Maker Pro 3.0.7.3499.

3.4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ В ТЕХНИКЕ «КОЛЛАЖ»

Технологическая карта изготовления изделия в технике «коллаж» представлена в приложении №1

3.5. РАСЧЁТ СЕБЕСТОИМОСТИ ИЗДЕЛИЯ И ВРЕМЕННЫХ ЗАТРАТ

Себестоимость 3 изделий (двух – фоматом А4 и одного – форматом А3) составляет 523,0 рубля. Временные рамки изготовления изделия составляют от 20 до 90 минут. В среднем, на изготовление изделия может быть затрачено не более 50 минут.

3.6. САМООЦЕНКА И ОЦЕНКА ИЗДЕЛИЯ

Проводя самооценку изделий, я выяснила, что мои композиции соответствуют предъявленным критериям: они выполнены с помощью компьютерных технологий, просты, современны и популярны в молодежной среде, а главное – информативны, т.е. отражают мои мечты, желания, стремления и жизненные цели.

Поинтересовавшись у друзей и знакомых, я узнала, что подруге нравится креативность и современность, классному руководителю – легкое выполнение и оригинальность, одноклассникам – минимальные временные затраты и индивидуальность. Таким образом, цель и задачи, которые были определены в творческом проекте, достигнуты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда-то Пабло Пикассо одним из первых применил коллаж в своих работах, произведя настоящую революцию в искусстве, а сегодня использование коллажа в компьютерном, книжном, журнальном и Web-дизайне — обычная практика использования этой техники.

Законы художественного мышления, художественного освоения окружающего нас мира и его изображения одни и те же для писателя, поэта, художника, скульптора, композитора. Различен материал, в который они воплощают свои видения, мысли, чувства, переживания: это слова, краски и холсты, мрамор и бронза, звуки и ввиду технического прогресса – компьютерные технологии. Различны и инструменты, которыми они работают. Но основные художественные средства одинаковы для всех: и тех, кто воплощает свой художественный замысел с помощью кисти, и для тех, кто предпочитает компьютерные технологии для выражения своего внутреннего творческого мира.

Читайте также:
Краски и ткани для коллажа

Коллаж — это искусство

С коллажем знакомы все. Кто-то мастерил открытку для мамы по своей инициативе, другие коллективно создавали школьный плакат о вреде курения, третьи крепили вырезки из модных журналов на обои перед письменным столом. Однако несмотря на компрометирующие ассоциации, коллаж не только эффектный инструмент, но и объемное направление в искусстве.

Дать определение коллажу не сложно: технический приём создания живописных или графических произведений путём наклеивания отличающихся от основы предметов и материалов. А вот проследить историю развития сложнее. После появлении бумаги в Китае (2 век до н.э.) некоторые мастера склеивали небольшие фрагменты между собой. Во времена позднего средневековья некоторые образцы библии украшали накладными золотыми пластинами и камнями. Несмотря на то, что технически это тоже коллаж, некоторые историки искусства утверждают, что первый коллаж появился только в 20 веке. Его создал Жорж Брак. Работая в самых новаторских стилях того времени: фовизме и кубизме, Брак искал новые выразительные средства. В 1912 году он стал включать в картины фрагменты картона, покрашенную текстурной краской бумагу, куски обоев, газеты, пачки сигарет и другие материалы с характером.

Жорж Брак. «Блюдо с фруктами и стакан» 1912

Жорж Брак. «Стеклянный графин и газета» 1914

Пикассо, знавший коллегу по цеху, решился использовать коллаж в картинах вместе с масляными краскам.

Пабло Пикассо. «Гитара» 1913

В это же время Джон Хартфилд, основоположник фотомонтажа, создает изображения, полностью состоящие из скомбинированных снимков. С этого началась популярность коллажа.

Джон Хартфилд. Гитлер точит ножи, готовясь зарезать французского петуха. Глава МИД Франции Жорж Бонне: «Не бойтесь. Гитлер — вегетарианец». Май 1939 года

Развивающаяся фотография быстро и дешево делала реалистичные изображения, а перед искусством встали новые задачи: эмоциональные, эстетические, идейные. Коллаж отлично справлялся с ними и поэтому проникал во все рождающиеся стили, порой вытесняя живопись и рисунок. Луи Арагон, французский писатель, говорил: «Коллаж – это искусство, которое бросает вызов живописи». Посмотрим интересные примеры взаимодействия коллажа с разными направлениями в искусстве.

Многие коллажи от дадаистов не только изобразительное произведение, но и литературное. Стихи, сложенные из случайных слов имеют графический и звуковой ритм.

Страница издания Ильи Зданевича (Ильязда) Париж: Сорок первый градус. 1923. Деталь

Эрнст Макс, увлекшись дадаизмом, сосредотачивается на коллажах, объясняя любовь к этому приему так: «Я пытался увидеть в нём [коллаже] разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане». Здесь имеется в виду известная фраза Лотреамона: «Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки».

Макс Эрнст. «Китайский Соловей» 1920

Макс Эрнст. «За облаками» 1920

Позже художник сосредоточится на сюрреализме, но о коллаже не забудет. В 1991 году вышла любопытная книга немецкого искусствоведа Вернера Шписа, Max Ernst Collages: The Invention of the Surrealist Universe.

В манифесте Баухауса, Гропиус пишет: «Художники должны быть подобны ремесленникам, но более высокого порядка». Следует создавать работы вручную, но при этом они должны быть лаконичными и понятными для всех. Для этого коллаж крайне удобен. Он сокращает время, так необходимое для рисунка и живописи, но оставляет возможность ручного труда, самого по себе вдохновляющего художника.

Марианна Бранд. Без названия. 1929

Коллаж создает не только фактурные грубоватые и лаконичные образы, как в дадаизме и кубизме. Ричард Гамильтон в работе «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» 1956 года действует иначе. Работая по закону жанра, Гамильтон собирает желанные и модные объекты из журналов, создавая новое пространство. В этом мире рекламной жизни нет грубых текстур, но наполненное только новыми модными вещами и идеальной парой, новое пространство пугает стерильностью и неестественностью.

Ричард Гамильтон, «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956)

Читайте также:
Необходимые материалы для коллажа: коллаж пошагово с фото

Концептуальное искусство Джон Стезакер

Простое совмещение двух снимков производит эффект больший чем дал бы каждый по отдельности. Оставляя на пространстве картины только два объекта, художник заставляет их взаимодействовать, дополняя и раскрывая друг друга. Обыденный портрет и пейзаж придают друг другу масштабность природы и индивидуальность человека. Часто Стезакер соединяет мужской и женский портрет. Это позволяет исследовать гендерные вопросы и порассуждать на тему зависимости критериев красоты от пола.

John Stezaker. «Mask LXIII»

John Stezaker. «Mask XLVI»

John Stezaker. «Siren Song V»

John Stezaker. «Betrayal XVIII»

John Stezaker. «Marriage (Film Portrait Collage) LXI»

Сегодня опасения о притеснении живописи в прошлом. А. Тарковский о работах С. Параджанова в этой технике пишет: «Между замыслом и исполнением нет разницы: он не успевает ничего растерять. Эмоциональность, которая лежит в начале его творческого процесса, доходит до результата, не расплескавшись.» Эти слова справедливы для коллажа вне зависимости от жанра: американский поп-арт и советский конструктивизм, прикладной баухаус и шутливый дадаизм, можно продолжать еще очень долго. Везде коллаж уместен и убедителен. Подобно наемному солдату, он способен сделать все ради цели, если цель ясна.

Искусство коллажа (статьи)

В современном искусстве слово «коллаж» описывает композицию, состоящую из множества разнообразных материалов — как правило, печатных материалов, таких как газетные вырезки, фотографии, произведения графического или цифрового искусства, предметы текстиля или ткани и, возможно, твердые предметы — все это приклеено к листу бумаги, доске или холсту. Коллаж ассоциируется прежде всего с современными художественными движениями кубизма и Дада, а также с современными практиками ассамбляжа, ярким представителем которого является американский поп-художник Роберт Раушенберг. Теория и практика коллажного искусства в настоящее время преподается в качестве предмета второстепенной важности в некоторых из лучших художественных школ во всём мире.

Коллаж в кубизме

Образцами коллажа начала двадцатого века были два пионера кубизма Пабло Пикассо и Жорж Брак. Для начала они разработали аналитический кубизм, отражающий художественную философию Пикассо, согласно которой голова просто состояла из двух глаз, носа и рта, которые могут быть выложены любым способом, который пожелает художник. Аналитические кубистические картины становились все более и более фрагментарными, а их содержание — все более абстрактным. Затем, примерно в 1912 году, Пикассо и Брак разработали новую форму живописи, известную как синтетический кубизм — метод, который импортировал сначала слова, а затем «реальные» элементы, такие как вырезки из газет, билеты, обрывки обоев и этикетки, чтобы представить себя. Другим используемым методом было папье-колле, или приклеенная бумага, которую Брак использовал в своем коллаже «Блюдо с фруктами и стакан» (1913).

Блюдо с фруктами и стакан. 1913 г. Жорж Брак

Эти формы кубистического коллажа совпали с ранними трехмерными композициями с использованием «найденных объектов», такими как спорные «готовые работы» художника Dada Марселя Дюшана (1887-1968).

Коллаж в стиле Дада

Движение Дада зародилось в Цюрихе, Швейцария, во время Первой мировой войны как художественный бунт против общепринятых ценностей, которые вызвали такой ужас. После войны Дада превратился в сюрреализм в Париже и Кельне. Коллаж был особой техникой этого антиискусственного движения. Маленькие коллажи «Мерцбильдер» немецкого художника Dada Курта Швиттерса были тщательно изготовлены из уличного мусора, чтобы отразить мир, сошедший с ума. Макс Эрнст, другой немецкий художник-дада и сюрреалист, также создал ряд коллажированных изображений и включил фроттаж (растертые узоры) в свое искусство фэнтези. Вольф Востелл изобрел декольте, то есть противоположность построенным коллажам с использованием фрагментов плакатов и других «найденных» материалов. Среди других известных художников, использовавших коллаж, были Жан Арп, Марсель Дюшан, Пикабиа и американский абстрактный экспрессионист Роберт Мазервелл.

Коллаж в стиле Дада. Lola Dupre

Современный коллаж (Смешанная техника)

С тех пор коллаж использовался многими другими художниками: голландским художником-абстракционистом Питом Мондрианом, британским художником Джоном Уокером и американкой Джейн Фрэнк (известной своими коллажами на холсте). Ли Краснер (1908-84), жена Джексона Поллока, изобретателя «экшн-живописи», также создавала коллажи, собранные из фрагментов ее собственных выброшенных картин. Художники нео-дада, в том числе Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг, также разработали современные формы коллажей и другие работы в смешанных медиа.

Читайте также:
Работа с материалом. Оттиск: коллаж пошагово с фото

В конце двадцатого века концепция коллажа расширилась и распространилась далеко за пределы изобразительного искусства, включив музыкальные и архитектурные композиции, а также фотоколлаж (фотомонтаж), ассамбляж и такие ремесла, как декупаж. Кроме того, широкое использование термина современного искусства «смешанные медиа» фактически вытеснило слово «коллаж» в изобразительном искусстве, поскольку оно включает в себя склеенную сборку объектов на холсте. Одним из самых талантливых современных художников-коллажистов был житель Нью-Йорка Дэвид Войнарович (1954-92), чьи работы появились в некоторых из лучших галерей современного искусства Америки.

Консультация для педагогов «Коллаж как искусство»

Наталия Фокина
Консультация для педагогов «Коллаж как искусство»

Коллаж (от французского collage – приклеивание, наклейка) – техника и вид изобразительного искусства, сущность которых заключается в создании живописных или графических произведений путём приклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, кружево, кожа, бусы, листья, лепестки, кора, фольга, фантики и др.)

Коллаж – это смешение техник и стилей. Как правило, коллаж используется для получения неожиданного эффекта от сочетания разнородных материалов, а также для усиления оригинальности и эмоциональной выразительность произведения. Коллаж может быть дополнен любыми другими художественными техниками и материалами – тушью, акварелью, пастелью, цветным или простым карандашом, фломастером и т. д.

Коллаж из бумаги является одним из самых свободных и оригинальных способов изображения, который можно использовать в работе с детьми всех возрастов, начиная с дошкольного и младшего школьного.

Коллаж появился на свет в недрах кубизма в начале ХХ века и стал важной вехой в истории всего современного искусства. Жорж Брак, Пабло Пикассо, Аристарх Лентулов, Михаил Врубель, Иван Ефимов…. Споры о первенстве оставим искусствоведам. Для нас важно, что коллаж «родился» в попытках художников вернуть картине объём и в поисках новых выразительных возможностей материалов.

Художники-новаторы стали активно включать в свои живописные и графические работы элементы коллажа. В дело шли билеты, открытки, визитные карточки, кусочки газет, обоев, плакатов, лоскуты…Для того, чтобы фактура бумаги получалась более эффектной, художники подмешивали в краску песок.

Так в изобразительном искусстве утвердился новый технический приём – коллаж, суть которого заключалась в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё цветом и фактурой.

«Реальный мир» с его тактильными и пространственными качествами соединялся на полотне с «иллюзорным миром» живописи.

Аристарх Лентулов «Василий Блаженный»

Меган Койл – коллажная живопись

Коллаж из бумаги – одна из самых креативных техник современного искусства и детского творчества.

Способы оформления поверхности бумаги.

Гетерогенные вставки – включения из материалов, не совпадающих по свойствам с основными материалами коллажа.

Дриппинг – разбрызгивание краски с целью создания особого живописного эффекта.

Кляксография – искусство нанесения клякс и неровных расползающихся пятен на бумагу и картон в эстетических целях. Широко используется в искусстве коллажа.

Обсыпка – нанесение на поверхность коллажа блёсток или каких-либо других мелких предметов и сыпучих материалов (песка, манки, соли).

Оуверлэппинг (нахлёст, взаимоналожение) – художественный приём, связанный с нарочитым наложением фрагментов материала при их наклеивании на субстрат. При этом создаётся объёмный или псевдообъёмный эффект.

Спрэй-арт – разбрызгивание аэрозолей и жидкой краски по плоской поверхности. Широко применяется при создании коллажей.

Стэмп-арт – нанесение на бумагу или картон оттисков резиновых штампов (разновидность техники принт). Такого рода оттиски используются мастерами коллажных композиций для создания эстетического эффекта.

Для коллажей часто используется бумага, окрашенная вручную для получения нужного эффекта. При этом используют аэрограф, акварельные кисти, строительные валики, зубную щётку, бумагу, поролон, лоскуты ткани, тампон из ваты.

Читайте также:
Растительные материалы для коллажа

Окрашивание бумаги природными красителями.

Один из самых простых способов – это окрашивание бумаги концентрированным раствором чая, кофе, отваром луковой шелухи, раствором марганцовки. Раствор можно наносить тампоном, валиком, кистью, салфеткой, пульверизатором. Выбор того или иного инструмента позволит придать дополнительную выразительность окрашенной поверхности.

Окрашивание бумаги тушью, чернилами, краской.

Этот способ имеет несколько вариантов. Самый популярный из них – окрашивание бумаги посредством окунания в раствор красителя. Для этого бумагу нарезают на полоски, кусочки нужного формата или вырезают задуманные силуэты. Затем отгибают уголки, чтобы приготовленную бумагу было удобно держать во время окрашивания. В лоток наливают холодную воду, капают две-три капли чернил или туши, размешивают и поочерёдно опускают листы в полученный раствор. После высыхания бумагу желательно прогладить утюгом с оборотной стороны (неокрашенной, чтобы она стала гладкой не коробилась.

Способы преобразования исходной формы бумаги.

Бумага обладает широкими возможностями для преобразования её исходной формы в различных целях. Бумагу можно рвать, резать, прорезать, сгибать, складывать, скручивать, сшивать, клеить, окрашивать и т. д.

Известно множество художественных техник, связанных с трансформацией бумаги и учётом её художественных свойств.Вот самые известные: айрис-фолдингш (радужка, аппликация, декупаж, искусство силуэта, квиллинг, киригами, коллаж, конструирование, оригами, скрепбукинг. и др.

Каждую из этих техник можно свободно использовать в коллаже для создания плоскостного или объёмного изображения

Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо» Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то,.

Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?» От автора. Над изучением проблемы гиперактивности, я работала в течение всего 2015-2016 учебного года, выкладывая материал на разные сайты,.

Консультация для педагогов и родителей «Искусство колокольного звона» Консультация для педагогов и родителей «Искусство колокольного звона» Духовная музыка является неотъемлемой частью культурного наследия.

Консультация для педагогов о майолике «Сувенирами чувств-с» Сегодня, дорогие коллеги, я предлагаю освежить наши знания о старинном ремесле-искусстве, родившемся вдали от нашей.

Консультация для родителей «Искусство быть родителем» Консультация для родителей «Искусство быть родителем». 1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в.

Консультация для родителей к Дню друзей на МAAM «Искусство дружить» В нашем современном обществе одиночество становится нормой и найти настоящего друга всё сложнее и сложнее. Неужели дружба потеряла свою.

Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.

Мастер-класс для педагогов «Искусство эбру — рисование на воде» Видео Тема:«Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования «Эбру»Цель:Повышение мотивации педагогов.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Консультация для родителей «Мнемотехника — искусство запоминания» Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. Ушинский К. Д. Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку.

Коллаж

Коллаж в истории искусства XX века занимает особое место. Он принадлежит к тем явлениям, которые, всегда оставаясь на периферии, тем не менее участвовали в формировании магистральных тенденций культуры. Коллаж и его история подвергают сомнению традиционную линейную схему развития искусства, предлагая вместо неё калейдоскопическую картину постоянных взаимодействий, отражений, мерцаний. Картину, в которой границы между направлениями и стилистическими тенденциями оказываются прозрачны. В культуре XX века с коллажем связаны поистине революционные преобразования. Именно коллаж самым решительным образом отвергает идею, что подражание природе является единственным фундаментом для существования искусства. Коллаж не только уводит искусство от проблем отражения, репрезентации реальности, но создаёт особое пространство игры с самыми разными языками культуры, прививает искусству любовь к этой игре. Коллажное пространство состоит из демонстративных стыков разных реальностей, из никак не замаскированных швов между текстом и изображением, между изображениями разной природы или разного стиля, между фотографией и рисунком, тиражным и уникальным материалом, между материалом разных фактур и разной плотности. Многослойность, калейдоскоп разбегающихся контекстов, к которым отсылает каждый коллажный элемент, – всё это формирует особую систему коллажного видения, коллажного мышления. В коллажном пространстве может существовать всё. Формы и образы, не имеющие никаких аналогий в реальности, в коллаже могут жить с абсолютной достоверностью, подкреплённой конкретностью и реальностью их материала. Открытие возможностей соединения в пространстве коллажа реальности как таковой с «реальностью», созданной воображением, сделало коллаж наиболее привлекательным инструментом творчества в тех направлениях искусства, которые в той или иной мере были увлечены поисками непосредственных контактов между искусством и жизнью. Именно в коллаже реальность и воображение художника вступили в новый парадоксальный союз.

Читайте также:
Техники изготовления фона: коллаж пошагово с фото

В искусстве 1910-х коллаж возникает не столько в качестве абсолютно новой техники или открытия. Скорее о нём вспоминают как о наиболее подходящем средстве для воплощения определённого состояния сознания, определённого модуса мышления. Коллаж считается открытием кубистов. Первые коллажи Пабло Пикассо и Жоржа Брака появляются в 1912. В их практике коллаж, как правило, остаётся дополнительным элементом живописных произведений, не обретая самостоятельного значения. В том же качестве (хотя, конечно, с учётом различных эстетических установок) коллаж использовался и футуристами. Только к концу 1910-х появляются самостоятельные, не связанные с живописью коллажи. Особое пристрастие к этой технике питали художники, близкие к дадаизму и различным версиям интернационального конструктивизма.

Конечно, существуют бесспорные различия между коллажем кубистов или футуристов и дадаистским коллажем или коллажем и фотомонтажом конструктивистов. Хотя надо отметить, что в исследованиях кубистического коллажа последних лет его уже не рассматривают исключительно с точки зрения формальных экспериментов. Фрагменты газет и журналов, использовавшиеся, например, Пикассо и Браком, как правило, не просто дают фактурный эффект, эффект реальности, но осознанно отсылают к определённым смысловым контекстам. Их выбор оказывается отнюдь не случайным и направлен на создание многоуровневого, мерцающего смыслового пространства. Именно это новое пространство множественных смыслов, взаимоисключающих способов видеть, совмещённых тем не менее в пространстве одного произведения, возникающее уже в кубистическом коллаже, и позволяет говорить об «изобретении» коллажа кубистами.

В русском искусстве использование коллажа в живописных произведениях начинается с художников группы «Бубновый валет» (П.П.Кончаловский. «Палитра и краски». 1912; А.В.Лентулов. «Москва». 1913, «Автопортрет». 1915), далее разрабатывается в кубофутуристических (К.С.Малевич. «Дама у афишного столба». 1914; «Частичное затмение». 1914; Л.С.Попова. «Итальянский натюрморт». 1914; «Часы». 1914) и кубистических работах (Н.А.Удальцова. «Синий кувшин». 1915; «Музыкальные инструменты». 1915). Существовали и маргинальные версии «коллажа», которые точнее было бы назвать аппликациями. Такие работы делали Н.И.Кульбин («Женский портрет». 1913. Аппликация из шёлка), М.Ф.Ларионов («Портрет Н.С.Гончаровой». 1915). В той же технике выполнены и некоторые городские пейзажи А.В.Куприна в начале 1920-х («Храм с колокольней у моста». 1922; «Городской архитектурный мотив». 1922).

Особый тип коллажа, существовавший довольно небольшой промежуток времени и не получивший широкого распространения, – это абстрактный коллаж. В основе его лежит структурирование из «чистых», беспредметных элементов – плоскость, цвет, линия – тех или иных композиций. Абстрактный коллаж работает с однопорядковыми элементами, его композиции строятся не на столкновении разных реальностей, а на комбинировании однородных модулей. Дистанция между беспредметным коллажем и беспредметной живописью иногда оказывается почти нечитаемой. Коллаж в данном случае выступает скорее в качестве своеобразной этюдной техники, позволяющей исследовать соотношения формы и цвета и затем переносить их в живопись. Абстрактные коллажи ещё в середине 1910-х привлекали внимание Сони Делоне и Джакомо Балла. Однако чаще всего к абстрактному коллажу обращались художники, так или иначе связанные с дадаизмом и конструктивизмом. В русском искусстве примеров абстрактных коллажей немного. Прежде всего здесь должны быть названы имена О.В.Розановой, Поповой, А.Е.Кручёных и с определёнными оговорками – В.Ф.Степановой. Беспредметный коллаж (как в творчестве Розановой и Кручёных) возникает как параллельное супрематизму Малевича начинание. Беспредметные коллажи Розановой (над которыми она работала во второй половине 1915 и в 1916) строятся на парадоксальном сочетании строгих геометрических плоскостей и не поддающейся оформлению стихии света. В своих работах Розанова использует прозрачную бумагу, создающую эффект просвечивания, проницаемости материи потоками света. Одна плоскость просвечивает сквозь другую, и это движение света сквозь геометрические цветные формы создаёт ощущение светоцветовой пространственной среды.

Читайте также:
Инструменты и материалы для коллажа

В русском искусстве, пожалуй, именно Кручёных первым уловил совершенно особую философию коллажного образа, основной эффект которого состоит в соположении, пересечении реальностей самого разного порядка, что даёт иногда самые парадоксальные визионерские эффекты. В коллажах Кручёных всегда есть элемент случая, нарочитой невыстроенности, небрежности, незаконченности композиции. Всегда есть элемент автоматизма, механического (а порой и демонстративно «наобумного») ­соединения различных образов. Их хаотическая структура близка классическим дадаистским коллажам. Эти «случайно» пойманные, хаотичные сочетания образов рассчитаны на то, чтобы их столкновения создавали своеобразные смысловые пустоты, позволяющие освободить работу бессознательного.

Коллаж можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, как определённую технику искусства. И во‑вторых, как специфический язык искусства, не всегда реализующийся в коллажной технике. Коллажное мышление может встречаться и в живописи, и в графике. Таковы, например, живописные работы Макса Эрнста («Слон из Целебеса». 1921; «Царь Эдип». 1922), Ханны Хёх («Механический сад». 1920), Джино Северини («Воспоминание об одном путешествии». 1913). В русском искусстве коллажное мышление появилось первоначально именно в живописи. Коллажная структура пространства присутствует в ряде кубофутуристических работ, связанных с алогизмом, – у Малевича («Корова и скрипка». 1913; «Авиатор». 1914; «Англичанин в Москве». 1914), И.А.Пуни («Мытьё окон». 1915; «Парикмахерская». 1915). Немотивированное выделение отдельных предметов и их парадоксальные совмещения, фрагментированность предметов, игра масштабов, создающая впечатление разорванности, неоднородности пространства, стилистический разнобой, текстовые вставки и в более широком смысле – читаемость изобразительных рядов (их текстовая природа) – все эти традиционные коллажные приёмы присутствуют в алогичных произведениях живописи.

Рядом с коллажем, и часто непосредственно пересекаясь и взаимодействуя с ним, развивался фотомонтаж. По сути дела (и в силу технических особенностей, и в своих эстетических позициях) фотомонтаж можно рассматривать как одну из разновидностей коллажа. Хотя, бесспорно, существуют между ними и определённые различия. Техника фотомонтажа возникла почти одновременно с самим изобретением фотографии, но в историю большого искусства фотомонтаж попадает даже позже, чем коллаж. Как подчёркивают многие исследователи, включение фотомонтажа в сферу профессионального искусства во многом было связано с усвоением принципов, разработанных в коллаже.

В русском искусстве фотомонтаж возникает одновременно с европейскими экспериментами в этой области, а в некоторых версиях и опережает их. Фотомонтаж Г.Г.Клуциса «Динамический город» (1919) представляет, как принято считать, первый образец использования этой техники в станковом произведении искусства. В 20-е фотомонтаж окажется в центре внимания и художников, и теоретиков искусства, постепенно вытесняя на периферию собственно коллажную технику.

Исчезновение или деформация границ реальности и искусства, которые привнёс с собой коллаж, по сути дела, были связаны с ещё одной вариацией жизнестроительных концепций, которыми была полна культура первых десятилетий прошлого столетия. Коллаж и фотомонтаж представляли собой идеальные техники для создания зрительно достоверной, узнаваемой и в то же время абсолютно новой реальности. Это были техники, с помощью которых при желании можно было подобрать ключ к продлению сновиденческой реальности в реальность повседневной жизни. Не случайно и коллаж, и фотомонтаж часто привлекались для создания разнообразной продукции, призванной воздействовать прежде всего на бессознательное зрителя – в рекламе и в политической пропаганде.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: