Коллаж. Описание и история.

Коллаж. Описание и история.

Коллаж — это особый метод создан и я художественных композиций. Основной его принцип составление своего рода мозаики из разнородных по форме и фактуре материалов. Кусочки ткани, обрывки газетных или книжных страниц, пуговицы, осколки стекла, гвозди и деревянная стружа—в общем, все, что окажется под рукой, все, что выражает замысел автора, закрепляется на холсте, картоне — на любой общей основе с помощью клея, проволоки, ниток и образует целостную картину. Коллажи могут включать объемные элементы и целые объекты, например куклу, варежку, ножницы и т. д. Вариантов сколько угодно! Контрастная комбинация материалов, например, технологических (искусственных) пластмассы, пенопласта с одной стороны, и натуральных – коры, керамических осколков, холстины с другой позволяет создавать необычные, дерзкие, противоречивые и даже эпатажные работы. Сочетание элементов близких, напротив, дает ощущение внутреннего единства, стилистической выдержанности. Если при этом используются природные материалы, работа, скорее всего, будет отличаться гармоничностью, внутренним равновесием.
Художники начала XX века были увлечены экспериментами, поисками нового художественного языка. Один за другим возникали модернистские школы и течения, которые ставили перед собой задачу — изменить привычные представления об изобразительном искусстве. Кубисты, дадаисты, конструктивисты использовали в своей работе непривычные техники и необычные материалы. Одним из открытий эпохи стал коллаж.

Рождение коллажа было, несомненно, связано с таким течением в изобразительном искусстве, как кубизм. Художники-кубисты разлагали предметы на геометрические фигуры и конструировали картины, используя в качестве элементов композиции простые геометрические формы. Изображение, созданное таким способом, представляло собой своего рода мозаику элементов -символов. Кубисты стремились воспроизвести в своих работах дух нового времени. Приметами цивилизации — обрывками газет, этикетками, буквами вывесок — они дополняли картины. Вот такие вкрапления чуждого живописи материала можно считать началом коллажной техники. Среди художников, обратившихся к этому стилю, был Пабло Пикассо, он же стал создателем первых целостных коллажных композиций. Пикассо встраивал в свои композиции фрагменты обоев, плакатов, обрывки газетной бумаги, песок, проволоку. Так мастер переносил саму реальность в контекст картины, разрушая стереотипы представлений о живописи, освобождая ее от «позорной зависимости от зрения». Коллаж был призван перестроить мышление человека, заставить его увидеть, что мир непредсказуем и изменчив, а свойства вещей непостоянны. Действительность в композициях Пикассо создается, а не отражается, конструируется по воле художника, а не копируется. Вслед за ним целое поколение художников-футуристов, сюрреалистов, представителей других течений пережило увлечение этим видом художественного творчества. Каждый элемент коллажной композиции извлекается из свойственного ему контекста и включается в чужеродное окружение, таким образом обретая совершенно новое значение. Именно эта трансформация материала, нарушение традиционных связей, непривычная роль привычных вещей привлекали художников.

Технику коллажа использовали также дадаисты, которые поставили перед собой задачу разрушить привычное представление об образности во имя «великого Ничто». Их художественный язык это язык буффонады, насмешки, иронии. Дадаистов интересовало только то, что за пределами разума — бессознательное, иррациональное, и, конечно же, эпатажное. Работа М. Дюшана « Фонтан» это пставленные на табурет велосипедное колесо, полка для бутылок и писсуар с автографом художника. Предметы обихода, массового производства дадаисты объявляли объектами искусства. Это был своего рода нигилистический бунт против устоявшейся действительности, привычных представлений о мире, расхожей морали. Свои эстетические задачи дадаисты решали, обращаясь к жанрам конструкций, фотомонтажей, коллажей, в которых художники прежде всего стремились передать ощущение абсурдности, хаоса, деструктивности мира, недоступного логическому осмыслению. Один из крупнейших представителей движения Макс Эрнст использовал в коллажах гравюры из научных изданий, каталогов, рекламные проспекты и т.д. Он переносил их в неожиданный контекст, превращая, но его собственным словам, в «элементы реального мира, соединенные в причудливой, абсурдной последовательности, приводящей в смущение глаз и разум, способной вызывать галлюцинации, при которых привычные предметы утрачивают или изменяют свое значение». Эрнст создал техники граттажа, фроттажа и декалькомании, которые получили распространение в коллажной практике в последующие десятилетия. В 1950-е годы интерес к коллажу возродился, благодаря поп-арту. Для этого течения принципиально не существовало никаких эстетических запретов. Основатель движения Л. Раушенберг писал, что готов «принимать все элементы внешнего мира и работать с ними в своего рода сотрудничестве». Мир в композициях Раушенберга предстает беспорядочным нагромождением предметов и образов. Многие детали его произведений откровенно неэстетичны, а иногда и антиэстетичны. Вдело идут и консервные банки, и пучки грязной травы, и чучела животных, и обшарпанные этажерки, и грязные кисти. Работа, которой художник дал наименование «Монограмма», представляет собой чучело козы, торчащее из автомобильной шины. Реальность индустриального и постиндустриального общества, в котором пропаганда, глянцевые журналы, реклама и кинематограф прикрывают ужас лишенного ценностей бытия, обнажается в коллажах поп-арта.

Читайте также:
Коллаж как искусство

В современном искусстве коллаж остается одной из излюбленных техник, часто он по-прежнему используется как средство эпатажа, выражения сарказма, иронии, черного юмора. В то же время коллажи все чаще находят прикладное применение в качестве элементов интерьера, в том числе и домашнего. Естественно, такие композиции не несут агрессии, лишены дисгармоничности и деструктивности. Прежде всего это имеет отношение к флористическому коллажу, который приобретает все большую популярность, постепенно становясь новым направлением народного искусства. Предшественник флористического коллажа гербарий. Искусно составленный, он мог украсить страницы альбома, становился напоминанием о счастливом времени, памятном событии. Засушенными лепестками цветов чувствительные девушки украшали письмо или открытку. Флористические коллажи изготавливаются вручную, в единственном экземпляре. Это придает им психологическую притягательность как всякой уникальной вещи, отразившей авторскую личность. Современный мир все больше тяготеет к индивидуальности, возвращается к тем временам, когда мир предметов не был результатом массового производства. Эпоха унификации отступает.

Флористический коллаж создается с помощью природных материалов — сухих растений, плодов, гравия, ракушек, перьев, коры и т. д. Обычно все эти элементы накладываются на оформленный красками фон. Такие композиции соединяют черты аранжировки, принципы живописи, коллажную технику. Они становятся выразительным элементом декора. Картины и фотографии как способ украсить жилище теряют популярность: они перестают удивлять, утрачивается чувство новизны. Трехмерное же изображение в коллажах необычно и потому вызывает живой интерес. Оно создает эффект присутствия, впечатление фрагмента природы, пейзажа, встроенного в интерьер. Коллаж сейчас в моде, это стильное украшение интерьера. Ценность его — в авторском видении, в уникальности и в том, что его возможности далеко не исчерпаны, многие открытия еще впереди. Можно изменять состав раствора, способы наложения материала, искать новую фактуру, сами материалы, цветовые решения. Точку ставить рано.

Автор: Татьяна Кудряшова “Великолепные украшения для дома в техники “Терра””.

Коллаж — популярная техника современного искусства

Коллаж (от французского collage — «наклеивание») — это вид декоративно-прикладного искусства, в котором художник создает арт-объект посредством приклеивания на основу разнородных кусочков материалов. Коллажем также называют само произведение искусства, изготовленное по вышеописанной технологии.

Коллаж очень близок по своей сути к аппликации, но имеет важное существенное отличие. При изготовлении аппликации ее автор использует однородные элементы (например, или листья, или ткань, или кожу), а при создании коллажа — одновременно несколько совершенно разных по фактуре и происхождению материалов.

Виды коллажа

Коллаж в наши дни стал популярным приемом в различных видах искусства. Его используют в своем творчестве не только живописцы-авангардисты, работающие с холстом и красками, путем включения в композицию фрагментов из разных материалов. Большой популярностью сегодня пользуются коллажи:

  • В фотоискусстве. Благодаря необычному сочетанию нескольких фотографий в одной картинке получается эффектное произведение. Всевозможные фотоколлажи могут сильно отличаться по жанру и стилю.
  • В кинематографе и сфере художественной обработке видео. Представляют собой искусно подобранные нарезки видеоматериалов из разных фильмов, объединенные оригинальным замыслом автора.
  • В музыке. В начале ХХ века, в период поиска новых идей в искусстве, многие очень известные композиторы использовали в своих творениях фрагменты из произведений коллег. Этот технический прием не утратил актуальности и сегодня.
  • В литературе. Приверженцы сюрреализма, футуризма и модернизма включают в свои произведения посторонние документы и цитаты из работ других писателей. Это вызывает сильные эмоции у читателя и становится предметом горячего обсуждения книги.

История коллажа

История коллажа ведет свой отсчет со второго века до нашей эры. В ту далекую пору первые образцы такого искусства научились делать в Китае. Древние художники наклеивали на бумагу кусочки разных материалов в дополнение к нарисованным тушью изображениям.

Читайте также:
Необходимые материалы для коллажа: коллаж пошагово с фото

В Европе первые попытки создания коллажей датируются XIII веком. Кусочки сусального золота и драгоценные камни мастера наклеивали на иконы, гербы правителей и внутренние стены готических храмов. Но эта практика не получила широкого распространения, а в эпоху Возрождения и вовсе была вытеснена инкрустацией.

Полноценное рождение коллажа как техники и вида изобразительного искусства состоялось лишь в начале ХХ века, в период бурного расцвета новых модернистских стилей и направлений в живописи:

Приверженцы этих направлений в искусстве первыми начали внедрять элементы коллажа в живописные произведения. В ход шли самые разнообразные материалы, которые всегда были под рукой:

  • обрывки старых газет;
  • лоскуты ткани;
  • этикетки;
  • фотографии;
  • деревянные палочки и стружка.

Одним из первых эту технику использовал гениальный Пабло Пикассо (Pablo Picasso). В 1912 году он создал знаменитую картину «Натюрморт с плетеным стулом» — икону кубизма. Написанное маслом произведение обрамлено веревкой, а на часть его поверхности наклеены кусочки клеенки.

Первая волна популярности коллажа в искусстве сошла на нет к концу 1930-х. Но уже через 20 с небольшим лет в культурной среде вновь проявился интерес к этой технике. В ноябре 1962 года в Нью-Йорке состоялась выставка New Realist Exhibition, на которой были представлены работы молодых художников в новом стиле поп-арт. Многие произведения были созданы в технике коллажа и вызвали большой резонанс во время показа.

С этого времени коллаж занял достойное место в современной культуре. Он стал популярным методом самовыражения художников не только в живописи, но и во многих других видах искусства. Даже малыши в детских садах сегодня с удовольствием учатся делать коллажи, а публика с удовольствием приходит на выставки, где представлены произведения лучших мастеров этой техники.

Известные художники — мастера коллажа

Среди известных мастеров коллажа есть много ярких творческих личностей, заслуживающих внимания. И все же, наибольший вклад в развитие этой техники внесли такие художники:

  • Курт Швиттерс (Kurt Schwitters) — немецкий деятель искусства, поэт и художник. Швиттерс не только активно использовал технику коллажа в творчестве, но и делал с ее помощью уникальные абстрактные композиции.
  • Ли Краснер (Lee Krasner) — американская художница, жена Джексона Поллака (Jackson Pollock). Она приобрела широкую известность благодаря своей необычной манере создания коллажей. Краснер разрезала на части собственные абстракционистские картины, а потом складывала из них новые произведения искусства.
  • Том Вессельман (Tom Wesselmann) — американский художник, автор множества номерных натюрмортов-коллажей. Вессельман стоял у истоков возникновения поп-арта, хотя никогда не причислял себя к сторонникам этого направления в искусстве.
  • Джон Уокер (John Walker) — английский мастер живописи, прославившийся своими оригинальными работами. Уокер создавал коллажи посредством приклеивания на основной холст раскрашенных разрезанных кусочков другого холста.

На портале Very Important Lot любой посетитель может принять участие в арт-аукционах, чтобы приобрести шедевры антиквариата в режиме онлайн. Наш сайт также дарит всем желающим возможность напрямую купить картины в технике коллаж у современных художников.

Коллаж. Описание и история.

Коллаж как искусство

Коллаж — сравнительно молодое направление в искусстве. Оно детище прошлого бурного столетия, когда художники искали новые средства для выражения своих мыслей, чувств и настроений. Техника коллажа ( от фр. collage — наклеивание) дает широкий простор для творчества, поскольку для создания произведений можно использовать самые разные материалы — растения, краски, ткани, металлические детали А начиналось все…

…на заре XX века в кругах приверженцев модернизма — кубизма, футуризма, дадаизма. Родоначальником коллажа считают французского художника-кубиста Жоржа Брака. В 1913 году он первым использовал оригинальный прием — наклеивание на картон полос окрашенной бумаги. А чтобы фактура бумаги получилась более эффектной, художник подмешал в краску песок.

Вскоре к нему присоединился единомышленник — великий Пабло Пикассо. В течение пяти лет они работали совместно. В дело шли клочки газет, обоев, плакатов, куски тканей, визитные карточки… В результате творческого поиска обнаружилось, что даже самые обычные материалы в сочетании друг с другом на специально подобранном фоне становятся необыкновенно выразительными. Так был разработан коллаж — технический прием в изобразительном искусстве, когда на какую-либо основу наклеивают материалы, отличающиеся от нее цветом и фактурой. Коллажем называют и само произведение, выполненное при помощи подобного приема.

Читайте также:
Работа с материалом. Оттиск: коллаж пошагово с фото

Пикассо любил игру, и, создавая коллажи, он мог насладиться ею в полной мере. Его первая самостоятельная работа, сделанная в новой технике, — «Натюрморт с плетеным стулом».

Сегодня это произведение, как и другие « картинки с наклейками», принадлежащие гениальному новатору, считаются шедеврами. А когда-то мало кто мог их оценить по достоинству. Картины, созданные при помощи металлической стружки, этикеток, фотографий, газетных вырезок , большей частью шокировали публику. Тем не менее необычное направление искусства продолжало развиваться, и ему отдали дань многие выдающиеся художники.

Так, коллаж занимает заметное место в творчестве импрессиониста Анри Матисса. Он придумал разновидность коллажа — декупаж, столь популярный в наше время. Этот прием означает использование главным образом двух действий — вырезания, или кроения, и составления картин из полученных деталей. Матисс, мастерски компонуя вырезанные из цветной бумаги различные фигуры, создавал произведения, отличающиеся простыми формами и вместе с тем очень гармоничные, они поражают исходящей от них мощью. Одно из самых прекрасных творений художника — картина « Морские животные», созданная в память о южных морях.

Работая только с цветом и формой, уходя от натуралистического изображения, Матиссу удалось передать и таинственность глубинной океанической жизни, и очарование поверхности воды, волн, островов, и притягательность неба. В 30-х годах интерес к коллажу пошел на убыль, а в 50-х вспыхнул с новой силой — в русле появившегося тогда на Западе художественного течения поп-арт. Естественно, коллажи того времени отражают его дух, существовавшие тогда настроения, вкусы. В русском искусстве первым, кто стал применять технику коллажа, был Аристарх Лентулов. Неуемный экспериментатор сочетал в своих полотнах живописные фрагменты с наклеенными кусочками фольги и цветной бумаги. Наиболее яркими работами, созданными в подобной технике в 1914—1915 годы, являются панно « Москва», «Василий Блаженный», «Корабль».

Коллаж обладает сильным эмоциональным воздействием. Коллаж был любимым увлечением замечательного кинорежиссера Сергея Параджанова. Он называл коллаж « прессованным фильмом». Используя то, что оказывалось под рукой, — куски стекла, бусины, перья, обрывки ткани, кружево, журнальные вырезки, листья, цветы, — Параджанов создавал своеобразные драматические произведения. Каждый его коллаж — это целая история. Его творчество подтверждает, что практически любой предмет и даже его части могут послужить « красками» для картины.

Современные художники продолжают поиски, открывая новые и новые возможности создания коллажей. Сегодня популярно не столько склеивание различных деталей, сколько их наложение, наслоение. Причем материалы могут быть подобраны совершенно различные по цвету, форме и фактуре. Совмещают, казалось бы, совершенно несовместимое. В наше время активно развивается компьютерный коллаж как один из способов выполнения графических работ. Он также предполагает наложение или объединение разных изображений в соответствии с общим замыслом. Соединяемые изображения могут дополнять друг друга, а могут сильно контрастировать. Компьютерные коллажи очень выразительны, оттого их активно задействуют в рекламе товаров и услуг. Эту впечатляющую технику используют и при оформлении книжной продукции. Быстрая компьютеризация страны дает возможность каждому желающему попробовать свои силы в увлекательном занятии — создании компьютерных коллажей.

Пик популярности и у нас в стране, и за рубежом переживает и такое направление в искусстве коллажа, как флористический коллаж. Наиболее известным представителем этого вида творчества является немецкий флорист Фридхельм Раффел, которому принадлежат необыкновенно выразительные произведения. У господина Раффела огромное число учеников и последователей по всему миру. Флористические коллажи создают главным образом при помощи природных материалов — засушенных листьев, цветков, стеблей Конечно, работы, выполненные в этом ключе, мало похожи на коллажи художников XX столетия. Однако в их основе все те же приемы: на живописный фон наклеивают элементы, различные по цвету; форме и фактуре. Картины, созданные с помощью засушенных растений, порой напоминают гербарий, однако более сложные работы, выполненные с соблюдением правил построения композиции, могут представлять собой настоящие произведения искусства. Флористический коллаж от гербария прежде всего отличает правильно подобранный фон, который взаимодействует с расположенным на нем материалом по определенным законам. Насколько удачным получился фон, настолько удачным будет и коллаж в целом. А законченность композиции придают различные аксессуары: фигурки животных, насекомых, бижутерия, тесьма, кусочки тканей Все идет в ход. Жемчужины и пара медных монет могут оказаться теми акцентами, которые сделают работу завершенной. На красоту засушенных растений люди обратили внимание давно. Стенная роспись в одном из фиванских храмов, находящемся на территории современного Египта, считается самым древним гербарием, пусть и несколько своеобразным. Этот культурный памятник, датируемый 1450 годом до н. э донес до нас изображения 275 различных растений! Более двухсот лет путешественники и ученые-ботаники, изучая растительный покров земли, собирают гербарии, потому что одни словесные описания и рисунки не дают полного представления о растениях. Однако материал, предназначенный для сухого научного исследования, мало подходит или не годится вовсе для создания флористического коллажа — при высыхании цветки и листья нередко теряют естественную окраску. К тому же растения, высушенные, как для гербария, методом прессования, становятся хрупкими. Чтобы дизайнеры могли беспрепятственно творить круглый год и воплощать все свои замыслы, им на помощь пришла индустрия производства сухоцветов, обеспечивающая прочным, пластичным, эффектным растительным материалом. Растительный материал несложно заготовить и самим.

Читайте также:
"Свет небесный" и "Мак": коллаж пошагово с фото

Основные стили коллажей

Что можно изобразить в коллаже? Буквально все, что волнует, что любимо, что дорого. Коллаж, как и живописное полотно, — это воссоздание только небольшой части картины жизни, которая не имеет границ. И чем больше художник видит, слышит и запоминает, чем богаче его фантазия, тем значительнее творческие находки. Однако при всем многообразии мотивов и сюжетов флористические коллажи можно условно подразделить на четыре стиля.

Четыре основных стиля коллажа:

В каждом стиле — свои средства художественной выразительности, свои приемы, свои особенности.

В коллажах пейзажного направления изображают природу ( лес, горы, море ) и природные явления ( грозу, ветер, дождь ). В коллаже-пейзаже можно передать красоту, приметы какого-либо времени года или суток. Флорист должен так подобрать материал и так поработать с ним, чтобы зритель, глядя, например, на композицию из небольших монетных листьев, не сомневался, что перед ним могучие вековые деревья.

Этот стиль очень близок к пейзажному: и там и там дают картину природы. Однако в работах вегетативного направления акцент делают

на изображении жизни растений, именно они становятся главными героями флористического произведения. Автор должен хорошо чувствовать сам и уметь передать зрителю красоту листьев, стеблей, изысканность форм цветков и их окраски. Картина должна быть очень правдоподобной, узнаваемой. В вегетативном коллаже растения показаны сами по себе, они не служат для отображения явлений природы. Если на фон — небо с облаками — наложить тонкие, эффектно изгибающиеся стебли злаков с красивыми метелками, необычайно радующее, веселое соцветие укропа, похожее на легкий зонтик, — это, скорее всего, пейзаж. А если к более простому фону, не изображающему ничего конкретного, представляющему собой просто приятные для глаза цветовые пятна, приклеить листья и цветки, стебли же нанести штрихами при помощи кисточки с краской, то это будет вегетативный коллаж. Правда, следует признать, что граница между этими двумя стилями бывает довольно условной.

. Сюжеты коллажей этого стиля фантазийные. Главное — оригинальная идея. А воплощают ее при помощи ярких, выразительных элементов и красочного фона. Зритель, глядя на подобный коллаж, старается отгадать настроение автора, его замысел. Работа в декоративном стиле должна пробуждать чувства, воспоминания, ассоциации. Такого рода произведения требуют от автора новых интересных идей, красивых сочетаний цветов, радующих глаз, и, конечно, безупречной техники исполнения.

. Название стиля говорит само за себя. Основную нагрузку несут выполненные из флористического материала геометрические фигуры — круг, ромб, квадрат, треугольник а также линии. Фон также может представлять собой сочетание геометрических фигур.

С чего же начать? Какие первые шаги в своем творчестве должен сделать коллажист, чтобы его не постигло разочарование? Начинать надо с поиска темы. «О молодой художник! Ты ждешь сюжета? Но сюжетом может быть все! — восклицал Э. Делакруа. — Сюжет — это ты сам, это впечатления и чувства, которые ты испытываешь, глядя на природу…» Оглянитесь вокруг — идеи для ваших будущих коллажей находятся рядом, нужно только разглядеть их.

Читайте также:
Лепка архитектуры: коллаж пошагово с фото

Коллаж — это искусство

С коллажем знакомы все. Кто-то мастерил открытку для мамы по своей инициативе, другие коллективно создавали школьный плакат о вреде курения, третьи крепили вырезки из модных журналов на обои перед письменным столом. Однако несмотря на компрометирующие ассоциации, коллаж не только эффектный инструмент, но и объемное направление в искусстве.

Дать определение коллажу не сложно: технический приём создания живописных или графических произведений путём наклеивания отличающихся от основы предметов и материалов. А вот проследить историю развития сложнее. После появлении бумаги в Китае (2 век до н.э.) некоторые мастера склеивали небольшие фрагменты между собой. Во времена позднего средневековья некоторые образцы библии украшали накладными золотыми пластинами и камнями. Несмотря на то, что технически это тоже коллаж, некоторые историки искусства утверждают, что первый коллаж появился только в 20 веке. Его создал Жорж Брак. Работая в самых новаторских стилях того времени: фовизме и кубизме, Брак искал новые выразительные средства. В 1912 году он стал включать в картины фрагменты картона, покрашенную текстурной краской бумагу, куски обоев, газеты, пачки сигарет и другие материалы с характером.

Жорж Брак. «Блюдо с фруктами и стакан» 1912

Жорж Брак. «Стеклянный графин и газета» 1914

Пикассо, знавший коллегу по цеху, решился использовать коллаж в картинах вместе с масляными краскам.

Пабло Пикассо. «Гитара» 1913

В это же время Джон Хартфилд, основоположник фотомонтажа, создает изображения, полностью состоящие из скомбинированных снимков. С этого началась популярность коллажа.

Джон Хартфилд. Гитлер точит ножи, готовясь зарезать французского петуха. Глава МИД Франции Жорж Бонне: «Не бойтесь. Гитлер — вегетарианец». Май 1939 года

Развивающаяся фотография быстро и дешево делала реалистичные изображения, а перед искусством встали новые задачи: эмоциональные, эстетические, идейные. Коллаж отлично справлялся с ними и поэтому проникал во все рождающиеся стили, порой вытесняя живопись и рисунок. Луи Арагон, французский писатель, говорил: «Коллаж – это искусство, которое бросает вызов живописи». Посмотрим интересные примеры взаимодействия коллажа с разными направлениями в искусстве.

Многие коллажи от дадаистов не только изобразительное произведение, но и литературное. Стихи, сложенные из случайных слов имеют графический и звуковой ритм.

Страница издания Ильи Зданевича (Ильязда) Париж: Сорок первый градус. 1923. Деталь

Эрнст Макс, увлекшись дадаизмом, сосредотачивается на коллажах, объясняя любовь к этому приему так: «Я пытался увидеть в нём [коллаже] разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане». Здесь имеется в виду известная фраза Лотреамона: «Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки».

Макс Эрнст. «Китайский Соловей» 1920

Макс Эрнст. «За облаками» 1920

Позже художник сосредоточится на сюрреализме, но о коллаже не забудет. В 1991 году вышла любопытная книга немецкого искусствоведа Вернера Шписа, Max Ernst Collages: The Invention of the Surrealist Universe.

В манифесте Баухауса, Гропиус пишет: «Художники должны быть подобны ремесленникам, но более высокого порядка». Следует создавать работы вручную, но при этом они должны быть лаконичными и понятными для всех. Для этого коллаж крайне удобен. Он сокращает время, так необходимое для рисунка и живописи, но оставляет возможность ручного труда, самого по себе вдохновляющего художника.

Марианна Бранд. Без названия. 1929

Коллаж создает не только фактурные грубоватые и лаконичные образы, как в дадаизме и кубизме. Ричард Гамильтон в работе «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» 1956 года действует иначе. Работая по закону жанра, Гамильтон собирает желанные и модные объекты из журналов, создавая новое пространство. В этом мире рекламной жизни нет грубых текстур, но наполненное только новыми модными вещами и идеальной парой, новое пространство пугает стерильностью и неестественностью.

Читайте также:
Краски и ткани для коллажа

Ричард Гамильтон, «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956)

Концептуальное искусство Джон Стезакер

Простое совмещение двух снимков производит эффект больший чем дал бы каждый по отдельности. Оставляя на пространстве картины только два объекта, художник заставляет их взаимодействовать, дополняя и раскрывая друг друга. Обыденный портрет и пейзаж придают друг другу масштабность природы и индивидуальность человека. Часто Стезакер соединяет мужской и женский портрет. Это позволяет исследовать гендерные вопросы и порассуждать на тему зависимости критериев красоты от пола.

John Stezaker. «Mask LXIII»

John Stezaker. «Mask XLVI»

John Stezaker. «Siren Song V»

John Stezaker. «Betrayal XVIII»

John Stezaker. «Marriage (Film Portrait Collage) LXI»

Сегодня опасения о притеснении живописи в прошлом. А. Тарковский о работах С. Параджанова в этой технике пишет: «Между замыслом и исполнением нет разницы: он не успевает ничего растерять. Эмоциональность, которая лежит в начале его творческого процесса, доходит до результата, не расплескавшись.» Эти слова справедливы для коллажа вне зависимости от жанра: американский поп-арт и советский конструктивизм, прикладной баухаус и шутливый дадаизм, можно продолжать еще очень долго. Везде коллаж уместен и убедителен. Подобно наемному солдату, он способен сделать все ради цели, если цель ясна.

КАК СОЗДАТЬ АРТ-КОЛЛАЖ, ЕСЛИ РАНЬШЕ ЭТОГО НЕ ДЕЛАЛ

Кристина Золотарева создает коллажи для Vogue Украина и издательства ArtHuss. Она прошла короткий курс Illustration Workshop в Лондонском колледже искусств, но уверена, что насмотренность и non-stop развитие визуального вкуса важнее дипломов.

Кристина рассказала SKVOT, откуда взялся арт-коллаж и как сделать первый проект.

Сейчас коллажами называют все подряд: от скучно наслоенных фотографий в школьном альбоме до мудбордов и «карт желаний». Но художественный коллаж — это не просто сборка изображений. Тут первична идея. Когда конечный результат может сказать больше, чем исходные изображения. Когда из картинки сыпятся новые смыслы и идеи — причем для каждого свои.

Откуда вырос коллаж

Первые в истории искусства коллажи приписывают основателям кубизма Пабло Пикассо и Жоржу Браку. Раньше других эти художники стали дополнять свои картины «инородными» фрагментами: кусочками обоев и старых газет, щепками, обрезками ткани. Так одномерные полотна становились фактурными и эмоционально более насыщенными.

Сре­ди пионеров этой тех­ни­ки — Джон Хартфилд, Ханна Хёх, Рауль Хаусман и другие художники, свя­зан­ные с да­даизмом, Ба­уха­узом и сюрреализмом. Это они первыми стали делать дерзкие и броские фотоколлажи.


Работа без названия («Из этнографического музея»), 1930. Автор — Ханна Хёх.
Источник: anothermag.com

Типы коллажей

Видов коллажа очень много. Вот некоторые:

АППЛИКАЦИЯ — наклеивание вырезанных из бумаги элементов на основу

АССАМБЛЯЖ — компоновка объемных деталей и целых предметов на плоскости

БРИКОЛАЖ — создание предмета или объекта из подручных материалов (например, мусора)

ФОТОКОЛЛАЖ И ФОТОМОНТАЖ — использование фотографий как исходников для творчества

Коллажи делают при помощи олдскульного трио «клей-ножницы-бумага» или в цифровом формате.

Обычно так:

НАКЛАДЫВАЮТ вырезанную часть одного изображения на другое

ВЫРЕЗАЮТ объект из изображения и «играют» с образовавшимися пустотами

КОМБИНИРУЮТ несколько частей разных изображений

ТРАНСФОРМИРУЮТ фрагменты одного исходника разными способами

Коллажи бывают фигуративными (с реальными объектами) и абстрактными.

Тематика тоже варьируется широко — от политической сатиры в работах Джона Хартфилда до мистических fashion-коллажей Пьера Дебуше. Абстракции, ботанические мотивы, образ человеческого тела — все это очень популярно.

Как создать коллаж

Работу над коллажем сложно спланировать — здесь не всегда можно сделать набросок, а затем его воплотить. Важно позволить процессу быть стихийным. Ты примерно представляешь, что хочешь визуально выплеснуть, но должен быть готов, что в итоге получится что-нибудь другое.

Например, бриф для одного из коллажей в Vogue звучал так: «Обыграть тему украшений из горного хрусталя». Из первоначально задуманного мною изображения женского образа на фоне горы-кристалла в итоге получился микс из рук и украшений.

В коммерческих заказах полет фантазии обычно ограничен конкретными исходниками («Вот три фотографии, скомпонуй что-то из них»). Но и там коллаж оставляет большое поле для экспериментов.

Сейчас расскажу, как идет процесс — поэтапно.

#1. НАПРАВЛЕНИЕ

Читайте также:
Жанры коллажа: коллаж пошагово с фото

Мои коллажи — это зачастую «автопортреты» внутреннего состояния, визуальные размышления на тему настроения. Мне интересно углубляться в вопросы телесности, самоидентификации, принятия, разнообразия. Нравится работать с кусочками человеческого тела — быть таким себе Виктором Франкенштейном, который собирает новое существо по фрагментам.

Чтобы запустить процесс, нужно выбрать интересующую тематику или поддаться внутреннему ощущению. А потом — включить режим отбора (об этом дальше) и смотреть, что из найденного отзовется.

#2. ПОИСК МАТЕРИАЛА

На этом этапе начинается охота на картинки и другие материалы. Можно делать рисерч перед созданием каждого нового коллажа, отталкиваясь от идеи. Или копить материал, а уже потом создавать из него коллажи.

За много лет у меня дома скопилась приличная стопка журналов — National Geographic, Esquire, уйма глянца вроде L’Officiel и Pink. Однажды я собрала их, чтоб сдать на макулатуру — но прежде чем отнести, пролистала и вырвала приглянувшиеся страницы, на будущее. Многое уже затерялось, но иметь под рукой такой буфер исходников — хороший ход, даже если работаешь в основном с диджиталом.

Будь то листание журнала или поиск фотографий в интернете — сразу мысленно раскладывайте картинку на элементы, воспринимайте ее как сырой материал. Например, думаешь: «Сейчас мне нужна нога» — и фокусируешь внимание только на ногах. Как вариант, в качестве источников можно использовать собственные фотографии.

Отобрав несколько изображений, я создаю новый файл в Photoshop — и переношу их туда, слоями.


Подготовка к созданию арт-коллажа, автор — Кристина Золотарева

#3. ВЫРЕЗАНИЕ

Тут начинается самое интересное. Я пересматриваю свой улов, вырезаю нужные части изображений и начинаю их масштабировать, крутить, искажать и перемещать.

В процессе такой визуальной игры рождается много вариантов, идея трансформируется и обрастает визуальной плотью. Будьте открыты к экспериментам и любым результатам, даже неожиданным.

То, что прекрасно складывалось в голове, может абсолютно дисгармонировать между собой на экране. Пробуйте, пока не нащупаете. Вырезайте по контуру или случайными кусками, соединяйте контрастные формы и цвета, играйте с масштабами, сочетайте несочетаемое.


Процесс создания арт-коллажа, автор — Кристина Золотарева

Нужно дойти до осознания «все, это оно». Но и на этом не обязательно останавливаться.

Этапы могут повторяться, переплетаться, зацикливаться. Я часто добавляю новые изображения уже в процессе и отказываюсь от первоначальных. В итоге из материала, который накапливается в процессе работы, можно собрать не один, а два-три разных коллажа.

Источники коллаж-вдохновения

За огромной подборкой аналоговых коллажей идите на @collage_expo.

И вот еще коллажисты, у которых очень круто получается создавать нереальное:

John Gall — комфортный олдскульный стиль и прекрасное чувство «сочетабельности».

Kensuke Koike — гениальные трансформации, простые, но мощные идеи.

Jesse Draxler — стильный мрачняк.

John Stezaker — минимум манипуляций и wow-эффект.

K Young — идеальная работа с negative space (не добавление, а вычитание).

На творчество может натолкнуть что-угодно: от фильма или книги до обычной прогулки в парке. Меня часто вдохновляют художественные книги. Пока читаю, в голове возникают визуальные образы.

Совет начинающему коллажисту

Помни, что мир — это мозаика из восхитительного визуального материала. Главное — внимательно смотреть.

Обложка: коллажи из іnstagram-аккаунта Кристины Золотаревой.

Коллаж

Техника коллажа (от фр. collage — наклеивание) дает максимально возможный простор для творчества, ведь для создания произведений можно использовать самые разные материалы: краски, бумагу, ткани, растения, вышивку, металлические детали и многое другое! Коллаж не ограничивает нас рамками одного материала!

Более того, техника коллажа настолько разнообразна, что включает следующие виды:

Ап­пли­кация — нак­ле­ива­ние спе­ци­аль­но под­го­тов­ленных эле­мен­тов, вы­резан­ных из бу­маги, ко­жи, тка­ни, рас­ти­тель­ных и дру­гих ма­тери­алов на ос­но­ву.
Ас­сам­бляж — тех­ни­ка в которой ком­по­зиция создаётся по од­но­му или нес­коль­ким приз­на­кам из эле­мен­тов, сос­тавля­ющих ас­со­ци­атив­ный ряд.
Бри­кол­лаж — тех­ни­ка из­го­тов­ле­ния про­из­ве­дений ис­кусс­тва, эле­мен­тов офор­мле­ния и от­делки, из лю­бых ма­тери­алов ес­тес­твен­но­го и/или ис­кусс­твен­но­го про­ис­хожде­ния, не со­чета­ющих­ся в обыч­ном пред­став­ле­нии.
Де­купаж — техника ук­ра­шения объ­ек­тов сочетанием раз­ных по цве­ту, фак­ту­ре и раз­ме­рам ку­соч­ков бу­маги с использованием спе­ци­аль­ных крас­ок, ла­ка, дру­гих пок­ры­тий. Обыч­но по­вер­хность объ­ек­та пол­ностью скры­ва­ет­ся от­делкой и име­ет вид ин­крус­та­ции.

Читайте также:
Инструменты и материалы для коллажа

Пер­вые сви­детель­ства ис­поль­зо­вания тех­ни­ки кол­ла­жа от­но­сят­ся приб­ли­зитель­но ко 2 ве­ку до н.э., это примерно со­от­ветс­тву­ет вре­мени изоб­ре­тения бу­маги в Ки­тае.
Вплоть до 10 ве­ка кол­ла­ж встре­ча­ет­ся край­не ред­ко. А, начиная с 10 ве­ка, япон­ские кал­лигра­фы ста­ли ис­поль­зо­вать в сво­ей ра­боте спе­ци­аль­но об­ра­ботан­ную и скле­ен­ную из неболь­ших ку­соч­ков бу­магу.
В Ев­ро­пе же ис­то­рия кол­ла­жа на­чина­ет­ся только в три­над­ца­том ве­ке. Началось всё с по­золо­чен­ных лис­тов, при­меняемых в декорировании го­тичес­ких со­боров. Дра­гоцен­ные кам­ни и ме­тал­лы ста­ли ис­поль­зо­вать для ук­ра­шения свя­тых изоб­ра­жений, и их об­рамле­ний.

Однако, некоторые историки искусства считают, что ис­кусс­тво кол­ла­жа по­яви­лось толь­ко пос­ле 1900 го­да, вмес­те с пер­вой фа­зой мо­дер­низма.
Нап­ри­мер, Га­лерея Тейт (Tate Gallery ) в глос­са­рии по ис­то­рии ис­кусс­тва ут­вер­жда­ет, что кол­лаж «был впер­вые ис­поль­зо­ван в ка­чес­тве ху­дожес­твен­ной тех­ни­ки в ХХ в.».
По глос­са­рию Му­зея Гуг­генхай­ма (Solomon R. Guggenheim Museum), ху­дожес­твен­ные кон­цепции кол­ла­жа, свя­за­ны с на­чалом мо­дер­низма и вклю­ча­ют в се­бя го­раз­до боль­ше, чем идея ком­по­зиции раз­но­род­ных эле­мен­тов. С этой точ­ки зре­ния, кол­лаж — часть про­яв­ле­ния ис­кусс­тва меж­ду жи­вописью и скуль­пту­рой, и эта но­вая тех­ни­ка пос­тро­ения ком­по­зиций обес­пе­чила но­вый взгляд, как на соз­да­ние скуль­птур, так и на жи­вопись. Со вре­менем кол­лаж стал не толь­ко ука­зывать на тех­ни­ку, но и сам стал важ­ной фор­мой ис­кусс­тва.
Сам тер­мин «кол­лаж» был при­думан Жоржем Браком и Паб­ло Пи­кас­со в на­чале двад­ца­того ве­ка, в 1910-1912 го­дах.

Жорж Брак «Натюрморт с тузом червей»

Пабло Пикассо «Гитара и ноты»

Пабло Пикассо «Гитара»

Пабло Пикассо «Женщины в их туалетной комнате»

Жорж Брак «Скрипка и трубы»

Сог­ласно не­кото­рым ис­точни­кам, Пи­кас­со был пер­вым, кто ис­поль­зо­вал ме­тоды кол­ла­жа в сво­их кар­ти­нах на­писан­ных мас­лом. По опи­санию ис­то­рии кол­ла­жа, в глос­са­рии Му­зея Гуг­генхай­ма, Брак при­нял кон­цепцию кол­ла­жа рань­ше Пи­кас­со, при­менив его на ри­сун­ках уг­лем.
Брак при­об­рел ру­лон бу­маги с ими­таци­ей ду­ба и пше­ницы, и раз­ре­зав их на кус­ки прик­ле­ил их на ри­сун­ки уг­лем. В даль­ней­шем Брак также ис­поль­зо­вал де­ревян­ные час­ти, со­еди­няя и ком­би­нируя их раз­личны­ми спо­соба­ми с изоб­ра­жени­ями. Пи­кас­со, воз­можно, был пер­вым, кто ис­поль­зо­вал кол­лаж в соз­да­нии кар­тин.

Жорж Брак «Человек с гитарой»

Жорж Брак «Натюрморт с ножом»

Жорж Брак «Газеты»

Жорж Брак «Бутылка рома»

Современные художники виртуозно используют коллаж, в том числе и для создания иллюстрированных книг. Такая техника даёт максимальную свободу, возможность раскрыться, по-новому взглянуть на окружающую повседневность, искать прекрасное в каждом клочке бумаги и каждом моменте жизни.

Джули Ван Ваземаел — художница и иллюстратор из Бельгии.

Джули Ван Ваземаел

Джули Ван Ваземаел

Джули Ван Ваземаел

Джули родилась (27.02.1988) и выросла в Остенде, городе на берегу моря в Бельгии. Она с детства любила рисовать и создавать своими руками красивые вещи, поэтому решила получать художественное образование. После окончания средней школы Джули изучала дизайн в Королевской академии изящных искусств в Генте (столица и самый большой город бельгийской провинции Восточная Фландрия). Получив степень бакалавра, Джули поняла, что хотела бы меньше времени проводить за компьютером, но больше — рисуя, и стала учиться также на иллюстратора. Сейчас художница по-прежнему живёт в Генте, но в последний год обучения стажировалась также в Музее изобразительных искусств в родном Остенде. Именно во время этой стажировки начал складываться её излюбленный теперь стиль: художница создала тогда сказочную книгу о животных.

Джули Ван Ваземаел

Джули Ван Ваземаел

С тех пор Джули Ван Ваземаел работает как художница и как иллюстратор, сотрудничает с газетами, журналами, книжными издательствами и участвует в художественных выставках и ярмарках.

Джули создаёт работы и иллюстрации, комбинируя техники живописи, графики, офорта, линогравюры, встраивая в картинку элементы коллажа и вышивки. По словам Джули, она «любит работать надо всем, что приходит на ум», не ограничиваясь какой-то одной тематикой, но больше всего ей нравится изображать растения и животных — «тут можно найти самые интересные цвета и формы».

Уникальными её работы делает именно «сочетание различных материалов и форм, техник и тем, цветов, текстур, резьбы и графики, ощущение вдохновения» — так считает сама художница.

Читайте также:
Техники изготовления фона: коллаж пошагово с фото

Джули Ван Ваземаел

Джули Ван Ваземаел

Манон Готье — художник и иллюстратор из Канады.

Получив образование как графический дизайнер, на протяжении 15 лет Манон работала в этой области, также занимаясь созданием графических художественных работ и иллюстраций для книг, в первую очередь — детских. Называя себя художником-самоучкой, в последние годы Манон Готье выступает именно в этой ипостаси. Первую детскую книгу она проиллюстрировала в 2007-м, с тех пор были более десяти проектов для канадских и европейских издателей. Манон — лауреат нескольких престижных наград и номинаций за свои работы, как литературных, так и отмечающих достижения художников и иллюстраторов. Также она ведёт художественные мастерские и мастер-классы и принимает участие в выставках.

Художница Манон Готье делает иллюстрации в первую очередь для детских книг, но её выполненные в коллажной технике работы выполнены и выглядят вовсе не по-детски. Любовь и грусть, сопереживание и одиночество, радость и счастье — переживания, которым посвящены её иллюстрации, значимы и важны человеку в любом возрасте. Манера, присущая художнице, и наивна, и символична одновременно.

Ныне работающая как иллюстратор, Манон Готье называет себя художником-самоучкой — рисованию и созданию иллюстраций она специально никогда не училась. Получив образование в области графического дизайна, она много лет работала в этой сфере, однако «была иллюстратором с самого детства». По словам художницы, стремление и ощущение это крепло постепенно, пока «в один прекрасный день» она не приняла однозначное решение делать то, что на самом деле любит больше всего. Манон вспоминает о годах работы дизайнером: тогда через её руки проходили работы многих иллюстраторов, и, глядя на них, она всякий раз думала: «Вот же оно, то, чем мне надо заниматься!».
В качестве художника Манон Готье впервые выступила 10 лет назад: книга «Ma maman du photomaton» с её иллюстрациями вышла в 2007-м (работа над ней шла в 2006 году). Первая же работа Готье была отмечена сразу двумя престижными канадскими премиями — после их, как и выставок, индивидуальных и коллективных, будет ещё множество.

При этом «художник-самоучка» признаёт, что искать свой способ работы, методы и техники ей пришлось путём проб и ошибок. Манон говорит, что писать маслом или акрилом она не умела, и, пробуя, понимала: это не для неё. В поисках своего стиля она обратилась к простым материалам — цветным карандашам и крафт-бумаге. Работая и экспериментируя с ними, Манон и нашла постепенно собственную манеру. Кстати, поначалу представители издательств, выпускающих книги для детей, над которыми работала художница, выражали некоторое недовольство «ограниченностью палитры» сделанных ею иллюстраций — дети, по общему мнению, любят яркие цвета и пёстрые картинки. Но — и не только, что подтверждает дальнейшее развитие карьеры Манон: сегодня её работы весьма востребованы в Канаде, США и Европе.

Сара Фанелли — британский художник итальянского происхождения.

Мастер с уникальным стилем, признанный мировой авторитет в искусстве коллажа. Художницу любят и ценят книжные издательства, глянцевые журналы, рекламные агентства, а также лично Стивен Хеллер — арт-директор “Книжного обозрения” газеты The New York Times.

Фанелли создала иллюстрации для Нью-Йорк Таймс, для учебного приложения к Таймс, для журналов Тэтлер и Рейдио Таймс, для воскресного выпуска Индепендент и др. Среди ее клиентов: корпорация Форд, Зарубежное вещание Би-би-си, Национальный Вестминстерский банк, The Royal Mail, Tate и Никелодеон. Также она иллюстрировала несколько детских книг, которые были изданы на многих языках, ее иллюстрации выставлялись во многих музеях мира. Работы Фанелли удостоились целого ряда премий и наград. Сара Фанелли — первая женщина, удостоенная звания Honorary Royal Designer.

Сара с самого детства знала, что хочет быть иллюстратором, всё время что-то рисовала, делала книжечки. Её мама была искусствоведом, а папа преподавал архитектуру, поэтому художница росла в окружении необычных книг, увлекалась работами Маяковского, Лисицкого, Курта Швиттерса, мастеров Баухауса. Фанелли было скучно рисовать красками, как все, и очень скоро она обратилась к содержимому своих карманов. В своих работах смешанной техники использует весь подручный материал: крупу, нитки, бумажки, список покупок на итальянском языке, много лет назад написанный рукой бабушки. Художница ценит необычные фактуры, случайные находки, “историю” конфетной обёртки, заключённую в пятнышках и метках. Выразительны образцы почерка в неожиданном окружении, газетные вырезки, бирки, этикетки — всё, что может заставить читателя вернуться к книге повторно.

Читайте также:
Растительные материалы для коллажа

Что такое коллаж, и как его сделать своими руками

Коллаж — это интересный прием в искусстве, позволяющий соединить в одной композиции несколько разнородных элементов (фотографии, картон, природные материалы и т.д). Само определение произошло от французского papier collee, что в переводе на русский значит приклеенная бумага. Данная техника позволяет создавать настоящие произведения искусства, которые могут стать стильным украшением дома.

Изначально популярный прием заключался в наклеивании на холст или бумагу элементов, различных по стилю и цветовому оформлению. Сегодня создание коллажа — это целое направление, которое не ограничивается одной декоративной техникой.

Виды коллажей: 5 популярных направлений

Современное коллажное искусство включает в себя большое количество направлений. Одними из наиболее популярных техник являются:

декупаж — прием декоративного оформления, суть которого заключается в покрытии предмета кусочками бумаги с рисунком или орнаментом и нанесении лака. С помощью декупажного искусства можно стильно украсить предметы интерьера.

    скрапбукинг — техника декорирования семейных альбомов, книг, открыток с помощью ткани, бумаги, бисера, природных материалов и т.д.

    квиллинг — декоративно-прикладное искусство изготовления объемных или плоских композиций из скрученных полосок бумаги.

    коллаж из фотографий — это одно из самых популярных направлений, открывающее широкие творческие возможности. Представляет собой соединение снимков на одном полотне или их совмещение. Картинки могут быть размещены хаотично или в определенном порядке, повествуя о каком-либо важном событии. Помимо фотографий коллаж может содержать надписи, иллюстрации, декоративные украшения.

    Видеоколлаж — небольшой фильм, созданный из видеофрагментов с добавлением надписей и графики. Видеоряд должен содержать тематические кадры.

Что нужно для коллажа: советы по созданию композиции из фотографий

Когда вы уже знаете, что такое коллаж из фотографий, можно поговорить о том, как его сделать своими руками. Для изготовления вам не понадобятся ножницы и клей, бумага или лак. Все, что необходимо, — выбрать любимые фотографии из альбома на телефоне или компьютере. Это могут быть тематические снимки, рассказывающие, например, историю вашего путешествия, или набор портретов и селфи.

Второй этап создания коллажа — подбор графического редактора (что означает этот термин, знают даже дети). Да-да, именно специальные программы открывают больше всего возможностей в создании композиции. Если вы не обладаете навыками работы с графическими редакторами, можно воспользоваться простыми онлайн-конструкторами.

Как только вы определись с программой, следует выбрать шаблоны размещения снимков. Существует большое количество вариантов. Создайте коллаж в виде сердца, стандартный прямоугольный, в виде буквы имени и т.д. Важно определиться, какие фотографии будут играть главную роль, а какие — дополнять композицию. Учитывайте при выборе качество и размеры изображений. Немаловажное значение имеет размещение снимков на полотне. Расположите фотографии в хронологическом порядке, чтобы можно было проследить динамику и развитие сюжета.

Что написать на коллаже? Большинство фоторедакторов имеет широкий функционал, позволяющий украсить композицию различными декоративными элементами и надписями. Напишите пожелание человеку, которому хотите подарить коллаж. Отличной идеей станут небольшие описания к каждому фото. От надписи можно и отказаться, если вы хотите акцентировать внимание только на изображениях.

Коллаж из фотографий — это подарок или украшение?

Коллаж — это и отличный презент близкому человеку по любому поводу, и стильный элемент декора, который внесет в интерьер своеобразную изюминку. Сделать красивую коллажную композицию вы можете самостоятельно, например в приложении Mimigram, или воспользоваться помощью профессиональных фотографов.

Узнайте больше о популярном приеме искусства в нашем блоге и делитесь своими мыслями, что для вас значит коллаж.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: