Состаривание фотографии: скрапбукинг пошагово с фото

Создаем старые фотокарточки — реквизит для фото в винтажном стиле

Если вам нужен реквизит для фотографий в винтажном стиле, в стиле ретро, вообще что-то старинное, романтичное — этот мастер-класс может помочь.

Ничего сложного, используем то, что доступно всем: фотография, распечатанная на лазерном принтере, густой ПВА, плотный картон и наждачная бумага. И лак — водный или аэрозоль матовый.

Начнем?
✔ ️ Находим в интернете подходящую фотографию (я просто забила «старое фото» в Pinterest), распечатываем на лазерном принтере (это важно!). Вырезаем. Я воспользовалась скальпелем и железной линейкой, ножницами у меня всегда кривовато получается.

✔ ️ Картинку вымачиваем в крепком растворе чая (или кофе, тогда фото будет более жёлтым) и оставляем высохнуть. Где-то читала, что можно вымочить в молоке, но у меня фото после нагрева впоследствии не пожелтело (может, молоко нужно другой жирности).

✔ ️ Бумага высохла и немного покоробилась, и мы ее разглаживаем утюгом. Можно пропустить этот этап, но тогда картинка приклеится с сильными складками, мне не понравилось.

✔ ️ Из плотного (лучше всего переплетного) картона вырезаем подходящую подложку и приклеиваем фотографию на клей ПВА. Я сделала два варианта — фото в край картона и фото немного меньше, так что небольшой край картона остался. Второй вариант мне больше понравился.

Клей лучше всего взять строительный. В принципе, подойдет любой, это же бумага, но строительный клей густой, как сметана, и бумага не намокает сильно, удобнее работать.

Наносим клей на картон и сразу приклеиваем. Бумага немного намокнет и по уголкам даст небольшие морщинки (офисная бумага при намокании слегка растягивается).

✔ ️ Когда карточка высохнет, старим ее наждачной бумагой.

Для начала используем мелкозернистую наждачку — номер 360-400. Проходим по краю фотографии (не картона!), слегка по самой фотографии. Морщинки немного выпуклые, они тоже стираются, образуя мелкие трещинки. Словно бумага треснула от времени. Если эффект незначительный, сгибаем слегка фотографию и проходим наждачкой по складкам на фото. Только сгибаем немного, чтобы не сломать картон.

Чтобы распушить края картона и сточить уголки, используем наждачку погрубее, номер 80-120. Движения разнонаправленные, можно немного загнуть уголки вовнутрь или вообще оторвать-надорвать края.

✔ ️ Покрываем двумя слоями лака — любой водный матовый. Обе стороны

✔ ️ Теперь состарим фотокарточку, приглушим новизну картона.

Губку для мытья посуды немного «пачкаем» морилкой (орех, дуб, палисандр). Излишки снимаем о бумагу и аккуратно проходим по краям фотокарточек, создавая иллюзию потемневшей бумаги. Движения под углом 40 градусов, от себя наружу. При желании усиливаем эффект желтизны на фото и проводим губкой по краям фотографии. Поверхность закрыта лаком, если перестарались, излишки можно стереть, пока морилка не высохла. Или растереть по поверхности.

Еще раз закрыть фотокарточку лаком.

Все, реквизит для фотографий в ретро или в винтажном стиле готов.

Вот примеры реальных фотографий из ателье 19 века.

Творческих вам успехов!

Надеюсь, мастер-класс вам пригодится, вдохновит вас на создание таких вещей с историей!

При копировании мастер-класса прошу указывать источник.

Состаривание фотографии: скрапбукинг пошагово с фото

Внимание: все ниже описанное для тех, у кого руки растут ИЗ ПЛЕЧ за чужие загубленные принтеры, грязные кухни, ванные комнаты и прочее – не отвечаю.

Как-то давно в доме появились вот такие фотографии:

Это наши броненосцы начала XX века. Современные отпечатки, якобы, сделанные со старых негативов (я в это не верю :) – смотрится очень эффектно: придает какой-то военно-морской антураж в стиле кают-компании корабля, что греет душу моремана.

Захотелось расширить импровизированную домашнюю фото-выставку. Что для этого надо? На всяких богемных арт-салонах за отпечатки со старых негативов хотят от 10 тысяч рублей, что я считаю разводом лохов на бабки (верхние фотографии достались практически даром). Так что первая задача: найти хорошую четкую фотографию в высоком разрешении, к примеру, фотография кильватерной колонны кораблей балтийского флота aka «ночной кошмар адмирала Того»: «Цесаревич», «Слава», «Император Павел I», «Андрей Первозванный» с крейсерами (вроде там виднеется «Громобой» и Ко). Снимок сделан до Великой войны, но позже 1912 года.

Фотография очень красивая, напоминает кадры из кинохроники с участием дредноутов Гранд флита. В идеале использовать негатив, но их даже докторам исторических наук с опаской выдают :)

Читайте также:
Открытка с вырезанным сердечком: скрапбукинг пошагово с фото

Естественно, если просто опечатать эту фотографию, то мы получим свежий отпечаток на самой обычной плотной бумаге: примерно такой:

А хочется именно антуражную фотографию на старой бумаге. Найти сейчас старую бумагу можно, но сложно. Можно состарить изображение в фотошопе, но получится не то: будет сразу видно, что это какой-то полуцветный отпечаток на, типа, старой бумаге без каких-либо повреждений, что бывает крайне редко. Дорогая тонированная бумага и химические методы печати в этот раз не наш метод.

Я решил просто состарить бумагу и отпечаток принтера современными средствами, которые можно найти на любой кухне. Наша подопытная бумага: Lomond A4 Mate Inkjet paper (плотность 230 г на квадртный метр) + прозрачная пленка Xerox для проектора, фотошоп CS2, лазерный принтер.

Для старения бумаги я решил использовать следующую продукцию :

Китайский плиточный ферментированный чай (уже измельченный). Очень крепкий, кстати, хороший хороший на вкус, при правильном заваривании по технологии – для старения самое то: он дает необходимые разводы, так называемые «лисьи пятна», и хорошо проникает в структуру бумаги. Буржуйский напиток «Кока-кола»: известно, что он обладает некими «очищающими свойствами» из-за ортофосфорной кислоты: может даже отчистить ржавчину, а нам он нужен для повреждения бумаги и ее сморщивания. Серная мазь – мегавещь спасающая от кожных заболеваний за 4 рубля: ее можно применять для наведения патины на металлах, но, конечно, у нас не металл, но на бумаге она тоже действует, придавая ровную желтизну и легкую «ржавчину». Мазь, газировка и чай – первая аццкая смесь.

Второй состав: что-то вроде химреактива на основе соли, соды, грудного сбора №4 (ромашка там всякая…): полный состав раскрывать не буду, это, так сказать, авторская добавка – после применения отпечаток получится слегка выгоревший и прибавит ощущения времени особой контрастностью некоторых деталей. Посуду советую использовать не столовую – не уверен, что приготовленные составы хороши на вкус, хотя ничего опасного в них вроде как нет. Перчатки чтобы не оставлять следов грязных рук на бумаге. Бутылочка отличного белого пива «Oettinger Weiss» чтобы не скучно было во время ожидания :)

1) Обрезаем изображение в редакторе – оно больше чем A4. Печатаем первый раз – получаем обычное изображение на белой бумаге, но в фотошопе предварительно срезаем все надстройки с кораблей, чистим все небо, а сама печать почти прозрачная, масштаб делаем слегка меньше. Зачем это надо: мне не очень хочется, чтобы само изображение было с сильными желтыми пятнами и покорежено. Вот примерно то, что мы отпечатали (первый отпечаток должен был чуть видим, такой как внизу не годится):

2) Из прозрачной пленки для оверхед-проектора вырезаем вот такую маску – она должна быть чуть больше силуэтов кораблей. Примерно так это выглядит (снимок с неправильной контрастностью, иначе пленку, она закрешена красным маркером, не видно)

Ей закроем наш полупрозрачный отпечаток силуэтов кораблей. Дальше начинаем обрабатывать бумагу: берем наш чайный раствор, смешиваем его с газировкой + немного серной мази. Размешиваем (главное не выпить :) до полного растворения мази. Теперь секрет: газировка должна быть слегка теплой и «выветрившейся» от газа: даем ей постоять пару часов в стакане, иначе бумагу сильно разъест. Наливаем все это в хитрое устройство под названием пульверизатор и с метрового расстояния сверху-вдоль, состав будет моросью попадать на бумагу, опрыскиваем фотографию. Как только появятся нужные нам темные желтые пятна (можно просто прыснуть с близкого расстояния в нужные места), прекращаем процесс. А внизу листа, где будет Балтийское море можно пройтись губкой, слегка смоченной в составе – для равномерного желтого оттенка времени на всем листе. Желательно все это делать не возле мебели, кафельной плитки – исключительно плохо удаляется с поверхности. Еще один секрет: при опрыскивании бумагу надо фиксировать малярной лентой: ее не будет очень сильно коробить, иначе принтер потом может зажевать мятую бумагу. После всей процедуры даем время хорошо подсохнуть – есть риск убить головку принтера при печати.

3) Печатаем изображение второй раз уже в полном масштабе, полностью и без прозрачности. Очень важно правильно зафиксировать бумагу при повторной печати (к сожалению, не всегда получается), иначе в результате вот такие мистические «летучие голландцы»:

Читайте также:
Пригласительные на свадьбу в форме свитков: скрапбукинг пошагово с фото

Если области печати совпали, то мы получим уже практически итоговый отпечаток. Даем ему слегка подсохнуть. Наш задача не получить убитый снимок – поэтому гнуть и мять бумагу специально не будем.

4) Теперь используем наш второй состав-настой на основе соли, соды и трав + добавки: его нужно совсем не много, разводим, даем настояться и кладем туда мелкую художественную кисть на пару часов, вынимаем, сушим – кисть, если она была белая, станет черной и сухой от получившегося порошкообразного осадка. Кистью проводим по особо темным местам (дыму) и по контурам – такая обработка даст контраст за счет сочетания трав и ********. Кисть не мокрая и чернила не потекут. Теперь, стараясь не стряхнуть ничего с бумаги, кладем отпечаток в духовку, уже разогретую до температуры 80-100 градусов минут на пять: это нужно для закрепления второго порошкообразного реактива, а под воздействие относительно высокой температуры чернила принтера, покрытые вторым составом, выгорят (мы же не только бумагу обрабатываем, но и изображение) – снимок не будет выглядеть свежим. Через 5 минут вынимаем, разглаживаем, стряхиваем остатки порошка (возможно на краях отпечатка появятся черные следы), но их скроет паспарту. Наслаждаемся состаренным отпечатком.

В раме под стеклом с правильно подобранным паспарту снимок неотличим от действительно старой фотографии:

И несколько деталей – обратите внимание на структуру бумаги и необычный контраст:

Составы бывают разные: на разных составах чая, кофе, на хорошем жирном молоке, даже на сметане или майонезике – при нагреве жирные молочный продукты становятся коричневыми, о чем хорошо знал Володя Ульянов, когда писал письма из тюряги. А вот к чему приводят эксперименты с открытым огнем, то есть со свечкой:

Загублен «Святой Пантлеймон». А фиолеотовый налет – это “ржавчина” от перегретой серной мази.

Если кто из камрадов заинтересовался такими отпечатками, то я с радостью готов сделать интересные фотографии со старением (у меня большая коллекция). О вознаграждении договоримся: мой труд и околонаучные опытные изыскания, вредная работа с «Кока-колой» – так и хочется выпить + составные части реактива и чернила тоже денег стоят :) Фотошопа и корелдров тут фактически нет – только кадрирование снимка и изменение баланса яркости/контраста. Суть скрыта именно в специальной обработке бумаги и итогового отпечатка.

ЗЫ Все описанное – херня и развод. Составы я использую, но они кое-где не совпадают с описанным – при описанной обработке, скорее всего, чернила просто стекут :) Enjoy :)

Как состарить бумагу. 5 способов.

Когда я собралась состаривать бумагу меня мои родные забросали вопросами. Вот некоторые из них: зачем? зачем вручную, если можно в фотошопе? и что ты теперь с ней будешь делать?

Если вы, все же решились заняться состариванием бумаги то перед вами подобные вопросы не стоят, ведь существует скрапбукинг, оформление рамок и фотографий, да просто полно декоративных работ, которые без такой бумаги немыслимы.

Итак, существует множество способов состаривания бумаги. Сейчас я расскажу о четырех самых простых и, с моей точки зрения, самых эффективных.

Состаривание чаем.

  1. Черный листовой чай – 5 – 10 ч.л. (чем крепче заварка – тем старее лист, я брала 5 ложек, для легкой желтизны).
  2. Кипяток — 250мл.
  3. Ванночка, для замачивания листа.
  4. Лист белой бумаги для принтера.
  5. Поверхность, для сушки.

Бумагу я помяла, можно было сделать всего несколько заломов, можно было не мять вообще.

Завариваем чай кипятком и настаиваем 10 минут под закрытой крышкой. Процеживаем. Наливаем в ванночку.

Опускаем в заварку, пока еще молодой, лист. Оставляем на минуту-две.

Достаем бумагу из ванночки и раскладываем на ровной поверхности.

После высыхания я прогладила лист утюгом.

Несколько капель чая сверху на готовый лист, придадут бумаге еще более реалистичный вид.

Края можно обжечь зажигалкой/свечой. Можно подержать над горячей конфоркой электроплиты, и появятся темные пятна – «следы от пожаров», которые «пережила» бумага.

ПОМНИТЕ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!

Состаривание кофейным раствором. (мой любимый способ)

  1. Натуральный молотый кофе – 5 ч.л. с верхом.
  2. Кипяток – 200 мл.
  3. Ванночка, для замачивания листа.
  4. Лист белой бумаги для принтера.
  5. Поверхность, для сушки.

Сделала бумагу сильно мятой.

Завариваем кофе кипятком и настаиваем 10 минут под закрытой крышкой. Процеживаем очень тщательно, несколько минут отстаиваем, чтобы осел осадок. Наливаем в ванночку.

Читайте также:
Артбукинг: выбор тетради: скрапбукинг пошагово с фото

Опускаем в состав бумагу. Оставляем на пять минут. При слишком долгом вымачивании бумага «впадет в маразм» и «откажется вылезать» из ванночки цельным куском.

Достаем бумагу и раскладываем на ровной поверхности.

После высыхания я, опять же, прогладила лист утюгом.

Теперь можно засесть часа на три за гадание на кофейной гуще.

Состаривание молоком.

  1. Молоко – 150 мл. (молоко должно быть жирным, лучше всего – домашнее).
  2. Кисточка.
  3. Лист белой бумаги для принтера.
  4. Поверхность, для сушки.
  5. Утюг.

Углы листа я округлила маникюрными ножницами. Чтобы края не выглядели слишком аккуратной «прошлась» по ним наждачной бумагой, да и по всему листу, за одно, тоже. Мнем или не мнем бумагу. Я помяла.

Раскладываем лист и «раскрашиваем» его молоком с обеих сторон. Даем время пропитаться.

Раскладываем лист на ровной поверхности. По счастливой случайности, разделочная доска, на которой я сушила листы, оказалась с резьбой. Еще мокрый лист я аккуратно продавила бумагу в резьбу. После высыхания, на листе останется орнамент.

Теперь подключаем к процессу раскаленный утюг. Гладим до появления коричневых пятен на листе, а также испарины у вас на лбу.

Состаривание солнцем. (Самый экономичный способ).

  1. Лист белой бумаги.
  2. Пара солнечных летних деньков.

Мнем или не мнем бумагу. Я не мяла.

Вешаем бумагу так, что бы на нее все время падал свет.

Танцуем ритуальные танцы и приносим жертвы богам, что бы не заморосил дождь.

Следующий способ относят так же к состариванию, хотя я бы это назвала колорированием.

Колорирование зеленкой.

1. Лист белой бумаги.

2. Бриллиантовый зеленый, раствор спиртовой 1%, попросту – зеленка – 5-10 капель (в зависимости от необходимого исходного цвета).

3. Вода холодная – 200 мл.

4. Ванночка, для замачивания бумаги.

5. Поверхность для сушки (может на всегда остаться зеленой).

6. Резиновые перчатки. Можно и без них, но маникюр станет совсем не французский.

Наливаем в ванночку воду, добавляем зеленку, перемешиваем. Можно не перемешивать, тогда появляется шанс полечить красивые разводы.

Опускаем в состав бумагу. Оставляем на минуту или вынимаем сразу в случае с потеками.

Достаем бумагу и раскладываем на ровной поверхности.

Я увлеклась рифлеными поверхностями и выложила лист на пластиковую крышку с крестом посередине.

После высыхания прогладила лист утюгом.

Таким же способом колорируют марганцовкой. У меня в хозяйстве ее, к сожалению, не нашлось.

Увлекшись темой я еще и йодом решила попробовать. Но результат оказался совершенно неожиданным – лист стал фиолетовым. Тут мне что-то вспомнилось про фенолфталеин и опыты в школьном кабинете химии, но сразу же и забылось.

Еще один способ состаривания – положить мокрый лист на поверхность, склонную к ржавению.

Получится очень эффектная ржавая бумага. На ней после можно будет писать просительные письма с припиской «за мной не заржавеет!».

Состаривание фотографии в Фотошопе

Одной из частых задач, выполняемых графическими редакторами, является реставрация старых фотографий. Но в некоторых случаях, исходя из творческой задумки и других целей, требуется наоборот состарить современное фото, придав ему, так сказать, “потертый” вид с изъянами и характерными для ретро-снимков цветами (сепия или что-то подобное). Давайте на практическом примере посмотрим, каким образом это можно сделать в Фотошопе.

  • Процесс состаривания фото
    • Этап 1: обработка изображения
    • Этап 2: добавление царапин
    • Этап 3: “перенос” на старую бумагу
  • Заключение

Процесс состаривания фото

Всю работу можно разделить на 3 этапа. В качестве примера будем использовать фотографию ниже.

Итак, приступим к выполнению нашей задачи.

Этап 1: обработка изображения

  1. Открыв файл в программе жмем сочетание Ctrl+J на клавиатуре, чтобы создать дубликат исходного (фонового) слоя, с которым мы дальше и будем работать.
  2. Переходим в меню “Фильтр”, в котором выбираем “Размытие по Гауссу” (в группе “Размытие”).

На этом обработка исходного изображения завершена. Но для того, чтобы действительно качественно состарить фото, на него нужно добавить изъяны, а также “перенести” полученный результат на старую бумагу.

Этап 2: добавление царапин

Сначала нам потребуется найти подходящую текстуру с царапинами, например, в интернете. В качестве примера будем использовать такой вариант.

Вот, что мы делаем дальше:

  1. Открываем файл с текстурой в Фотошопе и копируем его в наш проект. Сделать это можно по-разному. Например, выделяем весь холст с помощью комбинации клавиш Ctrl+A, затем жмем Ctrl+C, чтобы скопировать выделение. Потом переключаемся на вкладку с нашим изображением и нажимаем сочетание Ctrl+V, чтобы выполнить вставку. В результате текстура появится в Палитре в виде отдельного слоя.
  2. Теперь нам нужно изменить размеры слоя, подогнав его под высоту и/или ширину холста (например, с помощью функции “Свободное трансформирование”). Или же мы можем оставить в видимой части холста только нужный нам фрагмент.

Этап 3: “перенос” на старую бумагу

Теперь остается только перенести фотографию на старую бумагу. Подходящую текстуру, также, можно найти в интернете. Вот, что мы будем использовать.

Наши дальнейшие действия:

  1. Копируем слой-текстуру в проект так же, как ранее это сделали с царапинами. Затем корректируем его размеры и положение, как нам нужно.
  2. В Палитре размещаем его под ранее созданным отпечатком слоев.
  3. Переключаемся на самый верхний слой и выбираем для него режим наложения “Мягкий свет”.
  4. Возвращаемся к слою с текстурой и создаем для него белую слой-маску, нажав соответствующий значок.
  5. На боковой панели выбираем “Кисть”. Основной цвет при этом должен быть выбран черный.
  6. Выставляем для инструмента следующие параметры: форма – мягкая круглая, непрозрачность – на уровне 40-50%. Размер зависит от разрешения изображения, в нашем случае пусть будет 100 пикс.
  7. В Палитре щелкаем по миниатюре слоя-маски, чтобы выбрать его.
  8. Проходимся кистью по всему холсту. Слишком светлые участки можно закрасить повторно.
  9. Иногда после такого большого количества примененных нами обработок, требуется финальная настройка цветов (через корректирующий слой “Цветовой тон/Насыщенность”). В нашем случае нас устраивает полученный результат. Но можно слегка подкорректировать уровни. Для этого переключаемся на самый верхний слой и снова делаем копию всех слоев (Ctrl+Shift+Alt+E).
  10. Создаем новый корректирующий слой “Уровни”.
  11. В открывшихся свойствах выставляем контрольные точки на свое усмотрение, придав фотографии тот вид, который хочется.
  12. На этом нашу работу можно считать завершенной.

Заключение

Таким образом, состарить практически любое фото в Фотошопе достаточно легко. Но придется запастись терпением, так как в процессе выполнения поставленной задачи будут использоваться различные инструменты и приемы, на освоение и применение которых придется потратить немного времени, хоть они и являются относительно простыми.

Фотоальбом своими руками в винтажном стиле. Мастер класс с пошаговыми фото

МК по изготовлению фотоальбома в винтажном стиле.

В этом мастер-классе мы изготовим подарочный альбомчик в винтажном стиле для школьного учителя, можно поменять оформление титульного листа и альбомчик подойдет в подарок на любой праздник. В нашем альбоме будет титульный лист, одно большое фото и 26 мест под фото 10*15.

Для работы потребуется: заранее заготовленный переплет альбома (СМ, ДРУГОЙ МК), белые листы офисной бумаги, ножницы, клей карандаш, картон гофрированный, бумажные ромашки и акриловые капли, клеевой глитер, клей «Супер момент гель», клей «Момент кристалл», двухсторонний скотч, синтепон, нитки, бусины, стаж, атласные ленты, фигурные ножницы, линейка, дырокол бордюрный, швейный распарыватель, штепмпельные подушки и кусочек поролона, штампики, швейная машинка, белые или бежевые обои, кофе, широкая кисть, желтый лист для пастели, кружево, подкладочная ткань, сетка, гипюр.

1. С помощью кофе тонируем листы офисной бумаги А4, нам их понадобится 26 шт. Для тонировки наводим не крепкий дешевый кофе. С одной стороны покрываем кофе широкой кистью лист, листы сушим. Проглаживаем утюгом для выравнивания через тонкую ткань. Фотоальбом будет винтажным, поэтому все последующие материалы подбираются по цвету к данному стилю.

2. Из этих листов вырезаем подложки под фото, ориентируемся на размер фото 10см*15см, заготовки делаем на 3-4 см больше, например – 12*17.

3. Подбираем бежевые обои с текстурой (у меня таких не нашлось и я тонировала кофе и обои, получилось очень хорошо, даже обрадовалась, что белых не нашлось)) и режем квадратами 23,5*28,5 см – 18 шт. Еще совет: обои, так как они в рулоне после нарезки на квадраты будут сворачиваться, для того, чтобы с ними было удобно работать – прогладьте их утюгом через тонкую ткань.

4. Для обработки края обоев используем швейный распарыватель. Ставим распарыватель перпендикулярно к краю листа и проводим по листу, слегка нажимая.

5. Вот такие краешки получаем.

6. Край листов тонируем коричневой красочкой. Обрабатываем так все листочки.

7. Так же обрабатываем подложки из офисной бумаги. Офисные листы тоньше, чем обои, поэтому я их обрабатываю по два сразу, так красивее край получается.

8. Из обоев желтого цвета с блеском (или подходящей под винтаж скрапбумаги) вырезаем небольшие квадраты или прямоугольники (7*7см), край обрабатываем бордюрным дыроколом и тонируем.

9. Теперь заготавливаем уголки для фото. На желтом листе для пастели ставим штампики любых завитков и в любом порядке.

10. Вырезаем прямоугольник 5,5*2,5см фигурными ножницами, карандашом намечаем середину прямоугольника.

11. Заворачиваем правую сторону к центру прямоугольника, чтобы получился уголок. Затем заворачиваем вторую сторону и хорошо проглаживаем. Вот такой уголок получается.

12. Делаем по 2 уголка на каждое фото и 4 на большое фото (70 шт.).

13. Для украшения страниц подготавливаем в фотошопе свитки со стихами, печатаем и вырезаем. Они должны быть размером где-то 7*5см. Я делала альбом для учителя начальных классов, поэтому и стихи у меня про первого учителя.

14. Из атласной ленты шириной 0,5см делаем бантики – по одному на каждую страницу.

15. Из сутажа или вощеного шнура бежевого цвета завязываем вот такие бантики.

16. Из тонкого кружева сворачиваем бантики (не завязывая) пока закрепляем их булавками.

17. Край обоев отстрачиваем на машинке фигурной строчкой.

18. Начинаем приклеивать элементы на страницу с нижнего слоя – сначала прямоугольник.

19. Затем саму подложку. Все эти элементы я приклеиваю клеем-карандашом. Получился листок для двух горизонтальных фотографий.

20. Начинаем декорировать первую страничку. В правом нижнем углу пристрачиваем бантик из кружева.

21. В левом верхнем углу пристрачиваем атласный бантик.

22. На квадратик между подложками приклеиваем бежевую бумажную ромашку. Ее края я затонировала коричневой краской. На клей «Супер момент гель» приклеиваем в центр акриловую каплю или полубусину. Вокруг украшаем ромашку клеевым глитером бронзового цвета.

23. Еще листок украшаем штампиками и на двухсторонний скотч приклеиваем уголки для фото.

24. Следующий лист делаем для вертикального фото. Для начала пристрачиваем кружево.

25. Затем приклеиваем прямоугольник.

26. Теперь надо приклеить подложку под фото.

27. Приклеиваем стихи и пристрачиваем бантики.

28. В левом нижнем углу приклеиваем ромашку и декорируем ее так же, как на предыдущем листе.

29. Украшаем лист штампиками и на двухсторонний скотч приклеиваем уголки для фото.

30. Так делаем все листочки, с учетом, что на развороте должен быть один лист для двух горизонтальных фото и один лист под вертикальное.

31. Заготавливаем в фотошопе и распечатываем на цветном принтере титульный лист, край его обрабатываем распарывателем.

32. Далее берем приготовленный заранее переплет альбома (СМ В ДРУГОМ МК)

33. На первом листе по периметру в край делаем штампики завитков.

34. Вклеиваем на первый лист – титульный лист.

35. Левую страничку первого разворота по краю тонируем коричневой краской.

36. Состариваем в фотошопе и распечатываем большую фотографию, которую с помощью уголков размещаем на этой страничке.

37. Правая страничка первого разворота – это просто подложка из обоев, оставим ее для большого фото или для того, что пожелает хозяин альбома)).

38. На следующем развороте с помощью двухстороннего скотча вклеиваем странички – одну с двумя фото, одну с одним.

39. Так вклеиваем все странички в переплет.

40. Для обложки вырезаем два куска гофрированного картона 25,5см*30см – это для обложки и корешок – 7см*30см. Из ткани выкраиваем обложку 70см*40см. Выкраиваем 2 квадрата из синтепона 25,5см*30см. Кладем нашу обложку вниз лицом. Посередине кладем корешок, с отступом 0,7 см справа и слева кладем синтепон. Сверху синтепона кладем картонную подложку.

41. Обрезаем уголки как показано на фото.

42. Промазываем одну верх и низ обложки и корешка клеем ПВА. Заворачиваем и приклеиваем.

43. Заворачиваем уголок как показано на фото и проклеиваем ПВА.

44. Затем приклеиваем боковые части обложки – уголки рекомендую до высыхания прижать канцелярскими зажимами.

45. Вот такая получается обложка.

46. Для декорирования обложки будем делать цветы из искусственного шелка, гипюра и сетки. Для большого цветка выкраиваем из иск.шелка – 4 круга диаметром 7,5см, 3 круга диаметром 6см, 2 круга диаметром 5см, 3 круга диаметром 3,5см; из сетки -1 круг диаметром 7,5см, 1 круг диаметром 6см; из гипюра – 1 круг диаметром 5см. Для маленьких цветов (их будет два, соответственно указанные круги нужно вырезать в двойном размере) выкраиваем из иск.шелка – 4 круга диаметром 6см, 3 круга диаметром 5см, 3 круга диаметром 3,5см; из сетки – 2 круга диаметром 5см; из гипюра – 1 круг диаметром 3,5см. Для бутонов (их будет семь) выкраиваем из иск.шелка 1 круг диаметром 6см, из сетки 1 диаметром 6см и из гипюра 1 диаметром 5см. Можно самые маленькие круги (3,5 см) сделать посветлее. Бутоны тоже можно сделать разные по цветам (см мою готовую работу).

47. Обжигаем на свечке края всех лепестков из искусственного шелка.

48. Собираем большой цветок – два самых больших лепестка накладываем один на другой, плюс один большой из сетки и двумя стежками закрепляем в центре.

49. Теперь еще два больших лепестка.

50. И лепесток из сетки.

51. Далее три лепестка по 6см.

52. И лепесток из гипюра.

53. Теперь два лепестка по 5 см.

54. И лепестки по 3,5см.

55. В центр пришиваем бусину.

56. По аналогии собираем два маленьких цветка.

57. Для бутонов складываем большой лепесток и шелка, затем из сетки, далее маленький из шелка.

58. Сворачиваем круг пополам.

59. И еще пополам.

60. Закрепляем в углу несколькими стежками.

61. Еще для декора обложки сделаем цветы из той же ткани, что и обложка. Вырезаем ленту шириной 5 см, для большого цветка 45 см длинной, для маленького 25 см. перекручиваем край как показано на фото.

62. Начинаем скручивать цветок.

63. Закрепляем его нитками и пришиваем в центр пайетку. Делаем два цветка.

64. Внизу обложки пристрачиваем кружево.

65. Завязываем вот такие узелки из сутажа.

66. Пристрачиваем их к кружеву.

67. Делаем пушистый бантик из атласной ленты.

68. Сворачиваем его пополам.

69. Пристрачиваем как показано на фото.

70. Пришиваем один бутон.

71. Теперь два больших цветка – из шелка и из ткани.

72. Над тканевым цветком пришиваем кружево и еще один бутон.

73. Пришиваем два маленьких цветка – из шелка и из ткани.

74. Далее пушистый атласный бантик и маленький цветок.

75. Пришиваем оставшиеся бутоны.

76. Вклеиваем переплет в обложку – корешок не клеим – приклеиваем сначала марлю, затем крылья от бумажного переплета к обложке.

77. Вырезаем два прямоугольника из обоев, которые использовали для маленьких квадратов 24,5см*29,5см для форзацев. Приклеиваем форзацы внутрь альбома.

78. Можно сшить мешочек для хранения альбома.

79. Альбомчик готов, можно дарить!

Мастер Класс подготовила творческая мастерская РостОк

Основы скрапбукинга для начинающих


Содержание

  • Материалы и инструменты
  • Лаки, краски и топпинги
  • Декоративные элементы
  • Стили скрапбукинга
  • Композиция в скрапбукинге
  • Последовательность работы над альбомом
  • Советы начинающим

Скрапбукинг (в буквальном переводе “книга из вырезок”) – это искусство создания и оформления оригинальных фотоальбомов: личных или семейных. Незамысловатая с первого взгляда техника позволяет при желании превратить пачку фотографий в историческую летопись, любовный роман или приключенческий рассказ – все зависит от материала и фантазии.

Термин появился в 1830-х годах, толчком к нему послужила книга Джона Пула “Антология рукописей и литературный скрапбук”. Но история альбомов со стихами, цитатами, собственными мыслями и бережно вклеенными памятными вещицами уходит корнями в те времена, когда фотографий еще не было и в помине. Дорогие сердцу тетрадки были популярны среди юных англичанок и немок в 16 веке, а позднее мода на них пришла и в Россию.

Современная техника скрапбукинга используется не только для фотоальбомов, с ее помощью оформляют тетради, открытки, шкатулки, подарочные конверты, визитницы. Появилась даже цифровая вариация – галереи наборов фоновых изображений, рамочек, букв и других элементов с имитацией различных текстур.

Основная прелесть скрапбукинга в том, что даже новичок способен создать эксклюзивное изделие, главное – желание, вкус, терпение и грамотный подбор материалов.

Материалы и инструменты

Подробное описание всех возможных инструментов и материалов для скрапбукинга может занять целую книгу и вряд ли будет уместно в рамках обзорной статьи. Остановимся на основных моментах.

Бумага

Лучше всего использовать для работы специальную скрап-бумагу. В отличие от обычной она практически не содержит в себе лигнин и кислоты, а значит надолго сохранит свой цвет и фактуру. Вы же не хотите, чтобы альбом пожелтел через несколько лет?

Скрап-бумага бывает различной плотности, размеры и цвета. Кроме того, в магазинах для творчества есть двусторонняя бумага и готовые наборы.

Плотность бумаги, как и размер, указана на упаковке и может быть в диапазоне от 120 до 260 г/м2. – чем больше плотность, тем толще бумага. Плотная бумага (от 190 мг/м2) обычно используется в качестве основы страницы, а более тонкая – для декорирования.

На двусторонней бумаге рисунок нанесен с двух сторон, она более плотная и используется там, где она будет видна с обеих сторон, например, на форзацах или разделителях блокнота.

Готовые наборы бумаги для скрапбукинга удобны для начинающих – можно подобрать комплект для изготовления альбома нужного размера, в определенной цветовой гамме с гармонично подобранными мотивами.

Момент-кристалл – универсальный вариант, недорогой, подойдет для склеивания бумаги любой плотности и монтажа декоративных элементов. Он прозрачен, а излишки можно легко удалить, не испортив изделие. Минусы – резкий запах и агрессивность к некоторым пластмассам.

Клей Pompon и Скрапмама – специальные разработки для скрапбукинга, так же универсальны в работе, как и Момент-кристалл, практически без запаха, но в несколько раз дороже.

Клеящий карандаш подходит только для бумаги и не выдерживает испытания временем, его можно использовать для временной фиксации бумаги перед прошивкой.

ПВА годится только для скрепления толстых листов бумаги, тонкие под воздействием жидкого клея могут деформироваться.

Двусторонний скотч можно применять для временного закрепления бумаги и декоративных элементов.

Клеевой термопистолет – отличный вариант для монтажа крупных декоративных элементов. Мелкие детали быстро остывают, вследствие чего плохо фиксируются, на приклеивание бумаги он также не рассчитан.

Инструменты для работы с бумагой

Нож для бумаги. Лучше всего использовать два ножа: строительный (не канцелярский, он слишком хлипкий) и макетный нож – с маленьким лезвием, предназначенный для вырезания мелких и ажурных элементов.

Резак для бумаги. Не самый дешевый инструмент, предназначен для отрезания одновременно нескольких листов бумаги в один размер. Начинающий скрапбукер может обойтись без него, пользуясь наборами бумаги нужного размера.

Кроподайл. Это инструмент для создания круглого отверстия в бумаге или ткани для последующей установки люверса. Существуют канцелярские кроподайлы и специализированные, основные различия между которыми в точности полученного отверстия и, в стоимости приспособления.

Дыроколы. Предназначены для формирования прорезей в бумаге – круглых, фигурных и бордюрных ( по краю листа), в зависимости от типа дырокола. Существуют также машинки для вырубки и тиснения – кроме вырубки отверстий они используются для создания тисненого рисунка на бумаге, но они дороги и предназначены для профессиональной работы.

Лаки, краски и топпинги

Акриловые. Самый универсальный вариант, используется для создания обложек, фонов страниц, имитаций некоторых текстур, раскрашивания объемных элементов из глины, пластика или гипса. Краска водорастворима, непрозрачна – в случае ошибки в выборе цвета можно подождать высыхания и положить новый слой нужного оттенка.

Алкогольные чернила дают самые яркие и насыщенные цвета, хорошо ложатся почти на любые поверхности, даже на фольгу. С их помощью можно создавать мраморные эффекты: добавить несколько капель разных цветов в воду, с помощью соломинки “раздуть” их по поверхности и аккуратно опустить в воду предмет для окрашивания.

Акварель добавляет в работы эффект воздушности, с ее помощью можно создавать фоновые странички в нежных тонах и раскрашивать оттиски штампов. При использовании акварели нужно помнить, что избыток воды может деформировать страницы.

Популярны также краски-спреи – их наносят из пульверизатора, без кисточек или других инструментов, часто используя с трафаретами.

Глиттеры и перламутровые пудры можно добавлять в акрил и акварель для создания блеска, сияния и эффекта металлических поверхностей.

Для создания объема и текстур применяют топпинги – ярко окрашенные крошки кварца или мрамора размером около 1 мм. Их добавляют в состав паст и медиумов, либо используют как присыпку на клей, краску или пасту.

Декоративные элементы

Скрапбукинг дает полный простор самовыражению – материалы для декора ограничены лишь рамками фантазии художника. В работах используют любые печатные изделия и их фрагменты, ленты, цветы и листья, пуговицы, ткани, кружева, бусины, булавки, шнуры, люверсы, стразы, подвески, брадсы, бумажный скотч, наклейки, бирки, объемные высечки из картона, бумаги и дерева, гипсовые элементы, фурнитуру для игрушек, детали часов.

Стили скрапбукинга

Американский стиль считается классикой скрапбукинга, он хорош для начинающих. Основное отличие – чаще всего одна фотография на страницу, изобилие украшений, часто многослойных. Альбомы получаются красочными, яркими, нарядными, с различными узорами, но выдержанными в одной цветовой гамме. В них много памятных мелочей: этикетки, чеки, билеты с мероприятий, буклеты, марки. Позитивный и эмоциональный стиль хорош для оформления подростковых и детских альбомов.

Винтаж – работы, стилизованные под старину, обычно в бежево-кофейных тонах. В качестве декора выступают предметы, ассоциирующиеся с прошлым, преимущественно довоенными годами – старые записи или вырезки из газет, украшения, кружева, проржавевшие металлические пряжки. На всех элементах должны присутствовать следы использования (реальные или искусственные) – потертости, заломы, рваные края, подпалины.

Наследие (эритаж) – близкий родственник винтажа, чаще всего используется для создания родовых книг и семейных альбомов. Отличается от предыдущего стиля обязательным наличием настоящих элементов и более продолжительным временным периодом, если винтаж ориентирован обычно на начало прошлого века, то работы в технике эритажа могут захватывать более сотни лет. Цветовая гамма сдержанных тонов, подбирается исходя из имеющихся фотографий.

Для Шебби-шика характерны светлые пастельные тона, большое количество деталей – цветов, лент, жемчужин, гипсовых птичек или ангелочков, подвесок. Чаще всего используется для создания детских, девичьих или свадебных альбомов.

Европейский стиль, пожалуй, самый строгий в скрапбукинге. Минимум украшений и фонов, много фотографий, обрезанных по форме различных геометрических фигур и расположенных в виде коллажа.

Чисто и Просто. Работы в этом стиле больше всего напоминают традиционные фотоальбомы. Сбалансированная композиция, фотографии без особых изысков оформления занимают большую часть страниц, фоны однотонны, украшений используется немного.

Фристайл – это креатив и самовыражение в чистом виде. Необычные решения, неожиданные сочетания техник и элементов, яркое оформление, эмоциональность – как в фотографиях, так и в декоре.

Микс-медиа предполагает смешение минимум двух стилей, яркие цветовые сочетания, активное использование трафаретов, необычные фактуры и фоны из подручных материалов.

Гранж – типично мужской стиль – выдержан в темных мрачных либо предельно контрастных тонах, используется в альбомах про путешествия, для рок-тематики. Вызывает преимущественно мрачные эмоции. В оформлении преобладают цитаты, газетные вырезки, штампинг. В качестве фонов выступают кирпичные или бетонные стены, облупившаяся краска, ржавчина, потеки.

Композиция в скрапбукинге

Создание каждого листа альбома нужно начинать с выбора композиции – такой подход в итоге лучше всего передаст основную идею и донесет общее впечатление от работы. Правильно созданная композиция последовательно направляет взгляд зрителя от элемента к элементу, помогая ему “читать” альбом, как книгу. Композиция строится на трех китах: целостности, доминанте и уравновешенности.

Целостность композиции подразумевает единообразие цветовой гаммы, намеченного стиля и содержания – этот выбор распространяется на каждый лист и на весь альбом в целом.

Доминанта. В каждом листе должен присутствовать один смысловой центр и один или два композиционных центра.

Смысловой центр – основная сюжетная идея, как правило, одна из фотографий, остальные декоративные элементы должны ее лишь дополнять, а не перетягивать на себя внимание.

Композиционный центр используется для управления внимание зрителя. Он должен отличаться от других цветом, размером, формой, местоположением (в стороне от других), либо группировкой вокруг себя мелких элементов

Уравновешенность – это гармония, царящая на странице. При взгляде на работу не должно возникать ощущения, что одна сторона листа “тяжелее” другой. Это достигается расположением элементов относительно условных осей, проведенных по листу – горизонтальной, вертикальной, диагональной, либо комбинаций из них.

Последовательность работы над альбомом

1. Определитесь с темой альбома и стилем оформления, соберите имеющиеся в наличии материалы, докупите недостающее. Для первых работ лучше по максимуму воспользоваться готовыми наборами.

2. Подготовьте рабочее место – инструменты и материалы должны быть под рукой. Воспользуйтесь ковриком, чтобы защитить поверхность стола от царапин, брызг краски и клея.

3. Вырежьте основу обложки альбома из картона: высота детали должна быть равна высоте будущего альбома, а ширина складываться из ширины альбома, умноженной на два, с добавлением толщины изделия. Толщина рассчитывается исходя из предполагаемого количества страниц – на каждую 3-5 мм. Согните деталь в двух местах для получения корешка.

4. Оберните обложку бумагой – сначала с внешней стороны, так чтобы бумага завернулась внутрь на несколько сантиметров, а потом с внутренней – чтобы лист бумаги на несколько миллиметров не доходил до края альбома.

5. Вырежьте страницы будущего альбома – они обычно с каждой стороны на несколько миллиметров меньше обложки.

6. Соберите обложку альбома, используя двусторонний скотч и бумагу, нарезанную полосками. Между страничками должно оставаться 3-5 мм., в зависимости от предполагаемого декора. Если планируются объемные элементы, нужно оставить больше места.

7. Обклейте страницы бумагой и соедините с заготовкой обложки.

8. Для оформления листов вырежьте листочки цветной бумаги нужного размера. Срезы можно делать фигурными с помощью дырокола или фигурных ножниц или рваными – вырезать лист чуть большего размера, сделать сгиб в размер и оборвать лишнее.

9. Изготовьте подложку для фотографий – она должна быть на 2-3 см. больше размера фото, возможно с фигурным краем.

10. Перед приклеиванием деталей нужно положить перед собой весь разворот, приложить бумагу, подложку, фотографии и все детали – возможно композицию нужно будет немного подправить. После того, как результат вас устроит, начинайте последовательно приклеивать детали.

Советы начинающим

Рабочее место должно быть просторным, обеспечивать легкий доступ к материалам и хороший обзор работы – может возникнуть желание посмотреть рядом несколько разворотов.

Пользуйтесь объемными деталями- пуговицами, бантами из различных текстур, они оживляют изделие.

Не бойтесь оставлять пустое пространство на листе. Малое количество фона может создавать ощущения нагромождения. Располагайте элементы неравномерно, а в группах, они должны создавать “визуальные пятна”, на которых будет останавливаться взгляд.

Используйте правило золотого сечения. Поделите лист условными линиями на три части – места пересечения линий оптимальны для главного элемента композиции.

Развивайтесь. Смотрите обучающие видео, общайтесь с мастерами на форумах и выставках. И главное – не бойтесь экспериментировать. Порой самые неожиданные решения превращаются в настоящие шедевры. Желаем удачи на вашем творческом пути!

Правила удачной композиции в скрапбукинге

Удачная композиция – это главный элемент любой скрап-работы. Хорошая композиция – это гармоничная композиция!

Что такое композиция?

Композиция – составление, объединение всех элементов художественного произведения в органическое единое целое, выражающее образное, идейно-художественное содержание. Дословно композиция (от латинского “compositio” – составление, сочинение) – построение произведения искусства. Понятие “композиция” первоначально применялось только в архитектуре, а затем распространилось на живопись, музыку и другие виды искусства.

Хотите создавать гармоничные работы? Смотрите Мастер Классы в Школе скрапбукинга

Хотите создавать гармоничные работы? Смотрите Мастер Классы в Школе скрапбукинга

Основные элементы скрап-работы

Любую скрап-работу (страничку альбома или открытку) можно разделить на основные составляющие элементы:

  • главный элемент
  • подложки
  • журналинг
  • заголовок
  • украшения
  • фон

1. Фон – основной самый нижний лист бумаги, на который приклеиваются остальные элементы страницы.

2. Заголовок – слово или фраза, которые помогают передать смысл страницы (необязательный элемент).

3. Журналинг – это текст для передачи эмоций, воспоминаний, важных дат (необязательный элемент).

4. Подложка – элемент, который лежит под фотографией.

5. Украшения – элементы декора странички.

Главным элементом скрап-работы является её смысловой центр. В страничке этим элементом будет являться фотография, в открытке это может быть картинка или цветочная композиция.
Главный элемент должен притягивать внимание и поэтому должен быть выделен.

Гармоничная композиция даёт нам возможность ознакомиться со всеми элементами страницы, не напрягает наш взгляд и плавно проводит его от периферии к центру.

Главный элемент композиции – это композиционный центр. Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции.

Способы выделения композиционного центра:

  • цветом (элемент другого цвета выделяется)
  • размером (элемент большего размера выделяется)
  • формой (элемент, отличающийся от других своей формой выделяется)
  • сосредоточение элементов в одном месте (вокруг главного элемента сосредоточение подложек и украшений)
  • композиционная пауза (свободное от элементов место в композиции будет притягивать взгляд)

Кроме того, в композиции может быть два композиционных центра, но один из них должен быть главным, а второй второстепенным, подчиняться ему.

Приёмы для создания гармоничной композиции:

1. Золотое сечение

Золотое сечение известно с древних времен, его изучали Леонардо да Винчи и Эвклид.
Правило золотого сечения: лучшее место для расположения главного элемента композиции — это 1/3 по горизонтальной или вертикальной линии. Такое расположение притягивает взгляд и смотрится естественно.

Расположение элементов странички с прослеживающейся диагональю. Явные диагонали на полотне придают работе динамики, энергии. Но при работе с диагоналями не забывайте, что одна диагональ ассоциируется с ростом, а противоположная ей – с падением.
В композиции диагональная линия, проведенная от левого нижнего угла к правому верхнему воспринимается лучше, чем линия, проведенная от левого верхнего угла к правому нижнему.

3. Направление в пространстве

Человеческий мозг устроен так, что рассматривает объект слева направо. Именно поэтому смысловой центр лучше расположить в правой части, тогда взгляд будет двигаться навстречу к нему.

Важные элементы композиции лучше всего размещать группами, чтобы они не были хаотично разбросаны по всей площади листа. Не надо стремиться заполнить каждый сантиметр листа декором. Оставив пустые места, вы наполните работу “воздухом” и она будет воздушной, а не отягощающей.

Удачным можно назвать размещение вдоль композиционных осей, которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя. Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и “перспективными” (уводящими в глубину работы). Элементы можно расположить вдоль одной оси, а можно выбрать несколько направлений.

Правила гармоничной композиции:

1. Наличие доминанты

В каждой работе должен быть ярко выраженный смысловой центр композиции.
Композиционный центр (или несколько композиционных центров) помогает задать нужную траекторию движения взгляда, удержать внимание зрителя и сформировать законченную композицию.
Отсутствие смыслового и композиционного центров ведёт к тому, что взгляд мечется по поверхности, нет ничего, за что он может зацепиться, внимание рассеивается.
Это происходит, когда пытаются заполнить каждый угол на странице, расположить всё так, чтобы не оставалось пустого места.

2. Цельность и единство композиции

Цельность композиции выражается в связи между собой элементов странички или открытки. Элементы композиции должны быть связаны по стилю, цвету, и содержанию. В этом вам помогут знание стилей скрапбукинга и их основных элементов и правила сочетание цветов.

Уравновешенность в композиции – это сбалансированность всех элементов.

Чтобы найти погрешности в своей работе, попробуйте отойти от работы и посмотреть на нее издалека. Недочеты композиции также сразу бросятся в глаза. Попробуйте сфотографировать работу и посмотреть на неё через некоторое время. Если фотография работы вызывает у вас дискомфорт, надо еще поработать над композицией.

Для осваивания композиции можно использовать готовые скетчи, которых много на просторах интернета.

Скетч (Sketch) – это небольшая зарисовка, эскиз будущего рисунка. Скетч в скрапбукинге – это готовый скомпонованный шаблон, который намечает план работы по композиции.
Отличный способ обучения для новичка – выполнять задание по скетчу. Например, на сайте ОСК (открытого скрап-клуба) есть задания по скетчам.

Правила гармоничной композиции на примерах:

В заключении хочется сказать, что существующие правила композиции – это не табу, которое нельзя нарушать. Скрапбукинг – это в первую очередь творчество, а в творчестве сложно оставаться в жёстких рамках. Правила гармоничной композиции – это скорее советы для новичков, чтобы избежать ошибок. Лучший способ научиться составлять удачную композицию – это делать как можно больше попыток и анализировать свою работу. С каждым новым опытом составление композиции будет даваться всё легче и легче! Оформляйте свои работы украшениями и различным декором от Scrap Home. Там огромный выбор чипбордов, в том числе эксклюзивные чипборды их собственного бренда Wood Home.

Хотите скидку 20% на товары для скрапбукинга? Она вас уже ждет! Перейти>>

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: