Сумка “Византия”: как сшить, пошагово с фото

Сумка “Византия”: как сшить, пошагово с фото

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • О нас
  • Избранное

Византийский стиль — роскошь и традиции

Византийский стиль относится к культурам уже ушедшим в историю, но до сих пор вдохновляющим модельеров. Византия объединила в себе античное наследие, христианство и некоторые заимствования с Ближнего Востока.

Силуэт костюма был прямой или А-образный, он призван был скрывать тело. У женщин в более позднюю эпоху оставалось открыто лишь лицо и кисти рук. Все это, однако, компенсировалось богатейшим декором нарядов — обильная вышивка драгоценными камнями, парча, золотые нити, дорогие красители. Узоры были, как правило, изобильны, часто вписаны в ромб, изображались кресты, животные, растения, абстрактные узоры. Одежда из парчи держала форму и плохо гнулась, что как раз и обеспечивало сокрытие контуров тела. Кроме того, виды костюма были строго поделены между разными сословиями и слоями населения. Самые богато декорированные были, конечно, костюмы императоров, кроме того, только императорской семье позволялось носить пурпурный цвет. Парадное одеяние императора весило около 30 кг. Костюмы простых горожан были гораздо проще.

Византийский костюм в свое время повлиял на одежду некоторых стран Европы. с Русью влияние очень заметно, поэтому русский вариант Царевны я разберу в следующей статье на тему стиля. Современные дизайнеры обращаются к византийскому костюму не так уж редко, но немного с разными посылами. Для кого — то Византия — это шик и дороговизна, изобилие и богатство. Кто — то делает акцент на христианство. А кто — то переосмысляет первоначальный посыл в современности. Первоначальный посыл византийского костюма — духовность, величие, избранность. К Византии в разное время обращались Dolce&Gabbana, Chanel, Valentino, Alexander McQueen. Самыми запоминающимися были Дольче и Габбана в 2014 году, которые вдохновлялись византийскими фресками в соборах Сицилии. В их трактовке посыл был «я ценю исторические корни моей Родины» + «красиво и богато». Однако, коллекция вызывала споры у православных христиан по поводу уместности ликов святых на одежде. Поэтому, если сам принцип мозаики можно взять на вооружение, то лики все же не стоит.

Но, как я сказала ранее, они не были единственными, кто обращался к теме Византии. У остальных модельеров получались более сглаженные отсылки, хотя, например, у Валентино в его Византийских Снах был прямой силуэт, как и полагается в Византийской одежде. Остальные же модельеры скорее обращали внимание на декор.

Хорошая отсылка к Византии получается, если мы берем темный фон (черный, темно-синий, бордовый, пурпурный) и добавляем сверху вышивку или узор золотом или оттенками драгоценных камней (рубины, изумруды, сапфиры, бирюза).

2) Собственно, вышивка. Дизайнеры используют ромбовидную обильную вышивку бисером и бусинами.

Полностью всю вещь вышивкой нам забивать, конечно, не стоит, все же снизим градус торжественности, но добавить изобильных элементов нужно. Это хорошая мотивация научиться вышивать, ну или сделать вышивку на заказ.

3) Если не хочется вышивку — то есть еще парча. С ней варианты такие: купить ткань и сшить самой что — то отдать швее, или.. наведаться к индийцам. Индийская культура познакомилась с парчой раньше Византии, и она у них хорошо прижилась и до сих пор держит свои позиции, так как индийцы ценят изобилие. Но с вещами из парчи, даже европейского кроя, стоит быть осторожнее, и тщательно выбирать цветовую гамму и принты, чтобы получились отсылки к Византии, а не к Индии. Так хотя бы получится «посол ИндииПерсии в Византии»=),т.е. не нарушит общее впечатление.

Изредка получится найти и готовую вещь из парчи, но они чаще бывают про более поздние модные эпохи (например, барокко), и это будет заметно даже больше, чем индийская парча.

4) Общий силуэт. Если вы хотите более точных цитат, то прямой или А. Но, в принципе, не возбраняется использовать современные фасоны, смешивая посылы, или, например, брать другие ткани при сохранении вышивки.

Можно вообще оставить всю одежду нейтральной и задать образ «золотыми» украшениями. По дизайну — это золото, сочетающееся с драгоценными камнями, античные монеты. На самом деле, украшений по запросу «византийские» рунет выдает предостаточно. От простой стилизации по цвету, до реплик реальных украшений. К украшениям относятся и изобильно декорированные пояса.


7) И отдельно можно упомянуть тиары, короны. Их роль сейчас, конечно, исполняют обручи, выполненные в той же цветовой гамме, богато расшитые. Их выбор тоже не мал — от готовых брендовых до сделанных вручную мастерицами под заказ.

А в следующий раз мы разберем стиль Русская Царевна, похожий на Византийский.

Лик на клатче, или Византия от Dolce & Gabbana

Архангел Гавриил на тунике, мозаика с императором Константином на клатче, крест на каблуке — в новой коллекции Dolce & Gabbana щедро использованы византийские мозаики. На сайте журнала Vogue размещены фотографии новой коллекции — случайно или намеренно в техническом описании пронумерованные 666×1000?

Могут ли священные образы так использоваться в секулярной культуре? Возможно ли из таких образов черпать идеи для православной моды? Или такое переосмысление кощунственно и нуждается в порицании?

Игумен СПИРИДОН (БАЛАНДИН), проректор Саранского Духовного Училища

Игумен СПИРИДОН (БАЛАНДИН)

Несколько замечаний по поводу новой «византийской» коллекции дома Dolce & Gabbana.

1. Подиум — мир идей, а не прилавок магазина, не всё здесь предназначено для повседневного ношения (даже если написано Ready-To-Wear). Не исключение и этот показ — мы видим концепт, вектор прежде всего.

Читайте также:
Красочный фартук с кармашками на детскую кроватку

2. Это богатая, роскошная, царская коллекция — соответственно минимализм находится на другом полюсе. Нахмурившиеся сурово женщины! Проверьте, возможно Ваше неприятие основано именно на особенностях вкуса в целом, а оскорбление религиозного чувства — лишь повод вставить шпильку ненавистной тенденции в моде.

3. Не стоит бить обухом по голове всю коллекцию, подход к творению известных мастеров обязан быть дифференцированным. Некоторые вещи, при всей красоте, действительно не стоило бы одевать вовсе; некоторые вещи — явный перебор и профанация сакрального (например, лик на каблуке), но в данном случае ложка дёгтя да не портит всего впечатления.

4. Крест — священный символ, но мы иногда демонстрируем его золото на людях. Носим платочки с изображениями святых и Самого Господа, а если кто стесняется перекреститься на людях — это уже грех. Учтём и эти моменты прежде чем перейти по ссылке и открыть коллекцию.

5. И последнее. Ответим себе на вопрос: почему дерево иконостаса может нести на себе священные символы, а женщина, образ и подобие Божие, — нет. Может. Вопрос в условиях, где? и как?

Лично я рад, что столь известные мастера в мире высокой моды обратились за новыми вдохновениями к Византии и родили в красоте.

Кира САЛИМОВА, художник

О примиряющей силе искусства или Византия Mon Amour

Доменико Дольче и Стефано Габбана умеют вызвать оживлённую реакцию публики и споры об уместности того или иного стилистического приёма. Вот и сейчас во время модного показа осень-зима 2013-2014 на Milan Fashion Week известный дом мод представил всему миру свою новую коллекцию, которая особо поразила зрителей своей смелостью.

Всё дело в том, что в самом начале показа Dolce & Gabbana выпустили на подиум моделей в эпатажных нарядах, повторяющих рисунки самых известных византийских мозаик. А среди аксессуаров бросались в глаза наперсные кресты с украшениями, и такой крест носить получает право далеко не каждый православный священник.

Интересно, предполагал ли итальянский дом мод Dolce & Gabbana, что их коллекцию осень-зима 2013-2014 будет так активно обсуждать православный сектор русскоязычного Интернета? Что показ уж очень напомнит нам о больной теме ушедшего 2012 года? Ведь, перефразируя известный анекдот о Российском и мировом экономических кризисах, можно сказать, что первую годовщину выступления группы PR Россия отметила с мировым размахом. Но, что интересно, хоть тема и больная, и основная реакция при просмотре слайд-шоу коллекции — это «ужас» и «кощунство», смотреть на отдельные модели хочется снова и снова, а слово «красиво» в обсуждениях коллекции встречается даже чаще, чем ноты возмущения.

Так что же это было? Древнеевропейская тоска по истинным ценностям или вызов христианской общественности? Дешёвым назвать этот вызов, правда, не поворачивается язык, потому как в средствах авторы не поскупились: роскошные ткани, тончайшие вышивки, удивительно гармонично сочетающиеся с галунами, блёстками, разнообразными стразами, изысканным кружевом. Царственный пурпур и охра, благородно переходящая в золото. Строгость силуэтов, не отвлекающая от содержания.

Уже с первых моделей так родственно, по-детски искренне смотрят на нас лики святых и ангелы. Размещённые между персями барышень, в области животов и на полах длинных одежд, а иногда и взирающие из-под пятки, так как наклеены на каблуке красавицы. А какое бурное оживление среди священства вызвали внушительные кресты с украшениями, используемые в виде бижутерии! Так можно ли назвать подиумное искусство просто коллекцией идей, зоной, свободной от какой-либо оценки?

А в плане идей авторы пошли идеально простым путём , взяв за основу готовую, проверенную временем колористику, процитировав целые композиции и формы, мало того, формы сакральные, написанные у нас на скрижалях сердца, вызывающие стопроцентный отклик. Интеллигентно, красиво провели акцию. Даже фантазии на тему стали возникать.

Вот воскресным солнечным утром идет из храма жена главы администрации, а в руке у неё сумочка-клатч. Клатч с иконографическим изображением. На изображении Святой правоверный царь Иустиниан и царица Феодора, но и сумочка не проста — в ней женщина несёт просфоры своей болящей матери. А вот венчание дочери министра, и на невесте удивительное платье, последний вздох европейской моды: простого покроя балахон, скроенный на манер стихаря, а на груди шитая золотом композиция, взятая в круг из драгоценных камней: Император Лев VI Мудрый (Философ) у ног Спасителя вымаливает прощение за четвёртый брак. Точная копия мозаики из Константинополя. Да что греха таить, я сама присмотрела сумку-сундучок, вот бы нам такую на приход в качестве церковной кружки! И обходить молящихся: «Пожертвуйте, мол, на реконструкцию!» Какая была бы эстетика!

А вот в плане эстетики майки с изображениями Голгофского Креста и текстами молитв сильно проигрывают. И мы ничуть не лучше поступаем, если их носим, снимаем и бросаем в барабан стиральной машины вместе с кухонными полотенцами. Поэтому замечание в стиле «а вот бы на них православных активистов» мне совсем не кажется остроумным. Мы тоже носим, мнём, кладём в шкаф подобные вещи наряду с гораздо более легкомысленными одеждами.

Вот и показала нам заморская красавица как в зеркале меру всех вещей. Вот и пришла пора разобрать гардероб. А как конструктивно, уважительно идёт полемика! Зачарованно смотрит и пересматривает отечественный зритель слайд-шоу. Замечает: тут бы длину прибавить, а тут — икону убрать. Туфли ничего, ведь у них на каблуке цветочек, а не крестик. Хочется цветочка, а значит всё в порядке с благоговением. Да я бы сама такого льва себе да на кичку.

Читайте также:
Декоративные подушки в виде бабочек: как сшить, пошагово с фото

Есть ещё один замечательный эффект от просмотра работ Доменико Дольче и Стефано Габбана. Признаться честно, когда я отследила свою реакцию на эпатажную коллекцию, то заметила, как ослабел мой интерес к вопросу о женском священстве. Посмотрите на эту красоту, на эти лица!

Пожалуй, тут лучше Бориса Борисовича не скажешь:

На их грудях блестит французский крем;
Они снуют с бесстыдством крокодила…
Гори, гори, мое паникадило,
А то они склюют меня совсем.

Подробное обсуждение данной темы с экспертами в области истории моды и византийского искусства читайте на портале МАТРОНЫ.РУ

nionila

beauty blog

блог о косметике и красоте

Мастерская моды – первый урок, первая часть. История костюма. Византия.

Византийский костюм

В 395 г. н. э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Западная была разрушена восстаниями рабов и завоевана варварами – германцами и галлами; Восточная, объединившая под своей властью Египет, Сирию, Малую Азию, Грецию, стала называться Византией.

Византия унаследовала от античного Рима старые государственные формы и бюрократический аппарат. Христианство было господствующей религией, огромной экономической и политической силой.

В искусстве Византии и эстетических взглядах V-VII вв. отразились все противоречия эпохи: влияние античности, восточных традиций и новой христианской тематики.

Ведущими видами искусства этого периода являются архитектура, монументальная живопись, художественное ремесло, в том числе производство тканей, вышивка.

Сохранившиеся мозаики византийских церквей, иконопись являются основными источниками, отражающими в себе эстетический идеал и костюм человека той эпохи. Отвлеченность, символичность образа в искусстве, схематичное, канонизированное изображение человека – характерны для них.

Находясь под глубоким влиянием христианской религии, византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного и противопоставляла один другому. Чувственная природа человека объявлялась скверной и греховной, поэтому ее необходимо было преодолевать на протяжении всей жизни. Отсюда красота – это добродетель во славу бога.

На смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты – духовный. Тело всячески маскируется. Особый интерес у художников вызывает изображение лица. Огромные глаза, удлиненный овал лица, маленький рот и подчеркнуто высокий лоб. Голова становится центром духовной выразительности облика мужчины и женщины, плоская, бесформенная фигура лишается живых, естественных пропорций и линий.

Одним из противоречий византийской культуры было то, что наряду с провозглашением аскетизма ее характеризует страсть к роскоши, связанной с церковными ритуалами. Во внешнем облике человека это проявлялось в использовании дорогих тканей, ювелирных украшений, в повышенной декоративности костюма.

Византийские ткачи славились умением изготовлять великолепные шерстяные, шелковые, парчовые ткани, ковры. Их искусство возросло с развитием производства шелка-сырца в середине VI в. Фактура византийских тканей была разнообразна, но преобладали плотные, тяжелые, неэластичные ткани, затканные или вышитые металлическими нитями, драгоценными камнями.

Золотоузорная парча и цельнозолотный алтабас – наиболее роскошные золотные ткани, напоминающие тонкий металлический лист. Их использовали для декоративных нашивок, каймы, наплечников. Костюмы императора и высокой знати целиком изготовлялись из этих тканей.

Рисунок – крупный, четкий, плоскостный, что также имело большое значение в нивелировке форм тела.

Изображения животных (львы, слоны, быки, орлы, утки, павлины, грифоны, фениксы) вписывались в круги, многоугольники, ромбы. Их объединяли в единый узор розетками, растительными завитками. Часто фигуры животных располагали парами лицом друг к другу. Раппорт рисунка нередко достигал 30-40 см в диаметре. Позднее появились узоры религиозные – кресты, монограмма Христа, ангелы. Для каймы использовался геометрический или растительный орнамент: пальметты, листья аканта.

Часто узор выполнял не только эстетическую, но и символическую функцию. Так, изображение орла, льва являлось символом власти на одежде императора и знати.

Цветовая гамма поражала разнообразием сочетаний, огромным количеством цветов и оттенков. Высоко ценился пурпур, его темно-красные оттенки были цветом одежды императора. Для узоров использовались яркие насыщенные цвета – желтый, коричневый, белый, черный, кремовый.

Новое представление о красоте, использование неэластичных, с крупным, плоскостным орнаментом драгоценных тканей обусловили появление новых форм одежды, в которых господствующей становится “футляр”, простой по покрою, делающий тело как бы бесплотным. Эта форма, впервые появившись в Риме в период Империи, в Византии становится основной и получает свое дальнейшее развитие.

Тяжелый, массивный, прямоугольный силуэт византийского костюма (мужского и женского) построен на прямых вертикальных линиях, скрывающих линию талии и другие естественные формы фигуры. Отношение ширины одежды к росту составляет 1:3, размера головы к росту 1:6,5. Эти отношения придают костюму монументальность, устойчивость, которая подчеркивается декоративными горизонтальными линиями отделки и особенно воротником – оплечьем. Головной убор увеличивает размер головы человека.

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Покрой женской одежды был заимствован у римлян. Она состояла из туники, надевавшейся на голое тело, и из покрывавшей ее столы и мантии. Сначала женщины носили столу в виде длинной рубашки, расширявшейся книзу и снабженной узкими рукавами. Вскоре столу стали носить с широкими рукавами, вследствие чего узкие рукава нижней туники, сшитые обыкновенно из полотна, стали видны.

В XII веке стола была укорочена до колен, а нижняя одежда доходила, как и прежде, до ступней. Короткая кофтообразная туника, которую носили и в Риме, привилась, по-видимому, и в Византии. Приблизительно до конца IV века греческие одеяния хитон и гиматион встречаются и у простых византиек (колонна Феодосия); подобно мужчинам, они застегивали их на правом плече или спереди на груди.

Читайте также:
Винтажная сумочка на весну.: как сшить, пошагово с фото

Иногда они накидывали их сзади через оба плеча и оба верхних конца перекрещивали на груди так, что они свешивались на спине. Верхний край хитона, лежащий на спине, натягивался на голову и образовывал нечто вроде капюшона. Мантия, часто украшенная на концах кистями, состояла из полукруглого куска материи.

В виде верхнего платья женщины носили также пенулу, застегивающуюся сзади. Для мантий редко выбирали узорчатую ткань; подол всегда украшался красивым шитьем. Знатные византийки, принужденные скрывать на улице и в обществе свое тело, шили домашние платья из тонкой, прозрачной, воздушной и очень дорогой ткани: даже уличные нижние одежды изготовлялись из нее.

Женщины из народа делали свои платья преимущественно из одноцветных, более грубых материй. Особенной любовью у них пользовались красная стола и голубая мантия. На византийских изображениях Богоматери постоянно повторяются эти цвета; и до сих пор наиболее употребительным одеянием Божией Матери на ее изображениях является красная рубашкообразная стола и наброшенная на голову синяя мантия.

Для предохранения причесок и вместо головных уборов византийки употребляли пестрые платки и шарфообразные повязки. Часто встречаются изображения знатных женщин в чепцах, вполне закрывающих волосы, к которым прикреплены обрамлявшие лицо валики из двухцветных лент. Головной убор девушек состоял из сеток, кос и лобных повязок.

Прическа византийских женщин была копией античной греческой прически: волосы зачесывались назад и образовывали на затылке узел. Иногда волосы заплетались в две косы, в них вплетались жемчужные нити и ленты, затем голову покрывали чепчиком, очень часто состоявшим только из лент, соединенных между собой металлическим ободом, на него накладывали косы. Излюбленной была прическа валиком, который обрамлял лицо и щеки; он делался с помощью лент, которыми закручивались волосы. Очень часто волосы украшались цветами.

Обувью женщин служили богато украшенные, пестрые, мягкие, как чулки, полусапожки. В дурную погоду они носили, как и мужчины, сандалии. Серьги, всевозможные пряжки и браслеты служили драгоценными украшениями. Были в ходу роскошные ожерелья, к которым подвешивались медальоны.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Главную часть мужского византийского костюма составляла короткая, полудлинная или доходящая до лодыжек туника, всегда с узкими и длинными рукавами. Полудлинная туника опоясывалась шнуром или полосой материи и образовывала над поясом буфу. Короткая и узкая опоясанная туника часто сдерживалась еще на груди повязкой, спускавшейся с плеч.

Поверх туники надевался талар, похожий на тунику, но доходящий до земли и без рукавов. Он кроился настолько широким, что плечи спускались на руки до запястья и образовывали подобие широкого рукава. Характерная отделка, встречающаяся на позднейших римско-христианских коротких и длинных туниках, состояла из двух темных или пестрых полос, которые как спереди, так и сзади спускались до самого подола. Такими полосами окаймляли и подол, и ворот, и низ рукавов.

В IX веке в малоазиатских провинциях Византийской империи встречалась туника, которая была приподнята спереди, и ее подол, расходясь от талии в обе стороны, образовывал дугообразную линию; при этом пояс надевали так, что оба его конца падали спереди.

Верхней одеждой служила мантия; она застегивалась на правом плече фабулой или пряжкой; в позднейшее время ею покрывали оба плеча и завязывали ее на середине груди. По форме византийская мантия вполне соответствовала античной хламиде или римской военной мантии. Как той, так и другой придавали то продолговатую, то полукруглую форму. Иногда в виде мантии употреблялись пенула (безрукавная мантия древних римлян) и лацерна (легкая римская мантия, надевавшаяся поверх тоги). Вместо длинных широких шаровар и коротких узких штанов носили теперь облегающие ногу длинные панталоны, сшитые, по всей вероятности, из трикоподобной материи; держались они на шнурке, повязанном вокруг бедер.

Римские сандалии и башмаки были заменены в Византии более или менее высокими сапогами, которые, в свою очередь, позднее были заменены богато украшенными красными полусапожками, обернутыми ремнями, плотно облегавшими голень и ступню.

Во время дурной погоды поверх меховых и кожаных сапог надевали сандалии с деревянными подошвами.

У простых византийцев редко встречались головные уборы. Однако при полевых работах и в дороге носили круглые широкополые меховые шляпы и шапки; встречались также и капюшоны из жесткой материи. У вельмож были в ходу плоские, беретообразные шапки, расширявшиеся кверху; в начале IX века была сильно распространена круглая, высокая шапка, похожая на фракийскую.

На колонне Феодосия изображены погонщики мулов в круглых шляпах с отогнутыми полями и с пучками перьев в виде украшения; одежда их состоит почти исключительно из греческих рубашек без рукавов. Один из мужчин отличается длинными, не очень широкими панталонами, перевязанными под коленами и собранными над лодыжкой; сапоги у него низкие, а поверх хитона надета короткая, спереди открытая куртка с засученными доверху рукавами, подпоясанная вместе с хитоном; на кушаке у него висит широкая кожаная сумка и короткий кинжал; в руке хлыст, состоящий из короткой палки с двумя прикрепленными к ней кожаными ремнями.

Одежда вельмож отличалась от одежды простых людей главным образом богатством материала.

Высшие сословия носили почти исключительно тунику, доходящую до самых ступней, мантия же их отличалась своей шириной. Первоначально костюмы вельмож шились из тонких шерстяных и льняных материй, а впоследствии из бумажных и шелковых. В особенном почете были пурпурные одежды, но по постановлению императора, ношение их воспрещалось. Пояс, сделанный иногда из золота и украшенный драгоценными каменьями предметом роскоши как у мужчин, так и у женщин.

В начале VII века отделка из двух продольных полос начинает исчезать и остается только на одеждах духовных лиц. В V веке наряды вельмож украшались вдоль швов широкими отделками и шитьем жемчугом. Вскоре всю одежду стали украшать блестящей отделкой с драгоценными каменьями, а ворот туники – широкой каймой, имевшей вид круглого золотого воротника, наложенного на тунику; округленные, щитообразные наплечники ниспадали от воротника до половины верхней части руки. Позднее воротник отделился от туники и образовал самостоятельное украшение, расшитое золотом и драгоценными каменьями.

Читайте также:
Миньон из фетра: как сшить, пошагово с фото

Белые одежды, наследство римлян, скоро совсем исчезли, и только длинные туники, мужские и женские, делались из белой материи; византийцы любили больше пестрые и цветные ткани, белые же обозначали траур.

Волосы мужчины сначала коротко стригли, а бороды брили. В середине VI века они стали носить длинные волосы, а в начале VII стали отпускать и бороды.

ЦАРСКОЕ ОБЛАЧЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ

Царское облачение начала Византийской империи состояло из туники, доходившей до земли, украшенной у ворота, на подоле и спереди на рукавах золотым шитьем и жемчугами. Она делалась из шелка, сначала белого, впоследствии же темно-синего. Поверх нее часто надевалась еще одна, такая же роскошная туника с длинными широкими рукавами, к украшениям которой в X веке прибавились два вышитых золотом круга на высоте колен. Пурпурная мантия полукруглой формы была украшена жемчужными нитями и застегивалась на правом плече, у выреза ворота спереди и сзади прикреплялось по одному четырехугольному куску ткани. Эта отделка называлась «клавус». Царское облачение дополнялось пурпуровыми штанами, жемчужной диадемой или беретообразной, расшитой жемчугами шапочкой, золотым скипетром и пурпурными сапогами, почти сплошь усыпанными жемчугом, а также перчатками из дорогих мехов. В позднейшие времена императоры отдавали предпочтение высоким красным сапогам.

До IV века византийские императоры носили только широкий, украшенный жемчугом коронообразный венец с двумя жемчужными нитями по бокам; сверху к нему был прикреплен крестообразный переплет, под который вскоре стали подкладывать круглую красную шапочку. Получалось что-то вроде короны, встречающейся и на позднейших памятниках. Впоследствии к ней был прикреплен сзади кусок материи в виде платка. В усовершенствованном виде эта корона представляла собой две крест-накрест соединенные, богато эмалированные дуги с укрепленным в середине крестом, кругом же шел зубчатый обод. Крестом свой головной убор первым украсил Юстиниан.

Начиная с IX века у императоров вошло в обычай украшать крестами как одежды, так и скипетр. Поначалу облачение императрицы было похоже на облачение императора, недоставало только клавуса на мантии. Затем пурпурная мантия была наполовину сужена и падала только на спину. Стола или туника делалась с широкими рукавами. Рукава нижней туники заканчивались золотой обшивкой. Широкий, переброшенный через плечи и спускавшийся до колен шарф сдерживался наверху воротником. Этот шарф делался из парчи и украшался жемчугами и драгоценными камнями. Венец был украшен двумя подвесками и состоял из закругленных сверху эмалированных бляшек.

На изображениях XII века императрицы облачены в узкую, доходящую только до колен узорчатую столу с полудлинными и широкими рукавами, украшенную дорогими кантами. На столу надевалось еще короткое, богато украшенное покрывало: оно доходило до талии, покрывая грудь, спину и плечи; под руками оно не сходилось, а придерживалось кушаком или завязками. На голове императрица носила зубчатую корону, возложенную поверх вуали. В это же время начали появляться и высокие короны, украшенные крестом, и широкие металлические обручи, украшенные спереди плоским алмазом и наложенные на красную шапочку.

В позднейшие времена царицы изображались в роскошно отделанных, подпоясанных, доходящих до ступней столах с широкими рукавами. Мантия украшалась клавусом и застегивалась на правом плече. Обод, заменявший корону, был снабжен спереди и с боков выдающимися кверху украшениями и жемчужными нитями с крестами на концах.

Галерея драгоценностей. Часть 4: Византия, Киевская Русь, средневековая Европа

Продолжаем погружаться в исторические глубины. На этот раз приглашаю вас ознакомиться с прекрасными образцами ювелирного искусства Византии, Киевской Руси и средневековой Европы.

Предыдущие статьи, посвященные истории ювелирного искусства вы можете увидеть здесь:

Культура Византии, а вслед за ней Киевской Руси и средневековой Европы, была культурой христианской. Византийские ювелирные изделия VI века в Эрмитаже представлены знаменитыми находками из города Мерсин на Киликийской равнине и других областей Малой Азии. Ожерелья с крестами, ажурными медальонами, чеканными подвесками и вставками из полудрагоценных камней показывают разнообразие художественных решений и технических приемов, какими в совершенстве владели мастера Константинополя. Ювелирные изделия часто приносились в дар для украшения чудотворных икон.

Из Византии эта традиция пришла на Русь, где в монастырях существовали хранилища с драгоценными дарами: колтами, цепями, жемчужными ожерельями, каменными и деревянными резными иконками, крестиками и панагиями (нагрудными иконками в виде медальона с изображением Богоматери). Для украшения икон использовались золотые колты — изысканные височные украшения, исполненные в технике перегородчатой эмали (утраченной во время татаро-монгольского нашествия в XIII веке) и принадлежащие к числу интереснейших памятников древнерусского искусства XII века.

Основой эрмитажного собрания прикладного искусства Западной Европы VI-XVI веков стала коллекция А.П. Базилевского — русского парижанина, посвятившего себя изучению эпохи становления христианского искусства. Великолепным образцом ювелирного искусства Высокой готики является крест Св. Трудперта, так называемый Фрайбургский крест, созданный в конце XIII века для хранения частиц Животворящего Креста, привезенных немецкими крестоносцами из Палестины.

Ожерелье с крестом и подвесками

Золото, ажурная резьба, гравировка

Икона с изображением Богоматери с Младенцем

Вторая половина X в.

Читайте также:
Новогодние снеговички. Шьем из фетра

Слоновая кость, резьба

Пиршественный кубок

Начало XIII века;
ножка древнерусской работы (?) первой трети XIII века

Агат, инкрустация золотой проволокой, золото, серебро, филигрань, рубины, гранаты, стекло

Камея с изображением Богоматери Платитеры

Сардоникс, резьба, золотая оправа

Икона “Богоматерь в окружении архангелов,
святых воинов и пророков”

XII век; оглавие и камни в кастах — русской работы

Золото, чеканка, гравировка, камни, дерево, воскомастика

Колты с изображением святых мучеников

Киевская Русь, Киев или Владимир

Золото, перегородчатая эмаль

Крестик-тельник (энколпион)

Восточная или Северная Европа (?)

Серебро, позолота, литье, чернь

Происхождение: найден в составе клада на территории города Углича в 2001 году

Процессионный крест св. Трудперта,
так называемый Фрайбургский

Верхний Рейн, Страсбург

Золото, серебро, перегородчатая эмаль, стекло, полудрагоценные и драгоценные камни

Потир с изображениями двенадцати апостолов

Первая половина XIII в.

Ларец-реликварий с изображением Распятия и Христа во славе между полуфигурами ангелов

Первая треть XIII в.

Дерево, медь, серебро, выемчатая эмаль, позолота

Реликварий круглый

Первая половина XV в.

Медь, горный хрусталь, стекло, позолота, серебрение

Навершие в виде орла

Серебро, позолота, рубины, изумруды, альмандины, жемчуг, стекло

Надеюсь, было интересно! Спасибо всем за внимание!

Следующая публикация будет посвящена церковной утвари XV – XIX веков.

Сумка “Византия”: как сшить, пошагово с фото

Когда мы смотрим на иллюстрации Билибина то думаем, что царица одета в русский царский костюм, однако художник изобразил царский византийский “дресс-код”, который он взял скорее всего с русских фресок и икон.

Вот, к примеру, икона из ярославского музея иконы. Мы узнаем богатые ткани, скорее всего парчовые, с золотой нитью. Богатую, вышитую драгоценными каменьями оторочку, характерные широкие рукава из которых торчит нижняя рубашка с расшитым золотом краем, венец-тиару на голове.

Этот царский костюм сложился в Византии и перекочевал уже к нам вместе с византийским каноном фресковой росписи и иконописи. Византия вообще долгое время была законодательницей моды, потому, что её богатства и роскошь императорского костюма были предметом зависти у более бедных европейских монархов.
Такой костюм сложился не сразу, историки костюма делят развитие византийской моды на несколько периодов, кто-то на три. Было бы странно, если бы за 1000 лет существования государства одежда не видоизменялась, хотя за последние тысячу дет европейская одежда изменилась гораздо значительнее. С одной стороны бег времени убыстрился, с другой – византийцы были достаточно консервативны. Здесь каноны были важнее новшеств.
Изначально, поскольку Константинополь был преемником Рима, одежда здесь походила на позднеримскую, в этот период римской истории немного отошли богатые драпировки, которыми славилась римская мода, одежда стала в большей мере обрисовывать тело. В Византии этот процесс шел дальше и постепенно появился четкий контур одежды, в которой красота достигалась не многочисленными драпировками, а узорчатыми тканями, рельефными вышивками, декором.

Одежда на раннехристианской миниатюре, еще вполне римская. Воины носят короткие туники, не мешающие сражаться. Длина туники выдавала профессиональную принадлежность и статус. Римлянин отличался от варвара тем, что носил тогу и не носил штанов. Однако варваризация общества привела к тому, что штаны стали предметом одежды привычным и для римлян. К тому же, Константинополь значительно севернее, и там эта часть одежды должна была прижиться уже по функциональным причинам.

Постепенно широкая полоса внизу и по плечам стала отличительной чертой византийской одежды.

Раннехристианские надгробия показывают, как выглядели женщины в то время. Лицо дамы явно взято с античных образцов богинь, тот, кто рисовал в школе или в училище, как я Геру, сразу узнает каноны богини. Но обязательный для христианки плат на голове и восточный тюрбан с восточной тиарой выдают другое время и место. Многое в византийском костюме появилось под влиянием восточного костюма. В том числе и тиары. Да и разноцветье и восточная роскошь.

Прекрасно виден костюм того времени на мозаиках 6 века из Сан-Витале в Равенне. По ним можно изучить и мужской и женские костюмы.
На императоре Юстиниане одет палудаментум, спадающий тяжелыми складками и скрепленный на плече фибулой с драгоценными камнями и тремя подвесками. На уровне груди палудаментум имеет золотой парчевый “клавус “.Под плащом видна белая туника, боковые разрезы которой украшены вышивкой. Узкие рукава туники ( а мы уже видим отчетливо рукава ) украшены цветными полосами, на плечах овальные вышивки. На голове императорская тиара. Придворные одеты похоже, но менее роскошно. Обувь у всех открытая с переплетами.
И в мужской и в женской одежде использовалась пенула – короткий римский плащ без рукавов, но в Риме вырез был посередине, а в Византии располагался сдвинутым к плечу.

Императрица Феодора с придворными дамами также одета уже по византийскому канону, который предписывал христианке скрывать свое тело и волосы. Однако здесь мы не увидим христианской скромности и смирения, византийская страсть к роскоши подталкивала одеваться в роскошные одежды, богатые вышитые ткани изысканных цветов, столы и пенулы из самых дорогих шелковых тканей, затканных золотом. Благодаря двум сбежавшим из Китая монахам византийцы узнали китайские секреты, шелк и парча стали любимыми тканями знати
На императрице белая стола с богатой отделкой по бокам и по низу, императорская пурпурная мантия, украшенная каймой с изображением человеческих фигур, застегнутая на плече фибулой. На ногах шитые золотом башмаки. Массивное ожерелье из золота и драгоценных камней одето сверху мантии. На голове венец в два яруса из золота и драгоценных камней.
Обязательной частью женской одежды стал мафорий, прикрывавший спину, плечи и голову. Спереди концы мафория перекидывались через плечи крест-накрест. Это костюм хорошо известный по изображениям Богородицы.

Читайте также:
Игольницы в виде милейших мухоморов: как сшить, пошагово с фото

Придворные дамы одеты в столы из мягких тканей, тонкие вуали на головах, и далматики из плотной парчи с асимметричным вырезом низа.

Волхвы, несущие дары одеты уже в панталоны. Изначально они были разъемными по типу чулок. Шапки с остроконечной тульей и слегка отстающим околышем были общеупотребительны, их форма оказала влияние на головные уборы Древней Руси.

Постепенно одежда стала более жесткой и столпообразной. Сложившийся канон можно встретить повсюду, куда проникла византийская цивилизация: на армянских миниатюрах, русских иконах, фресках макендонских храмов.

На этой фреске хорошо виден императорский “лорум”. Лорум надевали следующим образом: один конец опускали спереди (посередине) и на уровне груди, отвернув его под углом, затем перекидывали его через плечо на спину. На спине из лорума делали петлю, через неё продевали оставшийся свободный конец, пропускали его наперед и располагали по левой руке. Лорум постепенно становится за счёт многочисленных украшений и золотых накладок таким тяжёлым, что его уже невозможно согнуть. И поэтому к его концу начинают пришивать кусок легкой шелковой ткани.

Мозаики раннехристианского Рима.

На стенах римских раннехристианских базилик можно разглядеть одежду разных времен.

Эта фотография мне нравится особенно тем. что на ней получились фрагменты декора церкви, разделенные многими столетиями, но преемственность видна, видны истоки представлений о богатстве и красоте. Упомяну еще, что золото в мозаиках в Византии символизировало не всегда богатство: золотой фон – символ божественного света. Поэтому золото в костюме императора это символ богоизбранности.

Храм в Палермо, в котором мозаики выполнили византийские мастера, 12 век.

В декоре ткани императрицы из Лесново видны двуглавые орлы, которыми Софья Палеолог одарила Россию.

Император и императрица в храме Софии Константинопольской.

Дошедшие до нас ветхие образцы византийских тканей вызывают восторг тонкостью ткачества и сложностью рисунка.

Богатство вышивки золотом и камнями вызывало у европейских монархов желание разграбить византийские сокровищницы. Недаром столько походов было на Константинополь ! Надо сказать, что византийские купцы были хитры, товары продавали за большие деньги и кроме того, Византия была на пути шелков с Востока и блюла свои интересы.

Неудивительно, что доставшиеся византийские богатства ценились. В этом византийском шлеме венчалась Констанс Арагонская.

В городе Монце жила когда-то королева Теоделинда, ее жизнь отражена в чудесных фресках капеллы в Монце, Теодолинда была королевой лангобардов.

Корона состоит из шести прямоугольных чеканных золотых сегментов, соединенных вертикальными шарнирами и украшенных эмалью и драгоценными камнями, образующими рельефные вставки в форме крестов и цветов. Размеры каждого из сегментов, изготовленных из золота приблизительно 800-й пробы, составляют 5,3 — 5,5 см в высоту и 7,9 — 8,1 см в ширину.
Железная корона получила свое название от узкой полосы железа шириной приблизительно один сантиметр, идущей по внутренней ее части. Согласно традиции эта полоса представляет собой расплющенный гвоздь — один из тех гвоздей, которыми Иисус Христос был прибит к кресту.

История Железной короны восходит к 324 году, к тем временам, когда императрица Елена, мать императора Константина Великого, начала свои известные раскопки в Иерусалиме на Голгофе с целью отыскания подлинных реликвий, связанных с последними часами земной жизни Иисуса Христа. Ей удалось, в частности, найти Крест Господень и гвозди, которыми тело Христа было прибито к кресту. Крест остался в Иерусалиме, а гвозди Елена отправила в Константинополь своему сыну императору Константину Великому.

В дальнейшем Железной короной короновались все без исключения императоры Священной Римской империи. Ею короновались такие известные исторические личности, как Карл Великий, Оттон I, Генрих IV, Фридрих I Барбаросса.
Corona Ferrea являет собой символ преемственности традиций Византии с её христианскими устоями и представлениями об императорской роскоши.
И король Генрих Восьмой в плаще с золотой оторочкой на фоне ковров и богатых тканей вполне продолжатель традиций.

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Про искусство
Main Menu
  • Статьи
  • История искусств
  • Про музеи
  • Ресурсы
  • ТИИ
    • Скульптура
    • Графика
    • Живопись
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Фотоискусство
  • Редакция
  • Я только спросить
    • Ответы
    • Home
    • История костюма
    • Костюм Византийской империи (IV—XV века)

    Костюм Византийской империи (IV—XV века)

    Попытки возродить былое могущест­во Римской империи обрели кон­кретную форму в начале IV века, ко­гда в 330 году по инициативе импе­ратора Константина столица — ад­министративный центр государ­ства— была перенесена на восток, в Византию. Вслед за этим Римская империя была разделена на Восточ­ную и Западную. Расположение Ви­зантии на стыке торговых путей между востоком и западом благо­приятствовало развитию и процвета­нию экономики этого нового обшир­ного государства. Совершенство ре­месел, активная торговля, большое количество свободных крестьян яв­лялись теми основными условиями, которые замедлили процесс феода­лизации Византийской империи на несколько столетий. В этом государ­стве зародилась и развилась новая своеобразная культура, впитавшая в себя и эллинистическую, в ее провинциальных вариантах, и восточ­ную — христианскую.

    Положение ролей в системе хри­стианского мироздания было обус­ловлено учением о греховности человеческой природы.

    Это можно понять лишь изучив историю Византии и познав особен­ности мировосприятия этой наслед­ницы культуры и философии древ­них греков.

    С принятием и распространени­ем христианства в Византии посте­пенно формируется несравненно бо­лее сложная система отношения че­ловека ко Вселенной, чем та, кото­рая существовала во времена язычества. Не вдаваясь в подробно­сти становления богословского уче­ния, мы можем вкратце элементарно суммировать лишь основные общие положения, которые безусловно по­влияли на развитие и становлении особенностей искусства Византии. С распространением христианства Вселенная воспринималась визан­тийцами как единая система миро­здания, в которой земля, всегда об­ращенная к небу, занимала особое место. Только на землю снизошел Бог Сын — Христос и только люди познали «троичность во единстве Бо­га»— создателя всей Вселенной. На этой почве возникает сложная систе­ма символов, как бы объединяющая видимый мир с невидимым божест­венным миром. И архитектура, и строительство храмов, и украше­ния— мозаичные повествования на стенах этих храмов, и прикладное ис­кусство, и парадные костюмы царей и придворных — все было основано на сложной системе символов, полу­чившей такое поразительное и непре­взойденное по неповторимой красо­те воплощение в византийском ис­кусстве. Всякая деталь, всякий ка­мень, включенный в рисунок на этой детали, имели символический смысл. Этот смысл прежде всего от­носился к цвету — голубой цвет не­ба, зеленый—символ надежды, цве­тения земли и райских садов. Золо­той цвет — символ божественной энергии. Святого Духа, чистоты и др. Золото было «предметом пер­вой необходимости» в этом особом языке священных символов и в па­радных одеждах византийских «базилевсов» и их придворных.

    Понятие о реальной земной жиз­ни как о юдоли скорби и греха, а о человеческом теле, как об источ­нике греха, нашло свое отражение и во внешнем облике людей Визан­тийской империи. Тело должно было быть закрытым. Античная обнажен­ность, выявляющие фигуру легкие ткани — все это воспринималось как соблазн, как порождение дьявола.

    Создается новый идеал красоты; прекрасным может быть только ли­цо, ибо человеческая душа, духовное начало, смотрит на мир глазами, и ими познается как добро, гак и зло.

    Однако новое учение не изменило природы людей, их естественных потребностей и желаний. Стремле­ние к красоте не только не пропало, но расцвело с какой-то особенной силой. Люди, отрицавшие ценность видимого мира, восстававшие про­тив роскоши, были создателями та­кой красоты, такой ослепительной роскоши, с которыми не многое мо­жно сравнить в мировом искусстве.

    Мужской костюм

    Характерная часть восточного костюма — шта­ны, закрывавшие полностью ноги.— вошла и в византийский быт. Это были разъемные штаны, представля­вшие собой длинные чулки, которые привязывались к поясу. Сверху носи­ли тунику с суживающимися к запя­стью рукавами. Качество ткани, дли­на плаща определяли социальное по­ложение— основная часть населения Византийской империи носила туни­ку выше колен. Туника знат­ных доходила до середины икр. Верхней одеждой был плащ из шер­стяных и полушерстяных тканей, скрепленный спереди завязками. Кроме плаща византийцы носили и римскую пенулу, которая имела несколько вариантов покроя. Визан­тийская мужская обувь состояла из мягких сапог, подвязанных под коле­ном узким ремешком, и башмаков типа закрытых сандалий с перепле­тами почти до колен. Таков был ос­новной византийский мужской ко­стюм в начале существования импе­рии. В широких слоях населения на протяжении всей истории Византии (330—1453 годы) он мало изменялся. Основные, хотя и медленные из­менения костюма происходили в аристократических придворных кругах. Некоторые же формы существовали несколько столетий.

    Уже в первые века существования Византийской империи роскошные шелковые ткани, часто украшенные

    рисунком из разноцветных шелков и металлических нитей, получают большое распространение и прида­ют византийскому костюму аристок­ратов несравненный блеск и велико­лепие. ставшие его характерными че­ртами на протяжении всей истории страны. Особенно роскошным был костюм императоров, в котором они появлялись перед народом. В та­ком костюме изображен император Юстиниан на мозаике в храме Сен- Витале в Равенне (548 г.). Пурпур палудаментума, фибула с подвесками из драгоценных камней, золотой венец, украшенный многоцветными ка­мнями,— все должно было произво­дить неизгладимое впечатление на подданных.

    На приближенных императора костюм менее пышный, также состо­ящий из полудлинной туники и пла­ща с пурпуровым квадратом — «таблионом», являющимся знаком высо­кого общественного положения. Плечи и грудь туники украшены вышивкой; такое расположение вы­шивки стало традиционным в Визан­тии и перешло на одежду простолю­дина.

    Постепенно знаком царского до­стоинства становится не только плащ, но и «лорум»—довольно уз­кий шарф из плотной парчовой ткани. украшенный золотыми чеканны­ми пластинками и драгоценными ка­мнями. Происхождение свое он ве­дет от древнеримского шарфа консулов, который они получали вместе с кольцом, когда назначались на консульство.

    В эпоху поздней Римской импе­рии консульский шарф стали делать из парчи, а после того как в Визан­тии была уничтожена эта должность (римский консул был выборный, а в Византии император назначал на­местников). Шарф как древний сим­вол власти перешел в императорское одеяние.

    Лорум надевали следующим об­разом: один конец опускали спереди (посередине) и на уровне груди, отве­рнув его под углом, перекидывали через плечо, на спину. На спине из лорума делали петлю, через нее про­девали оставшийся свободный ко­нец. пропускали его наперед и распо­лагали по левой руке.

    Производство плотных шелко­вых и особенно парчовых тканей раз­вивается на протяжении столетий. С помощью таких тканей лучше все­го можно было воплотить византий­скую идею внешнего облика челове­ка. Действительно, плотная, почти негнущаяся ткань с крупным рисун­ком при простом прямом покрое со­здавала как бы футляр. Это легко можно проследить на примере импе­раторского костюма IX—XI веков.

    Активные торговые и дипломати­ческие отношения с Малой Азией и особенно с Персией приводят к то­му, что восточные, главным обра­зом персидские, влияния проникают в быт византийцев. Так, наряду с су­ществующим парадным одеянием императора появляется совершенно новый вариант его костюма, возник­ший, безусловно, под персидским влиянием. Характерной особенно­стью одежды византийских импера­торов, перешедшей к ним от Рима, было то, что она не имела застежки, была «накладной», надевалась через голову. Большинство же восточных одежд имели застежку или запахива­лись с полы на полу. И такая одежда типа персидского кафтана, то есть прямая, неширокая, с узкими длин­ными рукавами и поясом, появляет­ся в обиходе византийских императо­ров. В этой одежде изображен импе­ратор Алексий Апоковка на миниа­тюре первой половины XIV века. На голове императора венец типа вос­точной тиары.

    По древнеримскому обычаю, пу­рпуровые башмаки остаются знаком императорского достоинства. В Ви­зантии они были вышиты чеканны­ми золотыми бляшками с эмалью и драгоценными камнями.

    Скудость светского изобрази­тельного материала не дает нам пол­ной картины костюма широких сло­ев населения. Однако на миниатю­рах X—XI веков встречаются немно­гочисленные изображения участни­ков сцен из жизни святых в интере­сных и новых для нас костюмах. Мо­жет быть, это даже не жители столи­цы, но, вероятнее всего, подданные и обитатели Византийской империи.

    Коронация императора Уильяма. Мозаика.
    Сицилия. Монреале, собор.
    Костюмы византийских императоров. На протяжении полутора столетий костюм византийского императора в основных частях не изменился и был распространен в некоторых европейских государствах. Но его формы стали суше, далматика из очень плотной, тяжелой парчи — более узкой.

    Так, пожилой человек с бородой, в кафтане с асимметричной застеж­кой и в остроконечной

    Христос коронует короля Рожера.
    Ок. 1143 г.
    Мозаика Иарфика Мартораны в Палермо.
    Лорум из парчи на плотной, почти не гнущейся подкладке уже нельзя было перекидывать через левую руку, как это было установлено обычаем. Поэтому к его концу пришивали кусок другой шелковой ткани — «форакион», который и спускали с левой руки.

    шапке—невиданный тип среди стереотипных изо­бражений святых. Его ко­стюм настолько жизненный и реальный, что не вызывает сомнения в подлинности прототипа. Меховой околыш шапки и обувь позволяют предполагать, что это один из пред­ставителей западных славянских пле­мен, обитавших на территории Византии.

    Ткани, которые использовались для костюмов основного населе­ния— шерстяные, полушерстяные, льняные.— одноцветные и с набив­ным рисунком; в одежде зажиточ­ных слоев горожан бытовали и полушелковые материи.

    Сословный характер государства требовал ясных разграничений и во внешнем облике подданных. В Византии неоднократно запрещалось носить одежду из шелковых пурпуро­вых тканей с золотом. Только узкой группе привилегированных лиц раз­решалось носить подобную одежду.

    Костюм воинов

    Доспехи и ко­стюм воинов в Византийской импе­рии в основном были сделаны по римскому образцу (ил. 125).

    Женский костюм

    Женская одеж­да—длинная, прямого покроя, из плотных тканей—тщательно скры­вала тело.

    Первые два столетия в Византии еще сохраняются римско-эллинистические формы костюма. Но начиная с IV—V веков появляется все боль­ше прямых одежд из плотных тка­ней, и легкая палла поздней Римской империи заменяется покрывалом, окутывающим всю фигуру. В это же время в аристокра­тической среде распространяется далматика, впервые появившаяся в Риме в III веке. Но византийская далматика из блестящей парчи с диа­гонально обрезанным подолом, вы­шитая драгоценными камнями в со­четании с мягкой атласной туникой и тонкой вуалью, была произведени­ем высокого художественного вкуса. Однако в этих блестящих костюмах характерные особенности византийского решения внешнего облика жен­щины только намечены. Его воплощение мы находим в прославленной мозаике храма Сан-Витале в Равен­не. где изображена императрица Фе­одора со свитой (548 год). Костюм императрицы подобен одея­нию императора, но еще более рос­кошный: пурпуровая мантия, венец, обилие драгоценностей. Одежда же женщин-придворных полностью скрывает тело; сверх столы с длин­ными узкими рукавами надета пенула, превращенная теперь в богатое одеяние из парчи. Как и многие ви­ды византийского костюма, пенула бытовала долго. С ее помощью создавали различные цветовые сочета­ния: пенулу из ткани с рисунком но­сили с одноцветной столой, или, на­оборот, пестротканую столу надева­ли с одноцветной пенулой.

    На протяжении времени изменя­ется и далматика. В X веке она ста­новится довольно узкой, длинной, из плотной парчи, с длинными, силь­но расширенными книзу рукавами. Носить такую далматику имели право только императрицы. Полностью скрывая фигуру, она пре­вращает женщину в роскошно убран­ный цилиндр, формально выполняя главное требование церковной тра­диции. Этому же костюму соответ­ствовала и прическа из искусствен­ных волос, подобная сложному го­ловном убору.

    Интересные виды одежд визан­тийских девушек-аристократок нахо­дим мы среди церковных изображе­ний мучениц. Мученицы-девы трак­товались византийской церковью как «невесты» Христа и поэтому, независимо от их действительного социального положения, их всегда изображали в самых великолеп­ных одеждах, доступных в реальной жизни лишь богатым аристократ­кам.

    Красочные, утонченные по соче­таниям цветов, очень интересные по форме и покрою, изысканные но пропорциям и ритму костюмы на мученицах, изображенных на мозаи­ке в церкви св. Аполлинария Нового в Равенне.

    Значительно видоизмененные, иные по пропорциям костюмы мы видим на скульптурах мучениц в цер­кви Санта Мария делла Валле в Чивидале (середина VIII века).

    Изображение более позднего ко­стюма девушек-аристократок встре­чается и на миниатюрах. Так на миниатюре из манускрипта «Слава и Власть» две девушки подносят всаднику венец и воинский шлем. Обе они изображены в движении, и поэтому хорошо видны пласти­ческие свойства тканей их одежды — плотных, но мягких. На девушках одинаковые узкие прямые тупики с длинными узкими рукавами, а све­рху не далматики, а одежда без рукавов, состоящая из свободного лифа и узкой короткой туники. До­полняют их костюм не покрывало или вуаль, а узкие шарфы. У левой шарф спускается с левого плеча, у правой — с правого. В этих костюмах виден уже значи­тельный отход от византийского традиционного идеала женского об­лика.

    Еще более чуждый традицион­ному женский ослик появляется в XIII веке, в изображении танцу­ющей Саломеи. Но Сало­мея не святая дева, а грешница и да­же преступница: как гласит легенда, за свой чувственный восточный та­нец она потребовала голову невин­ного Иоанна Крестителя. Может быть поэтому художник и изобразил ее в гаком великолепном красно-пурпуровом платье из мягкой ткани, обрисовывающей все движения ее мо­лодого тела в танце.

    По немногим сохранившимся ми­ниатюрам можно судить об одежде горожанок различного достатка. Обычай ходить с покрытой головой для замужних и вдовых женщин су­ществовал в Византии издавна. Оставлять открытыми волосы име­ли право только девушки. Им же разрешалось носить и короткую вер­хнюю тунику. Эти туники (вариант далматик) отделывали вы­шитым оплечьем и каймой понизу. В известных кругах бытовала и лег­кая одежда из довольно мягких тка­ней с короткими рукавами — так, во всяком случае, изобразил художник XIV века танцующую на свадебном шествии деву. Но совсем не­обычный женский костюм, идущий вразрез с установившимися и исто­рически правильными представлени­ями, нарисовал византийский худож­ник. одев в него самаритянку, бесе­дующую с Христом. Образ жизни са­маритянки дал повод художнику изобразить женщину легкомыслен­ного поведения: кокетливая причес­ка, большое декольте, короткие ру­кава и туника с облегающим высо­ким лифом — все полно жизненной правды и создано для того, чтобы привлекать. Здесь художник приотк­рыл нам ту сторону Византийской жизни, которая не вошла в изобрази­тельное искусство Византии.

    Женскую обувь — мягкие башма­ки из кожи — чаще всего делали бе­лого, красного и желтого цветов. Обувь аристократок была из шелка и парчи, украшенная вышивкой, дра­гоценными камнями и жемчугом.

    Украшения

    Ювелирное искус­ство Византии — это большая об­ласть декоративного искусства. Особенно прославились византийские эмали в сочетании с зо­лотом, гонкой филигранью и чекан­кой. Диадемы, серьги, шейные украшения, браслеты, кольца, пряжки, застежки — все отличается единством стиля и высоким художественным мастерством. Влияние византийско­го ювелирного искусства и костюма больше всего было ощутимо в Древ­ней Руси.

    Византийский костюм

    Да молчит всякая плоть человеча
    и да стоит со страхом и трепетом
    и ничто же земное в себе да не помышляет.
    Д. С. Мережковский

    Византия явилась естественной наследницей погибшего Рима. На развалинах античной культуры и в преддверии Средневековья формировались культура, быт, стиль жизни византийцев.

    В Византии, жившей по законам христианства, выработались новые по сравнению с античными эстетические представления и новый художественно-догматический стиль.

    В архитектуре новый стиль проявился в строительстве христианских храмов. В Византии самым известным был храм Святой Софии в Константинополе — образец красоты и величия, воплощение идеи могущества христианского Бога.

    Из-за ограничений церкви статуарная скульптура в Византии практически перестала развиваться, но зато появился новый, невиданный ранее вид живописи — писание икон по канонам и были созданы такие шедевры иконописи, как «Богоматерь Владимирская» и «Двенадцать Апостолов».

    Византийские мозаики также славились во всем христианском мире, а византийские мастера работали во многих странах, в том числе на Руси: в Киеве, Новгороде.

    Идеал красоты. Под влиянием христианства пропадает свойственный грекам и римлянам интерес к красоте человеческого тела (плоти) и возникает интерес к духовной красоте человека.

    Фигура, замаскированная объемными, многослойными одеждами, — не главное в облике человека.

    Высокий лоб, прямой тонкий нос, маленький изящный рот, удлиненный овал лица с выражением печали и кротости, как на лике Богоматери, — облик прекрасного человека в этот период.

    Виды и формы одежды. Текстиль. Богатые византийцы отказались от льна и шерсти и отдали свое предпочтение шелку. Нижние туники шились из тонкого шелка, а вся верхняя одежда — из плотного узорчатого шелка, превращавшего ее в стоячий драгоценный футляр, упаковку, в которой свободно помещено тело. Это были шелка с крупным раппортом (рис. III. 1), а также парча и алта-бас (цельнозолотная ткань), богато украшенные вышивкой и жемчугом (цв. вкл., рис. 21, 22).

    В Византии с середины VI в. знали тайну производства шелковых тканей. Изготовление их и пурпурного красителя стало в Византии государственной монополией.

    В отличие от греков и римлян византийцы ценили сложные, сумрачные цвета, придававшие облику таинственность. Однако в придворном костюме использовались и яркие тона, такие, как пурпур, золотистая охра и др.

    Византийские узорчатые ткани прославляются и упоминаются многих литературных источниках: русских летописях, французских поэмах, в иранской литературе. Узоры византийских тканей сочетали в себе античные и восточные традиции, а также христианскую символику. Это были узоры с реальными и фантастическими животными (львами, кентаврами, грифонами, павлинами), инициалы Иисуса Христа и кресты в обрамлении из тигельного орнамента (см. рис. III. 1).

    Рис. III. 1. Образцы текстильных узоров.

    Символичными были и цвета, применяемые в текстиле и костюме. Голубой символизировал небо, зеленый означал цветение, возрождение, надежду. Золотому цвету придавалось главенствующее значение: блеск золота ассоциировался с божественным сиянием. Всепобеждающая божественная энергия, сила, чистота — вот что означала отделка костюма византийских императоров золотыми чеканными бляшками, алтабасом и парчой.

    Для Византии характерно сочетание в одном костюме накладных и драпирующихся одежд. Нарамник, далматик, туника, стола, пенула, оплечье — накладные виды одежды; лорум, мафорий, плащ — драпирующиеся виды одежды. Византийский костюм характеризуется спокойными полукружными линиями, мягко касающимися фигуры, не выявляя ее (лорум, мантия, стола, пенула).

    Рис. II 1.2. Одежда императора: плащ с таблионом, туника. Рис, III.3. Костюм императора с нарамником и туникой. Рис. III.4. Элемент одежды духовенства — туника латиклавия

    Мужская одежда. Мужская одежда обычно состояла из туники, штанов, далматика и плаща. Штаны становятся обязательным элементом мужского костюма.

    Император носил нижнюю тунику из тонкого шелка, сверху — далматик, подпоясанный золотым поясом и украшенный золотой отделкой. Нижняя туника имела узкие длинные рукава. У далматика рукава были значительно шире, из-под них виднелись рукава нижней туники, отделанные каймой. Плащ был пурпурного цвета из тяжелой и неэластичной шелковой ткани и ниспадал до земли. На груди и спине был нашит отличительный ромбовидный знак из драгоценной парчи — таблион (рис. Ш.2). Начиная с VII в. император стал носить поверх далматика длинный шарф из алтабаса — лорум. Лорум — это как бы переродившаяся тога. Свое происхождение он вел от консульского парчового шарфа времен позднего Рима. Конец его перебрасывался через левую руку, как у римской тоги. Драпировался он согласно определенным канонам (см. цв. вкл., рис. 21).

    Несколько позже лорум переродился в нарамник, в котором перед был короче задней части (рис. Ш.3). Духовенство носило длинные туники — латиклавии (рис. Ш.4) с двумя вертикальными полосами. Мужчины также носили поверх далматика пенулу с капюшоном или без него (см. рис. 11.58). Все плащи имели полукруглые очертания.

    Рис. III.5. Одежда замужней простолюдинки: мафорий, пенула, стола. Рис. III.6. Одежда замужней простолюдинки: мафорий, туника, стола. Рис, III.7. Костюм императрицы. Рис. III.8. Костюм молодой аристократки; далматик, туника, покрывало

    Женская одежда. Именно в Византии появилась манера носить сразу несколько одежд, одну на другой. Это были широкие рубашкообразные туники-столы до пола; у нижней туники были узкие, а у верхней — широкие рукава (рис. III.5, III.6). Поверх них надевался полукруглый плащ-мантия (супергумераль) с фибулой на плече. Эта многослойность костюма стала затем главной особенностью в моде Средневековья.

    Императрица поверх столы из многоузорчатого шелка носила плащ с таблионом из парчи либо с широкой каймой (см. цв. вкл., рис. 22). Вокруг шеи надевалось оплечье — византийский воротник из жемчуга и драгоценных камней. Роскошный головной убор с жемчужными подвесками, богатая узорчатая кайма на платье, вышивка, бисер, драгоценности — все это превращало костюм в драгоценное произведение искусства (рис. III.7). Аристократки носили также богато декорированные полуприлегающие далматики с диагонально срезанным подолом (рис. III.8).

    Замужние женщины-простолюдинки имели одежду более скромную: нижнюю — тунику, верхнюю — столу, пенулу и накидку на голову — мафорий (см. рис. III.5, III.6). Такой была одежда Богоматери. С принятием христианства замужние женщины стали прятать волосы под головные уборы. Это правило господствовало на протяжении всего периода Средневековья вплоть до Ренессанса.

    Рис. III.9. Женский венеи. Рис. III.10. Виды мужских венцов. Рис. III.11. Популярные мужские прически «под скобу» (а) и «в кружок» (б). Рис. 111.12. Золотые серьги, отделанные драгоценными камнями и жемчугом

    Обувь. Обувь (цв. вкл., рис. 23) была мягкая, удобная: ремешковая по римскому образцу; закрытая, с узкими носами — соччи; узконосая домашняя типа шлепанцев-пантофли. Простолюдины носили камгтаги — мягкую обувь черного цвета, придворные — яркие, пурпурные, с отделкой вышивкой, с золотыми бляшками и драгоценными камнями. Мягкие сапоги также были популярны. Чем длиннее были голенища у сапог, тем короче туника.

    21. Костюм императора: туника, сверху далматик, поверх далматика — лорум из алтабаса, головной убор — митра с жемчужными подвесками. Рис. 22. Костюм императрицы: туника, стола, плащ, оплечье, головной убор (митра). Рис. 23. Обувь: соччи (а), кампаги (6), пантофоли (в)

    Головные уборы, прически, украшения, косметика. Популярные в Византии головные уборы — венцы (рис. III.9, ШЛО), митры, тиары, различные диадемы, повязки, покрывала, платки, накидки.

    Прически мужчин — это в основном стрижки «под скобу» и «в кружок» до мочки уха (рис. III. 11). Бороды и усы были обязательным дополнением к прическе.

    Женская прическа, наиболее популярная в этот период, — валик из волос надо лбом, перевитый лентами и жемчужными нитями и закрывавший уши (см. рис. III.7). Однако прически замужних женщин обычно прятались под головные уборы, мафории, покрывала, повязки, так как христианская мораль запрещала женщине ходить с непокрытой головой.

    Продолжение византийских традиций в костюме и религии четко прослеживается в обычаях древней и средневековой Руси вплоть до реформ Петра I. Русь сохранила и развила византийский костюм, так как явилась прямой и главной наследницей этой сложной и многообразной культуры, соединившей в себе античные и христианские традиции погибшей цивилизации.

    Византийские аристократки носили множество разнообразных украшений, хотя церковь их и запрещала.

    Император и императрица украшали себя жемчужными подвесками, обычно по две нити с каждой стороны лица. Подвески спускались у мужчин от висков до плеч, у женщин — до середины груди. Очень популярны были диадемы, а также серьги из золота (рис. III. 12). Они инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями. Византийское оплечье поражало обилием камней и отделки. Очень широко использовался жемчуг.

    Несмотря на запреты церкви, аристократки широко использовали косметические и парфюмерные средства. Так, жена императора Юстиниана, бывшая гетера и актриса, уделяла много внимания уходу за лицом и телом, а также делала яркие макияжи. Простолюдинки выглядели скромно.

    Связь костюма с архитектурой. Виды византийского костюма менялись в течение веков, но общим было одно: по композиции, пропорциям и облику он напоминал христианские базилики. митра с крестом и мафодий на голове ассоциировались с куполом храма. Футлярообразные объёмные одежды напоминали тело храма (рис.111.13).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: