Техника «хардангер»: вышивка пошагово с фото

Вышивка в технике Хардангер

Вот такой дизайн подвески от Krenic представляю я.

А Татьяна со своей командой вышивает игольницу. Кого заинтересовала эта моделька, она ждет у себя в бложике.

Итак, начнем.
Прежде, чем приступать к делу, хочу всем пожелать легких стежков и терпения. Желаю вам влюбиться в эту вышивку навсегда.

Как и в любом деле, у нас будет 0 этап. Что это такое спросите вы? Отвечаю – этап подготовки. Поскольку среди нас в основном новички. Опускать этот этап мы не имеем права.
Вот перед вами лежит кусочек канвы равномерного плетения, ниточки, ножнички. и все готовы ринуться в бой, но нет. Нам надо подготовить канву для работы.
Для начала предлагаю определиться с размером отрезка необходимого для работы. Можно глядя на схему и зная Аккаунт ткани примерно высчитать сколько нам понадобится ткани. Но для вас это пока сложно. Пойдем иным путем.
На схеме видно, что по краю изделия проходит наметочный шов. Это наша разметка. Каждый стежок разметки проходит через 4 вертикальных/горизонтальных нити канвы. Это и будет нашим ориентиром в дальнейшем.
Итак, отступаем от края канвы примерно 2 см (по вертикали и горизонтали) и начинаем прокладывать нашу наметку через каждые 4 нити. Вот как это выглядит (смотрим рис.

1 ЭТАП.


На рисунке 1 (уголок) схематично на канве показано схематично по канве как должны проходить стежки. Рис. 2, 3, 4 я показываю как это вышивается. На рис. 6 показана изнанка.

На рисунке показано еще и схематично как вышивать уголок. Буквами обозначены те же точки, что и 2, 3, 4, 5 на фото.

Тут, как и с блоками, смотрим строго, чтобы все было друг соответственно друга
Вот на рисунке соответствия показаны оранжевыми линиями. Что такое уголок и поворот тоже обозначено.

Ну, приступим.
1,2,3,4 вышиваем наш блок петельным швом (5 стежков). Рис. 6 – выполняем поворот
ВЫСОТА СТЕЖКА 4 НИТИ.

Теперь как вышивать уголок

Что нам понадобиться для этого этапа:

    • Ножнички (специальные для вышивальщиц), у которых длинные и острые кончики у лезвий.

    • Пинцет – им очень удобно вытягивать отрезанные нити.

    • Нитки Перле 12 или их аналог. Можно заменить нитью мулине в 2 сложения.

Существует несколько основных моментов, на которые стоит обратить внимание, прежде чем приступать к этой “операции”.

Правило 1: нити в хардангере прорезаются только тогда, когда вышиты все блоки, петельные швы, глазки.

Обязательно нужно проверить проверить. Красными линиями все показано.

НИКОГДА НЕ РЕЖЬТЕ НИТИ У ТОЙ СТОРОНЫ БЛОКА, КОТОРАЯ ОБРАЗОВАНА ДЛИННЫМ СТЕЖКОМ.

А ОБРЕЗАЙТЕ ПО ТЕМ СТОРОНАМ, КОТОРЫЕ ОБРАЗОВАНЫ 5 СТЕЖКАМИ.

Оранжевым помечены отрезки, где мы будем резать нити.

Как мы помним, наш блок вышивался через 4 нити. Следовательно он и обрамляет 4 нити, которые мы будем прорезать. Вот они, на рисунке расположены между точками 1 и 2. Вот как это делается: о стрый кончик ножниц вводим в точку, с которой начинали вышивать наш этот блок (точка 1), затем как бы продеваем лезвие под следующими 4-мя нитками ткани (как бы одеваем их на лезвие и выводим кончик в противоположное отверстие (точка в которую выполнялся последний стежок блока) – точка 2. На лезвие должно быть только 4 нитки, не больше. Осторожно обрезаем эти нити, стараясь подвести ножницы как можно ближе к блоку.

Читайте также:
Вышитая картина "Санкт-Петербург"

Вышивка золотом и золотыми нитями

Золотное шитье долгое время относилось к одному из самых дорогих видов вышивки, которую использовали для украшения одежд монархов и главенства церкви, а также ряда предметов, требующихся для религиозных обрядов.

Сегодня появились материалы, имитирующие драгоценные металлы, из которых и создавались тончайшие золотые нити, но при этом стоимость их значительно ниже. В связи с этим золотное шитье, которым ранее занимались избранные мастерицы, профессионализм которых сводил к минимуму риск порчи нитей, сейчас стало доступно всем желающим и превратилось в изысканное хобби.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Что такое золотная вышивка

Золотным шитьем называют ручную вышивку, при которой работа ведется тонкими золотыми нитями, реже серебряными. То, насколько сильно солнечные лучи играют на вышивке, может повышать или понижать ее стоимость. Чем переливы ярче, тем ценнее работа.

Впервые упоминания о вышивке золотом появились во II веке до нашей эры. По преданию такое рукоделие возникло в Пергамском царстве, которое находилось на Северо-Западе Малой Азии. Оттуда это искусство попало в Римскую империю и далее распространилось по территории Европы и Северной Африки.

На Руси вышивка золотой нитью появилась в 10-11 веках. Долгое время такой работой занимались только в монастырях. Там было доведено до совершенства лицевое золотное шитье, при котором на изнаночной стороне ценные нити практически не были видны. Знатные женщины, уходящие в монастырь, часто имели послушание именно золотошвеек. Такое шитье долгое время использовалось только для украшения хоругвей, церковных занавесов и облачений церковнослужителей.

Обучались золотошвейки и для княжеского дома. В их обязанности входило расшивание царской одежды. На обучение мастерицы уходило до 7 лет.

Необходимые материалы и подготовка к работе

Техника золотной вышивки сложная, для ее освоения потребуется достаточно много времени. Для работы необходим ряд материалов и инструментов, которые должны иметь хорошее качество.

  • Иглы должны иметь достаточно широкое ушко, чтобы нить, которая отличается особой хрупкостью, не повреждалась.
  • Наперстки нужны для каждой руки, так как в процессе создания узора будут задействованы обе.
  • Острые ножницы – важно, чтобы концы их лезвий могли перерезать нить без повреждения.
  • Витейка – особая деревянная катушка значительной длины, которая применяется для наматывания нитей и их дальнейшего направления по узору. Она помогает снизить трение материала и сохранить его блеск.
  • Шило необходимо, если работа ведется по плотной основе, например, коже или замше. Игла шила должна быть достаточно тонкой, чтобы дырочки не проглядывали в дальнейшем на готовой вещи. Лучше использовать специальный швейный инструмент, а не хозяйственный.
  • Пяльцы – работу ведут по хорошо натянутой ткани. Использовать надо пяльцы с подставкой, которые могут быть установлены на столе, диване или полу. Работа ведется двумя руками, а при использовании пялец без подставки освободить обе не получится. Размер пялец должен быть достаточным, чтобы весь узор помещался в них. Металлизированные нити – нежный материал, который будет травмироваться и терять свой декоративный вид на изломах.
Читайте также:
Мышонок с цветами: вышивка пошагово с фото

Сейчас применяют синтетические нити, полностью имитирующие золотую, серебряную и медную проволоку особой тонкости, которой раньше и создавали узоры. При желании рукодельницы вышивают металлизированными нитями других цветов, но в этом случае рисунок получится далеким от классической золотной вышивки.

Кроме металлизированной нити, необходимо иметь подходящие по цвету шелковые нитки, которыми будет закрепляться основной материал. Часть рукодельниц использует для этого прозрачную мононить-леску, но это не желательно.

Ткань для работы требует особого внимания. Так как большая часть узоров вышивается при помощи подкладной ткани, основная должна быть тонкой и легкой. Подкладная ткань будет действовать в качестве укрепляющей, чтобы не перекашивался узор и не повреждалась основная ткань.

Также для вышивки потребуется специальный клей для ткани, пчелиный воск, фольга и дополнительные декоративные элементы. В зависимости от выбранного рисунка это могут быть жемчужины, бисер или пайетки.

Апельсин.ру

Золотое (золотное) шитье: вышивальные швы, техника, схемы и рисунки

Металлические нити в вышивке использовали издавна, равно как и украшение вышивки драгоценными камнями. В русской традиции присутствует несколько приемов такой работы. О некоторых, наиболее часто используемых, мы поговорим в этой статье.

В древности нити для этой вышивки были из золота и серебра, реже из меди. И шитье называлось «золотым». В более позднее время нити только покрывались драгоценными металлами, «серебрились», «золотились». И шитье начали называть «золотным». Золотом заполняли фон или отдельные части рисунка.

Содержание

Вышивальные швы

Золотом вышивали «вприкреп». Кроме того, металлически нити использовали в вышивке гладью. Мы рассмотрим подробно шитье «вприкреп».

Шов «вприкреп»

Шить золотой нитью «в прокол» довольно сложно: нить хрупкая и, проходя через ткань, ломается. Поэтому нить прикрепляли на внешней стороне ткани короткими стежками шелковой ниткой. Шелк брали в цвет металлической нити или подбирали контрастного оттенка. Стежки-прикрепки создавали на поверхности различные узоры.

  1. Закрепите золотую нить на основе. Для этого выведите рабочую нитку (шелковую) в начале шва. Золотую нить сложите вдвое и накиньте петлю на иглу. Введите иглу рядом с первым проколом и затяните стежок.
  2. Приложите золотую нить, сложенную вдвое, по направлению шва.
  3. Выведите иглу на небольшом расстоянии от первого стежка. Выполните короткий стежок над золотыми нитями перпендикулярно им.
  4. Затяните стежок так, чтобы золотые нити плотно прилегали к основе, но не стягивались.
  5. Для следующей прикрепки выведите иглу на выбранном расстоянии и повторите первую прикрепку.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки.

Обратная сторона шва

Шов «изнаночный прикреп», или проемный шов

Этот шов отличается от предыдущего: золотая нить протягивается на изнаночную сторону основы прикрепкой в форме петли. Стежков-прикрепок не видно на лицевой стороне вышивки.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки. Точка 0 – выход золотой нити на лицевую сторону

Обратная сторона шва

  1. Выведите золотую нить на лицевую сторону в начале шва.
  2. Выведите иглу с рабочей ниткой на небольшом расстоянии от выхода золотой нити.
  3. Приложите золотую нить к основе по направлению шва.
  4. Проведите иглу над золотой нитью и введите иглу строго в прокол.
  5. Затяните петлю, слегка натягивая золотую нить.
  6. Убедившись, что золотая нить плотно прилегает к основе, затяните прикрепку так, чтобы золотая нить прошла через основу, образуя на изнаночной стороне маленькую петлю.
  7. Выведите иглу на расстоянии длины стежка от первой прикрепки и повторите ее.
  8. Продолжайте шить до конца ряда.
  9. Поворот. Поверните нить на 180° и выведите иглу рядом с последней прикрепкой первого ряда, немного заходя под золотую нить. Выполните прикрепку, несильно затягивая рабочую нитку.
  10. Подтяните золотую нить, после чего затяните прикрепку.
  11. Продолжите работу по всей линии шва.
Читайте также:
Фоторамка с вышивкой

Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки. Точка 0 – выход золотой нити на лицевую сторону

Аксамитовый шов

Этот шов получил название от восточной ткани. Аксамит напоминает бархат, но ворс образуют не стриженные волокна, а маленькие петельки.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки. Точка 0 -выход золотой нити на лицевую сторону

  1. Выведите золотую нить на лицевую сторону основы и закрепите ее прикрепкой.
  2. Приложите к поверхности основы тонкую палочку (зубочистку или толстую иглу, вязальную спицу) так, чтобы прикрепка располагалась под ней.
  3. Выведите иглу с другой стороны палочки и выполните прикрепку, проведя золотую нить над палочкой. В нашем случае прикрепки – петли. Если вы хотите делать прикрепки короткими стежками, располагайте их перпендикулярно палочке.
  4. Продолжайте делать прикрепки как можно ближе друг к другу.
  5. Закончив шов, выньте палочку.
  6. Если вместо палочки использовать шнур или сложенную в несколько сложений нитку, вы получите шов «по веревочке». В этом случае веревочку, естественно, не выдергивают.

Графическая схема. Выполнение прикрепок для золотой нити вокруг спицы

Техника вышивки «вприкреп»

В этой технике создавали плотный фон из рядов золотой нити. Шитье выполняли непосредственно по ткани основы или по настилу, выполненному нитками различной толщины. Для настила, как правило, использовали льняные, а позднее бумажные нитки.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки при подвороте.

Порядок работы

  1. Переведите рисунок на ткань.
  2. Прошейте контур рисунка швом «вприкреп». Можно использовать нить потолще или скрученную в несколько сложений.
  3. Выполните первый ряд шва «вприкреп».
  4. Поверните нить на 180° и выведите иглу рядом с последней прикрепкой первого ряда, немного заходя под золотую нить. Выполните прикрепку, несильно затягивая рабочую нитку.
  5. Расправьте золотую нить (мы шьем в два сложения) так, чтобы она не была перекрученной.
  6. Подтяните золотую нить, после чего затяните прикрепку.
  7. Отступите на выбранное расстояние (примерно в середине стежка первого ряда) и выведите иглу так, чтобы прокол располагался под нитью первого ряда шва. Такой прием поможет уплотнить ряды вышивки. Прикрепка стежком, «скобочкой», достаточно подвижна и притягивает золотую нить к нити предыдущего ряда. Выполните прикрепку.
  8. Продолжайте шить, сохраняя выбранное расстояние между прикрепками.
  9. В конце каждого ряда шва выполняйте поворот как в пп. 4-6.

Правило 1. Ряды шва должны располагаться очень близко друг к другу.

Читайте также:
"Портофино" картина вышита крестом

Правило 2. Прикрепки делают тем чаще, чем тоньше золотая нить.

Вышивка по карте

В этой технике выполняют объемные детали рисунка. Как правило, по карте вышивали на жестких изделиях: головных уборах, обуви. В качестве подкладки использовали бересту, а позднее картон. Подкладку пришивали или приклеивали к основе.

Графическая схема. Стрелками обозначено направление выполнения прикрепки. Точка 0 – выход золотой нити на лицевую сторону

  1. Переведите рисунок на ткань.
  2. Вырежьте подкладку и закрепите ее на основе.
  3. Шейте как в аксамитовом шве, располагая прикрепки вплотную к контуру прокладки.
  4. По краям деталь можно обшить швом «вприкреп», используя толстую или скрученную в несколько сложений нить.

Графическая схема. Выполнение прикрепок для золотой нити по карте

Кованая техника

Фон в этой технике очень плотный, напоминающий металлическую поверхность с нанесенным на нее чеканным рисунком. Он получается за счет игры света и тени.

Женский головной убор-сборник. Сольвычегодский уезд Вологодской губернии, конец XIX в.

Графическая схема. Контур рисунка прошит золотой нитью с помощью шва вприкреп

  1. Переведите рисунок на ткань.
  2. Прошейте контур рисунка швом «вприкреп». Можно использовать нить потолще или скрученную в несколько сложений.
  3. Выполните первый ряд шва «изнаночный прикреп».
  4. Поверните нить на 180° и выведите иглу в точке поворота. Выполните прикрепку и протяните золотую нить наизнанку.
  5. Отступите на выбранное расстояние и выведите иглу так, чтобы прокол располагался под нитью первого ряда шва. Выполните прикрепку.
  6. Продолжайте шить, сохраняя выбранное расстояние между прикрепками.
  7. В конце каждого ряда шва выполняйте поворот как в п. 4.
  8. При шитье битью используйте шов «вприкреп».

Графическая схема. Заполнение фона рисунка золотой нитью с помощью шва «изнаночный прикреп»

Фон, вышитый битью

Правило 1. Вышивку выполняют тонкими металлическими нитками в одно сложение.

Правило 2. Для основы вышивки подходит очень плотная крепкая ткань. Рыхлая мягкая ткань может порваться.

Схемы и рисунки для золотой вышивки

Рисунок в этой технике создают прикрепки или сами стежки. Существует большое количество традиционных рисунков. Здесь вы познакомитесь с наиболее часто используемыми. Их можно вышивать швами «вприкреп», так и «нижний прикреп».

Рисунок № 1

Бабий шов напоминает кирпичную кладку. Его выполняют, Делая прикрепки в шахматном порядке через две-три нити.

Графическая схема. Расположение прикрепок для данного узора

Рисунок № 2

Для этого рисунка «рядки», или «косой ряд», прикрепки выполняют через одну нить со сдвигом на одну нить основы.

Графическая схема. Расположение прикрепок для данного узора

Рисунок № 3

«Городок», или «копытечко», – еще один традиционный рисунок. Прикрепки для него выполняют по зигзагообразной линии, через одну или несколько нитей, Делая сдвиг на несколько нитей основы.

Графическая схема. Расположение прикрепок для данного узора

Рисунок № 4

Для шва «ягодка» прикрепки выполняют в виде клетки. Количество нитей и ниток основы как для шва «городок».

Рисунок № 5

Шов «перышки» – это шов «ягодка» с дополнительными прикрепками в одну линию.

Рисунок № 6

Шов «Денежка» – по сути двойной шов «городок». Прикрепки также выполняют по зигзагу, но парными рядами в зеркальном отображении.

Читайте также:
Ангел с козленочком: вышивка пошагово с фото

Вышивка золотом, золотыми нитями: история золотошвейного дела, техника выполнения с подробными фото и видео

Золотошвейное дело – замечательное древне – русское ремесло. Оно получило развитие с принятия Христианства. В древней Руси вышивку золотом и очень красивыми золотыми нитями очень ценили, с её помощью расшивали свои роскошные одеяния служители церкви. Распространённой темой вышивки считались сюжеты на библейские темы. Такая работа была сложной и дорогостоящей, потому что в изделие вплетались настоящие нити из драгоценного металла. Занимались красивым рукоделием в монастырях.

Позже нити из золота и серебра заменили металлическими аналогами. Драгоценное рукоделие стало доступнее и полюбилось простому люду. Особой любовью к богатой вышивке воспылало купечество. Золотую одежду берегли, надевали только по праздникам, передавали по наследству.

С изобретением швейной машинки вышивка золотыми нитями приобрела большую популярность. Это неудивительно, ведь усилия, потраченные на её изготовление, значительно уменьшились. Мастерицы – вышивальщицы объединялись в артели. Города Арзамас, Торжок, Городец стали крупными ремесленными центрами, прославившимися золотошвейным делом.

Рассмотрим пошагово вышивку золотом, золотыми нитями для новичков

Торжок городок является единственным местом в современной России, где сохранилось и процветает мастерство русского золотого шитья.

Старинный русский город и его мастерицы считаются гордостью нашей страны. Фабрика «Торжокские золотошвеи» известна и за пределами России. Ассортимент их изделий постоянно обновляется и расширяется.

Продукция, расшитая золотом и серебром, станет лучшим подарком для любителей роскоши и драгоценностей. Мастерицы расшивают богатой вышивкой не только предметы одежды и быта, но и записные книжки, эмблемы, кошельки, шкатулки. Фабрика изготавливает броши, серьги, кулоны, оригинальные заколки для волос.

Андреевский зал Кремля и Георгиевский зал Кремлёвского дворца расписаны вышивальщицами предприятия города Торжок.

Поговорим немного об особенностях дорогой вышивки

Вообще, «канитель» – слово, обозначающее что – либо нудное и утомительное.

А у старинных мастеров «канителью» называли особую, специально изготовленную нить. Шёлковую нитку по спирали обворачивали тончайшей золотой или серебряной проволокой. Безумно сложное и кропотливое занятие.

Нить, скрученная в канитель – более прочная, идеально ложащаяся на материал – основу. Она пришивается незаметными стежками к лицевой стороне рукоделия или прикрепляется льняной ниткой – прикрепом.

Фото пример вышивки с растительным орнаментом:

Вышивкой богатыми нитями украшали плотные ткани: бархат, кожу, атлас. Золотая вышивка появлялась на полотенцах, кокошниках, скатертях, платках, даже на лошадиных сбруях.

Мастер-класс по дорогому шитью с подробными фото и видео

Материалы для работы:

  • Ткань;
  • Нить золотая;
  • Нить вышивальная;
  • Нить синтетическая вспомогательная;
  • Материал для подложки (драп, сукно или толстый картон);
  • Мягкая толстая нить;
  • Универсальный клей;
  • Фольга;
  • Фурнитура для украшения (бусины; пуговицы, бисер и т.д.);
  • Иглы для вышивки;
  • Шило;
  • Вязальный крючок.
  • Рамка или пяльцы.

Важно.

  1. Натягивайте ткань на пяльцы туго, провисания нельзя допускать. Но и перетягивание основы не рекомендуется. Рисунок может деформироваться.
  2. Внимательно переносите рисунок на рабочую ткань, точно по шаблону вырезайте подложки.
  3. Блестящую нить периодически подкручивайте.
  4. Ткань с рисунком совмещайте с подкладкой из плотного материала.

Шов «Мягкий прикреп».

Этим способом нить крепится по узору.

Читайте также:
Херувим и картина Россетти: вышивка пошагово с фото

При выполнении декоративной сетки пользуются тем же способом. Сетка закрепляется шёлковыми нитями контрастного цвета.

При вышивании плоской гладью для прикрепления рабочей нити тоже используют мягкий прикреп. Перевязки стараются сделать незаметными. Но иногда для особого мерцания и оригинальности шов исполняют нитью контрастного цвета.

Шов «Прикреп по счету».

Эта техника используется для особых узоров. Ими заполняют объёмные части рисунка. Рисунки имеют название и закрепляются цветным прикрепом.

Такой шов является разновидностью односторонней глади. При работе этой техникой золотую нить укладывают на плотную основу и закрепляют на краю узора. Необходимо оптимально выбрать рабочую нить, чтобы получить шов хорошего качества.

Нитка закрепляется особенным способом. Шилом делается прокол у начала подложки. Через него протягивается рабочая нить с «лица» на «изнанку» и в обратном направлении. На изнаночной стороне завязываем узелок. Шов проложен, иглу переносим на «лицо» работы, в том же месте переводим её на «изнанку», затягивая аккуратную петлю. Спокойно ведём нить в обратном направлении.

Все нити, вышитые по подложке, натягивайте равномерно. На изнаночной стороне просматриваются изящные, блестящие петельки.

Вот примеры картин, вышитых описываемым способом:

Таким образом, шитьё золотом – замечательная техника. С её помощью получаются настоящие произведения искусства.

Подборка видео по теме статьи

Техника вышивки золотыми нитями, как научиться «драгоценному» шитью

Вышивка золотом золотыми нитями известна с древних времен. В наши дни она не утратила популярности, а завораживающие узоры продолжают украшать одежду и аксессуары.

  1. Как называется вышивка золотыми нитками
  2. Основные техники
  3. Как научиться вышивать

Как называется вышивка золотыми нитками

Вышивка золотыми и серебряными нитями называется золотное шитье.

Первые упоминания о нем датируются вторым веком до нашей эры. На Руси искусство появилось позже. В старинных документах и летописях записи о золотном шитье появляются, начиная с 11 века.

Поначалу применялись тонкие проволоки из натурального металла, а работа выполнялась на дорогих тканях: бархате, парче, атласе, тафте. Стоимость изделий была высокой, а узоры украшали исключительно церковные принадлежности: образы, знамена, хоругви, иконостасы, наряды священнослужителей.

В 18-19 веках наступил пик популярности этого вида рукоделия. Драгоценные металлы начали заменяться более дешевыми волокнами, сделав цены доступнее. Золотистыми и серебряными узорами украшали сумочки, одежду, головные уборы зажиточных женщин и мужчин.

Сейчас этот вид рукоделия снова возрождается. Материалы стали доступнее, и заняться обучением может любой желающий.

Основные техники

Техника вышивки золотыми нитями отличается от глади или крестика. Существует несколько видов золотного шитья:

  • Китайское шитье. Металлические волокна прикрепляются к основе с помощью маленьких стежков шелковыми нитями. В зависимости от задумки, последние могут быть в тон или контрастными.
  • С настилом из шнурочка. Техника похожа на предыдущую. Различие состоит в подкладывании шнурочка для придания узору объема.
  • Сквозное шитье гладью. Расшитый узор имеет одинаковые плоские стежки на лицевой и изнаночной сторонах изделия.
  • Плоское шитье. Вышивка золотыми нитями на одежде и аксессуарах по этой технике требует использования настила. Стежки делаются вперед и назад. После этого нитка закрепляется рядом с подложкой.
  • «Фантазия». Начинать обучение вышивке золотой нитью на мастер-классах рекомендуют с этого вида, так как он самый простой в исполнении. Узор украшается жемчугом, бисером, пайетками и другим декором, способным сделать готовую работу необычнее и скрыть возможные недостатки.
Читайте также:
Узоры для вышивки крестиком

Вышивка золотой нитью для начинающих выглядит сложным и трудоемким процессом. Это действительно так, но результат стоит приложенных усилий.

Как научиться вышивать

Вышивать золотой нитью можно научиться на специальных мастер-классах. Инструкторы ознакомят с историей появления этого вида рукоделия, тонкостями выполнения работы своими руками и пошаговым руководством действий. В качестве примера такого Master Class можно вспомнить о «Вышивке от кутюр золотой нитью» Валентины Рожковой.

Существуют и онлайн-МК. Видео помогут самостоятельно освоить старинный вид творчества по урокам «От кутюр» Рожковой или других мастериц.

Схемы вышивки золотыми нитями можно найти в интернете. Для работы также понадобятся:

  • тонкие нитки gold и silver под номерами 20, 30, 40;
  • иглы;
  • наперстки;
  • ножницы;
  • витейка;
  • шило;
  • пяльцы;
  • калька.

Инструменты можно купить по-отдельности или заказать набор, включающий все необходимое для новичка, в том числе простые схемы с фото готовых работ.

Вот несколько мастер-классов по основным техникам.

Вышивка на подложке:

Вышивка по настилу:

Обучаться золотному шитью лучше на плотной хлопковой ткани. Позже можно будет показать свое мастерство на украшении сумок, одежды.

Золотое шитье: 10 техник вышивки канителью

Пару веков назад позволить себе золотое шитье могли только состоятельные люди. Как только появилась техника, ее применяли для украшения одежды царской семьи и церковнослужителей. Это связано с тем, что тянули канитель из золотых и серебряных нитей, чем объясняется дороговизна подобного декора. Современная техника золотого шитья претерпела большие изменения. Да и сам материал стал многообразнее. Благодаря тому, что при производстве используются дешевые материалы, канитель не отличается высокой стоимостью.

Наиболее популярные виды вышивки канителью

Канитель для вышивки– это металлическая нить, скрученная в спираль. Современный ассортимент представляет огромный выбор канители, которая отличается не только цветом и толщиной. Среди всего многообразия необходимо выделить наиболее популярные виды:

  • жесткая;
  • мягкая;
  • гладкая;
  • фигурная;
  • трунцал (ребристый вид, скрученный или вытянутый из плоской проволоки).

Техника вышивки «золотое шитье» напрямую зависит от того, какой вид канители был выбран для рукоделия. Стоит отметить, что при работе используются три вида крепления на поверхности изделия:

  • Небольшие отрезки канители нанизывают на иглу и крепят к ткани при помощи нитей. Напоминает вышивку бисером и стеклярусом.
  • Мягкая канитель также нанизывается на иглу. Крепится по краям, после чего фиксируется по всей длине нити в соответствии с контуром, нанесенном на ткани.
  • Для крепления жестких видов канители используются потайные виды крепления нитями в тон. Обычно это нитки из полиэстера или лавсана.

Это памятка для начинающих, но важнее знать, что существует много различных техник. Представляем десять наиболее популярных среди рукодельниц швов.

    1. Шов стебельчатый. Самый популярный шов, особенно среди начинающих рукодельниц. В зависимости от длины отрезков канители, может быть широким или узким. Узкие полоски используют для обозначения контура, более широкими заполняют внутреннее пространство. Выполняется прямо на ткани или по основе (шнур, полоска плотной ткани).
    2. Корзиночки или плетенка. Простой способ, который легко освоит начинающая рукодельница. Здесь самое важное – одинаковые кусочки канители. Используется для заполнения внутреннего пространства вышивки. Если сложно выполнить шов «на глаз», можно разметить карандашом заполняемую поверхность. Оригинально смотрится корзиночка с бусинами или бисером в каждом квадратике.
    3. Тамбурный. Простой, но достаточно оригинальный шов, который быстро освоит любая рукодельная. Особое внимание уделять длине отрезков. Они должны быть одинаковыми. Используется для вышивки контура, а также для заполнения пространства.
    4. Цепочка. Как и основные виды швов канителью, цепочка также не представляет сложностей. В работе используются отрезки канители двух размеров. Более длинные – петельки, короткие используются в качестве перемычек.Цепочки бываю самых разнообразных видов. На фото выше представлена основа цепочки, а ниже вариации ее исполнения.
    5. Цепочки с бисером или бусинами, которые пришиваются отдельно и только потом обводятся канителью. Такая техника золотого шитья часто встречается в царских одеждах.
    6. Кирпичная кладка. Техника оригинально смотрится на золотой объемной вышивке. Для этого в рисунке используется предварительно пришитый, приклеенный плотный материал. Например, это может быть фетр. Обшивается по контуру, а затем аккуратными стежками заполняется внутреннее пространство.
    7. Объемная косичка. Работа может показаться сложной, так как выполняется из канители достаточно большой длины. Если отрезка не хватит, конец спрятать и начинать плетение с нового отрезка, фиксируя каждый изгиб нитью на ткани.
    8. Елочка. Используется для вышивки растительных мотивов. Таких, как листочек, представленный на фото. На ткань наносится контур, а затем заполняется отрезками канители. Ее можно тянуть, если отрезок окажется меньшего размера, но не сильно, чтобы этого не было заметно.
  1. Петли. Метод, применяемый для заполнения внутреннего пространства, создания отдельных цветочков, орнаментов. Вид получается объемный и достаточно красивый.
  2. Шов ягодка. Простой, но очень красивый способ. Используется для создания отдельных или многоярусных мотивов. Например, виноградные гроздья вышиваются таким способом.
Читайте также:
Вазы для цветов: вышивка пошагово с фото

Золотошвейное искусство было зарождено на Руси много веков назад. По сегодняшний в городе Торжок имеется огромная коллекция шедевров того времени. Насладиться их красотой могут наши современники. Панно представлено современными мастерицами, которые с удовольствием делятся с гостями таинствами золотого шитья на мастер классах.

Но и самостоятельно освоить технику просто. Достаточно иметь огромное желание и небольшой запас свободного времени. Недорогой материал поможет создавать просто царские вышивки и украшения. Ведь канитель используют не только для вышивки, но и для изготовления бижутерии.

Золотное шитье: история и секреты «драгоценного» рукоделия

«…То ль серебро, То ль золото искрится, То ли струятся слезы по шитью…» А. Дементьев

Золотное шитье занимает особое место в истории вышивки, и по сей день остается одним из самых трудоемких и кропотливых видов рукоделия. Мастерицы, владеющие техниками золотного шитья, ценятся по всему миру, а работы стоят достаточно дорого. Если раньше вышивка создавалась из золотых и серебряных нитей, и называлась «золотой», то сейчас она получила название «золотной», значимость которой придает уже не материал нитей, а искусство, передаваемое из поколения в поколение.

Золотое шитье появилось еще во II веке до н.э. на северо-западе Малой Азии. В то время вышивка называлась атталинской – в честь правителя Атталу, при котором была основана. В Древнюю Русь изделия с золотым шитьем были завезены из Византии в 10 веке. Несмотря на высокую стоимость, расшитые полотна и наряды сразу начали пользоваться большим спросом. И уже к 12 веку в древнерусском государстве стали появляться собственные золотошвейные мастерские.

Золотошвейка, В. Тропинин 1826 г.

Нити для золотого шитья на Руси в основном завозились с Запада (из Голландии, Венеции) и были четырех видов:

  • Волоченые (тончайшая золотая или серебряная проволока);
  • Пряденые (льняная нить, туго обвитая золотой волоченой нитью);
  • Бить (узкая золотая или серебряная полоска);
  • Скань (шелковая или льняная нить, обвитая золотой или серебряной проволокой).

Из-за материала используемых нитей, наряды получались не только дорогими, но и тяжелыми – вес одного изделия мог превышать 20 кг. После 16 века на смену чистому золоту в нитях пришли позолоченное серебро и латунь с добавлением золота, которые получили название «золотных нитей».

Читайте также:
Вышивка роз лентами

Продолжительное время золотошвейные мастерские были расположены только при монастырях. Там создавались плащаницы, иконы, одежда для священнослужителей при помощи орнаментального и лицевого шитья.

Затем мастерские художественного шитья («светлицы») стали появляться при царских и боярских домах. Мастерицы расшивали головные уборы, воротники и манжеты, женские сумочки и футляры для оружия. Все эти вещи трепетно берегли, передавали по наследству и дарили молодоженам в качестве приданого.

Парадное платье императрицы Александры Фёдоровны, 1896 г.

Для создания качественной вышивки золотошвейки использовали специальную деревянную катушку – витейку. Благодаря равномерной намотке нитей на инструмент, они не соприкасались с руками, тем самым не путались и не окислялись. Чтобы золотные нити не скользили по катушке, первый слой на витейке делали из хлопковой нити. Данный инструмент в золотном шитье используют по сей день.

Что такое золотная вышивка


Золотным шитьем называют ручную вышивку, при которой работа ведется тонкими золотыми нитями, реже серебряными. То, насколько сильно солнечные лучи играют на вышивке, может повышать или понижать ее стоимость. Чем переливы ярче, тем ценнее работа.
Впервые упоминания о вышивке золотом появились во II веке до нашей эры. По преданию такое рукоделие возникло в Пергамском царстве, которое находилось на Северо-Западе Малой Азии. Оттуда это искусство попало в Римскую империю и далее распространилось по территории Европы и Северной Африки.

На Руси вышивка золотой нитью появилась в 10-11 веках. Долгое время такой работой занимались только в монастырях. Там было доведено до совершенства лицевое золотное шитье, при котором на изнаночной стороне ценные нити практически не были видны. Знатные женщины, уходящие в монастырь, часто имели послушание именно золотошвеек. Такое шитье долгое время использовалось только для украшения хоругвей, церковных занавесов и облачений церковнослужителей.

Обучались золотошвейки и для княжеского дома. В их обязанности входило расшивание царской одежды. На обучение мастерицы уходило до 7 лет.

А вы уже пробовали заниматься золотной вышивкой?
ДаНет

Из монастырских мастерских

Изначально золотым шитьем вышивали церковные облачения (оплечье, епитрахиль, стихарь).

Читайте также:
Фоторамка с вышивкой

Использовались растительные орнаменты (цветы, листья), а также антропоморфные – изображались сюжеты из Библии. Мастерицы работали в монастырях, труд был тяжелый.

Затем на место золотой нити пришла металлическая нить. В результате этого вышивка стала дешевле и доступнее, ее все чаще можно было заметить на одежде зажиточных людей.

Любовью к таким вещам отличалось купеческое сословие.

После того как была изобретена швейная машина, стали возникать целые артели мастериц золотого шитья Арзамас, Городец, Лысково, Торжок – вот известные города, откуда великолепная вышивка развозилась по всей России.

Как попробовать приручить жар-птицу, расскажет этот мастер-класс. Почерпнув вдохновение из великолепных вышивок, попробуйте создать роскошь своими руками.

Поговорим немного о том, какие инструменты и материалы помогут в этом.



Необходимые материалы и подготовка к работе

Техника золотной вышивки сложная, для ее освоения потребуется достаточно много времени. Для работы необходим ряд материалов и инструментов, которые должны иметь хорошее качество.

  • Иглы должны иметь достаточно широкое ушко, чтобы нить, которая отличается особой хрупкостью, не повреждалась.
  • Наперстки нужны для каждой руки, так как в процессе создания узора будут задействованы обе.
  • Острые ножницы – важно, чтобы концы их лезвий могли перерезать нить без повреждения.
  • Витейка – особая деревянная катушка значительной длины, которая применяется для наматывания нитей и их дальнейшего направления по узору. Она помогает снизить трение материала и сохранить его блеск.
  • Шило необходимо, если работа ведется по плотной основе, например, коже или замше. Игла шила должна быть достаточно тонкой, чтобы дырочки не проглядывали в дальнейшем на готовой вещи. Лучше использовать специальный швейный инструмент, а не хозяйственный.
  • Пяльцы – работу ведут по хорошо натянутой ткани. Использовать надо пяльцы с подставкой, которые могут быть установлены на столе, диване или полу. Работа ведется двумя руками, а при использовании пялец без подставки освободить обе не получится. Размер пялец должен быть достаточным, чтобы весь узор помещался в них. Металлизированные нити – нежный материал, который будет травмироваться и терять свой декоративный вид на изломах.

Кроме металлизированной нити, необходимо иметь подходящие по цвету шелковые нитки, которыми будет закрепляться основной материал. Часть рукодельниц использует для этого прозрачную мононить-леску, но это не желательно.

Ткань для работы требует особого внимания. Так как большая часть узоров вышивается при помощи подкладной ткани, основная должна быть тонкой и легкой. Подкладная ткань будет действовать в качестве укрепляющей, чтобы не перекашивался узор и не повреждалась основная ткань.

Также для вышивки потребуется специальный клей для ткани, пчелиный воск, фольга и дополнительные декоративные элементы. В зависимости от выбранного рисунка это могут быть жемчужины, бисер или пайетки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: