Венгерские швы: вышивка пошагово с фото

Вышивание нитками: швы и стежки

Нитки мулине имеют множество преимуществ перед другими разновидностями. Их можно делить, чтобы скрывать закрепки, смешивать несколько цветов в одной рабочей нити. В продаже имеется широкий выбор расцветок, поэтому картина получится реалистичной благодаря оттенкам.

Высокая прочность ниток позволяет использовать их для украшения вещей, предназначенных для повседневной носки – сумок, одежды, кухонных полотенец. Чтобы научиться работать в разных техниках, рекомендуется освоить швы для вышивания нитками мулине.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Шов «вперед иголку»

В вышивании шов «вперед иголку» является декоративным. Выполняется справа налево. Чтобы стежки были одинаковыми по длине, необходимо брать материал с четким распределением нитей, например, канву или равномерку.

Есть простой шов и с перевивом. Первый выполняется поочередными проколами с изнанки на лицевую сторону, соблюдая длину стежка.

Для выполнения перевива нужно сначала сделать строчку обычного шва, затем взять другой цвет нити и прошить между первыми стежками.

Это самые простые стежки в вышивке, подходят для обучения детей азам рукоделия, а также используются для выполнения контуров узора.

Шов «назад иголку»

Данный стежок называют еще «бэкстич». Он также предназначен для выполнения сплошных контуров готового рисунка, придания контрастности частей узора. Порядок действий для освоения шва «назад иголку»:

Вариант до выполнения бэкстич и после него:

Необходимо научиться делать ровные стежки. Для этого лучше использовать канву с равномерным распределением нитей.

Стебельчатый шов

Стебельчатый шов используется в растительных мотивах для создания стеблей. Подходит также для окантовки изделия по периметру, например, салфеток или подушек. Важно добиться равномерных стежков, чтобы вышивка выглядела аккуратно.

После первого стежка «вперед иголку» игла возвращается с изнаночной стороны назад и делает прокол посредине предыдущего стежка. Таким образом второй стежок ложится рядом, не расщепляя его.

Расщепляющий нитку стежок

Расщепляющий стежок выполняется похожим образом со стебельчатым, но при этом игла должна прокалывать нить предыдущего стежка. Используется для контуров, но получается более широким, чем швы назад или вперед иголку.

  1. Прокалывается ткань с изнанки и выводится на лицо.
  2. Делается стежок определенной длины, например, 0,5 см.
  3. Игла выводится на изнанку.
  4. С изнанки иголка должна войти в середину нитки предыдущего стежка, расщепив ее надвое.

Вышивка гладью

Гладьевой стежок предназначен для заполнения контуров узора. Это различной длины параллельные стежки каким-либо цветом. Его можно выполнить так, что лицевая и изнаночная сторона будут выглядеть одинаково ярко.

Важно, чтобы нитки ложились очень близко друг к другу, иначе будет видна ткань-основа.

Чтобы сделать узор выпуклым, используется гладь с настилом. Для этого выполняется два слоя стежков в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Для плавного перехода цветов используется теневая гладь. Это стежки разной длины, которые чередуются, чтобы между ними можно было уложить стежки другого цвета.

Французский узелок

Французский узелок позволяет выполнить выпуклые мелкие детали, например, нераспустившиеся бутоны или фрукты на дереве.

Выполняется с помощью обвития иглы нитью. Чем больше витков, тем объемнее узелок. После обвития игла должна пройти через витки. Для этого их придерживают пальцами. Прокол делается рядом с местом предыдущего прокола.

Петля с прикрепом

Петля с прикрепом – прием, позволяющий сделать мелкие детали, в основном лепестки. Выполняется так:

  1. Иглу вывести на лицевую сторону.
  2. Сделать петлю, после чего игла должна лечь поверх нити.
  3. Сделать прокол на изнанку рядом с первым, затянуть нить.
  4. Сделать маленький прикреп.

Шов «елочка»

С помощью «елочки» можно выполнить растительные мотивы, например, ветки деревьев. Посмотрите как выглядит готовый узор и на идеи для использования стежка «елочка» в комбинации с французским узелком и лицевой гладью.

Рассыпной

Рассыпной шов – это несколько стежков, расположенных в хаотичном порядке. Выполняются путем поочередного прокола. Их длина может быть разной. Шов используется для заполнения контуров простой вышивки или для придания оттенка небу, озеру, вышитых в технике лицевой глади.

Тамбурный

Тамбурный – один из видов петельных швов. Выполняется двумя способами – с проколом и без него.

Гольбейн

Суть шва гольбейн в том, чтобы изнанка работы выглядела так же, как лицевая сторона. С помощью стежков «вперед иголку», прошивая справа налево и наоборот, можно вышить узор.Посмотрите как выглядит сложный узор в технике гольбейн.

Петельный или обкидной

Петельных швов очень много: «птичья лапка», зубчатый, перекрещенный, с треугольниками. Его функция сводится к тому, чтобы красиво обработать край изделия, поэтому его еще называют обкидным, ручным оверлоком.

Вариант простого обкидного шва.

Есть также двойной обкидной шов или шов по шву. Он заключается в том, чтобы в первом ряду сделать расстояния между стежками шире, а во втором заполнить их стежками другого цвета.

Косая гладь

При вышивании косой гладью стежки укладываются по диагонали в квадратах. Квадрат может состоять из 4 ниток или более, в зависимости от толщины. Важно, чтобы через шов не просвечивалась ткань основа.

Косая гладь в вышивке чаще всего используется для выполнения орнаментов.

«Пышечка»

Этот шов двойной. Пользоваться им нужно, когда есть необходимость выделить какой-то элемент узора, например, середину цветка, глаза, листья.

  1. Прошить контур швом вперед иголку.
  2. Гладьевым стежком, не касаясь контура, вышить середину.
  3. Второй слой прошить сверху, захватывая контурную нить.

Алжирский переплетающийся

В вышивке есть 2 алжирских стежка – переплетающийся и «глазок». Первый похож на «козлик», а второй относится к узорам ажурной группы и представляет собой вышитый квадрат.

Читайте также:
Цветы из лент: вышивка пошагово с фото

Владимирский

По внешнему виду владимирская гладь или верхошов напоминает обычную вышивку гладью. Разница в том, чтобы сэкономить нити: при обычной глади изнанка выглядит так же, как лицевая сторона. Если использовать владимирский шов, ниток уйдет в 2 раза меньше за счет того, что изнанка не прошивается.

Секрет в том, что по контуру проколы делаются совсем близко друг к другу, чтобы нитка ложилась рядом параллельно, как это видно на рисунке верхней и нижней иголкой.

Виды счетной вышивки

Виды счетной вышивки

В мире рукоделия существует великое множество видов крестов. В этой книге мы опишем некоторые из них. В основном вышивальщицы используют традиционный и датский крестики.

Традиционный вид крестика — это когда каждый крест вышивают полностью, а затем переходят к следующему.

Датский крест — это когда сначала выполняют ряд стежков (полукрестиков), а потом ведут обратный ряд, заканчивая крестики. Этот способ самый быстрый и простой. Его используют при вышивании каймы, когда требуется проложить длинные ряды крестиков.

Это самый простой счетный шов, с которого лучше начинать осваивать технику вышивки крестиком.

Простой крестик — это 2 стежка, перекинутые друг через друга крест-накрест.

Техника выполнения: нить протянуть из левого нижнего угла, а потом из правого нижнего угла в левый верхний (рис. 1).

Шов выполняется справа налево.

Техника выполнения: иглу воткнуть в ткань, конец нити не закреплять. Стежки выполнять через клеточку (рис. 2). После того как будет вышита строчка нужной длины справа налево, надо двигаться в обратном направлении, т. е. слева направо. Сложность состоит в том, чтобы внимательно следить за направлением движения иглы во избежание путаницы. Когда все будет вышито, нить следует аккуратно закрепить с изнаночной стороны, пряча ее под стежками.

Такой вид счетного шва в последнее время забыт. Но изделия, выполненные итальянским крестом, смотрятся очень эффектно, а узор получается рельефным. Преимущество итальянского креста в том, что ткань-основа не просвечивает сквозь вышивку, благодаря чему изделие приобретает аккуратный вид.

Если одежда порвалась, то дырку можно закрыть вышитой заплаткой.

Техника выполнения: сначала нужно снизу справа вышить стежок, который идет вверх налево.

Далее иглу следует ввести в верхний правый угол и выполнить стежок вниз в левый угол. Затем иглу надо ввести в верхний левый угол и выполнить стежок сверху вниз, вывести иглу в правый верхний угол и выполнить вертикальный стежок сверху вниз.

В конце следует вывести иглу в левый нижний угол и сделать горизонтальный стежок слева направо, потом вывести иглу в левый верхний угол и выполнить стежок по горизонтали слева направо. После того как будет выполнен 1-й крестик, нужно перейти к следующему (рис. 3).

Удлиненный крест

Этот вид крестика используется для быстрого заполнения фона изделия. Крест кладут через 1–2 или через 2–4 нити основы.

Техника выполнения: такая же, как и у простого крестика (рис. 4).

Кончики темных ниток следует прятать только под вышивку темными тонами, в противном случае концы будут некрасиво просвечивать сквозь вышивку.

Удлиненный крест с обратным стежком

Это простой, но эффектный вид крестика, придающий вышивке дополнительный объем и рельефность.

Техника выполнения: сначала следует продолжить удлиненный крест через 2 нити в ширину и 4 нити в высоту, а потом посередине креста сделать стежок по горизонтали через 2 нити ткани-основы (рис. 5).

Болгарский, или двойной, крест хорошо применять для вышивки на плотных тканях типа драпа или денима. Применяют его также для вышивания ковриков, картин или панно. Крест состоит из 2 частей — прямого и простого креста.

Техника выполнения: сначала нужно выполнить стежок из левого нижнего угла наискосок направо и вверх.

Далее следует сделать стежок из правого нижнего угла наискосок влево и вверх, а затем вышить стежок по вертикали снизу вверх и стежок по горизонтали слева направо (рис. 6).

Техника выполнения: очень простая. Продвижение по канве или ткани для счетной вышивки следует производить всего на 1–3 нити основы. Стежки надо делать через нечетное число нитей ткани-основы.

Важно, чтобы все крестики были одинаковой величины. Алжирским крестом обычно вышивают на толстой ткани (рис. 7).

Крест с пересеченными углами

Техника выполнения: вышивание нужно производить в 2 этапа. Сначала следует выполнить узор крестиками толстой нитью через 4 нити по вертикали и 4 нити по горизонтали. Далее требуется выполнить стежки нитью потоньше (можно использовать другой цвет или оттенок), пересекая углы. Такой шов используют для заполнения фона картины или панно (рис. 8).

Звездочка

Звездочка — это шов, который состоит из 3 видов крестов, наложенных друг на друга.

Техника выполнения: сначала нужно сделать 2 стежка прямого креста, далее следует вытянуть нить справа и снизу наискосок, выполняя диагональный стежок, который должен быть равен длине перекладин прямого крестика. Далее надо сделать еще 1 стежок наискосок справа — снизу — влево — вниз. Заканчивать вышивание звездочки следует маленьким внутренним крестиком. Для чего иглу требуется вывести внизу между вертикальным и 1-м диагональным стежками. Второй стежок внутреннего крестика следует выполнить внизу между 2-м диагональным и вертикальным стежками (рис. 9).

Читайте также:
Сумочка с вышивкой

Крест с чередованием

Шов состоит из прямых и простых крестиков.

Техника выполнения: 1-й стежок следует делать слева направо через 4 нити по вертикали и 4 нити по горизонтали сверху вниз. Заканчивать крест нужно в обратном направлении движения иглы, когда рабочая нить проходит под 2 нитями ткани-основы. Второй ряд крестиков надо располагать напротив предыдущих стежков (рис. 10).

Гобеленовый шов прост в исполнении, поэтому его очень любят многие рукодельницы. Преимущества гобеленовой вышивки в том, что она очень прочная и износостойкая. Гобеленовый шов используют для вышивки подушек и чехлов на сиденья стульев.

Гобеленовыми стежками вышивают вертикальные, горизонтальные и косые ряды. Этот стежок просто незаменим при выполнении сложных рисунков и выделении границ узора. Минус состоит в том, что гобеленовое шитье стягивает канву, поэтому ткань-основу необходимо натянуть на прямоугольную или квадратную рамку. Лучше выбрать рамку, у которой регулируются верхние и нижние планки.

Техника выполнения: (на изнаночной стороне) нужно вывести иглу на лицевую сторону, пропустить через 1 пересечение нитей ткани, оставляя конец нитки длиной не более 4 см. Затем следует протянуть нитку через 1 пересечение нитей ткани-основы и вывести иглу в противоположной клетке наискосок, пропустить под 2 вертикальными нитями, вывести на лицевой стороне в клеточке слева от первоначальной точки и продолжать двигаться справа налево. Требуется полностью выводить иголку и протягивать вышивальную нить на изнаночную сторону, после чего возвращаться на лицевую сторону. По ходу работы конец нити нужно держать поперек канвы таким образом, чтобы зафиксировать конец нити первыми стежками. Для того чтобы начать новый ряд, следует повернуть канву и продолжить работу справа налево или начать работу над предыдущим рядом стежков. Для закрепления нити необходимо пропустить ее под несколькими стежками и обрезать. Узелки делать не надо.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Виды кровли

Виды кровли Шифер Самая распространенная кровля — шиферная (рис. 4.7). Для ее выполнения годятся три вида волнообразных асбестоцементных листов — с обыкновенным, усиленным либо унифицированным профилем. Укладывают их непосредственно поверх обрешетки, состоящей из

Виды мебели

Виды мебели Вся обстановка гостиной различается по функциональным признакам и по видам устройства ее частей и элементов. В соответствии с разными функциями ее можно разделить на 3 группы.1. Мебель, предназначенная для хранения различных предметов и вещей. К этому виду

Виды профилей

Виды профилей Металлический профиль для работ с гипсокартоном необходим, когда гипсокартонные листы запланировано укладывать по каркасу. Каркас из металла применяют чаще, чем остов из дерева или приклеивание листов на мастику без каркаса.Профили изготавливают из

Виды и устройство

Виды и устройство Основные виды и модели каменистых садовУкрашением сада могут быть не только цветы, многочисленные виды травянистых растений, кустарники и деревья. В последнее время огромную популярность у любителей дачной жизни приобрели каменистые садики –

ВИДЫ ПЛИТКИ

Виды бассейнов

Виды бассейнов Бассейны существуют постоянные и сезонные, также они подразделяются по месту расположения – закрытые или открытые, т. е. под крышей или на открытом пространстве; по способу установки – наземные, вкапываемые, выложенные, надувные; по назначению –

Виды фонтанов

Виды фонтанов Существует невообразимое множество форм фонтанов. Они могут различаться струями – по мощности, высоте, оформлению – скульптурному и архитектурному – и вообще по технической сложности. Из них можно выделить наиболее распространенные, на основе которых

Виды водопадов

Виды водопадов При проектировании водопада одной из самых сложных задач становится достижение красивой и цельной линии падающего потока воды. Это требует определенного мастерства. А секрет заключается в том, что крайний (водосливный) камень должен быть безупречно

Виды вышивки

Виды вышивки На выставке вышитых изделий кажется, что фантазии вышивальщиц нет предела, — настолько многообразна палитра красок, рисунков, видов вышитых образцов истинно народного искусства. Но специалистам известны 2 основных вида вышивки: глухая (счетная и свободная),

Пяльцы как непременный атрибут искусства вышивки

Пяльцы как непременный атрибут искусства вышивки В музеях России хранится множество украшенных вышивкой предметов быта и одежды. А вот пяльцы, непременный атрибут вышивального искусства, встречаются очень редко. Так же как история вышивки, история пялец тоже

Виды плетения

Виды плетения Технология плетения из бумажных трубочек очень похожа на плетение из обычной лозы, зачастую его так и называют – плетение из бумажной лозы.Плетение из обычной лозы известно с древности, поэтому существует множество его технологий и разновидностей.Многие

Виды бумаги

Виды бумаги Напомним, что слово «оригами» переводится с японского как «сложенная бумага». А она бывает очень и очень разная: сегодня известно более 600 видов бумаги. Не каждый ее сорт подходит для работы в технике оригами. На «диком Западе» желающие могут купить самые

Виды обоев

Виды обоев Обои являются рулонным отделочным материалом. Чаще всего в строительных магазинах встречаются бумажные обои с нанесенным на лицевую сторону рисунком. Обои бывают и чисто белые. С лицевой стороны их делают гладкими или рифлеными, также ее иногда покрывают

Счетная вышивка

Автор: Наталия Горюшкина

Вышивка – это очень древнее рукоделие. Историки считают, что оно появилось одновременно с шитьем. Просто однажды какой-то первобытной мастерице пришла в голову гениальная мысль: использовать стежки не только для сшивания деталей, но и для их украшения. Наверняка и первыми вышитыми изделиями были шкуры животных, а в качестве ниток и бусинок использовались волокна растений, жилы животных, камушки и ракушки. Зато теперь нам известно великое множество разновидностей вышивки. Мы сегодня поговорим о самых простых и древних – счетных вышивках.

Читайте также:
Панно с петухом: вышивка пошагово с фото

Они называются “счетными”, потому что выполняются по счету нитей основного полотна. Такие техники были тесно связаны со структурой ткани, ведь могли выполняться преимущественно на тканях с регулярным переплетением. Счетные вышивки были удобны тем, что но не требовали от мастериц никаких дополнительных приспособлений, зато давали простор для фантазии и творчества.

Сейчас трудно установить точно, откуда пошла эта традиция. Предметы одежды, интерьера, домашнего текстиля, декорированные счетными стежками, были и в Древнем Египте, и в Древней Персии. Считается, что оттуда они распространились по Европе.

Не стала исключением и Россия. На Руси вышивка была самым известным и преобладающим видом народного творчества. Как справедливо отмечал В.С.Воронов “Художественная культура старого крестьянского быта с особенной яркостью и богатством может быть прослежена в обширнейшей области бытовой вышивки, являющейся хранительницей древнейших и глубочайших художественных образов и мотивов русского искусства”. Она применялась для украшения скатертей, полотенец, подзоров, праздничного и повседневного костюма, А позднее – и для декорирования церковного облачения и утвари.

Фото. А. Г. Венецианов “Крестьянская девушка за вышиванием” (1843). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Геометричность счетной техники давала широкий простор для творчества. Узоры складывались из геометрических фигур или контуров, получаемых из различных комбинаций стежков – так появились первые орнаменты. Основой для них могло стать все, что окружало древних мастериц, например морозные узоры на окнах, снежинки, цветы и листья. Позднее такие вот простые геометрические элементы складывали в более сложные – стилизованные изображения деревьев, фигур животных и человека, сюжетных сцен.

Рисунку в народном творчестве вообще придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми “оберегами”, которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед.

Понятно, что ни книг не было, ни курсов рукоделия в те времена не было. Мастерицы учились друг у друга, перенимая понравившиеся приемы. Поэтому в каждом регионе, в каждой губернии рождалась своя, отличная от других техника вышивки. Эти традиции дошли и до наших дней. Даже непосвященные легко могут отличить тверскую мелкую строчку от крестецкой, нижегородский гипюр от ивановской и ярославской строчки с обводкой, олонецкое шитье от цветной перевити.

Фото. Рушник. Счетная одноцветная гладь. Автор работы – соколиха.
Фото. Вышивка в технике олонецкая роспись.
Фото. Орнамент. Счетная вышивка и болгарский крест. Автор работы – llyra.

Вышивка в разных регионах России различалась не только по виду, но и по цвету. В северных губерниях (Вологодской, Архангельской, Новгородской, в Карелии) вышивка выполнялась преимущественно красной нитью, символизирующей солнце, южнее – в Курской, Воронежской – к ней добавлялась черная. Чем южнее, тем ярче и многоцветнее была вышивка, как и природа, окружающая вышивальщиц. Это объяснялось тем, что красители в те годы были исключительно растительного происхождения, а значит, число их ограничено. Чем южнее область, тем больше красильных растений оказывалось в распоряжении мастериц, и тем богаче была цветовая гамма в их работах.

Счетная вышивка, выполненная по цельной, непрореженной ткани, называется “верховой”, потому что узор при этом словно “рисуется” рабочей нитью, наложенной поверх полотна (нити основы в создании узора при этом не участвуют). Наиболее распространенный вид счетной верховой вышивки — двухсторонний шов. Он выполнялся мелкими стежками цветной, обычно красной, нитью. Тончайший узор ложился на поверхность белого холста, создавая причудливый и тонкой геометрический узор или заполнял более сложные изображения. Причем, рисунок был одинаков с обеих сторон ткани. Этот тип вышивки, имеющий несколько разновидностей (“роспись”, “клетка”, “шашка” и т. д.), был широко распространен в Олонецкой, Архангельской и Вологодской, Тверской и Новгородской губерниях. Кроме геометрических узоров, росписью вышивали изображения женских фигур, всадников, птиц и зверей.

Для большей выразительности узора при украшении полотенец, рубах и подзоров мастерицы часто объединяли роспись с другими видами счетной вышивки — гладью и набором.

Фото. Оберег, вышитый в технике “набор”. Автор работы – Nika_S.

Набор покрывает ткань плотно прилегающими друг к другу рядами стежков, выполненными швом “вперед иголку”. Название произошло от самой технологии: мастерица словно набирает на иглу с рабочей нитью определенное число нитей основы. Такой вид вышивки также называли “браное шитье” (от слова “брать, набрать”).

На изнаночной стороне рисунок получается негативным, поэтому эта техника широко применялась для двухсторонних изделий – полотенец и рушников, салфеток, поясов, лент, но ею часто украшали и скатерти, подолы одежды.

Фото. Орловский спис.

Одной из разновидностей наборного шитья является “орловский спис”. Характерная его особенность – рисунок “обводился” по контуру тамбурным швом, а внутри заполнялся наборной вышивкой, выполненной в виде орнаментов. Очень интересны названия проемов узорного заполнения площадей в такой вышивке (так называемых “бранок”): “вороний глаз”, “сосна”, “волна”, “дробнушки” и т.д. Поэтично, не правда ли?! Но самое примечательное – это декор такой вышивки: в орнаменте традиционно преобладают образы деревьев (древо жизни, древо познания), птиц, всадников, языческих символов в виде крестов и ромбов.

При вышивке счетной гладью стежки, заполняющие детали орнамента, укладываются параллельными рядами плотно друг к другу с двух сторон полотна. Этот вид вышивки был особенно распространен в Рязанской, Орловской и Архангельской (г. Каргополь) губерниях. Каргопольской вышивкой украшали полотенца, подзоры, скатерти, свадебные ширинки, рубахи, передники. Одним из самых распространенных сюжетов каргопольской вышивки является композиция с изображением женской фигуры в окружении двух всадников (или барсов). К более древним мотивам можно отнести изображение древа жизни, двуглавой птицы-ладьи и “рожаницы”. Как и во всей русской народной вышивке, в каргопольской одним из самых популярных мотивов были птицы-павы с пышными хвостами.

Читайте также:
Вышивка "Зимний вечер"

Эта вышивка традиционно выполнялась красной нитью по белому полотну, иногда ее оттеняли желтым, синим или коричневым. Хотя во многих регионах была популярна т.н. “белая гладь”, выполняемая нитками в цвет полотна (это позволяло создавать рельефные узоры, что стало мостиком к возникновению всевозможных разновидностей вышитого кружева).

Другим способом “заполнить цветом” фигуры на ткани был крест (или полукрест). Его тоже выполняли по счету нити полотна основы, а позднее – по наложенному на него особому полотну с редким переплетением – канвы. Крест мог быть прямой или наклонный, известна и особая техника двойного “болгарского креста”. Вышивка крестом была наиболее распространена в южных регионах России и на Украине. Там она традиционно используется и до сих по при украшении рушников и для декора одежды (рубахи-вышиванки).

Фото. В. Э. Борисов-Мусатов “Леди вышивает” (1901). Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Как и все виды искусства, вышивка постоянно развивается. Особая дата в истории счетной вышивки, как и всего декоративно-прикладного искусства – конец XIX века. Стиль модерн, господствующий в русской культуре, повлиял и на рукоделие: мастерицы того времени стремятся сочетать, сопоставлять в своих работах различные фактуры и техники: например, шитый крестом узор и шитье счетными швами, тамбурный шов и полотно, вышитое набором.

Особую популярность вышивка крестом приобрела в XX веке, постепенно вытеснив другие приемы. Возможно, это связано в широким распространением принтованных тканей, которые уже не нужно было украшать вышивкой.

Именно тогда вошли в моду вышитые картины, оклады для икон и сами иконы, а вышивка постепенно из утилитарного занятия простых крестьянок превращается в хобби для богатых. Умение вышивать крестиком становится обязательным навыком для девушки из любой знатной семьи.

Но года идут, а старые традиции не умирают. Уже современные мастерицы все чаще используют их для украшения домашнего текстиля, одежды и аксессуаров (и даже обуви – вышитыми валенками сегодня никого не удивишь!)

И это радует. Ведь именно счетная вышивка стала прабабушкой для . многих видов кружев. Но об этом – в следующий раз.

Счетная гладь: учимся вышивать

Примеряясь к захватывающим способам сделать своими руками произведение искусства, испокон веков человек искал идеальный способ. Уходит это корнями вглубь времён, когда первобытный прародитель, развив разум, впервые испытал необходимость «принарядиться». А вышивка до сих пор предлагает новые способы работы с украшением ткани, не утрачивая актуальности более “старших” техник. Что интересно – счетная гладь была одной из самых старинных техник вышивания на Древней Руси. Уступала она разве что вышивке крестом и полукрестом.

Гораздо позже была изобретена перевить в цвете, гипюр и прочие уникальные техники. Но, несмотря на развитие новых течений вышивального искусства, счетная гладь не теряет свои уверенные лидирующие позиции и по сей день.

Количество техник в вышивании огромное множество. Это и верхошов, списы, бранки, и цветная перевить, узорная строчка, строчка с ободком, разнообразные гипюры. Ещё – крест, набор, белая мелкая строчка, тамбурная вышивка, белая, цветная, счетная гладь. Также существует достаточно объёмное количество дополнительных под-техник, швов и особенностей этих элементов. Это зависимости от выбранного для работы материала.

Отличие в вышивках гладью

Существует несколько разновидностей гладьевой вышивки, – это верхошовная гладь, белая, художественная, русская, цветная, атласная, счетная.

Верхошовная гладь

В верхошовной глади небеленый холст вышивают красной пряжей с небольшим добавлением дополнительных цветов (например, жёлтого, синего, зелёного). Вышивают стежком, который прокладывается ровными плотными линиями, прорабатывая лицевую сторону изделия. На изнанке такие швы обозначаются мелкими стежками. Другое название такой глади – владимирская. Это связано с возникновением её первых проявлений именно во Владимирской области.

Белая гладь

Также возникла во Владимирской области. Техника была изобретена мастерицами, выполнявшими стежки на тонких отбеленных тканях. Брались тонкие белые нити, в тон основным полотнам. Эта техника включает в себя множество вариантов узора. А отличительная особенность тут не только лишь в цвете, – она богата техниками и разработками. Тут есть и стяги, посыпь, сеточки, дырочки, атласники, узелки, цепочки, и так далее.

Художественная гладь

Художественная гладь возникла из попытки и желания точно повторять пейзажи, портреты, бытовые сцены жизни. Выполняется шитьё тонкими, чаще всего – шелковыми нитями, на тонких тканях основы.

Русская гладь

Своеобразный вариант вышивки – русская гладь. Весь рисунок работы заполняется односторонним швом по прямой нити ткани основы. Стежки располагаются в шахматном порядке, от края до края, перекрывая и пропуская нити. Но в настоящее время этот вид вышивки почти забыт из-за своей трудоёмкости.

Цветная гладь

Цветная гладь – самая широко применяемая вариация вышивки. Выполняется она стежками, максимально плотно прилегающими друг к другу, идущих в разном направлении. Бывает такая гладь как односторонней, так и двухсторонней. Цветовая гамма и толщина нитей – самая разнообразная и подбирается на вкус мастерицы.

Читайте также:
Вышивка "Корзина с цветами"

Атласная гладь

Для атласной глади характерны мелкие стежки, выполненные очень тонкими нитями. Каждый стежок начинается в центре предыдущего ряда. На изнаночной стороне это многочисленные короткие дорожки нитей, а на лицевой стороне – гладкий узор.

Ещё на Руси вышивальщицы выполняли счетные швы. В пробелы в редко сотканной ткани вплетались другие цвета. Получался ритмичный геометрический рисунок, который называется счетная гладь. Способ набора при такой работе – шов «вперед иголка». Ещё он называется «бранное шитьё», один из вариантов которого – орловский спис.

Счетная гладь

Если вы решили выбрать фигурную геометрическую вышивку, то техника выполнения достаточно проста. Работа несомненно принесёт удовольствие и не отнимет слишком много сил на изучение сложных стежков. Стежки идут параллельно нитям основы или утка. Каждый стежок уходит на равное расстояние от предыдущего, чаще всего – на одну нить полотна. То есть рабочая нить, делая свой стежок, уходит обратно рядом с проложенным стежком, пропуская нить основы.

Спектр применения тоже весьма обширен. Вы можете обновить домашний текстиль декоративных наволочек, полотенец. Можете декорировать авторские скатерти, фартуки салфетки. Даже украсить полотна занавесок.

Эффектно сочетается вышивка гладью с дополнительными элементами в других техниках. Это может быть украшение основной работы зигзагом, крестиком, мережками. Можно поиграть с узорами из стебельчатого шва, или шва «вперед иголку». Поле для фантазии – непаханное.

Так что вооружаемся льном, полу-льном, канвой, мешковиной, хлопком, батистом, сатином, шёлком, или схожим материалом. Выбираем накрученные или слабо накрученные нити. Определяем рисунок работы. Что замечательно в вышивке счетной гладью, так это то, что нити из рисунка сразу отсчитываются на полотно. Не переводятся постепенно.

Главное – следить за нитями, и не допускать их перекручивания во время работы. Тогда результат получится более аккуратный и гладкий.

Счетная гладь: как вышивать

Берясь украшать полотно счетной гладью, рисунок заполняем полностью, для этого нити выкладываем довольно плотно, чтобы было легко набрать форму.
Вести вышивку положено слева направо, вкалывая нить по утку или основе. Промежуток основных нитей должен быть равный. Не забываем равномерно затягивать нити и направлять их туда, куда требует рисунок.

Итак, для вышивания нам понадобится рисунок, ткань основы, нити, иголка, пяльцы или рамка и ножницы. Вооружаемся материалами и приступаем к работе.

Счетная гладь: техника выполнения

  1. Переносим на ткань основы рисунок.
  2. Закрепив ткань основы на пяльцах (рамке), проверьте, что она хорошо натянута.
  3. Проколите полотно иголкой, выведете нить на лицевую сторону работы, оставив небольшой кусочек нити. В процессе работы придерживайте его пальцами. Начало вашей работы закрепится будущими стежками, и вы не испортите работу неэстетичными узлами.
  4. Используйте и постоянно высчитывайте схему вашего рисунка. Не поленитесь свериться с ней лишний раз, – ваша работа от этого только выиграет.
  5. Вышиваем слева направо, ведя нить по лицевой стороне или сверху вниз от нитей основы, или под углом.
  6. Стежок на изнаночной стороне должен выкладываться под небольшим наклоном (рис. 1).
  7. Чередуя высоту стежков выводим разнообразные узоры:
  • Валик (рис.2)
  • Зубчики (рис.3)
  • Ступеньки (рис.4)
  • Ромбики (рис 5)


Помните, что выполнять каждый узор нужно отдельно. Потому что на изнаночной стороне могут образоваться слишком длинные протяжки, что может испортить работу.

8. Для высоких узоров используйте одностороннюю счетную гладь (рис. 6; 7). Весь узор будет вырисовываться на лицевой стороне, а на изнанке будут только коротенькие протяжки.

Вот и все нехитрые советы для вышивания техникой счетная гладь. Для начинающих мастериц существует множество схем с орнаментом и даже набором сопутствующих инструментов. Одним словом, всё необходимое, чтобы начать творить.

Главное гореть желанием и любить дело, которым занимаешься, подходя к нему с удовольствием. Стремиться к идеальному результату – не главное, ведь процесс – вот, что самое главное в любой работе.

Старинная вышивка крестом и счетные схемы. Часть 1

Очень рада, что статья про вышивку бисером вызвала столько откликов и, быть может, пригодилась кому-то для вдохновения. В этой части поговорим уже о старинной вышивке крестиком, которая постепенно стала не менее, если не более популярной, чем бисер. Вот только статью о вышивке по канве и холсту придется разделить на две части — у меня просто рука не поднимается сокращать куски, которые по объему не входят в первую часть, а наверняка будут интересны многим — например, о старинном способе перевода рисунка на ткань.

Начнем рассказ о вышивке крестом “от печки” — то есть от Петра Первого.

Преобразования Петра Первого, затронувшие все слои русского государства, не могли не изменить уклада бытовой жизни женщин.

Основными следствиями реформ повседневного быта дворянства для женщин были внешнее изменение их облика и реформирование модели поведения в целом.

В России стало заметно влияние Запада и его образа жизни. Тем не менее, ориентированность дворянства на светский образ жизни и активное участие в балах, обедах и прочих увеселениях, имело особое значение лишь в высшем свете.

Проживание в Москве и Петербурге стоило очень дорого, и лишь богатые люди могли позволить себе постоянно жить в городе. Жили, как правило, в усадьбе, пригородном имении. Житье в имениях как общероссийское явление возникло после освобождения дворян от обязательной дворянской службы в 1762 году.

Читайте также:
Подушка с букетом: вышивка пошагово с фото

Нередко глава семьи жил в городе, а жена его с многочисленным семейством практически не выезжала из деревни.

Аллегорическая схема для вышивки бисером и крестом

«Многие мемуаристы, – пишет исследователь быта русского дворянства Н.Л. Пушкарева, – отметили атмосферу расслабленной неги среди близких и родных, расцвеченную в усадебном быту домашними радостями и невинными удовольствиями. В традиционности бытового уклада российских усадеб, хранительницами которого в немалой степени были именно их обитательницы, крылись истоки притягательности «сельского рая» для самых завзятых любителей городской жизни».

Самым распространенным видом досуга барынь и их дочерей было рукоделие, с которым всегда сочетали беседу. Рукоделия были настолько популярны, что нередко снились дамам. В «Соннике» XIX века читаем: «Вышивать по канве во сне – означает радость и прибыль».

Каминный экран с вышитой вставкой-картиной. Вторая половина 19 века

Рукоделиям всегда учили с детства.

«Одновременно с преподаванием основ всевозможных гуманитарных дисциплин юных дворянок обучали «разным рукоделиям» – преизрядно вышивать всякими цветами и золотом, какое шитье в тогдашнее время было в Москве в манере». Казалось бы, это женское занятие не должно было вызывать неодобрения в семьях зажиточного купечества начала XIX века. Однако стремлением следовать общей моде на обучение рукоделью не вызвало энтузиазма в душах мужской половины купеческих семей. Старшие мужчины относились к этому без уважения, называя это пустяками», – читаем там же.

Учили девочек и дома, и в частных пансионах, которые стали возникать с 1749 года. Девочек обучали в них по-французски и по-немецки, шитью и домостроительству, а также – «домосодержанию и что к тому принадлежит», шитью и мытью кружев», «шить и вязать».

Начинали обучать с самого простого — с меток, алфавита и простых отдельных элементов вышивки, как это было принято в «ученических» вышивках в Европе.

Естественно, что в те времена в России существовали как дорогие магазины рукоделий, так и дешевые лавочки.

«Улица, называемая Кузнецкий мост, — вспоминала Е.П. Янькова. — издавна была заселена иностранцами: были французские и немецкие лавки. Теперь говорят «ехать на Кузнецкий мост», а в наше время говорили «ехать во французские лавки». Там торговали модным товаром, который привозили из чужих краев; были и свои мастерицы в Москве, но их обегали, и кто побогаче, все покупали больше заграничный привозной товар.

На Ильинке за Гостиным рядом и за Гостиным двором были нюрнбергские лавки и голландский магазин. Там мы все больше покупали шерсти для работ и шелки».

Помимо бисера и вышивок шелком и шерстью были в это время распространены и другие рукоделия — например, рисовать по дереву или бархату (специальному английскому бумажному).

Тем не менее, вышивка крестиком стояла по распространенности на первом месте. Барыни и их дочки любили вышивать не только картины, но и части своего туалеты — например, ридикюли.

Ридикюль — это дамская сумка из ткани (или реже — кожи) мягкой формы, прообразом которой послужил мешочек для рукоделия, вошедший в моду еще в XVIII веке под влиянием маркизы Помпадур.

В 1830-е годы были очень модны черные кашемировые ридикюли, расшитые розами. В конце XIX века в моду входят ридикюли-торбочки, расшитые шелком и бисером.

В 1830-х годах в высшем петербургском обществе распространилось новое увлечение – вышивка домашних туфелек без колодки, которые вышивались бисером или крестом и делались из бархата, плюша или шерстяной плотной ткани следующим образом.

Выкройка таких туфель изображена на рисунке ниже.

Подошву вырезают из тонкой кожи или картона, а затем обшивают тканью. Длина туфли определяется меркой с ноги – от конца большого пальца до середины пятки по внешней стороне, а ширина — объемом ноги в самом широком месте (от мизинца к выступы большого пальца).

На швы прибавляют кругом по 1 сантиметру.

Подкладку кроят по той же выкройке из фланели или полотна.

Вышивали шелковыми нитками и бисером и бальные туфельки.

Довольно долго — до конца XIX века на одежде маленьким детям не делали карманов, а вешали им на шею на шнурке специально сделанный и, как правило, вышитый, мешочек для платка.

Занимались вышивкой не только в провинции и не только уездные барышни, изнемогавшие от скуки и заполнявшие свое время рукоделиями, переписыванием стихов в альбом и рисованием интерьеров, которые очень часто делали в первой половине XIX века.

Общеизвестно, что одной из лучших рукодельниц своего времени была императрица Мария Федоровна. Об этом писали в своих мемуарах многие ее современники. В собрании музея-дворца в Павловске хранится столик, сделанный Г. Гамбсом по эскизу Воронихина со вставкой в столешницу вышивки крестом, представляющей вид домика Петра в Саардаме и выполненной Марией Федоровной.

В ссылке в Сибири княгиня Волконская вышила Сикстинскую мадонну Рафаэля и этим образом украсила могилу отца.

Тут надо заметить, что в XIX веке дамам правилами светского этикета было позволено дарить только «рукодельные подарки».

«Очень приятно получить подарок от женщины, но в какой бы степени не была дружба между вами, даже родство, придется, однако же, поломать голову, пока не решится, чем отдарить. Женщинам не следовало бы никогда дарить другим чем-нибудь, кроме небольших произведений карандаша или иглы, собственной их работы», — читаем в одном из руководств по правилам хорошего тона.

Читайте также:
Вышивка бабочек

«Если начальникам подчиненные могли делать подарки лишь в исключительных случаях, – пишет исследователь дворянского быта Е. Лаврентьева, – то царю и особам царской фамилии мог преподнести подарок каждый дворянин. Одна дама вышила подушку, которую поднесла Александру I при следующих стихах:

Сих ради причин,

Чтобы мужу дали чин.

Резолюция министра Державина:

Не дает чинов за овец.

Девушкам позволялось дарить молодым людям «небольшие произведения карандаша или иглы, собственной их работы». Чаще всего это были вышитые бисером кошельки, вставки для бумажников, чехлы для карточных мелков и т.д. «Недавно подарила я ему своей работы кошелек, и он сказал, что будет носить его вечно», — писала в дневнике Анна Оленина.»

Вышивали, как правило, в гостиных, будуарах или спальнях. «Будуар, – читаем в журнале «Мода» за 1860 год, – это комната, в которой женщина проводит большую часть дня, свидетельница хозяйственных занятий, рукоделий и отдохновения, поверенная задушевных мыслей и сердечных тайн».

До конца XVII века принадлежности для рукоделия в Европе и России хранили в коробках, украшенных узорами, с начала века XVIII в обиход входят рабочие корзинки, и лишь в 1760-х годах начинают изготовлять рабочие столики с откидным верхом (vide-poches), которые оставались популярными на всем протяжении XIX века.

Их делали в разных стилях, многие были с двусторонними крышками, на одной из сторон которых располагалась инкрустированная шахматная доска. Верхняя часть такого столика была приспособлена под хранение швейных принадлежностей, часто под столешницей и выдвижным ящиком располагался шелковый мешок – для незаконченной работы.

Очень распространены были и рабочие ящички, или шкатулки, с оборудованным интерьером, так как их легко было переносить и даже брать с собой в гости. Внутреннее и внешнее оформление таких шкатулок обычно было выполнено в одном стиле – либо вставки из бисера, вышивки шерстью и шелком по канве, либо повторение элементов деревянной резьбы и инкрустации (либо паркетным набором).

Встречаются даже специальные вращающиеся подставки для катушек с нитками и ящичками для рабочих инструментов в их основании.

Именно в таких рабочих ящичках хранились и весьма остроумные приспособления для наматывания ниток.

«Большим рукодельницам, – пишет искусствовед В. Дудорева, – которые так много выши­вали и вязали, много приходилось разматывать ни­ток на клубки; и вот, догадливые деревенские хозяйки придумали основу для клубка: ничто иное, как круг­лую косточку из куриного горлышка, которая сплошь затягивалась бисерным вязаньем и превращалась в хорошенькую бисерную игрушку».

В большинстве своем вышивки исполнялись по готовым узорам, но пользовались и литографиями, картинами, книжными иллюстрациями, переводя их на холст или канву.

Во второй половине XVIII века в изобразительном искусстве начинает формироваться так называемый русский бытовой жанр, лучшими представителями которого являются Ж. Лепренс, М. Иваново, М. Шибанов, И. Ерменев. Он не мог не найти своего отражения в вышитых шелком, шерстью и бисером рукодельных работах, а также в росписи по фарфору.

Сначала рисунок для вышивок просто изображался контуром на фоне мелкой сетки, которую раскрашивали от руки, а позже стали продавать рисунки с уже расчерченными по квадратикам узорам с обозначением цветов.

Они тщательно хранились и передавались от матери к дочери, нередко перерисовывались рукодельницами.

Честь «открытия и изобретения» изображения узоров на расчерченной на мелкие клеточки бумаги принадлежит Германии. Именно там впервые были выпущены комплекты раскрашенных узоров для вышивания шерстью и необходимые для данной работы нитки. Такие комплекты получили название «берлинской вышивки» или «берлинской шерсти». Искусствоведы определяют берлинское шитье как вышивку шерстью по канве или холсту, изображающую пасторальные, религиозные или другие жанровые сцены, пейзажи и цветы.

Что такое счетный крест в вышивке крестом

Техника счетный крест лежит в основе практически всех видов вышивки на канве. Выполнять его можно датским или английским способом. С лицевой стороны разницы нет, но она заметна с изнанки. Чтобы выбрать для себя удобный способ, нужно освоить наиболее популярные.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Что такое счетный крест в вышивании

Счетный крест получил свое название из-за необходимости подсчитывать количество крестиков на схеме, перенося их затем на канву. Пользоваться карандашом для пометок на материале не нужно. Единственное условие – ткань для вышивки должна иметь равномерное плетение, чтобы хорошо ориентироваться. Канва из хлопчатобумажной ткани отлично подходит для техники счетный крест.

Несчетный крест – это вышивка по готовому нанесенному узору. Участки канвы могут окрашиваться в подходящий цвет или обозначаться номером. То же самое касается печатного креста – рукодельница выполняет работу по окрашенной схеме.

Техника Бэкстич (Back Stitch) может применяться для окантовки и придания резкости готовой работе. Вышивается контур швом «назад иголка» или обычным прямым стежком. Они могут ложиться прямо или по диагонали – зависит от узора крестом, куда он смещается.

Материалы и инструменты для техники счетный крест

Набор для вышивания в технике счетного креста обычный:

  • канва;
  • нитки мулине – шелковые или хлопчатобумажные;
  • пяльцы;
  • ножницы.
Читайте также:
Вышивка "Африка"

Канву выбирают по размеру клетки. Новичкам рекомендуется купить для начала ткань с крупными ячейками. На ней рисунок выглядит проще. Канва с мелкими ячейками позволяет делать незаметные крестики, более объемные и близко посаженные.

Самая популярная плетеная канва называется Аида (Aida). В качестве учебного пособия нужно взять детскую, в которой на 10 см помещается 27 клеток (7 каунт). По мере роста мастерства можно переходить к более мелкому плетению. Aida 79 клеток на 10 см (20 канут) используется для утонченных, почти ювелирных изделий, например, для вышивки кулонов.

При покупке канвы для вышивки счетным стежком нужно обращать внимание и на производителя. Немецкая ткань Zweigart даже после стирки не теряет форму, следовательно, вышитый узор не деформируется.

Опытные вышивальщицы предпочитают канву равномерного плетения, например, Murano или Bellana, Ариоза. При работе с ней требуется наметанный глаз и сноровка рук. Рисунок получается ровным, ткань полностью скрывается за нитками.

Иногда и льняные вещи украшают вышивкой. Нити переплетены не так ровно, как на канве, поэтому приступать к работе следует после наработки опыта. Чем мельче вышивка, тем изящнее получается результат – крестов на ней практически не видно.

Чтобы подобрать количество мулине, необходимо подсчитать цвета в узоре, затем примерную площадь каждого цвета (количество крестиков). Нужно учитывать, что английская техника креста требует почти в два раза больше нитей, чем датская. Для примера рекомендуется отмерить два одинаковых отрезка нитки, прошить ими одинаковое количество крестиков и посчитать, сколько уйдет мотков мулине. А можно воспользоваться нашим калькулятором:

Иглы можно использовать любые, но для крупной канвы подойдут с тупым носиком, а для мелкой потребуется острый. Удобнее вышивать короткими иглами для вышивания.

Пошаговый мастер-класс

Рекомендуется считать кресты и заполнять участки одного цвета – сначала самые крупные, затем мелкие. Для удобства канву разделяют на равномерные квадраты крупными стежками. Для этого используют нити контрастного цвета. Например, черные. После окончания работы их нужно будет удалить. Так легче расположить узор правильно, чтобы он находился посредине ткани-основы.

Для начала отмеряется нить мулине и заправляется в иглу.

Выполнение полукреста:

  1. Запялить канву, натягивая ее равномерно.
  2. Проколоть ткань с изнанки и вывести на лицевую сторону.
  3. Игла направляется по диагонали в нужный угол (левый нижний в правый верхний или наоборот). Так повторяется столько раз, сколько будет полукрестиков в ряду.

Вышивка полукрестом применяется, когда нужно сделать фон – небо, озеро или деревья вдалеке. Также ее применяют для вышивания шерсти животных или перьев птиц, так как выглядит полукрестик более «колючим», чем цельный крестик.

В технике счетного полукреста можно выполнить стежок «елочка». Делается он так:

  1. Из левого нижнего угла выполняются стежки в правый верхний.
  2. Затем вышивка разворачивается: на последнем полукресте игла вводится через две клетки вниз. Это будет правый нижний угол. Из него игла вводится в левый верхний и прошивается в обратном направлении.

Техника полного счетного датского креста выполняется следующим образом:

  1. Из левого нижнего угла иголка направляется в правый верхний, ни изнанке опускается вниз и выходит на лицевую сторону – так столько раз, сколько необходимо получить крестиков. Получается несколько полукрестов, направленных в одну сторону.
  2. На последнем полукресте направление движения меняется: из нижнего правого угла иголка идет в верхний левый, чтобы получились крестики там, где были полукресты.

С изнаночной стороны получаются аккуратные столбики из двойных стежков.

Для английского способа вышивки счетного креста порядок действий отличается:

  1. Из нижнего левого угла иголка направляется в правый верхний.
  2. Из нижнего правого – в левый верхний. Таким образом крестик вышивается сразу весь, не прибегая к технике полукреста.

Важно следить, чтобы каждый новый крест начинался одинаково, тогда изнаночная сторона работы будет выглядеть аккуратно. У новичков иногда сбивается алгоритм, поэтому на изнанке возникают перекосы столбиков и стежков. Это считается ошибкой, которую нужно исправить.

Советы начинающим

Самая распространенная ошибка – завязывание узелков для закрепки нити. В вышивке крестом этого делать нельзя – узел может проскочить через отверстие в канве или будет просто выглядеть неаккуратно. Лучше всего сделать так:

  1. Взять нить мулине, разделить ее пополам. В этом случае нитка будет вдвое тоньше.
  2. Сложить ее опять в два раза.
  3. В иголку втянуть тот край, где отдельные концы. Должна получиться петля с одной стороны.
  4. Вдеть в канву иглу и протянуть на лицевую сторону, сделать один стежок, чтобы иголка оказалась на изнанке. Перевернуть на изнаночную сторону пяльцы, где будет петля и протянуть иглу через нее.

При таком способе закрепки нити не будет ни одного узла или торчащего кончика.

Вторая распространенная ошибка – неудачное размещение рисунка на ткани. Для этого берут контрастные нити и прошивают ими квадраты, например, по 2 см. Лучше ориентироваться по количеству клеток, чтобы узор не «съехал». Или же можно сразу рассчитать положение всего рисунка на канве, для этого хорошо воспользоваться нашим калькулятором.

Вышивальщицы предпочитают технику счетного креста, так как в напечатанном узоре почти всегда происходит смещение рядов. Если заниматься счетом самостоятельно, такого не наблюдается.

Что такое счетный крест?

Счетный крест — это очень просто. И в своей статьей я вам это докажу! Я расскажу, что для этого нужно и как правильно работать с ним. Благодаря нему можно сделать великолепные и изящные работы.

  1. С чего начать вышивку
  2. Наборы для вышивки
  3. Схемы для вышивки
  4. Необходимые материалы и инструменты
  5. Основа
  6. Нитки
  7. Вышивальная игла
  8. Пяльца
  9. Ножницы
  10. Водорастворимый маркер для ткани
  11. Техника вышивания крестом
  12. Начало работы
  13. Закрепка в начале работы
  14. Закрепка в конце работы
  15. Виды стежков
  16. Советы по технике выполнения
  17. Когда работа готова
  18. Влажно-тепловая обработка
  19. Оформление готовых работ
  20. Прикладная вышивка
Читайте также:
Свободно расположенные кресты: вышивка пошагово с фото

Счетный крест – самая популярная сегодня техника вышивки. Второе название этого вида рукоделия – вышивка крестом (крестиком). Основным элементом выступает квадратный крестик, образованный двумя диагональными стежками.

С чего начать вышивку

Вышивать крестом можно по готовым наборам или по схемам, к которым придётся самостоятельно подобрать материалы.

Наборы для вышивки

Наборы для вышивания крестом можно приобрести в любом рукодельном магазине.

Стандартный набор включает:

  • схему рисунка (цветную или чёрно-белую) и инструкцию;
  • основу – канву необходимого размера;
  • нитки нужных цветов в необходимом количестве, обычно разобранные на органайзер;
  • иглу.

Так выглядит набор для вышивки.

Дополнительно необходимо приобрести пяльца (см. ниже) и небольшие ножницы для рукоделия.

На что обратить внимание при выборе набора:

  1. Размер готовой работы. Обычно указан в крестиках или в сантиметрах. В небольшом с виду наборе может скрываться работа 100х300 крестиков, на выполнение которой уйдёт много часов. Для начинающих рукодельниц рекомендуются небольшие сюжеты.
  2. Вид стежков. Крестик – основной стежок в технике счётный крест, часто дополняется другими стежками для увеличения чёткости и детализации работы. Также наборы могут быть дополнены бисером. Обычно на упаковке перечислены применяемые стежки. Чем больше разных стежков используется в работе, тем она сложнее.
  3. Комплектация. У некоторых производителей в состав набора не входит игла, реже наборы не комплектуются нитками (например, французские наборы).

Схемы для вышивки

Если подходящего по сюжету и пожеланиям набора не нашлось, можно приобрести только схему в печатном или электронном виде. Вышивка крестом сейчас очень популярна, поэтому ассортимент схем огромен, дизайнеры выпускают новейшие схемы каждый день. К схеме потребуется подобрать материалы: основу и нити мулине.

Необходимые материалы и инструменты

Для вышивки крестиком понадобятся:

Основа

Стандартная основа для вышивки крестиком – хлопковая канва с жестким переплетением нитей, образующим четкую сетку из дырочек, по которым необходимо вышивать крестики, такую основу часто называют «аида» и создана она специально для вышивки крестом. Большинство готовых наборов укомплектованы именно канвой. Обычно канва белого цвета, но можно встретить цветные варианты. Также бывает канва с нанесённым рисунком, который необходимо повторить – это облегчает работу вышивальщице.

Второй вариант основы — ткань равномерного переплетения, или равномерка. Это может быть хлопковая, льняная, с добавлением вискозы или бамбука, ткань, толщина нитей которой равна толщине отверстий. Таким образом, ткань похожа на мелкую сетку. Вышивают на равномерке обычно через две нити основы, поэтому она рекомендована в основном опытным вышивальщицам.

В продаже представлена равномерка различных цветов. Цветная основа обычно используется для работ, где фон не вышивается.

Канва аида (слева) и ткань равномерного переплетения (справа).

Нитки

Для вышивки крестиком используются специальные хлопковые нитки – мулине.

Готовые наборы комплектуются необходимыми цветами мулине в нужном количестве, нитки удобно разобраны на органайзер.

В схемах для вышивки обязательно присутствует ключ – перечень необходимых цветов мулине с указанием номера в палитре производителя. Обратите внимание, что у каждого производителя своя палитра цветов мулине.

Вышивальная игла

Вышивать следует иглой с тупым кончиком. В продаже имеются наборы вышивальных игл по 4-8 шт. Как говорилось выше, наборы часто комплектуются иглой.

Пяльца

Необходимы для закрепления и натяжения ткани. Чем лучше натянута ткань, тем легче вышивать, попадая чётко в дырочки основы, тем ровнее и аккуратнее будут крестики. Пяльца могут быть пластиковыми, деревянными, металлическими. Обычно они круглые, реже встречаются овальные пяльца и квадратные рамки. Увлечённые вышивальщицы могут приобрести станки для вышивки крестиком – пяльца на ножке, освобождающие вторую руку для более быстрой вышивки.

Пяльца различаются по форме и материалу.

Ножницы

Небольшие ножницы для рукоделия для обрезки кончиков ниток. Подойдут также маникюрные ножницы.

Водорастворимый маркер для ткани

С помощью маркера можно разметить на ткани сетку 10х10 клеточек (крестиков) – это упростит процесс вышивки. Когда работа готова, разметка удаляется в тёплой воде. Перед разметкой рекомендуется проверить маркер на краю ткани и удостовериться, что он действительно смывается без проблем. В противном случае, лучше отказаться от разметки – под светлыми крестиками она может просвечивать, а на незашитых участках (если схемой предусмотрены таковые) будет видна. Не рекомендуется размечать ткань карандашом или шариковой ручкой – такая разметка точно не смоется и испортит работу.

Техника вышивания крестом

Настало время узнать, как вышивать крестиком. Ниже вы найдёте подробные инструкции.

Начало работы

  1. Выполнить разметку ткани специальным маркером (по желанию) и отметить центр основы. На схеме центр обычно отмечен стрелками, либо его можно рассчитать самостоятельно.
  2. Заправить ткань в пяльца, расправить, чтобы не было перекосов.
  3. Отделить необходимое количество нитей и заправить в иглу.

Если в схеме не предусмотрено иное, вышивку крестиком выполняют в две нити. Пасма мулине содержит 6 нитей. Необходимо отделить 1 ниточку из шести нужной длины, сложить пополам и вдеть в иглу. Получится вышивка в 2 нити.

Закрепка в начале работы

В вышивке крестом узелки не используются. Для закрепления нити выведите иголку с изнаночной на лицевую сторону, отступите 1 ниточку основы (получится микроскопический стежок), выведите иглу на изнанку и проденьте в образованное сгибом нити колечко и затяните. Затем снова выведите нить в первое отверстие и выполняйте стежок. Закрепка готова.

Читайте также:
Вышивка "Зимний вечер"

Закрепка в конце работы

После выполнения всех крестиков нужного цвета необходимо закрепить нить. Для этого переверните работу на изнаночную сторону и протяните иглу с ниткой под 3-4 вертикальными стежками изнанки. Кончик нитки отрежьте.

Закрепляем нить в конце работы.

Виды стежков

  1. Счетный крест (печатный крест) – основной стежок.

Крест состоит из двух диагональных стежков и выполняется в два этапа.

Сначала необходимо выполнить стежок из нижнего левого угла клетки в верхний правый, затем из нижнего правого в верхний левый. Таким образом выполняются одиночные крестики одного цвета.

Обычно рядом располагается несколько крестиков одного цвета. Удобно сначала выполнить все нижние стежки, а затем верхние в обратном порядке.

На фото показан верхний стежок.

А так выглядит нижний стежок.

Не имеет значения, в какую сторону выполнять нижний, а в какую верхний стежок – начинать крестик можно и с правой стороны. Главное чтобы все крестики работы были выполнены одинаково.

  1. Полукрест.

Диагональный стежок, выполняется как половинка крестика. Обычно используется для лёгкого фона в воздушных акварельных дизайнах.

  1. Бэкстич или окантовочный стежок.

Используется для очерчивания контуров деталей, придания вышивке чёткости, фактурности и законченного вида. Выполняется поверх крестиков. Если схемой не предусмотрено иное, бэкстич выполняется в 1 нить. Для окантовки используется шов назад иголку (или вперёд иголку в зависимости от удобства).

При выполнении бэкстича необходимо, чтобы ткань была хорошо натянута, нитки не провисали, а соседние стежки выполнялись чётко в одну и ту же точку, без пропусков и разрывов. Если схема предусматривает длинную прямую линию, следует разбить её на отрезки не больше 4-5 крестиков, чтобы избежать провисания нити.

Большинство работ в технике счётный крест выполняются при помощи этих трех видов стежков. Гораздо реже в схемах могут встречаться французские узелки, несчетный крест и другие варианты. Обычно инструкция к схеме приводит описание выполнения элементов.

Советы по технике выполнения

Идеальная длина нити в игле около 20 см. Если необходимо вышить большое количество крестиков одного цвета, следует использовать несколько нитей подряд. Слишком длинная нить может путаться или порваться.

Идеальная изнанка состоит из вертикальных стежков без протяжек, узелков и торчащих концов нитей. Вышивка с идеальной изнанкой – задача достаточно сложная и требует дополнительных усилий от вышивальщицы. Обычно к ней прибегают в случаях, когда изнанка будет доступна окружающим, например, при вышивке скатертей, полотенец. Если же изнанка работы будет закрыта (например, задней стороной рамки), лучше сосредоточиться на ровности и аккуратности лицевой стороны. Тем не менее, не стоит делать длинных протяжек на изнанке (нитки могут провиснуть) и оставлять кончики нити – они могут вылезти на изнанку и испортить работу.

Изнаночная сторона вышивки.

Вышивать лучше последовательно, не перескакивая из одного угла работы в другой – в этом случае можно легко ошибиться при подсчёте клеточек и потом долго распарывать и переделывать работу.

Бэкстич можно вышивать как сразу на законченных участках вышивки, так и в конце работы, когда все крестики уже готовы.

Когда работа готова

Влажно-тепловая обработка

Стирать вышивку необходимо в тёплой воде до 40 градусов (во избежание линьки ярких ниток) с жидким средством для стирки либо бесцветным жидким мылом. Отжимать вышивку нельзя! Влажную работу необходимо расстелить на махровом полотенце, скатать вместе в рулончик и оставить минут на 10-15 — полотенце впитает лишнюю влагу. Затем вышивку необходимо высушить, проглаживая утюгом по изнаночной стороне. Благодаря этому на ткани не останется заломов от пялец.

Оформление готовых работ

После влажно-тепловой обработки работу можно оформить в рамку самостоятельно либо воспользовавшись услугами багетной мастерской. Для самостоятельного оформления потребуется рамка, степлер или клей, чтобы закрепить ткань.

Прикладная вышивка

Вышивка крестом часто оформляется в прикладные вещи: подушки, скатерти, полотенца, чехлы, сумки, тканевые корзины, фотоальбомы и так далее. В качестве основы для прикладной вышивки часто используется равномерка – из неё проще сшить изделие и сетка равномерки не будет просвечивать как сетка канвы.

Также печатный крест используется в декоре одежды. Выполняется он с использованием специальной водорастворимой канвы или флизелина, который предварительно примётывают к ткани. Когда вышивка готова, сетка легко растворяется в теплой воде.

Вышивка в технике счетный крест – старинное, но в то же время популярное сегодня увлечение. Узнав из этой статьи, какова техника вышивания крестом, попробуйте для себя этот вид рукоделия и насладитесь творческим процессом. Результат вашего труда станет прекрасным украшением дома или подарком родным и близким.

Задавайте вопросы, делитесь своими успехами в вышивке в социальных сетях и получайте удовольствие от творчества!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: