Вяжем сумку из шерсти: валяние пошагово с фото

Мастер-класс для начинающих: валяем сумку. Часть первая

Решила я попробовать сделать свой первый мастер-класс по валянию сумки. Естественно для начинающих, так как сама тоже начинающая в этом интересном и захватывающем деле. Кто много знает и умеет, прошу меня слишком не критиковать, а если поправите, буду благодарна!

Сделала я очень много снимков, излагать буду подробно, так что настройтесь на долгую мою историю о том, как я делала сумку, параллельно фотографируя. Ну и помогала мне моя мама, была по совместительству фотографом :)

Итак, начнём. Сумка будет многоцветной и весёлой, летней расцветки. Поэтому приготовила шерсть 10 расцветок. Вся цветная шерсть немного разной тонины: от 18 мкр до 23 мкр. Светло-серая шерсть для внутренних слоёв тониной 27 мкр. Волокна вискозы, плёнка, пупырка, ВШМ. В общем, как обычно.

Это выкройка сумки. Такой я её запланировала. Выкройка мне нужна для общего представления, какой будет сумка, а также для выкраивания подклада в дальнейшем.

Отдельно сделала шаблон, взяв КУ 0,75 от исходных размеров выкройки. Если у кого-нибудь возникнет вопрос, что такое этот КУ, то лучше поискать информацию в интернете. Но принцип такой: я хочу, чтобы ширина сумки вверху была 30 см, значит 30 я делю на 0,75 и получаю размер шаблона по верхнему краю, т.е. 40 см. И так по всем размерам.

Таким вот образом я рассчитывала ширину сумки в верхней части. Но есть вариант проще, когда измеряется расстояние между нижними точками фермуара и его высота, в сумме они дают ту же цифру. В данном случае это 21 см +7 см = 28 см.

Разделила 100 гр. серой шерсти на 6 равных частей, чтобы выложить по 3 внутренних слоя с обеих сторон шаблона.

Начесала облачками вискозу, которая будет подкладом у сумки. С этого места все снимки (за исключением, где меня снимает папарацци), я делаю с того места, где стою сама.

Выложила первый слой шерсти, начала с горизонтального. Можно начать и с вертикального. Главное, чтобы они чередовались, и их было поровну: 3 вертикальных и 3 горизонтальных (это я посчитала все слои сразу). Пока выкладываем 3 внутренних слоя из однотонной шерсти. За края захожу немного, примерно на 1-2 см.

Это выложен второй вертикальный слой. Третий горизонтальный снимать не стала, вы и так поймёте.

Смочила мыльным раствором, в этом случае с Фейри. Соотношение воды и МС на глаз. Фейри пенится сильно, поэтому его чуть-чуть.

Накрываю сеткой и осторожно прокатываю скалкой, чтобы шерсть промочилась и вышел воздух.

Осторожно переворачиваю на другую сторону.

На другой стороне до заворачивания краёв шерсти раскладываю вискозу.

Заворачиваю шерсть на шаблон, притирая, чтобы не было заломов. Опять раскладываю 3 слоя шерсти, не выходя практически за края шаблона.

Опять смочила мыльным раствором. Накрываю сеткой, также прохожусь скалкой.

Кладу пупырку и работаю ВШМ примерно по 5 секунд на одном месте. На машинку давить не надо, просто ставлю и всё. Убираю пупырку и переворачиваю обратно на первую сторону. Прохожусь ВШМ по первой стороне.

Вот так выглядит шерсть после ВШМ с пупыркой. Загибаю выступающие края шерсти на шаблон.

Начинаю раскладывать цветную шерсть. Теперь идет вертикальный слой, потому что предыдущий был горизонтальный. Прядки заходят друг на друга примерно наполовину.

Это выложена половина пятого горизонтального слоя (справа).

Всё, закончена раскладка вертикальным шестым слоем. Это пока с одной стороны. Сверху накидала тоненькие волокна белой вискозы.

Смочила мыльным раствором, накрыла сеткой.

Опять скалка работает. Осторожно, потихоньку, чтобы не сместились волокна.

Осторожно снимаю сетку, придерживая шерстинки, которые прицепились к ней. Так я делала и раньше, только не снимала это. Снимков и так слишком много.

Накрываю шерсть тонкой плёнкой (разрезала пакет для мусора) и притираю примерно 2 минуты, не забывая проходить по краям и углам. Плёнку снимаю.

Накрываю пупыркой и работаю ВШМ по 10 сек. на одном месте.

Переворачиваю, загибаю на шаблон выступающие за край прядки шерсти.

Опять повторяю то же самое: 3 слоя цветной шерсти, но не выходя за край шаблона. Цвета с краёв повторяю, ориентируясь на загнутую шерсть с нижней стороны. Сверху волокна вискозы. Опять притираю через плёнку 2 мин., потом пупырка с ВШМ.

Загибаю края, слегка притираю их к шаблону.

Читайте также:
Техника работы с войлоком (felting): валяние пошагово с фото

С этого момента надеваю перчатки, накрываю плёнкой и притираю 2 минуты. Чтобы руки скользили легче, наливаю немного мыльного раствора на плёнку.

Не забываю про углы и края, обязательно их притираю. Все движения сначала лёгкие, потом постепенно жёстче и быстрее.

Опять ВШМ по 10 секунд на одном месте.

Теперь перехожу к следующему этапу — катанию на трубе. Продолжение следует.

Валяние из шерсти сумки

Валяная сумка из шерсти – аксессуар, который сделает образ необычным и смелым. Встретить такую вещь в магазине – сложно, зато сумку можно сделать самостоятельно.

Валяние из шерсти – не самый просто вид рукоделия, он потребует внимательности и физических усилий от мастерицы. Но при этом необязательно иметь большой опыт в рукоделии.

Какие сумки можно свалять из шерсти в домашних условиях?

Рукодельницы никак не ограничивают себя при изготовлении сумок.

Это могут быть вместительные сумки с длинной ручкой через плечо, делают их и с короткой ручкой. Или валяют небольшой клатч для выхода в свет.

При этом различаются и застёжки у сумок. Привычных молний у них зачастую не встретишь. Зато стильно смотрятся застёжки — защёлки на маленьких сумочках для вечера. В некоторых случаях получаются прекрасные винтажные сумочки.

При изготовлении сумки можно поэкспериментировать и с декором. Ведь из шерсти можно свалять и декоративные элементы. Или вырезать аппликацию из других материалов и пришить её к изделию. Встречаются модели с объёмным декором из того же материала или сумки с целым фантастическим сюжетом.

Валяние из шерсти сумки — мастер-класс

Чтобы сделать сумочку самостоятельно, необходим заряд вдохновения, инструменты, материалы, несколько часов свободного времени и море терпения.

Описание будущей сумки

Когда в воображении уже есть представление о будущей изделии, начинают рисовать выкройку. Первую выкройку можно нарисовать на обычной бумаге. На этом этапе выкройку корректируют, «примеривают» если надо. Строится только полотно. Если необходимо, к выкройке пририсовывают ручки или клапан.

Шерсть при сваливании имеет свойство уменьшаться. Число усадки указано изготовителем на упаковке. Поэтому выкройку переносят на плотный материал, который не деформируется при переворачивании и изготовлении. Идеально для этого подойдёт подложка ламината. Выкройку при переносе увеличивают равномерно на цифру усадки (порядка 30–40%).

Сразу можно вырезать выкройку ручки, если она отдельная, или декоративных деталей.

Если это первый опыт валяния, то лучше выбрать простой вариант с округлыми контурами и размером 30*30 см, застёжкой кнопкой и длинной пришивной ручкой. Потому что в первый раз возможны промахи с размером, поэтому начинать с клатча не стоит.

Материалы

Если вы впервые занимаетесь валянием, то есть смысл купить сразу целый набор валяльщика. Но у некоторых дома могут найтись большая часть необходимых приспособлений.

Список необходимых материалов:

  • шерсть для валяния;
  • специальные иглы;
  • щётка для валяния;
  • мыльный раствор;
  • ножницы;
  • воздушно-пузырьковая плёнка;
  • виброшлифовальная машинка;
  • скалка или бутылка;
  • черенок от лопаты;
  • сетка (москитная или текстильная);
  • застёжка кнопка;
  • нитки шелковые в тон шерсти.

В магазинах продаётся несколько видов шерсти для валяния. Самой лучшей для изготовления сумки считается кардочес. Из такой шерсти получаются плотные вещи без просветов. Некоторые используют ленточную шерсть, но работать с ней немного трудней. Также продаёт шерсть «сливер» для валяния крупных деталей и полутонкая шерсть для более изящных предметов. При определении количества требуемой шерсти, опирайтесь на характеристики производителя. В среднем на небольшой клатч нужно около 150 граммов. Но если сумка будет жёсткой, расход увеличивают.

Иглы для валяния одной сумки нужны как тонкие, так и толстые. Процесс начинается с толстых игл, а заканчивается тонкими.

Мастер-класс

Когда все материалы готовы, можно приступать к валянию!

  1. На поверхности стола или пола раскладывается пузырьковая плёнка, а сверху выкройка будущего изделия.
  2. Если используется шерсть кардочес, то используется метод горизонтального и вертикального валяния. На выкройку выкладывают шерсть сначала слой по горизонтали. А затем по вертикали. Количество слоёв зависит от желаемой плотности сумки, но должно быть не менее 4. Шерсть при раскладывании немного растягивают.
  3. Не стоит забывать о припусках за края выкройки на 1-1,5 см.
  4. Когда шерсть выложена, приступают к валянию. Поверхность равномерно смачивают мыльным раствором. Сваливать можно несколькими способами. Первый – накрыть заготовку пупырчатой плёнкой и пройтись скалкой или ВШМ. Другой вариант – накрыть заготовку сеточкой.
  5. ВШМ ни в коем случае нельзя елозить. Достаточно поставить её на поверхность, подождать 10 секунд и переставить на другое место. В случае со скалкой – движения должны быть уверенные, но не растягивающие.
  6. После этого заготовку переворачивают и припуски загибают.
  7. Сверху укладываются слои шерсти, в той же последовательности.
  8. Сумка смачивается мыльным раствором и приваливается. Процесс валяния в среднем занимается 20 минут с каждой стороны. На этом этапе можно привалять и элементы декора.
  9. Далее сумка скатывается в рулон по горизонтали вместе с плёнкой. При этом можно использовать черенок лопаты или другое схожее приспособление. Прокатывают 200 раз, затем разворачивают, скручивают по вертикали и снова прокатывают 200 раз.
  10. То же самое повторяют с другой стороны.
  11. После подобных манипуляций, изделие заметно уменьшается в размере. Его разрезают в месте проёма, вытаскивают выкройку и продолжают формировать.
  12. Теперь уделяют внимание боковым сторонам. Тут пригодится массажная щётка или щётка для валяния. Аккуратно проходят по торцам и по разрезу.
  13. Сумку снова скатывают в рулон и прокатывают по 100 раз в каждом направлении и с каждой стороны.
  14. Когда сумочка достигла нужных размеров, её полоскают в воде, придают форму, проходят утюгом и оставляют сушиться.
  15. Пока изделие сохнет, занимаются изготовлением ручки. Процесс схож с процессом создания самой сумки.
  16. Ручку валяются, прокатывают и стирают. Сухую ручку пришивают.
  17. После этого пришивается застёжка, остальной декор, подкладка (если есть) и сумка готова!
Читайте также:
Сказочный кролик в технике сухого валяния: валяние пошагово с фото

Теперь остаётся только придумать с ней образ и отправиться на прогулку.

Мастер-класс “Сумка “Чайная роза””

Хочу с Вами поделиться найденным мною в необъятных просторах интернета Мастер-классом по мокрому валянию шикарной сумки-розы. Знаю только, что самого матера зовут Елена, спасибо ей огромное.

Шерсть семеновская тонкая цвет ярко розовый (№ 79) ушло больше 200г и болотный (№ 34) примерно 70г, полутонкая цвет ультрабелый (№ 964) примерно 100г. для создания оттенков использован австралийский меринос. Внутри шелковая подкладка с кармашком
Для того чтобы сделать такую сумку нам понадобится примерно 400 г шерсти.
300-350 для самой сумки и 70-100 для ручек, вода, мыло и терпение.
Многие Мастера говорят, что валяние это медитативное занятие, не могу с ними не согласиться – это во истину ТАК. А для того чтобы в этом убедиться нужно попробовать. Ну что ж давайте пробовать!

Сначала мы вырезаем из плотного пакета шаблон, необходимого нам размера предварительно увеличив его на 30-40% я сделала шаблон диаметром 50 см а готовая сумка получилась диаметром 31 см. Для более точной степени усадки, нужно предварительно сделать образец и той шерсти из которой будет изготавливаться сумка.

Ну вот шаблон готов, берем пупырчатую пленку, на неё кладем шаблон, а уже на него начинаем ровненько раскладывать шерсть, 1-й слой вдоль, 2-й слой поперек 3-й слой радиально, вот как раз на фото выложено 3 слоя.

смачиваем мыльным раствором, прикрываем пупырчатой пленкой и аккуратненько прижимаем и слегка притираем, не снимая пленки переворачиваем наш “слоеный пирог” на противоположную сторону, таким образом покрытая шерстью часть шаблона оказывается снизу, снимаем пупырчатую пленку. Выступающую за шаблон шерсть заворачиваем на него и начинаем выкладывать шерсть с этой стороны опять так же 1-й слой вдоль, 2-й слой поперек 3-й слой радиально затем смачиваем мыльным раствором, прикрываем пупырчатой пленкой и аккуратненько прижимаем и слегка притираем, не снимая пленки переворачиваем наш “слоеный пирог” на противоположную сторону, снимаем пленку, заворачиваем края и выкладываем еще 3 слоя в той же последовательности что и ранее еще раз переворачиваем и еще 3 слоя.

Итого у нас получается по 6 слоев с каждой стороны. В последних слоях каждой из сторон, для создания живописного или декоративного эффекта выкладываем тоненькие прядки шерсти оттеночных цветов. Все слои выложены начинаем долгий процесс притирания. нет, ну я конечно же не буду спорить с теми у кого есть ВШМ, тогда это будет гораздо быстрее, но тем у кого её пока нет объясняю, притираем шерсть аккуратно через пленку от края к центру, без сильного нажима (чтобы не сдвинуть слои шерсти) трём-трём-трём периодически переворачиваем на противоположную сторону, проверяем готовность (отщипываем шесть тянется-не тянется) затем заворачиваем в рулон и катаем примерно 100 раз, разворачиваем, разравниваем тщательно и заворачиваем в рулон на другую сторону катаем еще 100раз. Внимательно смотрим не становится ли тесно нашему шаблону – ага вот немножко тесновато стало значит пора ему наружу. Надрезаем край в том месте где у нас будет застежка и вынимаем его. Получившуюся заготовку основы сумки тщательно отжимаем и оставляем сушиться на день или два или до того времени когда оно появиться, ну в смысле свободное время для того чтобы продолжить создавать сумку. Вот что у нас получилось на данном этапе:

Читайте также:
Валяние вязанного полотна: валяние пошагово с фото

Следующий этап – нужно сделать лепестки для розы, для этого нам в небольшом количестве понадобятся дополнительные оттенки шерсти. Сначала нужно определиться какой пышности мы хотим получить розу и уже отсюда исходит кол-во и длина лепестков. Внутренние, расположенные у центра цветка покороче а внешние по краю по длиннее в целом (от 20 до 45см) ширина лепестка примерно 15 см. На пупырчатую пленку начинаем выкладывать слои – первый продольный слой из белой шерсти, второй поперечный из белой шерсти, третий продольный из розовой шерсти выкладываем на 2-3см ниже верхнего края (чтобы потом получился беленький краешек у лепестка), и еще сверху оттеночные прядки (полноценным слоем их не считаю)


Лепестки смачиваем мыльным раствором, накрываем пленкой, прижимаем слегка притираем, переворачиваем на изнанку, снимаем пленку, верхний край лепестков заворачиваем. Нижний край должен оставаться рыхлым( как на фото)


лепестки заворачиваем в рулон и катаем 200 раз. через каждые 50 раз разворачиваем и слегка растягиваем верхний край лепестков (как в капустных шарфах) Отжимаем и оставляем сушится.

Теперь приступаем к формированию чашелистика, выкладываем шерсть в 3 слоя вдоль-поперек-вдоль как на фото, для живописности добавляем немного оттенков другого зеленого цвета


смачиваем мыльным раствором, притираем, переворачиваем на другую сторону, заворачиваем края наверх, придаем более четкий контур, выкладываем жгутики между каждым листиком. Накрываем пленкой и валяем, катаем 200 раз в рулоне периодически разворачивая и поправляя. Отжимаем и оставляем сушиться.


вот все наши детали в сухом состоянии:
теперь мы пробуем выложить последовательность лепестков в розе для того чтобы потом было легче их выкладывать на основу сумки, ну получается вот так:

Теперь начинаем собирать нашу сумку, берем по одному лепестки из серединки выложенной на столе розы и при помощи гловера тщательно прибиваем их к основе сумки, предварительно определив где на ней центр, далее фото после каждого привалянного лепестка

таким же образом прикрепляем чашелистик с обратной стороны сумки, когда все детали приваляны, обильно смачиваем сумку мыльным раствором и завернув все лепестки к серединке начинаем притирать места соединения руками, руку я оборачивала в пупырчатую пленку, таким образом проходимся по каждому слою лепестков неоднократно, получается что мы как бы разворачиваем и заворачиваем цветок. Затем одеваем сумку на руку и хорошенько трем ее бочками о пупырчатую пленку



После нашего трения-валяния примеряем сумку с шаблоном, смотрим степень усадки и идем в ванную, пришло время жестких процедур, бросаем сумку о дно ванны 400 раз, через каждые 100 раз устраиваем контрастный душ, поливаем кипятком и холодной водой, вот один из живописных кадров когда сумка в очередной раз упала на дно ванны и приняла такую красивую форму


после водных процедур еще раз прикладываем к шаблону и смотрим усадку, хорошенько отжимаем и набив целлофановыми пакетами оставляем сушиться около батареи, когда основная влага уйдет нужно вынуть пакеты и оставить дальше сушиться.
Вот такие получились плотненькие лепесточки. Теперь можно идти в ближайшую мастерскую и пробить люверсы в местах предполагаемых ручек сумки. А уже после этого пропарить сумку утюжком, все лепесточки и саму основу, основу нужно набить махровыми полотенцами, так лучше получается, затем срезать, если есть, торчащие ворсинки.


Теперь делаем ручки, берём гребенную ленту и уплотняем её при помощи гловера вот до такого состояния, затем смачиваем мыльным раствором и катаем ручки (я катаю сразу две одновременно) на бамбуковом коврики до полной готовности( к концу валяния свободные концы при катании начинают стучать об стол как барабанные палочки ) Оставляем сушиться

Выкраиваем из подкладочной ткани детали подкладки для нашей сумки, сшиваем их между собой и примеряем на сумку, предварительно вывернув сумку на изнанку

пришиваем подкладку к сумке вручную, для того чтобы получилась ровная линия стежка, сначала подворачиваем саму подкладку и прокладываем машинную строчку по краю, а затем по этой машинной строчке пришиваем её к самой сумке, таким образом получается очень аккуратно (или еще можно поверх строчки пришить бархатную ленту, тогда линии соединения совсем не будет видно, я так делала в красной сумке-розе)
Выравниваем верхний край сумки, срезаем лишнее и обрабатываем его иглами (на фото верхний край уже обработан а нижний еще нет)
пришиваем молнию вручную, двумя строчками для прочности

Продеваем в отверстия люверсов ручки и завязываем их узлом с внутренней стороны сумки.

Читайте также:
Стильная шляпка: валяние пошагово с фото

Валяние из шерсти картины

Одной из древнейших технологий по созданию текстиля из волокон не пряденой шерсти считается валяние. В последние годы эта техника рукоделия стала очень популярной и приобрела художественную форму. Такую технику теперь нередко применяют для изготовления одежды, эксклюзивных аксессуаров, игрушек и оригинальных картин.

Что такое валяние шерсти?

Этот вид рукоделия представляет собой процесс создания разнообразных изделий из не пряденой шерсти посредством сцепления и переплетения её волокон различными методами с использованием особых игл из закалённой стали.

Подобный процесс ещё называют фелтингом (либо фильцеванием). Это увлекательное занятие способствует развитию творческих способностей.

Справка! Пригодна к валянию не любая шерсть, а только натуральные волокна. Самым удачным выбором в этом случае станет мохер и шерсть альпаки.

Фелтинг позволяет создавать оригинальные рисунки на ткани, красивые игрушки и разнообразные элементы декора (фото). Рассмотрим, как своими руками свалять картину из шерсти с пошаговой инструкцией.

Необходимые материалы


Для этой разновидности рукоделия понадобятся следующие материалы:

  • натуральная шерсть;
  • иглы для фелтинга, имеющие несколько насечек в нижней части (для сухого метода);
  • пинцет (для выкладывания мелких деталей при изготовлении картин);
  • фланель либо флизелин (для основы при изготовлении картин);
  • жидкое мыло либо тёплый мыльный раствор (для мокрого метода);
  • глазки, носики и материал для набивки (используются при изготовлении игрушек).

Если опыт в приобретении подходящего материала для валяния пока отсутствует, целесообразно приобрести в магазинах для рукоделия готовые наборы для создания картин. В подобные наборы может входить различный объём материала, разные по размеру иглы и специальный раствор для мокрого валяния. Каждый набор укомплектован подробной инструкцией, что будет особенно удобно для новичков.

Неоспоримым преимуществом таких наборов считается то, что после создания одного изделия останутся иголки и раствор, которые можно будет неоднократно применять впоследствии.

Виды валяния

Есть два способа валяния — сухой и мокрый. При сухом валянии уплотнение материала осуществляется с применением специальных игл с насечками. Такие насечки цепляют волокна и проталкивают их в нижние слои, в результате чего и происходит сваливание. Многократное втыкание иглы в одно и то же место позволяет придать изделию желаемую форму. Такой способ валяния чаще всего используют для создания бижутерии, игрушек и разнообразных фигурок.

Мокрый способ валяния подразумевает применение тёплого мыльного раствора и расправленных шерстяных прядей. Раскладку материала пропитывают мыльным раствором, после чего трут и гладят в разных направлениях, понемногу увеличивая степень нажима. Этот способ в большинстве случаев применяют для изготовления плоских предметов: панно, картин и украшений для ткани и одежды.

Совет! При изготовлении выкройки изделия следует учитывать, что во время мокрого валяния шерсть сядет примерно на 30-40%.

Сухое валяние шерсти для создания картин


Картины из подобного материала создаются методом поочерёдного наложения шерстяных прядей слоями на основу, закреплённую рамкой в стекле. Изготовление картины таким способом по простому мастер-классу — отличный способ освоить сухое валяние. Благодаря наложению материала различных оттенков тонкими прядями друг на друга достигается плавный переход цветов из одного в другой.

Изготовление такой картины необходимо начинать с создания фона, который рекомендуется выкладывать сверху вниз в соответствии с выбранной схемой.

Пряди должны быть полупрозрачными, лёгкими и не особо крупными. Вначале следует выложить пинцетом края фона, а затем — середину.

Важно! После каждого этапа работы изделие следует подержать под стеклом для закрепления.

После этого можно начинать выкладывать основной мотив картины. Схемы для начинающих, как правило, содержат крупные мотивы с минимальным количеством оттенков. Первым делом необходимо выложить контуры основной фигуры и заполнить их материалом требуемых оттенков.

Читайте также:
Спиральные розочки с листьями: валяние пошагово с фото

Затем при помощи дополнительных цветов нужно «нарисовать» тонкими, немного скрученными прядями контуры остальных фигур. В процессе нужно постоянно сверяться со схемой. Торопиться при этом не стоит. Продолжая «раскрашивать» картину тонкими цветными прядками, нужно выкладывать их вдоль намеченных таким образом линий, при необходимости поправляя пинцетом или корректируя ножницами, если прядки чересчур длинные.

Передвигаясь понемногу к переднему плану картины, нужно выкладывать мелкие её фрагменты, скручивая и скатывая материал. Если основная фигура получилась слишком объёмной, шерсть можно слегка примять.

Когда работа будет завершена, картину необходимо накрыть прозрачным трафаретом и обрезать торчащие по краям кончики прядей. После этого изделие можно вставить в рамку.

Мокрое валяние

При изготовлении картины из шерсти посредством мокрого валяния понадобится рамка, ткань для основы, шерсть, пинцет, мыльный раствор и марля, на которую в соответствии с выбранным рисунком будет выкладываться шерсть.

Картина мокрое валяние на марле

Техника выполнения:

  1. На ровную поверхность нужно положить марлю, а на неё основу и выбранное изображение.
  2. Затем необходимо выложить шерстью основу, потом фон, а после — выбранный рисунок. Выкладывать шерсть нужно полосками и в форме креста, стараясь не допускать образования проплешин и дыр. Слои следует выкладывать под прямым углом друг к другу (они должны иметь одинаковую толщину).
  3. После того как будет полностью выложена заготовка будущей картины, шерсть необходимо сбрызнуть водой, накрыть тонкой тканью (наилучшим образом для этой цели подойдёт капрон) и щедро смазать мыльным раствором. Излишки следует промокнуть салфеткой.
  4. После этого наступает непосредственно процесс валяния. При использовании мокрого способа посредством трения шерсти придаётся необходимый объём и желаемая текстура.

Совет! Используя различные виды шерсти для валяния, можно получить интересные декоративные эффекты.

Работа с художественным войлоком предоставляет массу возможностей для самостоятельного изготовления красивых картин. Простота используемых методов делает валяние доступным всем желающим. Успешно освоив технику валяния из шерсти, можно создавать настоящие шедевры и собрать собственную художественную коллекцию.

Картины из шерсти: акварельная живопись для всех возрастов

На первый взгляд шерстяная акварель кажется чем-то недостижимым, и что для её создания требуется талант художника и обучение. Многие сравнивают её с рисованием и считают, что если не получается творить на бумаге карандашом или красками, тем более ничего не получится из пряжи. Но здесь как раз и кроется основное различие техник: сделать картину из шерсти сможет даже подросток – достаточно выбрать эскиз и материал, а в случае ошибок их всегда можно быстро исправить. Сегодня рукодельницы редакции Homius.ru поделятся секретами создания картин из шерсти и проведут несколько мастер-классов, благодаря которым вы легко освоите новый вид рукоделия.

Какие инструменты и материалы понадобятся начинающей мастерице

Начинающим мастерицам не обязательно приобретать профессиональный инструментарий и материалы высокого класса, достаточно простейшего набора, многое найдётся дома:

  • рамка для фотографий со стеклом;
  • в качестве основы для картины подойдёт обычный флизелин, салфетки из вискозы, фетр, материя с небольшим ворсом, которая будет удерживать шерсть;
  • поскольку картина создаётся путём наложения шерсти друг на друга, понадобится пинцет;
  • маникюрные и обычные ножницы;
  • шерсть разных оттенков, её подбирают в зависимости от сюжета картины. Дополнительно используют шёлковые, акриловые, вискозные волокна.

Основные техники работы с шерстью

Начинающим мастерицам достаточно освоить несколько простых техник и уже в процессе работы приступать к более сложным методикам.

Вытягивание

Для техники вытягивания понадобится гребенная лента, её нужно положить в одну руку и пальцами второй руки аккуратно вытягивать тонкие пряди. Этот метод используют для создания фона и различных предметов, например, ветвей кустарников и деревьев.

Нити вытягиваются разной толщины: через тонкие будут просвечиваться другие волокна, плотные перекроют основу – с них лучше начинать создание картины. В технике вытягивания можно создать стебельки трав, веточки деревьев и сделать ниточки-контуры различных предметов. Чем больше волокон захватите, тем толще получится ниточка.

С помощью кручения создаются контурные линии

Щипание

Для этой техники гребенную ленту следует взять в одну руку, перекрутить между пальцами – нам понадобится именно сгиб материала. Затем пальцами другой руки выщипать волокна с внешней поверхности, движения должны быть быстрыми и частыми. Образовавшийся пушистый комочек используют для создания облаков, снеговиков, сугробов и многих других предметов.

Читайте также:
Красавица - мышка в технике сухого валяния: валяние пошагово с фото

Если комочек растянуть в разные стороны, получится более тонкая паутинка большой площади

Это интересно! Технику щипания вполне можно заменить использованием кардочесанной шерсти. Важно, чтобы она была хорошего качества с очень тонкими волокнами. В противном случае добиться нужного эффекта будет затруднительно.

Настригание

В технике стрижки шерсть нарезают на крошечные (не более 3 мм) отрезки, из которых с помощью пинцета формируют мелкие предметы картины, например, снежинки или крону деревьев. С опытом рукодельницы научатся смешивать цвета и получать текстуры разной степени однородности, чтобы добиться нужного эффекта. Так предметы будут выглядеть объёмно и реалистично.

Шерсть стрижётся на отрезки разной длины

Азбука от А до Я для начинающих: как сделать картины из шерсти

Перед началом работы нужно подготовить рабочее место: подойдёт невысокий стол – так проще рисовать сюжет, сразу будет просматриваться вся картина. Её создание можно разбить на несколько этапов.

Что используют в качестве основы

Работу начинают с подготовки основы. Для этого рамку для фотографий разбирают на составные части, к основе крепят при помощи клипс или зажимов подходящий по размеру отрез флизелина, вискозы или другой ткани с бархатистой поверхностью.

Как подобрать эскиз

Профессиональные мастерицы рекомендуют для первых работ выбирать простые сюжеты. Впоследствии, когда будут освоены базовые техники, можно взять несколько уроков у опытных рукодельниц для более детальной проработки всех тонкостей картин.

Поначалу на работу нужно отводить по паре часов в день, чтобы не замылился глаз и были соблюдены все пропорции рисунка – это основное правило шерстяной живописи. Можно выбрать эскиз в интернете, распечатать на цветном принтере и положить его под тонкий флизелин, но лучше, чтобы рисунок был перед глазами – так намного проще будет подбирать оттенки и создавать предметы.

Какой тип и цвет шерсти используют для создания картин

Для каждого этапа создания картин подходит своя шерсть, познакомимся с основными типами.

Это интересно! Декоративные свойства картине придают волокна шёлка, акрила. Они интересно преломляют свет, и от этого картина выглядит более реалистичной.

Основное при создании картины – это выбор цветовой гаммы рисунка. Она должна быть яркой и насыщенной – чем больше оттенков, тем интереснее смотрится окончательный вариант. Если начинающая мастерица не уверена в правильном выборе и сочетании, можно купить готовые комплекты.

Совет! Можно смешивать пряжу разных оттенков, например, для получения жёлтого цвета следует взять зелёную и жёлтую шерсть. Здесь работают те же правила, что и в акварели. А также реалистично смотрятся картины с тенями, для их создания используют тёмную гамму.

Чтобы смешать шерсть, нужно взять несколько оттенков и выщипывать одновременно все цвета

Правила выкладывания фона

Картина создаётся путем послойного накладывания оттенков шерсти, часто для этого используют сливер. В первую очередь формируется основа, для неё из пряди вытягивают волокна и устилают ими подложку. Нити желательно выкладывать в разном направлении, они должны выходить на края основы не более чем на 1 см. Приложив сверху стекло, лишнее следует обрезать.

Выкладывание светлого фона на подложке

Как создать из шерсти рисунок

На подготовленный фон выкладывают задний план рисунка, для этого используют технику щипания. Листики-паутинки разной толщины могут перекрывать друг друга, дополнять оттенок. Здесь важно, чтобы был плавный переход от тёмного тона к светлому.

Совет! Проконтролировать качество работы можно, приложив сверху стекло – оно примнёт волокна, и сразу будут видны погрешности.

Более мелкие детали прорисовывают в технике настригания или вытягивания тонких волокон. Всегда можно поправить рисунок, убрав один или несколько слоёв, а также переместив изображение пинцетом.

Согласно подготовленному эскизу послойно вытягиваются, выщипывается или выстригаются пряди соответствующих оттенков

Оформление картины в раму под стекло

На готовую картину сверху нужно положить стекло и срезать выступающие волокна. После этого её помещают в рамочку. Важно, чтобы зажимы плотно держали основу с учётом объёма рисунка.

Картина, оформленная в рамку, станет настоящим украшением любого интерьера

Подробные мастер-классы по изготовлению картины из шерсти

Осваивать технику рисования картин из шерсти лучше на простых мастер-классах, и уже в дальнейшем вы сможете самостоятельно импровизировать и создавать настоящие шедевры.

Читайте также:
Сумка в стиле "оп-арт": валяние пошагово с фото

Картина «Зимний вечер»

Для первой работы нужно подготовить:

  • гребенную шерсть белого, нескольких оттенков синего, тёмно- и средне-коричневого, красного, оранжевого и жёлтого цветов;
  • рамку для фото и флизелин;
  • пинцет и ножницы.

Каждый этап работы будем фиксировать стеклом. Приступаем к работе.

  1. Методом вытягивания закрыть подложку прядями белого цвета.
  2. В технике выщипывания создать фон.

Волокна укладывают, начиная от тёмно-синего до белого цветов

Для сугробов уложить несколько белых прядей параллельно основанию.

Вытянуть тонкие нити тёмно-синей пряжи и скрутить их.

Так создаются силуэты и ветви деревьев

Припорошить деревья белой шерстью.

Белые волокна можно немного скрутить

Из пушистого комка сделать крону деревьев, придавая нужную форму руками.

Из тоненького колечка сделать облик луны и заполнить его мелконарезанным пухом

Уложить шерсть для домика.

Справа домик сделать потемнее, слева – посветлее

Для крыши нарезать немного белой шерсти.

Здесь важно учитывать направление нитей

  • Закрыть домики снизу сугробами из шерсти белого цвета.
  • Нарезать волокна на окна, добавить немного бирюзовой и синей шерсти на снежные покровы, в том числе и на крышу.
  • С помощью прядей оранжевого, красного и жёлтого цветов создать иллюзию света, льющегося из окон.

    Немного цветного пуха уложить на стенки домика

    Тончайшими волокнами белого цвета приглушить яркие краски. Закрыть картину стеклом и поместить в рамку.

    Для реалистичности добавить бирюзу по линии горизонта и на деревья

    Картина «Маки»

    Для работы нужно подготовить:

    • рамку, пинцет и флизелин;
    • шерсть белого, красного, бордового, оранжевого, тёмно-коричневого, синего и зелёного цветов;
    • вискозу оранжевого и красного цветов.

    Рассмотрим весь процесс более подробно.

    Более подробно весь процесс можно посмотреть на видео:

    Рисуем шерстью картины. Мастер-класс для начинающих

    Выкладывание картин шерстью – это процесс послойного формирования изображения из волокнистого материала, при котором рисунок образуется постепенно из разноцветных прядей шерсти слой за слоем.

    Рисование шерстью совершается по тем же принципам, что и рисование красками. Объем изображаемых предметов выражается цветом с учетом светотени. Шерсть выступает в качестве носителя цвета, это окрашенный материал, которому можно придать нужную форму и разложить на плоскости в виде рисунка.

    Видео об основах рисования картин шерстью без заваливания:

    Формирование картины происходит от заднего плана к переднему, т.е. сначала фон, затем предметы переднего плана. Волокна при этом никак между собой не скреплены (на самом деле под весом стекла шерсть оседает, уплотняется и слои достаточно крепко держатся друг за друга, но всё же это не валяние). Готовая картина представляет собой многослойный рыхлый пирог из волокон шерсти, заключенный в жесткий каркас с двух сторон – стекло и задник (см. фото ниже). Иными словами, сухая непряденая шерсть выкладывается на тканевую основу под стекло. В качестве задника обычно выступает ДВП (оргалит). Для рисования картин шерстью очень удобно использовать клип-рамы для фотографий (стекло + оргалит + клипы-зажимы).

    Можно использовать обычную фоторамку, купленную в любом магазине, а для удобства между сеансами скреплять картину при помощи канцелярских зажимов. В таком случае картина быстро отлежится, станет плоской и в следующий сеанс работать будет комфортно.

    Инструменты и материалы, необходимые для рисования шерстью:

    • шерсть разных цветов (подбирается под конкретный сюжет), а также волокна шелка, вискозы, акрила и др.;
    • ножницы (самые острые);
    • пинцет (обычный – для бровей);
    • клип-рама или обычная фоторамка, желательно, чтобы задник был жестким;
    • флизелин, фетр, бархатная бумага или любая ткань с небольшим ворсом в качестве подложки (подложка призвана удерживать на себе волокна шерсти, это основа картины). Подробнее в статье: “Какую подложку использовать для рисования картин шерстью”.

    Если используете флизелин (он прозрачный), а фон картины планируется сделать очень светлым, лучше на темный оргалит приклеить белую бумагу. Готовая картина оформляется в раму.

    Для выкладывания картин в основном используется шерсть, но также можно применять и другие волокнистые материалы: вискозу, акрил, шелк и пр. Следует помнить, что шерсть послушнее в работе по сравнению с другими волокнами. Это обусловлено её физическими свойствами. Однако с помощью, например, шелковых волокон можно повысить декоративность картины – элементы с добавлением шелка будут отражать и преломлять свет, что создаст живую игру света и тени.

    Шерсть в магазинах чаще всего продается в виде ленты, но можно найти и кардочес.

    Гребенная лента или топс – расчесанная шерсть (см. фото слева ниже), в которой все волокна вытянуты в одном направлении и уложены в ленту.

    Кардочесанная шерсть ( кардочес , « шерстяная вата ») – это продукт чесания (фото ниже справа), в котором в отличие от гребенной ленты все волокна изогнуты и направлены в разные стороны. Она может быть представлена в руне или в виде чесальной ленты.

    Для первого знакомства с техникой выкладывания картин из шерсти кардочес покупать не надо. Шерстяную вату легко получить щипанием гребенной ленты.

    Декоративные волокна тоже сразу покупать не нужно. С ними сложнее работать, поэтому желательно сначала научиться работать с шерстью. В чистом виде декоративные волокна не применяются, они всегда примешиваются к шерсти. Если работать, например, чистым шелком, то при поднятии стекла во время работы, шелк поднимается вместе со стеклом – сильно электризуется. Поэтому если все же решите работать с шелком (или вискозой), добавьте к нему шерсти, хотя бы 5-10%, перемешайте и спокойно работайте.

    Качество шерсти для создания картин без заваливания стоит на втором месте после цвета. Главное – цвет, яркий, насыщенный. Процесс валяния отсутствует, рисунок получается путем раскладки шерсти под стекло, поэтому тонина (толщина) волокон не всегда важна. У грубой шерсти изобразительный эффект грубее, фактурнее, притягивает прежде всего своей декоративностью. Грубой и полутонкой шерстью удобно имитировать масляную живопись. Тонкая шерсть (меринос) хороша, когда хочется добиться акварельной легкости, невесомости цветовых переходов и т.д. Также тонкая шерсть удобна для прорисовки деталей. Это применимо к сложным и высокохудожественным сюжетам. В любом случае каждый мастер путем проб и ошибок сам находит «свою» шерсть, с которой ему комфортно работать.

    Основные техники рисования шерстью для начинающих

    1. Вытягивание

    Из гребенной ленты можно вытягивать пряди разной толщины – тонкие, сквозь которые будут просвечивать предыдущие цветные слои, или более плотные, с хорошей кроющей способностью (с последних удобно начинать процесс выкладывания картины, когда требуется быстро сформировать первый плотный слой-основу).

    Реализуется вытягивание так (фото слева внизу): в левой руке гребенная лента, правой рукой вытягиваем из гребенной ленты прядь, нужного размера. На фото справа внизу показаны две прядки разной плотности и размера.

    Обратите внимание на то, что ни в коем случае не должны быть напряжены руки (ни левая, ни правая). Иначе они просто устанут, да и прядки при этом будут не вытягиваться, а выдираться с усилием. Это не правильно. Процесс должен доставлять удовольствие. Реже, в основном при прорисовке предметов переднего плана (деталей), пригодится умение с некоторым усилием выщипывать короткие мелкие прядки:

    Из гребенной ленты можно вытягивать «стебельки», «травинки» и «веточки», а также «ниточки» для рисования контуров предметов. Захватываем самый кончик пряди и вытягиваем волокна, одновременно подкручивая их. Чем больше волокон захватили, тем толще ниточку получите.

    2. Щипание (эту технику рисования шерстью начинающим можно заменить использованием кардочеса)

    В результате щипания получаются пушистые комочки-паутинки, в которых все волокна спутаны (изогнуты и направлены в разные стороны). Такими пушистиками легко добиться мягких переходов от одного цвета к другому. Фон, выложенный таким способом, выглядит пушистым, акварельным.

    Реализуется щипание таким образом: в левой руке (если Вы правша) держим гребенную ленту так, чтобы образовывался сгиб (фото слева внизу), пальцами правой руки частыми и быстрыми движениями щипаем с поверхности гребенной ленты (на сгибе) выбивающиеся волоски.

    На фото внизу справа показаны два разных по плотности варианта пушистиков, кроющая способность у них различная. При щипании нужно стремиться получать однородные пушистые комочки без петелек. Со временем (с опытом) это получается у всех. Для акварельного эффекта особо плотные пушистики можно «разреживать» (растягивать в разные стороны, получая при этом прозрачную паутинку бОльшей площади).

    Если под рукой есть кардочес нужного цвета, то щипание можно опустить. Кардочесанная шерсть всё упрощает и увеличивает скорость работы. Однако редко в продаже встречается кардочес высокого качества с очень тонкими волокнами. Чаще он бывает из полутонкой или грубой шерсти, в этом случае добиться красивого нежного акварельного эффекта будет сложнее.

    3. Нарезание шерсти ножницами

    Часто при рисовании картины шерсть приходится нарезать. Здесь на помощь приходят ножницы. Шерсть нарезается (стрижется) прямо на картину в нужном месте, при этом нужно понимать, что полученный пух может иметь разный размер и форму (которые Вы определяете сами, исходя из своих нужд). Руками и/или пинцетом можно как угодно расположить настриженную шерсть на поверхности картины. Из нарезанных шерстяных «опилочек», например, можно сформировать крону дерева (листву).

    Хочется особо отметить, что шерсть можно и нужно смешивать (фото ниже). То есть можно взять 2-3 цвета шерсти и сформировать из них одну неоднородную по цвету прядь. Степень однородности можно получить разную, поэтому опять же нужно учитывать тот изобразительный эффект, которого Вы хотите достичь (всё проверяется опытным путем, результат рассматриваем под стеклом). Ясно, что для формирования кроны дерева, например, одного цвета шерсти недостаточно – крона получится плоской, без объема.

    Есть также много разных приемов, применяемых при выкладывании картин из волокнистых материалов, но они представляют собой чаще всего комбинации этих трех основных техник работы с шерстью и хороши в конкретных случаях, обусловленных спецификой сюжета.

    Советы по рисованию шерстью для начинающих

    • Рекомендуется выполнять картину не за один сеанс, а за несколько. Пусть потратится несколько дней по 1-3 часа, чем 1 день, за который Вы очень устанете с непривычки. Усталость ведет к неаккуратности в работе.

    • Перед глазами нужно иметь эскиз для работы. Это может быть нарисованная Вами картина (акварелью, маслом, карандашами и т.д.) или фотография картины любимого художника, или другой фотоматериал, на который Вы будете ориентироваться в процессе работы. Без эскиза работать сложно, особенно новичкам, тем более людям, не умеющим рисовать. Если нет возможности распечатать фотографию, можно открыть её на телефоне, планшете и т.д. Хотя бы так… Эскиз должен быть под рукой.

    • Стекло нужно прикладывать к картине очень часто. Так Вы своевременно сможете обнаружить огрехи своей работы и оперативно их исправить. Ведь конечный результат – это картина под стеклом, следовательно, и ориентироваться в процессе работы с шерстью нужно именно на то изображение, которое Вы видите под стеклом. Стекло служит своеобразным индикатором. Приложив его к уже выложенным слоям, Вы увидите, насколько хорошо лежат эти слои шерсти (можно увидеть, например, что слой недостаточно плотный и плохо укрывает рабочую поверхность) или Вы можете посмотреть, как выглядят мелкие детали под стеклом (как правило, со стеклом и без него всё выглядит иначе). Шерсть объемна, когда прижимаешь её стеклом, детали картины “сплющиваются” и увеличиваются за счет этого в размерах. Часто бывает, что кладешь тонкий стебелек, а, приложив стекло, понимаешь, что он получился великоватым для этого цветка и приходится его уменьшать.

    • Картины из шерсти достаточно легко поддаются исправлению. Вы можете “отмотать” процесс назад, поскольку работаете с шерстью и выкладываете её слоями; нужно просто снять часть слоя или убрать те детали, которые у Вас не получились. Вы потеряете немного времени, но приобретете бесценный опыт. Не бойтесь дерзать – у Вас всегда остается шанс всё переделать. Только не переусердствуйте с “переделками”, иначе картина потеряет свежесть и легкость, станет “замученной”.

    • Если картину отложили, чтобы доделать завтра, или просто отошли куда-то, нужно накрыть её стеклом и желательно скрепить канцелярскими зажимами или клипсами. Под весом стекла картина отлежится и осядет, что сделает более комфортной дальнейшую работу.

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    master_klass

    Мастер-класс

    каждый из нас – Мастер

    Мокрое валяние – валяем панно.

    Панно из шерсти – самое простое, что можно придумать в технике мокрого валяния. Поэтому сваляем вот такого кота:

    Как и всякую работу, начинать валяние следует с эскиза:

    Для того, чтобы свалять панно размерами 45*32, нам понадобится примерно 100 гр. непряденой шерсти. Причем из них где-то 40-50 гр. – т.н. сливер, грубая шерсть, которая кладется в основу панно. Для “рисования” шерстью подойдет как гребенная лента, так и кардочес – они дадут разные эффекты, схожие с живописью акварельными красками.

    Также нам понадобятся: полиэтиленовая “пупырчатая” пленка (которая используется для упаковки техники), тонкая полиэтиленовая пленка (разрезанный пакет), кусок мыла (детского), резинки, хб ткань, лейка или пластиковая бутылка, в пробке которой проделданы 5-6 отверстий, а также палка длиной 60 см и диаметром 4 см (можно взять скалку или черенок для лопаты)

    Необходимо учитывать, что шерсть в процессе валки дает усадку 30%, а значит панно нужно раскладывать на треть больше с каждой стороны.
    Начинаем процесс раскладки шерсти: в одну руку берем прядь сливера, а второй вытягиваем из нее небольшой кусочек

    Кладем его на пупырчатую пленку, которая разложена ребристой поверхностью вверх. Раскладываем прядки, ориентируя направление волокон в одну сторону. Таким образом раскладываем всю площадь панно, не забываая, что она должна быть больше итогового размера на 30%. Затем таким же образом раскладываем второй слой сливера – теперь уже волокнами в другую сторону. Это необходимо для того, чтобы усадка шла в обоих направлениях. Когда все полотно сливера разложено слегка приминаем его руками

    Затем в соответствии с эскизом начинаем раскладывать цветную щерсть. Раскладка идет таким образом, что тот цвет, который находится на заднем плане, раскладывается первым. Т.е. сначала раскладываем фон, а затем фигурку на нем. Разделяем шерсть на тонкие слои, которые выкладываем на сливер. В процессе раскладки используем разные цвета, слегка перекрывая один цвет другим, чтобы добиться живописного эффекта

    Когда фон выложен, приступаем к раскладке шерсти на фигурку кота

    Также используем разные оттенки. После этого раскладываем мелкие детали. Стоит обратить внимание, что мелкие и тонкие детали в процессе валки могут слегка сместиться.

    Также можно в панно использовать обычные шерстяные нитки (пряжу) для обводки элементов. Пряжа приваляется к шерсти и даст интересный “дрожащий” эффект).

    Вот как выглядит наше панно, готовое к мокрому валянию. Заметим, что иногда раскладка шерсти занимает больше времени, чем собственно валяние.

    Готовим мыльный раствор: детское мыло трем на терке и 1-2 столовых ложки мыла заливаем 1 литром кипятка. Ждем, пока мыло растворится, и аккуратно поливаем панно с помощью лейки. Не следует лить много раствора – лишнее будет выливаться и создавать неудобства, но все изделие должно быть равномерно смочено. Мелкие детали могут сместиться – поправьте их, положив на место и слегка прижав.

    Затем накрываем панно тонкой полиэтиленовой пленкой в один слой. Аккуратно прижимаем пленку к шерсти, слегка смачиваем ее мыльным раствором (для того, чтобы руки лучше скользили по пленке), затем начинаем тереть все изделие, равномерно по всей площади спрессовывая шерсть. Трем минут 5-7 – в это время идет первоначальное уваливание шерсти. Лишний раствор может выливаться – держите под рукой пеленки.

    Затем плотно наматываем все слои (пленки и шерсть) на палку. Получившийся «рулет» перевязываем резинками в трех местах, оборачиваем пеленкой, которую также закрепляем резинками, и начинаем катать руками. Прокатываем по всему диаметру, перемещаем руки по всей длине – это обеспечит равномерное уваливание изделия. Катаем, применяя усилия, минут 15.

    Затем разворачиваем, проверяем, не деформировалось ли изделие. Неровные края можно заложить на изнанку

    Затем точно так же сворачиваем в «рулет», но уже в другом направлении (т.е. если раньше вы катали по ширине – теперь панно должно наматываться на палку в длину. Это позволит изделию усесть в обоих направлениях пропорционально)

    На втором этапе валяния «рулет» можно положить на пол (подложив клеенку) и покатать ногами – потому что ноги имеют большую силу, нежели руки и изделие сваляется лучше

    В общей сложности изделие должно подвергаться трению минут 40-50. Периодически разворачиваем и меняем направление, панно можно слегка потянуть, устраняя деформацию краев.

    Показателями свалянности изделия служат: усадка изделия на 30 или более процентов, неотделимость волокон друг от друга, общая однородность войлока.
    Когда изделие сваляно, разворачиваем его и промываем от мыла под теплой проточной водой. Аккуратно отжимаем в сухую пеленку, раскладываем сушиться.

    Готовое панно можно поместить в рамку или пришить сзади рейки и повесить на стенку.

    Для желающих продолжать изучение войлоковаляния – могу предложить мастер-классы под моим руководством (научимся валять шарфики и объемные бесшовные изделия – подушки, сумки, чехлы)- подробности у меня в журнале

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: