Выжигание по дереву: выжигание пошагово с фото

Выжигания по дереву для начинающих: трафареты, легкие мастер-классы, фото идеи и советы

История выжигания по дереву, или же пирографии, насчитывает уже сотни лет. С самого начала техника претерпела множество изменений. Художники годами оттачивали свое мастерство, применяли новые технологии.

В ее основе лежит нанесение раскаленным инструментом рисунка на деревянной доске. Пирография будет интересна детям, особенно мальчикам. Данная статья поможет начинающим пошагово разобраться в технике выжигания по дереву.

Выжигание по дереву для начинающих

Для работы потребуется электровыжигатель со специальным петельным пером или паяльниковый выжигатель.

Принцип их работы схож, за исключением нюансов:

  • Петельный наконечник быстро нагревается и быстро остывает.
  • Таким наконечником очень сложно провести прямую непрерывную линию.
  • Срок службы этого типа пера достаточно мал.

Не зависимо от типа выжигателя, добиться значимых результатов можно на любом устройстве.

В качестве материала лучше всего подойдут:

  • Лист фанеры;
  • Доски из деревянного бруса (кедр, вишня, тополь, осина). Дерево должно быть гладким, без сучков;
  • Плита МДФ.

Следует избегать заготовок, покрытых лакокрасочными материалами – во время работы они нагреваются, а их пары ядовиты.

В целях экономии материала, заготовки можно и нужно делить. Сделать это можно в том магазине или на рынки, где заготовки приобретены или дома самостоятельно. Для этого подойдет лобзик (для фанеры) или ножовка (для дерева).

Резать нужно с осторожностью, чтобы края заготовки не повреждались. Далее древесина обрабатывается наждачной бумагой, очищается от пыли.

Простым и эффективным решением будет покупка готового набора, в комплекте которого есть все необходимое для работы. Также можно собрать набор самостоятельно.

В него чаще всего входят:

  • Наждачная бумага для обработки заготовки.
  • Простой карандаш для нанесения эскиза (твердый, заостренный).
  • Рабочий стол с подставкой для выжигателя.
  • Краски, лак на выбор.

Способы выжигания

Контурная, силуэтная и художественная техники являются самыми распространенными и востребованными в выжигании по дереву.

Контурная техника считается самой простой в исполнении. Рисунок выполняется по ровным линиям, поэтому такая работа под силу даже ребенку. Из примеров можно привести надписи на досках, штриховку.

Силуэтная техника – вокруг изображения полностью выжигается и затушевывается фон, само изображение остается чистым.

Художественная техника предполагает симбиоз первых двух вариантов. Такой рисунок детально прорабатывается, проводится работа со светом и тенью, перспективой. Этот вариант подходит для опытных художников, по таким работам проводятся мастер-классы.

Советы для начинающих

  1. Контуры нужно изображать одной линией, ведя наконечник медленно.
  2. Начало линии будет плавным, если в момент начала ее рисования немного подуть на жало.
  3. Заливку сделать быстрее всего получается при средней температуре устройства.
  4. Время от времени следует очищать наконечник от скоплений нагара.
  5. Менять наконечник нужно только плоскогубцами.
  6. Нельзя оставлять прибор в сети без присмотра.
  7. Нужно давать пирографу отдохнуть, периодически отключая его. Так он прослужит гораздо дольше.
  8. При неисправности выжигателя следует немедленно прекратить работу, дождаться его полного охлаждения и затем отнести в сервисный центр по ремонту бытовой техники.

Приступая к работе

Работать нужно в проветриваемом помещении, используя респиратор. Рабочее место и заготовка должны хорошо освещаться. Чтобы рабочая рука не уставала, можно положить мягкий валик под локтевой сустав.

Для нанесения эскиза подойдет твердый карандаш. В случае ошибки лишне линии убираются ластиком. Можно воспользоваться копировальной бумагой, что сделает рисование более простым.

Во время выжигания нужно соблюдать следующие правила:

  1. Сначала выжигаются главные линии и контуры изображения, после этого выполняется детализация и штриховка.
  2. Двигаться лучше по направлению к телу, так рука меньше устанет.
  3. Если в рисунке есть заливка или градиент, первым делом следует изобразить контуры.

После завершения процесса, наждачной бумагой (лучше использовать мелкозернистую) очищается поверхность изображения, убираются обугленные участки. Проект можно раскрасить красками. После всех манипуляций готовую картину покрывают лаком и оставляют высыхать.

Выжигание по дереву для детей

Многие дети очень любят процесс пирографии. Мальчики в большинстве своем достигают заметных успехов при должном усердии.

Следует помнить, что рисование с выжигателем должно проводиться под контролем родителей. Наконечник очень горячий, о чем следует предупредить ребенка заранее.

Для начала следует определиться с эскизом будущего рисунка. Пусть малыш сам определит, что он хочет нарисовать. Лучше начинать с простых работ, которые будут ему под силу и не утомят. Дети любят рисовать игрушки, машинки, животных. Опираясь на это, можно выбрать рисунок из любимой книги или мультфильма.

После нанесения эскиза рисунка, следует потренировать с ребенком основные элементы изображения, чтобы не испортить всю заготовку. Сделать это можно на не нужном бруске дерева или фанеры.

После повторения каждого элемента рисунка несколько раз без ошибок, можно приступать к работе с основной заготовкой.

Нужно рассказать малышу, что для изображения прямой линии выжигатель устанавливается под углом к заготовке, не прилагая больших усилий на рукоятку. Цвет и толщина линии зависит от скорости – чем быстрее вести, тем светлее и тоньше она получится.

Чтобы линия получилась равномерной, жало нужно вести с постоянной скоростью, без отрывов от поверхности. Чтобы нарисовать точку, наконечник следует держать вертикально.

Менять насадки нужно плоскогубцами. Первый раз это нужно сделать еще на выключенном приборе с целью тренировки.

После завершения основного процесса, можно дать ребенку краски, что сделает изображение более живым. Самое важное, о чем стоит помнить родителям – оставлять ребенка без присмотра нельзя, тем более, если устройство не отключено от сети.

Читайте также:
Кухонная дощечка в подарок: выжигание пошагово с фото

Выжигание по дереву способно заинтересовать даже самых непоседливых детей и дать им некоторые полезные навыки. Взрослым этот процесс поможет расслабиться после тяжелого трудового дня, ведь именно в моменты творческого вдохновения человек отдыхает душой и телом, а его мысли приходят в порядок.

Выжигание по дереву для начинающих

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Обустройство рабочего места
  2. Что необходимо?
  3. Обзор видов
  4. Выбор рисунка
  5. Пошаговый мастер-класс
  6. Полезные советы

Выжигание по дереву (или пирография) – довольно интересное занятие, которым увлекаются многие взрослые и дети. Большим его плюсом является отсутствие необходимости в закупке дорогостоящих материалов и инструментов. Достаточно будет приобрести качественный аппарат и обычные дощечки или фанеру.

Обустройство рабочего места

Подготовка рабочего места для выжигания по дереву особых сложностей не представляет, если речь идет о начинающем мастере. Заниматься этим видом творчества можно на ровной поверхности, например, сидя за столом на устойчивом стуле. Габариты поверхности должны позволять расположить на ней устройство для выжигания, заготовки, набор шаблонов, а также свободно разместиться самому творцу.

Кроме того, для удобства работы нужно подготовить опорный валик для запястья, который легко формируется из скрученного полотенца. Оптимальным источником освещения является естественный свет, поступающий из окна, но в необходимых случаях можно установить и настольную лампу. Свет на рабочую поверхность должен попадать под острым углом, что позволит разглядеть даже мельчайшие тени, создаваемые бороздками.

Рядом с рабочим столом следует установить электрические розетки.

В случае с более продвинутым пользователем предлагается разместить в мастерской ножовку с лобзиком, а также пассатижи и кусачки. Для создания более качественных изображений придется задействовать остроконечный карандаш с ластиком и мелкую наждачку, которые тоже располагаются в рабочей зоне. В процессе выжигания пригодиться могут еще некоторые инструменты и расходные материалы, например, отвертка, стальная линейка, клейкая лента и копирка. При организации мастерской следует задуматься и о качественной вентиляции.

Что необходимо?

Две основные составляющие занятий пирографией – инструмент для выжигания и дощечки, на которых будут создаваться рисунки. В качестве выжигательного аппарата может быть задействован обычный паяльник, но, конечно же, лучше приобрести специальное приспособление. Удобнее всего работать устройством в форме ручки, при помощи которого осуществляется рисование по шаблону или самостоятельно. Разнообразные насадки, присутствующие в комплекте, позволяют получать разные оттенки, толщину и даже форму линий наносимых изображений. Сменные жала лучше подбирать среди тех, что выполнены из латуни. Толщина ручки выжигателя должна быть удобной для руки мастера.

В качестве основы подойдут небольшие фрагменты фанеры или деревянные дощечки, которым придана требуемая форма. Они легко создаются самостоятельно, а также свободно продаются в магазинах.

Новичкам к использованию рекомендуются заготовки из светлой древесины, отшлифованной до гладкости, просушенные и очищенные от сучков. К примеру, это могут быть березовые, липовые или ольховые заготовки. Подходят и более бюджетные фанерные досочки, доступные и легко обрабатываемые.

Набравшись опыта, можно перейти к древесине с неоднородной структурой. Стоит отметить, что для новичков предлагаются готовые наборы – дощечки с уже нанесенными рисунками, которые остается только выжечь.

Обзор видов

Принято выделять 3 способа выжигания по дереву.

Контурное

Контурное выжигание можно отнести к основам пирографии. Художники начинают с плоскостных рисунков, а затем уже усложняют свои работы наличием рельефов или фона. Изображение появляется на основе под воздействием кончика насадки, причем с условием обязательного наличия опоры под рукой. Во многом это напоминает рисование карандашом, поэтому идеально подходит для начинающих мастеров. Твердую древесину приходится подвергать более глубокой обработке, а мягкая прожигается значительно быстрее. Линия ведется ровно и аккуратно, по касательной и без точек.

Художественное

Художественное выжигание считается наиболее сложной техникой пирографии, так как оно объединяет контурное и силуэтное. Для этого способа крайне важна схема выполнения рисунка, которая должна учитывать перспективу, тени и свет.

Силуэтное

Силуэтное выжигание позволяет получить светлый рисунок, обрамленный темным фоном. Самые простые изображения получаются путем равномерной обработки, но некоторые требуют задействования правил светотехники. Работать мастеру приходится специальным наконечником, кончик которого расклепан и зашлифован. Игла жала всегда ведется вдоль волокон древесины, чтобы поверхность получалась гладкой и однородно темной. Для получения необычных переходов оттенков требуется либо менять температуру накаливания наконечника, либо видоизменять степень надавливания и время обработки.

Выбор рисунка

Для новичков темой для выжигания должны стать максимально простые изображения: узоры или геометрические фигуры. В дальнейшем переходить можно и к более сложным изображениям: животным, пейзажам, натюрмортам и даже портретам. Ребенку в комнату можно повесить картину, выполненную на деревянной основе, с персонажами его любимого мультфильма. Взрослым родственникам и друзьям в подарок подойдут работы с «классическими» сюжетами: букет цветов, ангелочки, симпатичный домик в лесу или красивая бабочка. Помимо этого, подбирать тему для творения можно в зависимости от того, какую роль ему предстоит выполнять.

Например, доску для разрезания продуктов можно украсить каким-то «околокухонным» изображением: натюрмортом с аксессуарами для готовки, накрытым столом или забавной миниатюрой на поварскую тематику. Древесина, в дальнейшем становящаяся частью шкатулки для украшений или ценных предметов, будет смотреться особенно выигрышно с россыпью цветов или ретро-изображением прихорашивающейся девушки.

Читайте также:
Липовая фигурная дощечка: выжигание пошагово с фото

Пошаговый мастер-класс

Выжигание по дереву для начинающих осуществляется по четкому плану. Рассмотрим один вариант.

Подготовка заготовки

Рисунок, который предстоит выжигать, либо сразу же прорисовывается на доске, либо же сперва заготавливается в качестве эскиза, а затем переносится с помощью копирки. Если предстоит обработка светлой древесины, лучше воспользоваться черной графитовой бумагой, а если тёмной – любой подходящей цветной. Кроме того, не возбраняется приклеить папиросную бумагу с эскизом прямо на древесину и проводить выжигание уже поверх нее. Стоит упомянуть следующее: чтобы научиться создавать качественные рисунки, сперва лучше потренироваться на черновой заготовке, покрывая ее штрихами и контурами разных размеров и глубины.

Сама древесина тоже должна подвергнуться подготовке. Сперва ее поверхность потребуется отшлифовать мелкозернистой наждачкой, двигаясь вдоль волокон. Далее доска протирается увлажненной мягкой тряпочкой. Нанесение рисунка осуществляется только после полного просыхания основы. Для горячего пирографа надлежит подготовить подставку из негорючего материала. Удобнее всего задействовать с этой целью керамическую миску, тарелку, а также любую другую посуду из термостойкого материала.

Техника

Выжигатель всегда располагается со стороны рабочей руки, а в случае, когда он электрический, его сразу же подключают к сети. Изображения на ранних этапах получаются путем постановки точек и их дальнейшего соединения. Принято сначала создавать внешние контуры, помарки на которых не столь заметны. Кроме того, помарки позже подвергаются шлифованию. Внутренние штрихи выжигаются в последнюю очередь. На завершающем этапе осуществляются тонировка и затенение. Для получения тоненьких линий обычно требуется быстро двигать насадку, а толстых – медленно.

Широкие фрагменты образуются путем проведения несколько слоев. Чтобы линия не завершалась жирной точкой, перо в конце следует быстро убрать от доски. Сила нажима корректируется в зависимости от направления волокон: когда выжигатель идет вдоль них, давление требуется меньшее, а когда поперек – большее. Если несколько линий располагаются вблизи, то наносить их нужно с небольшим промежутком, который потребуется для остывания.

В любом случае важно избегать резких движений и не сильно давить на наконечник. Иначе у штрихов получится разная ширина.

Во время работы каждые 10-15 минут правильным будет отключать приспособление от сети, чтобы оно имело возможность остыть. Начинать же рисование следует только после того, как паяльный элемент раскалится до требуемой температуры, характеризующейся темно-красной окраской. Так как исправить творческие ошибки в выжигании практически невозможно, действовать сразу же придется с максимальной аккуратностью. Некоторые мастера предпочитают для большего удобства фиксировать деревянную заготовку под небольшим углом, хотя не возбраняется и держать ее просто на столе.

Финальная обработка

Готовый рисунок обязательно зачищается мелкозернистой наждачной бумагой. Если в изображении присутствуют глубокие контуры, то по ним также следует дополнительно пройтись металлической щеткой. Подобная процедура позволяет убрать мелкие угольки, являющиеся побочным продуктом выжигания. Обработка должна быть тщательной, но аккуратной, не допускающей повреждения картины. Помимо этого, следует контролировать отсутствие возникновения сколов.

Поверхность, подвергшаяся обработке, лакируется. Данное вещество позволяет удлинить срок годности изделия и защитить его от повреждений. При необходимости пространство между выжженными контурами полностью или частично закрашивается.

Полезные советы

Во время работы важно придерживаться одинакового срока выжигания одного элемента. Если раскаленный наконечник будет задерживаться в одной точке дольше, чем в другой, то окрас готового изделия окажется неравномерным.

Чтобы движение пера получалось максимально гладким, лучше располагать дощечку волокнами, смотрящими вниз. Если во время творческого процесса начнет выделяться дым, вдыхать его категорически не рекоендуется.

Располагаться за рабочим столом нужно правильно: ни спина, ни шея, ни руки не должны перенапрягаться. Начинающим пирографам следует периодически очищать насадки от нагара при помощи шлифовального устройства. Во время выжигания до них дотрагиваться можно только пассатижами.

О том, как правильно выжигать по дереву, расскажет следующее видео.

Сайт про изобретения своими руками

МозгоЧины

Сайт про изобретения своими руками

Искусство пирографии: приемы и хитрости

Искусство пирографии: приемы и хитрости


Доброго времени суток, мозгоремесленники! Сегодня я поделюсь своими наработками в области выжигания по дереву или пирографии, применяя которые вы сможете своими руками создать настоящий шедевр!

Инструмент для выжигания

Инструмент для пирографии можно подобрать любой: от дешевого до дорогого. Мой первый выжигатель был из супермаркета, в комплекте к нему шли 5 различных насадок и, в принципе, он выполнял свою работу на отлично. Но со временем, я стал его применять только для заливки фона, так как при многочасовой работе с ним он начинает медленно «жарить» пальцы, да и жало раскаляется так, что теряется точность.

Поэтому я приобрел профессиональный мозгоинструмент пирографа, с возможностью регулировать накал жала, что очень удобно при использовании различных пород дерева и создания различных затемнений. И конечно большой плюс в том, что не нужно дожидаться остывания жала выжигателя, чтобы сменить его на другое.

Материал для пирографии

Для начала замечу, что необходимо иметь вытяжку или вентилятор при выжигании, но не направляйте поток воздуха на выжигатель, чтобы он не охлаждался.

— МДФ: Не самый красивый материал, но у меня он имелся в большом количестве. Материал твердый, поэтому требует большего накала; зернистость отсутствует, что позволяет выполнять рисунок более четко и без ошибок; при выполнении градиента дает хороший золотой отблеск, но иногда и безжизненно сероватый. Важно! Так как МДФ это спрессовано-склееная древесная пыль на формальдегидной основе, поэтому вытяжка обязательна!

— сосна: дешевый и широкодоступный материал, мягкий, легко пережигается. Зернистость заставляет играть с температурой накала и нажима на жало, смолы придают поделке лаковый блеск.

— кедр: мягкий материал, зернистость не доставляет хлопот, линии проявляются хорошо, но градиент получается малозаметным.

— вишня: при работе пахнет великолепно :) ! Работал с ним всего лишь раз, но качество отличное.

Еще замечание — никогда не выжигайте на поверхностях, которые чем-либо (лак, краска и т.п.) обработаны! Это приведет к возгоранию или отравлению.

Нанесение контуров

На мои первые самоделки контуры я наносил кропотливо, от руки, считая, что калька или шаблоны не допустимы, что это своеобразный обман. Но когда понял, что заказчики это не ценят, что для них это маловолнующий момент, то стал наносить рисунок и через черную кальку. Именно черную, синяя доставляет много неприятных хлопот.

Хитрость: некоторые пирографы наносят рисунок посредством термотрансферной бумаги, распечатав рисунок на принтере и «переведя» его с помощью теплого утюга. Но этот способ может вызвать перегрев материала и при объемных самоделках могут потеряться пропорции рисунка, могут появиться искажения. Но способ такой есть.

Выжигание контуров

Для прохождения контуров я применяю копьеобразное жало с нагревом 7/10 для МДФ и 5/10 для сосны. Острым жалом труднее соблюдать плавность линий, к тому же он оставляет приличную борозду, но мне это нравится. Шариковое жало не глубоко проникает в дерево и позволяет выжигать линии различных направлений.

Хитрость: Старайтесь выжигать контуры одним мозгоросчерком, одним махом, но ведите жало медленно, так как можно поцарапать дерево, а не прожечь. При длинных линиях можно перемещать не только руку с выжигателем, но и сам материал.

Заливка

Заливка поверхностей легче, чем создание градиента, но тоже выглядит хорошо. Для больших объемов я рекомендую плоский наконечник с нагревом в средних и высоких температурах. Для малых участков применяю каллиграфическое перо, что тоже дает высокое качество.

Хитрость: Не пытайтесь заливать поверхности быстро и на чрезмерно высоких температурах, так вы испортите самоделку, оставив глубокие черные шрамы-борозды на дереве. Работайте в пределах средних температур мягкими круговыми движениями.

Золотая хитрость: При первом касании дерева дуйте на кончик жала, так не будет видна черная стартовая точка при круговых движениях, и начало будет плавным.

Градиент

Для создания градиента нужен меньший накал, больше терпения и точности в движениях руки. Для получения эффекта градиента я применяю плоский наконечник с накалом 4-5/10.

Сам градиент наносится круговыми движениями на небольшой площади, за первый проход изменений не видно, но проходя по части площади второй раз, это участок становится темней.

Важно: при большой зернистости/волокнистости мозгоматериала более грубые волокна обрабатывайте более высокой температурой, чем при нанесении всего градиента.

Штриховка

Штриховка и перекрестная штриховка дают прекрасный результат и иногда они даже лучше, чем градиент, например, при очень большой волокнистости материала.

Для штриховки я применяю те же наконечники, что и при нанесении простых линий, например, копьеобразное жало. Начинайте штриховать в одном направлении, всегда от краев, таким образом, края будут темней, чем внутренняя часть. Чтобы сделать штриховку поделки темней в некоторых местах, наносите перекрестную штриховку.

Текстуры

Хорошо получаются при выжигании различные текстуры, я расскажу о некоторых:

— волосы на голове: для сумасшедших волос, как в стиле 80-х (см Kiss), или просто немного грязных (см AC / DC), используйте плоский наконечник с высоким накалом. Линии при этом не старайтесь делать гладкими и плавными, так вы добьетесь объема волос. Оттенки варьируйте степенью нажатия выжигателя, либо оставляйте невыжженные участки как блики.

— мех: тонким наконечником, острым или круглым, можно создать удивительный эффект меха. В темных местах меха используйте больший мозгонагрев и нажим, и легкие быстрые штрихи в светлых местах. Если мех получился слишком угловатым и четким, пройдитесь по нему плоским наконечником и доработайте эту текстуру.

— чешуя и кожа: для создании этой текстуры используйте острые и ломаные линии. Это придаст эффект растрескивания, а плоским наконечником создавайте затемнения, чтобы придать объем. Для этой текстуры не применяйте штриховку, иначе получите мехового дракона :)

После выжигания основного рисунка необходимо дополнить самоделку фоном, это особенно актуально при работе с дешевым и низкокачественным деревом. В этом вам помогут мои следующие хитрости:

— ржавчина: самый простой способ нанесения ржавчины это «соскоблить» ржавчину со старых болтов и железок обычной мозгошкуркой, а потом нанести полученный бурый порошок на самоделку. Я делаю это пальцем, но вариант ватного тампона тоже пригоден.

Этот эффект я часто применяю на МДФ для того, чтобы убрать излишний блеск и добавить ее реалистичности.

— вентилятор: с помощью обычного подвижного вентилятора, который плавно направляет поток в различные углы комнаты, можно создать изумительный эффект виньетки. Просто направьте его на самоделку и начните плавно выжигать линии рисунка, эффект проявится не сразу, но вы обязательно его увидите. Суть в том, поток от вентилятора периодически охлаждает жало, тем самым одна и та же линия имеет различную черноту на своем протяжении.

Будьте осторожны при близкой работе с мозговентилятором! Я как-то забылся и получил приличный ожог, когда вентилятор наскочил на выжигатель.

— затемнение: когда рисунок требует полной черноты фона, или когда у вас есть терпение, или объем затемнения не большой, то тогда можно применять плоский наконечник на высоких температурах или использовать технику градиента. Но при этом будьте уверены в конечном результате, иначе все окончится потерей времени и материала.

— поинтирование или «точка»: это старая техника, применяемая во многих средневековых произведениях искусства. Суть в простом нагревании железного шаблона, например, болта и многократном «клеймении» самоделки. Сейчас для этого подойдет больной круглый наконечник, который нужно достаточно нагреть и периодически очищать от нагара. При работе с мягкой древесиной данная техника позволяет создавать контрастный рисунок и текстурный фон.

Советы кончились, приступайте к творчеству!

Если вам понравилось мое ремесло, то приобретайте выжигатель и смело погружайтесь в мир искусства под названием пирография.

Удачных мозгошедевров!

( Специально для МозгоЧинов #Wood-burning-101-Techniques-and-Tricks

Выжигание по дереву для начинающих: пошагово

Выжигание по дереву снова на пике своей популярности, как в 1980-е годы. Это неудивительно – техника очень интересная, творческая, занимательная. Если Вы рассматриваете выжигание по дереву в качестве хобби для своего ребёнка-школьника, то Вы на правильном пути. Это дело может стать для него неожиданно увлекательным – не хуже, чем компьютерные игры. И уж точно полезнее, чем игромания. Главное – правильно подойти к приобщению ребёнка к пирографии (это второе название выжигания).

Выжигание по дереву или пирография – не столь важно. Сущность творчества та же: получение необычных картинок на древесной структуре.

Для детей выжигание по дереву особенно полезно. Это творческое занятие развивает у них не только воображение, но и усидчивость, терпение, целеустремлённость, уверенные навыки мелкой моторики рук и пальцев. Выжигание по дереву является искусством, не терпящим спешки. Чтобы достичь успехов и получить настоящее удовольствие от процесса, необходимо с головой погрузиться в него, тщательно осмысливая каждый свой следующий шаг.

А ещё – это очень позитивное занятие в том плане, что во время творчества на рабочем месте мастера царит приятный запах древесины.

Материалы и инструменты

✍ Прибор для выжигания

Первое, с чего нужно начать освоение нового хобби, – это подарить ребёнку электрический прибор для выжигания. В самом простом и элементарном варианте это пластиковая коробочка с маленьким паяльником внутри. Нагреваемый докрасна наконечник данного прибора выполнен в виде металлической петельки и напоминает своей формой канцелярскую скрепку.

В принципе, его вполне достаточно для создания не только простейших «детских» картин, но и настоящих шедевров данного искусства. Те, кто занимался выжиганием в детстве, ещё при Советском Союзе, не дадут соврать.

Более продвинутый вариант прибора, который прежде был редкостью, – это выжигатель с набором сменных насадок – жал (или перьев). Жала из латуни считаются самыми лучшими. Они могут быть самой разнообразной формы и толщины. Имеются жала в форма волн и зигзагов. Такими насадками очень легко и приятно выполнять разнообразные орнаменты.

Современные наборы предлагают юному мастеру до двадцати видов всевозможных насадок-перьев: от базовых, необходимых при создании любого рисунка, до фигурных, которые требуются не так уж часто (если быть точным – то совсем нечасто), но значительно расширяют круг возможностей мастера.

Толщина ручки выжигателя – той, которую ребёнок непосредственно будет брать в свою руку – должна быть не слишком большой. Чтобы творчество не доставляло дискомфорта, и к инструменту не нужно было долго приспосабливаться и привыкать, юному мастеру обязательно должно быть удобно держать инструмент в руках.

Выжигательные приборы продаются в специальных коробочках (зачастую – из твёрдого пластика), поэтому они очень удобны с точки зрения хранения транспортировки. Также в стандартный комплект часто входит подставка для паяльника, набор насадок.

Вполне логично, что следующим или одновременным приобретением должна стать древесина. Прежде всего, она должна быть абсолютно гладкой. Кроме того, к ней предъявляются и ряд других особенных требований.

✍ Какой должна быть древесина для выжигания

По структуре дерева – она должна быть однородной и мелкопористой, без трещин и царапин, без следов механического брака; не смолистой (чем, как известно, особенно отличаются хвойные породы); светлых оттенков – такой фон в большинстве случаев смотрится гораздо более выигрышно; изготовленной из твёрдых пород дерева; с чистой и ровной поверхностью.

Удачнее всего подходят для выжигания разной сложности следующие породы дерева: возьмите липу, ольху, тополь, берёзу, каштан, осины – с такой древесиной, качественно обработанной соответствующим образом, наилучший результат гарантирован.

Самый оптимальный выбор для начинающего мастера – это готовые наборы для выжигания. В такие комплекты нет входят гладкие доски с уже нанесёнными на них изображениями. По тому же принципу, как в бумажных детских раскрасках.

В другом варианте, в наборе могут быть чистые доски и эскизы, которые юный мастер по выжиганию будет самостоятельно переносить на деревянную основу (трафареты).

Беспроигрышный вариант для начинающих – это, разумеется, фанера. Доски же должны быть сухими, без сучковатых вкраплений, с однородной структурой поверхности.

На светлых заготовках любой рисунок будет выглядеть более выразительным, и с ним намного проще будет работать. Если речь идёт не о готовой, тщательно обработанной древесине, а о выбранной самостоятельно, то перед тем, как начинать выжигание, поверхность такой заготовки не помешает дополнительно зачистить наждачной бумагой с мелкозернистой.

Выбираем изображения

Основное и практически единственное условие – чтобы рисунок был с ярко выраженным контуром. На всевозможных тематических сайтах, посвящённых организации детского творчества, подобных работ очень много. Нужно всего лишь определиться с выбором и распечатать тот эскиз, который Вам (и, конечно, ребёнку) понравится больше.

Будь то обычный узор, простой пейзаж или натюрморт, а может быть – сюжетная сцена, или иллюстрация из сказки (или мультфильма), это не так уж важно. Без сомнения, начинать следует с работ попроще, постепенно усложняя рисунки и оттачивая своё мастерство.

Как нанести изображение на заготовку

Эскизы для выжигания могут располагаться на бумаге. А можно наносить рисунки сразу же на заготовки. Для этого пригодится копировальная бумага. С её помощью можно быстро и аккуратно переносить выбранные контуры на деревянную основу. Ведь далеко не всем удаётся рисовать сразу на фанере или дереве, без предварительной заготовки бумажных эскизов. Карандаши для нанесения изображения необходимо задействовать разные. Для дерева – твёрдой, а для бумаги – средней плотности.

Подготавливаем рабочее место

Ничего особенного. Нужен только прибор и набор для выжигания (досочки с эскизами), стол и стул. Если же в последующем ребёнок займётся выжиганием более серьезно, то в его мастерской можно будет завести ножовку либо лобзик, круглогубцы или пассатижи, а также кусачки, отвертку, наждачную бумагу, проволочную щётка для чистки перьев, стальную линейку, остроконечные карандаши, ластик, клейкую ленту, копирку, наборы шаблонов, и так далее.

Но новичку всё это, разумеется пока совершенно не нужно. Всё, что ему требуется – это хорошая и ровная рабочая поверхность достаточно просторного стола, достойный источник света (естественный дневной или настольная лампа), полотенце (сделать валик-опору под запястье).

Виды и техники выжигания по дереву (относительно изображений)

В общей сложности, можно выделить три основных техники выжигания. От простого – к сложному:

✍ Контурное выжигание

Условно это наиболее элементарный и простой вид выжигания по дереву, с которого всегда и начинают юные мастера-пирографисты. Начинать осваивать контурное выжигание нужно с простого плоскостного рисунка, а впоследствии уже учиться выполнять более подвинутые работы с рельефом, фоном, комбинированные сюжеты, и так далее.

Контурное выжигание производят кончиком жала, и рука мастера должна при этом иметь надёжную опору. Данная творческая техника во многом напоминает обыкновенное рисование карандашом. Линию нужно проводить ровно, не оставляя точек и учитывая структуру древесины. Твёрдое дерево потребует большего нагрева наконечника, мягкое же прожигается гораздо быстрей.

Работать в контурной технике есть смысл с небольшим нагревом. Нужно аккуратно и не спеша водить жало по касательной. Контурное выжигание замечательно подходит для создания разнообразных надписей и штриховок. Для любого начинающего юного мастера контурная техника – то, что нужно. Она точно подойдёт самым наилучшим образом и позволит качественно выработать все необходимые навыки работы с выжигательным прибором, начиная с самых минимальных.

✍ Силуэтное выжигание

Оно демонстрирует светлый рисунок, который окружает выжженная деревянная поверхность. Сам рисунок выделяют чётким светлым рельефом в тёмном обрамлении. Добиваться такого результата можно при помощи добавления фона либо удаления картинки.

На фанерную или деревянную поверхность рисунок переводится при помощи копировальной бумаги, а все мелкие детали и линии уже нуждаются в более тщательной прорисовке.

Самые простые рисунки выжигаются равномерным образом, но есть и такие работы, в которых в силу вступают законы светотени. Достигать необыкновенных и интересных переходов тонов получается при помощи нанесения светлых штрихов – снижения температуру накаливания наконечника, либо уменьшая время прижигания / снижая надавливание жала на доску.

Для силуэтного выжигания лучше всего использовать особенный наконечник. Кончик жала должен быть расклёпан и зашлифован. Иглу проводят строго вдоль волокон древесины. При правильном выполнении данной творческой техники получается гладкая и однородная тёмная поверхность, без вкрапления светлых и затемнённых пятен. Если проводить иглой побыстрее, то есть возможность получить разнообразные коричневые оттенки: от светло-коричневого до радикального тёмного цвета кофейного типа.

Картины в творческой технике силуэтного выжигания зачастую создаются без предварительно нанесённых контуров. Они идеальным образом подойдут для украшения и оформления столов, стульев, разделочных досок.

Разумеется, для начинающих юных мастеров – школьников данная техника будет несколько сложноватой. Но обязательно покорится, после не такой уже долгой подготовки и оттачивания навыков владения прибором в силуэтном выжигании.

✍ Художественное выжигание

Данную технику по праву считают наиболее сложной и серьёзной в пирографии – это уже настоящее искусство. Она базируется и на силуэтной, и на контурной техниках, совмещая в себе их специфику и взаимно дополняя два этих основных стиля. Но начинать творческую работу в художественной технике всё-таки стоит с несложных геометрических фигур. А потом постепенно оттачивать работу с игрой теней и света.

Очень значительную роль играет умение верно передавать перспективу, учитывая фон формируемой картины. Для достойного воплощения такой продвинутой творческой техники нужно уметь прилично рисовать хотя бы карандашами. В этом случае можно смело браться и за выжигание в художественном стиле. Разумеется, ошибки будут обязательно. Но на них, как известно, учатся, а это значит – не стоит бояться ставить перед юным мастером-пирографом сложные и неоднозначные задачи.

Финальная обработка

После того, как картина уже готова, её не помешает обработать мелкой наждачной бумагой. Особенное внимание в глубоком рисунке следует уделить обработке впадин. Это необходимо для того, чтобы удалить лишние микро-угольки, которые образуются при выжигании. Обрабатывать готовую картину следует тщательным образом, но аккуратно и осторожно – для того, чтобы не допустить повреждения своего художественного шедевра. И, конечно же, не сделать отколов древесины.

Уже обработанную, идеально гладкую поверхность картины можно (а в некоторых случаях и нужно) дополнительно обработать лаком для дерева. Чтобы полностью предотвратить будущее влияние на картину негативных факторов.

Краткий пошаговый (поэтапный) мастер-класс по выжиганию

Начинается творческий процесс выжигания с подготовки деревянной основы. Юному мастеру нужно зачистить её мелкой шкуркой, после чего для особенно старательных совсем не лишним будет натереть её водно-меловым раствором. Доска должна хорошенько высохнуть, и на совершенно сухой деревянной поверхности можно спокойно работать.

  • Нанести на гладкую и сухую поверхность фанеры или доски желаемый эскиз, воспользовавшис копировальной бумагой или трафаретом.
  • Включить прибор для выжигания, аккуратно соблюдая все предписанные данному аппарату правила техники безопасности. Дождаться, пока перо выжигателя как следует накалится, покраснев.
  • Расположить дощечку или фанерку на ровной рабочей поверхности стола таким образом, чтобы работать выжигателем ребёнку было удобно. С одинаковым нажимом вести пером по контуру и остальным элементам рисунка – так, чтобы на обработанных таким образом линиях появлялась равномерная и выразительная полоса тёмно-коричневого цвета.
  • Начинать процесс выжигания лучше всего с внешних линий, а после их проработки переключиться уже на основную часть своей картины. Фрагменты второстепенные выжигаются потом, в последнюю очередь. Когда картины сложные, то надо мысленно разбивать её на фрагменты, выжигать каждый выбранный фрагмент поэтапно. И ни в коем случае не перескакивать с одной части своей работы на другую её часть.
  • Выжигание картины заканчивается тем, что прорисованными становятся абсолютно все линии и детали выбранного эскиза. Когда обработанный выжигательным прибором эскиз уже превратится в законченный рисунок – можно выключать прибор для выжигания.

Нужно не забывать о замене насадок, если этого требует рисунок. Даже новичкам, которые находятся ещё в самом начале пути, не стоит бояться частой замены насадок. Наоборот, подобный опыт быстрее учит выжиганию, а также правильному анализу результатов. Он же полно и достоверно знакомит ребёнка со всеми возможностями прибора для выжигания.

В тех случаях, когда есть желание получить комбинированную работу, можно дополнительно разрисовать её красками или просто хорошенько обработать поверхность бесцветным лаком.

Важные моменты для новичка

  • На первых же уроках выжигания надо пробовать делать штрихи и линии различной толщины, регулируя интенсивность прожига.
  • Для того, чтобы линия получилась тонкой и аккуратной, нужно вести ручку выжигателя быстро, равномерно, и без сильных нажимов.
  • Для красивых толстых линий и штрихов необходимо использовать медленное выжигание.
  • Насыщенность оттенков нужно корректировать увеличением температуры пера. А самый большой накал вообще использовать редко – ведь чреват преждевременным перегоранием жала.
  • Главное – для первых работ рекомендуется выбирать только простые изображения, чтобы результат был достойным, а охота творить и прогрессировать дальше не пропадала.

Способы оформления готовых работ

Чаще всего, естественная текстура дерева является лучшим украшением. Можно лишь при желании лакировать её поверхность, и готово.

Но имеются и другие варианты: узорная рамка (часть самой картины); контур спила дерева (если выжигание произведено было на спиле дерева); рамка или багет; самодельные рамочки из ПВХ-плинтусов и тому подобное.

Не спешите, действуйте пошагово, соблюдайте золотой принцип «от простого к сложному», не бойтесь допускать ошибки и не будьте слишком критичны к юному мастеру. Выжигание по дереву – действительно интересное направление творчества, которое не зря получило такое широкое распространение и завоевало заслуженную популярность.



Выжигание по дереву от А до Я — инструменты, материалы, идеи для выжигания (76 фото). Подробное описание техники, приемов, истории

Выжигание по дереву представляет собой особый вид творческой деятельности. Процесс сродни рисованию, но для создания изображения используют другие инструменты и материалы.

Красивые картины выжигать можно, не имея художественных навыков. Начинать освоение мастерства можно с детских лет. В последнее время результаты этого вида творчества обрели большую популярность. Понять как это делается можно быстро и просто. Достаточно ознакомиться с основами выжигания на дереве.

Содержание

Материалы и инструменты, необходимые для работы

Прежде, чем начать освоение выжигания по дереву надо определиться с инструментами и материалами, которые потребуются в работе. Ничего дорогого и редкого использовать не надо.

Тренировки можно начинать с простой фанеры и специального недорогого аппарата.

Инструмент всегда можно заменить обычным паяльником, а в качестве материала использовать любые кусочки дерева:

  • Обрезки досок, очищенный от коры свежий валежник или отходы от деревообработки подходящего формата.
  • Для расширения творческих возможностей или замены оборудования подручными средствами применяют различные металлические предметы: гвозди, спицы, штампы.

Такие инструменты требуется разогреть на пламени открытого огня. Для создания профессиональных шедевров в качестве материала можно использовать куски цельной древесины, но это дорогое удовольствие.

Подготовка рабочего места

Для работы подходит хорошо освещённое, тщательно проветриваемое место. По возможности это лучше всего делать на балконе или на улице возле частного дома.

В закрытом помещении уместно расположиться у окна, в которое будет поступать свежий воздух.

  • Рабочей поверхностью может выступать стол, но его потребуется защитить от возможных повреждений.
  • Это легко сделать с помощью куска ветоши и листа жести. Можно использовать обычный противень.

Важно исключить попадание нечаянных искр на легко воспламеняемые предметы: текстиль, мебель. При неосторожном обращении с рабочим прибором возможна порча имущества, которая выражается в виде дыр, подпалин.

Технология выполнения выжигания по дереву

Новичкам лучше не задумываться о технологиях, предполагающих работу горячими клише, кислотой и токарным станком. Для начала полезно освоить простейшую методику пирографии.

Процесс заключается в нанесении рисунка с использованием прибора, напоминающего обычную ручку. С его помощью на основе создают изображение, подобно обычному рисованию.

Подготовка поверхности

Для выжигания лучше использовать мягкую древесину. В таким породам дерева относятся: липа, ольха, тополь, каштан. Они еще обладают уместным для такого вида творчества светлым оттенком, отсутствием явно выраженного древесного рисунка.

  • Фанера отлично подойдёт для тренировок. Важно использовать ровную поверхность.
  • Если материалу требуется подготовка, то её обязательно проводят заранее. Для этого убирают сучки и неровности.
  • Поверхность лучше отциклевать, зачистить мелкой шкуркой, можно покрыть лаком для дерева.

Создание наброска

Без наброска с задачей справятся только люди, обладающие художественными способностями. В качестве основы рисунка может выступить любой шаблон. Желаемое изображение удобно распечатать на листе бумаги, вырезать по контурам.

На дереве заготовку легко обрисовать простым карандашом. Новичкам лучше выбирать несложные изображения.

Если рисунок представляет собой замысловатую картину из тонких линий, то его можно перенести с помощью копировальной бумаги. Картинку в распечатанном виде оставляют перед глазами для наглядности работы.

Процесс выжигания

Для начала основной работы требуется разогреть прибор для выжигания. Подготовленный инструмент берут пальцами, подобно захвату карандаша. По наброску выполняют прорисовку линий горячим металлическим стержнем. Начинают с внешних контуров картинки. Прямые линии создают быстрыми, но лёгкими движениями. Нажим здесь не нужен.

  • Если требуется сделать линию толще, то не применяют силу, а замедляют скорость продвижения.
  • Для создания точек или кривых линий инструмент держат перпендикулярно обрабатываемой поверхности.
  • Когда требуется нарисовать несколько линий в непосредственной близости, между их нанесением лучше выждать время.
  • Поверхность в месте работы сильно нагревается, полоски, созданные рядом, рискуют некрасиво слиться в одной большой опалине.
  • Всю работу над картинкой лучше выполнять по частям, перемещаясь из одной части рисунка в другую.

Через каждые 3-5 минут инструменту надо давать отдых, отключая его нагрев. Форму штрихов можно менять, наклоняя остриё прибора, можно менять силу нажима, но не делать её чрезмерно интенсивной.

Цвет линии также получится варьировать. Для этого увеличивают или уменьшают силу нагрева прибора. Если выжигатель укомплектован сменными фигурными перьями, то внести разнообразие в технику нанесения картинки станет проще.

Последующая обработка

Готовую картинку следует снова обработать мелкой наждачной бумагой. Это сделает рисунок более естественным на вид. После этого картинку можно раскрасить. Заполнение цветом легко заменить на простую обработку глянцевым или матовым лаком.

  • Для росписи рисунка используют акварельные или масляные краски.
  • Перед раскрашиванием важно с особенной тщательностью подготовить поверхность.
  • В этом поможет использование стеклянной бумаги. После этого выполняют травление поверхности раствором квасцов.
  • Подобная обработка необходима для нанесения краски ровным слоем без пятен и царапин.
  • Наложение цвета выполняют с особой осторожностью, используют разные кисти и палитру.

Технику выжигания по дереву относят к несложным и увлекательным творческим занятиям. Она сродни традиционным русским художественным ремёслам, Существует несколько способов выжигания.

Самым простым и понятным для начинающих окажется пирография или горячее рисование по дереву. Его техника проста, не требует особых умений или затрат, а результат подобен художественному мастерству. Технологию под силу освоить как взрослым, так и детям школьного возраста.

Выжигание по дереву для начинающих

Содержание

  • Инструменты и материалы
  • Техники и способы выжигания
  • С чего начать?
  • Техника безопасности
  • Советы и секреты для начинающих
  • На чем еще можно выжигать

Выжигание, или пирография – нанесение узоров раскаленным инструментом на деревянную пластинку. Это интересное хобби для детей и взрослых имеет богатую историю. Археологические раскопки в Перу подтверждают: люди украшали выжженными рисунками предметы еще в 8 веке до нашей эры. Древнерусские мастера занимались выжиганием с 9 века.

Наибольшее распространение пирография получила в тех странах, где древесины было в избытке. В древности и Средние века узор наносили раскаленным гвоздем или железным прутом. В 19 веке появились пирографы, которые работали на спирту, пару или газе. В начале 20 века мастера пользовались инструментом, напоминающим паяльник. Современный электрический выжигательный прибор с пером появился только в 1950-х годах.

Пирография – увлекательное и очень полезное занятие, особенно для детей. Оно способствует развитию мелкой моторики, воображения, внимательности, тренирует усидчивость и целеустремленность. Ребенок обретает очень полезные навыки обращения с серьезными инструментами. Для взрослых пирография – это своеобразный антистресс, способ расслабиться и переключиться с проблем на позитивные мысли. Кроме того, вы сможете создать много красивых уникальных вещей для своего дома.

Инструменты и материалы

Для пирографии потребуется специальный прибор – электровыжигатель с пером (жалом) из нихрома или латуни или паяльниковый выжигатель. Чем они отличаются?

Петельные пирографы представляют собой коробку с трансформатором и ручку с проволочной петлей.

  • Быстро накаливаются до нужной температуры, но и скоро остывают.
  • Уровень нагрева регулируется.
  • В комплекте сменные петли разных форм и размеров.
  • Удобны в работе.
  • Процесс выжигания идет относительно быстро.

​К недостаткам этого типа выжигателей относят тот факт, что насадки быстро приходят в негодность, их сложно менять, а из-за быстрого остывания петли приходится делать частые перерывы. Рисунок получается точечным, состоящим из мелких штрихов, так как непрерывную линию провести довольно тяжело.

Паяльниковые выжигатели выглядят и работают, как одноименный прибор. Устройство представляет собой толстую «ручку» с жалом на конце.

  • Медленно нагреваются, но очень долго держат рабочую температуру.
  • Большой выбор сменных насадок, надежны и долго служат.
  • Насадки можно без проблем поменять даже во время работы.
  • Позволяет делать рисунки со сплошной заливкой, тенью, переходами, проводить сплошные линии любой толщины.

Минусы: если паяльниковый пирограф сломался, то придется покупать новый. Кроме того, температура и мощность прибора фиксируется, поэтому процесс идет медленно. При желании и усердии, независимо от типа пирографа, можно научиться создавать настоящие шедевры.

Что касается материала, то лучше всего выбрать фанеру, плиту МДФ или пластины из массива тополя, осины, ольхи, липы, каштана, кедра, вишни. Важно, чтобы дерево было совершенно сухим, светлым, гладким, без сучков и «глазков».

Никогда не берите основы, которые покрыты чем-либо, например, лаком или краской. Вы можете отравиться ядовитыми испарениями или пострадать от возникшего возгорания.

Для работы также потребуются:

  • мелкозернистая наждачная бумага;
  • копировальная бумага черного цвета (именно этот вариант не доставит хлопот);
  • острый твердый карандаш;
  • плоскогубцы;
  • подставка для пирографа;
  • малярный скотч;
  • краски и лак, кисти для финишной отделки;
  • сухая чистая тряпка, старое махровое полотенце.

Начинать знакомство с пирографией лучше всего с готовых наборов для творчества. Там есть все необходимое, кроме самого прибора, и главное: превосходный результат гарантирован.

Техники и способы выжигания

Контурная техника. Если вы только делаете первые шаги в пирографии, то лучше выбрать такой способ. Рисунок выжигается только по основным линиям, поэтому сделать это очень легко. Таким же образом выполняются надписи и штриховка.

Силуэтная техника. Желаемое изображение создают путем выжигания фона вокруг него. Рисунок остается чистым, а фон полностью затушевывается.

Художественная техника предполагает комбинированное использование обоих способов. Рисунок получается очень сложным, в нем отлично передается перспектива, прорабатываются все детали. Здесь требуется умение создавать качественные картины в карандаше, без этого навыка ничего не получится. Начинать лучше с основных геометрических фигур, стараясь как можно тщательнее работать над светотенью, объемом, глубиной.

Кроме выжигания с помощью электрического пирографа, существует еще несколько любопытных способов:

  • С кислотой. На дерево наносят тонкий слой воска, процарапывают контуры, а потом протравляют изображение химическим составом.
  • Пиротипия. Рисунок наносят на дерево раскаленным готовым штампом. Чем сильнее нажатие, тем ярче и четче получается отпечаток.
  • С электроразрядом. Изображение «рисуют» электролитами, а затем пропускают по «линиям» электроток.
  • Лазером. Этим способом можно создать масштабное очень сложное и четкое изображение, так как лазерным лучом управляет компьютерная программа.
  • Солнцем. Это самый старый, но очень трудоемкий способ. Солнечные лучи «собирают» лупой в пучок и направляют его на поверхность фанеры. Качество рисунка довольно низкое.

С чего начать?

Прежде всего, подготовьте рабочее место. Под рукой должен быть не только пирограф, но и подставка для него, набор сменных насадок, плоскогубцы. Помещение должно хорошо проветриваться, в крайнем случае, обязательно включите вентилятор, наденьте респиратор. Под локоть рабочей руки положите полотенце, свернутое в валик. Позаботьтесь о хорошем освещении.

1. Подготовка поверхности

Прежде всего, подготовьте рабочее место. Под рукой должен быть не только пирограф, но и подставка для него, набор сменных насадок, плоскогубцы. Помещение должно хорошо проветриваться, в крайнем случае, обязательно включите вентилятор, наденьте респиратор. Под локоть рабочей руки положите полотенце, свернутое в валик. Позаботьтесь о хорошем освещении.

2. Нанесение рисунка

Острым твердым карандашом наметьте контуры будущего изображения. Лишние линии убирайте мягким белым ластиком. Рисунок можно перенести с помощью черной копировальной бумаги.

  • Наложите копирку на заготовку.
  • Поверх поместите желаемое изображение. Закрепите малярным скотчем.
  • Обведите его карандашом, стараясь сильно нажимать, не пропуская ни одной детали.
  • Теперь снимите скотч и копирку.

3. Выжигание

Сначала выжигайте края рисунка, его основные линии и только потом переходите к внутренним деталям и штриховке. Двигайте рукой по направлению к себе, и тогда вы меньше устанете.

Если вы взяли сложное изображение, где есть заливка, градиент, то в первую очередь выполните контуры. Если что-то пойдет не так, то ошибочные линии можно зашкурить наждачной бумагой. Ошибки неизбежны, но бояться их не стоит.

4. Финишная обработка

Готовое изображение аккуратно ошкуривают мелкозернистой наждачкой. Обязательно уберите все угольки. Если вы хотите получить цветной рисунок, его можно раскрасить красками или карандашами. В завершение работу покрывают бесцветным лаком для дерева и дают полностью высохнуть.

Техника безопасности

Во время работы с пирографом необходимо строго соблюдать следующие правила:

  1. Включенный инструмент сильно раскален, и брать его можно только за рукоятку.
  2. Не играйте с пирографом. Если случайно коснуться наконечником кожи, то остается серьезный ожог.
  3. Нагретый инструмент можно класть только на специальную огнеупорную подставку. Помните, что и после выключения жало остается горячим какое-то время.
  4. Насадки можно менять только с помощью плоскогубцев. Голыми руками их касаться нельзя, даже если кажется, что они не очень горячие.
  5. Если выжигатель перегреется, то он быстро сломается, это касается и петельных, и паяльниковых моделей. Поэтому время от времени выключайте прибор из розетки.
  6. Никогда не оставляйте включенный пирограф без присмотра, даже когда отходите на пару минут.
  7. Если оголились провода или есть другие повреждения прибора, то пользоваться им не следует. Это может привести к возгоранию.

Если выжигает ребенок, внимательно следите за ним во время работы и всегда проверяйте, помнит ли он правила обращения с инструментом.

Советы и секреты для начинающих

  • Делая первую точку, слегка подуйте на жало, и тогда начало линии получится плавным, и не будет выделяться.
  • Контуры старайтесь выполнять одной линией. Ведите наконечник медленно, чтобы не поцарапать дерево. Помогайте себе, перемещая сам материал.
  • Заливку лучше всего выполнять жалом, нагретым до средней температуры. Движения должны быть мягкими, круговыми. Если нагреть пирограф слишком сильно, то на дереве останутся черные глубокие борозды.
  • Периодически очищайте наконечник от нагара в процессе работы. Это можно сделать обычной металлической губкой для мытья посуды.
  • Помните, что выжженную линию нельзя стереть, поэтому старайтесь вести ее очень аккуратно.
  • Если вам нужны толстые линии, ведите жало медленно. Тонкие линии рисуют быстро.
  • Чем сильнее нагрет пирограф, тем темнее получатся линии.
  • Для получения плавных переходов тона в пределах одной линии используйте настольный вентилятор. Он будет периодически остужать жало, и цвет получится то темнее, то светлее. Будьте внимательны!

​ ​

На чем еще можно выжигать

Кроме, как на дереве, с помощью пирографа получают красивые рисунки и на ткани. Этот вид творчества называется гильошированием. Обычно для этого берут ацетатный шелк, атлас, капрон, панбархат и другие синтетические ткани, так как они оплавляются ровно, наносят на натуральную ткань и прожигают электрическим пирографом.

В этой технике делают различные панно, воротнички, салфетки, имитацию кружевной каймы, обложки для ежедневников и книг, декор для скрапбукинга.

Мастер-класс: выжигаем смешного щенка

Для начала давайте сделаем панно с каким-нибудь милым животным, например, со щенком, в контурной технике. Приготовьте для работы следующее:

  • фанерная заготовка с обработанными краями;
  • мелкозернистая наждачная бумага;
  • копирка черного цвета;
  • простой карандаш;
  • эскиз;
  • краски, кисти, прозрачный лак для дерева;
  • пирограф.

Порядок действий

  1. Подготовьте поверхность: ошкурьте, уберите опилки и пыль, высушите.
  2. Перенесите рисунок с помощью копирки, как было описано выше.
  3. Включите пирограф и дождитесь, пока он полностью нагреется.
  4. Сначала проведите все основные линии, двигаясь от внешних к внутренним.
  5. Глазки и носик щенка заполните мелкими штрихами.
  6. Выключите пирограф и поставьте остывать на подставку.
  7. Ошкурьте работу мелкозернистой наждачкой, убирая неровности и угольки.
  8. Раскрасьте и покройте бесцветным лаком для дерева. Дайте высохнуть.
  9. Вы великолепны!

Подробнее о том, как нарисовать пирографом очаровательного щенка, показано в этом видео:

Как видите, выжигание не такое сложное, каким кажется, и овладеть этим искусством может каждый человек. Желаем вдохновения и творческих успехов!

Выжигаем и расписываем многофункциональную дощечку

Выжигание по дереву опять на пике своей популярности, и это неудивительно — техника очень интересная, может быть применима к самым разным вещам, единственное очевидное условие — деревянная поверхность. Шкатулки, ключницы, чайные домики, кулоны, блокноты, комоды, самые разнообразные предметы мебели, досочки разной формы и назначения, и тп — список применения практически бесконечен и ограничен лишь нашей фантазией.
Что особенно приятно, выжигание по дереву, или пирография — это еще и один из самых долговечных способов нанесения изображения на дерево. Спустя многие годы (а история знает случаи, когда счет идет не на годы, а на века) рисунок потемнеет, но сохранит свои первоначальные контуры. Именно эти контуры делают пирографию особенно приятной наощупь, любители тактильных ощущений без сомнения оценят, что у каждого рисунка, сделанного таким способом, есть свой неповторимый рельеф.
Конечно, пирография в целом — это очень большой жанр, который имеет множество своих секретов. Если вам будет интересно, впоследствии, в следующих мастер-классах, я постараюсь рассказать о многих из них. Но в рамках сегодняшнего, для меня первого в таком формате, мастер-класса, мы не будем затрагивать большую их часть, но обязательно попробуем самое простое — контурное выжигание, и совместим это с росписью акриловыми красками.
В результате нашего мастер-класса должна получиться дощечка (у меня 16х16см, у вас размер и форма могут быть любыми другими), с широким спектором назначения — я решила для себя, что моя дощечка будет выполнять функцию декора новогоднего стола, но сходу напрашивается, что эта дощечка также могла бы стать панно (достаточно для этого сделать на задней стороне крепления, подвес или подобрать рамку), блокнотом (понадобились бы вторая подобная дощечка, кольца и бумага), подставкой под горячее и тд.

Для работы нам понадобятся:

  • Деревянная поверхность (досочка или фанера);
  • аппарат выжигания по дереву;
  • акриловые краски;
  • кисти синтетические (ориентировочно номера 6,1);
  • лак (акриловый или алкидный);
  • наждачная бумага (оптимальная зернистость 100-300);
  • простой карандаш, ластик, лист бумаги для эскиза;
  • копировальная бумага, канцелярский зажим.

Итак, начнем! Я буду рисовать эскиз самостоятельно, но для понимания представленной техники это совершенно необязательно, поэтому вы можете либо нарисовать свой эскиз, либо воспользоваться готовым моим (прикреплен файлом к данному мастер-классу), либо воспользоваться любой понравившейся вам картинкой.
Первым делом, чтобы не ошибиться с размерами эскиза, я беру свою дощечку, прикладываю к листу бумаги, обвожу по контуру, и в дальнейшем набрасываю свой сюжет в получившейся рамке. По плану я хочу много смешливых, забавных пингвинят. Сначала набрасываю общие очертания, получаются крупные яйцевидные овалы, самое главное для меня на этом этапе — расположить эти овалы так, чтобы композиция казалась приятной глазу. Уже набросав общий передний план, потихоньку начинаю прорисовывать персонажей, добавлять им характер.

Когда эскиз готов, складываю бутерброд, где нижний слой — наша заготовка, средний — копировальная бумага, и верхний — непосредственно сам эскиз. Зажимаю канцелярским зажимом и аккуратно, стараясь попасть максимально точно в линии, обвожу свой рисунок.

Когда рисунок полностью переведен, наступает время выжигать. В данном случае у меня аппарат с жалом в форме иглы и возможностью регулировать температуру. (Такие аппараты для начинающих — это, к примеру, аппараты Вязь, Узор, Дымок, Орбита, Rexant и многие другие). Выставляю среднюю температуру (на моем аппарате есть шкала с градусами, это примерно 300-400 градусов. Если шкалы с градусами нет, как например, на приборах Вязь и Узор, можно просто выставить регулятор примерно на середину. В целом, для любой работы актуален принцип — чем ниже температуру накала жала вы выберете, тем больше времени у вас уйдет на процесс выжигания, но при этом на низких температурах вам будет легче и точнее попасть в задуманные линии. Так как в данной работе не предполагается наложения выжигателем теней, и я хочу в итоге получить иллюстративную, «мультяшную» работу, я просто последовательно и достаточно «густо» прожигаю все контуры.

Когда все контуры прожжены, можно заметить, что какие-то следы от копировальной бумаги остались на дереве. Чтобы их устранить, беру наждачную бумагу зернистостью 100 единиц и прохожусь по заготовке — стираю все те линии, которые остались непрожженными. Стараюсь работать вдоль волокна, чтобы максимально не нарушать структуру дерева.

После зашкуривания картинка стала выглядеть аккуратно. Самое время для росписи. Расписывать я буду акриловыми красками. Они максимально устойчивы для вещей каждодневного пользования. Начинаю с фона — в палитре развожу с водой небольшое количество голубой краски в воде и прозрачным слоем прохожусь по небу.

Затем, неразбавленными, яркими цветами прописываю непосредственно пингвинов — черные тела, красные и зеленые шапки, рыжие и желтые носы.

И опять разбавленным темно-фиолетовым — создаю условные тени, подчеркивая самые темные места. А сильно разбавленной белой краской высветляю уже светлые, объемные места на шапках. Густой белой прохожусь по всем местам, которые должны стать очевидно белыми — края шапок, глаза, пузики, помпоны. Для помпонов уже беру на практически сухую кисть очень густо белую краску и стараюсь наложить ее фактурно, имитируя нитки.

И финальным штрихом тоненькой кистью прорисовываю снежинки на заднем фоне и снег на буквах.

Когда наша роспись в целом закончена, самое время исправить некоторые огрехи, которые в работе с красками возникают достаточно часто. Для этого опять беру выжигатель, температуру ставлю примерно такую же, как и в прошлый раз, и прохожусь выжигателем еще раз по тем контурам, которые в процессе росписи смазались.

Теперь, когда картинка полностью готова, нам осталось покрасить заднюю часть дощечки и покрыть лаком нашу работу с обеих сторон. Можно использовать любой акриловый или алкидный лак, который у вас есть и вам нравится. В данном случае я выбрала аэрозольный лак со смешанным составом, в котором присутствуют как акриловые, так и алкидные смолы. У такого лака есть существенный недостаток, доставшийся ему от содержащихся в составе алкидов — достаточно резкий запах, но есть и положительные стороны — быстро наносится, быстро сохнет и имеет высокую устойчивость к повреждениям при дальнейшей эксплуатации. Так как моя задумка предполагает использование дощечки в качестве декора стола, а за новогодним столом каких только чудес не случается, для меня сейчас этот лак является оптимальным. Достаю ненужный, специально для этих целей запасенный лист бумаги, и следуя инструкции (угол 30 градусов, быстрыми и плавными движениям) покрываю работу лаком.

На этом все! Примерно через 30 минут лак полностью высох, и дощечка готова встречать Новый год!

Буду рада вопросам, обязательно отвечу. И конечно, буду рада просто вас услышать!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: