Японская девушка: вышивка пошагово с фото

Вышивка гладью для начинающих

Если вы всегда хотели научиться вышивать, но пугались сложностей техники, то считайте, что настал ваш час! В этой статье мы расскажем вам о тонкостях вышивания гладью, чтобы вы поняли, что нет ничего сверхсложного в том, чтобы хотя бы попробовать научиться.

Маковое поле гладью

Вышивка гладью как элемент украшения появилась еще в древности. Таким способом женщины и девушки создавали уникальные узоры и орнаменты, делая свою одежду, скатерти, постельное белье и платки не похожими на другие. Научившись вышивать гладью, можно создавать поистине потрясающие шедевры с многообразием цвета и тонким цветовым переходом.

Орёл вышитый гладью

В современной моде вышивка занимает обширную нишу, но чаще всего брендовые изделия с декором гладью стоят немалых денег. Поэтому освоение основ вышивания не только поможет вам иметь в гардеробе эксклюзивные вещи, но и неплохо сэкономит ваш бюджет. Научиться вышивать гладью несложно, но сам процесс требует кропотливой, аккуратной работы и усидчивости.

Что понадобится для вышивания гладью?

Пока вы не приступили непосредственно к работе, нужно озаботиться приобретением необходимых инструментов и материалов. Для вышивки гладью нужны простые приспособления, которые имеются в любом магазине фурнитуры. Вам понадобятся:

  • иглы и нитки
  • пяльцы или рамки;
  • ножницы;
  • копировальная бумага или калька для переноса контуров рисунка со схемы
  • ткань для основы – шелк, сатин, хлопок, лен;
  • наперсток для проталкивания иглы в толстую ткань

Ткань

Ткань для первых работ лучше выбирать тонкую. Советуем не брать на начальных этапах шелк или атлас, которые могут усложнить процесс вышивки. Идеальный вариант – хлопок или бязь. Не забудьте перед началом работы тщательно отгладить ткань, чтобы рисунок получился ровным и аккуратным. Прекрасно подойдет канва Aida, т.к. на ней хорошо видно волокна.

Их нужно выбирать в соответствии с толщиной ниток, но при этом слишком толстая игла будет оставлять отверстия от проколов. Для хлопка или шерсти подойдут иглы от 4 до 8 размера, более плотные ткани – 9 и толще.

Нитки

Для некоторых видов работ необходимо брать шелковые или атласные нити. Но чаще всего для вышивки гладью используются «Мулине». В магазинах представлена широкая цветовая гамма этих нитей, к тому же вы сможете отслаивать волокна и самостоятельно выбирать их толщину. Толщина нити примерно должна быть равна толщине канвы. Для плотной основы лучше использовать шерстяные нити.

Копирка

Они необходимы для переноса нужного рисунка на ткань. Создать контур узора на ткани гораздо сложнее, чем на бумаге, а для тех, кто далек от рисования, это и вовсе практически невозможно. Именно поэтому выбранная картинка копируется на ткань с помощью специальных листов.

Разновидности глади

Вышивать можно любые по величине рисунки, но для первых шагов лучше подбирать небольшие орнаменты или картинки, которые можно заполнить в ширину гладьевым швом в один стежок. Вы можете начать с простых рисунков ягод, листьев, веточек или цветов. Ну и конечно, лучше воспользоваться готовым набором.

Простая гладь

Эта гладь – двусторонняя, то есть вышитый рисунок выглядит одинаково с обеих сторон канвы. Все элементы схемы выполняются отдельно плотно лежащими рядом друг с другом стежками. Размер и направление шитья в таком случае могут быть любыми. Этот вид глади лучше всего подходит для новичка!

Белая с настилом Белая вышивка гладью

Нитки для такого вида выбирают шелковые или мулине, но обязательно белые, к тому же вышивка выполняется на белой или светлой ткани. Такие узоры выглядят очень элегантно и нежно, рукодельницы оформляют ими одежду, постельное белье, полотенца и скатерти.

Художественная цветная гладь (тоновая)

Стежок выполняется косым и без настила. Для такой глади понадобятся цветные нитки «Мулине» либо шелк. За счет более темной вышивки в центре и светлой по мере приближения к краю вы сможете сделать картинку объемной и сложной.

Китайская гладь

Основой такой вышивки служит темная атласная или шелковая ткань. Преобладают традиционные китайские и японские мотивы: рыбы, животные, птицы и природа. Такой способ лучше отложить до времени, когда вы поднаберетесь опыта и сможете выполнять более сложный уровень работ.

Русская (Владимирская) гладь

Рисунок вышивается по контуру, причем длинные стежки проходят по лицевой стороне, а с изнанки делаются только прерывистые короткие линии. Во владимирской глади преобладают в основном однотонные цвета – красный, зеленый, желтый, синий.

С чего начать работу

Чтобы сделать свои первые шаги в вышивании гладью, совсем не обязательно иметь большой багаж опыта и знаний. Для начала нужно просто научиться нескольким простым приемам и стежкам. Вы можете создавать потрясающие работы, даже владея одним видом техники – простой гладью. Главное – терпение и старание.

Первым делом переносим рисунок на ткань с помощью карандаша или копирки. Работать нужно аккуратно, чтобы картинка получилась четкой, а основа не испачкалась ненужными штрихами. Ткань можно предварительно растянуть на пяльцах, если рисунок небольшой.

Видео: Перенос схемы или рисунка для вышивки гладью на ткань

Чтобы закрепить нить сделайте несколько стежков в технике “вперед иголку”, а затем начинайте прямые стежки гладью, оставив конец нити спрятанным в толще полотна.

Техника “Вперёд иголку”

Вышиваем техникой простой плоской глади – делаем стежки нитью по ширине всего элемента параллельно друг другу, не оставляя зазоров и просветом между ними. Направление стежков выбирайте в зависимости от формы элемента, например, вышивая листья – идите от края к середине.

Простая плоская гладь

Читайте также:
Сумка с двумя кошками: вышивка пошагово с фото

Если предварительно нанести на ткань направляющие линии, то будет гораздо удобнее соблюдать угол и направление стежков. Объемная вышивка получится аккуратной.

Чтобы вышивать плавным переходом цвета, задавать места теней и оттенки – используется техника тоновой глади (художественная цветная гладь). Каждый ряд тона делается чередованием коротких и длинных стежков.

Если в ходе работы нить заканчивается, а рисунок еще не полностью заполнен, фиксируйте новую нитку с лицевой стороны основы обычными стежками, но только в том месте, которое впоследствии закроется вышивкой.

Если вы хотите выполнить некоторые элементы более объемно – используйте технику “гладь с настилом”. Проложите последовательно сначала один слой простой гладью (не обрамляя элемент по краям) и затем накройте его еще одним слоем.

Видео: Вышивка листочка двумя тонами

Видео: Вышивка вишни гладью

В ходе работы помните, что ни на лицевой, ни на изнаночной стороне не должно получаться затяжек, торчащих нитей и узелков. Все хвостики нужно скрывать как в начале работы, так и в конце.

Три способа закрепить нить

Часто при начальных этапах возникает вопрос: как определить, что нужно сменить нить на другой оттенок, чтобы получился равномерный переход? В таком случае нужно положиться на собственное художественное чутье. Даже если сразу не получается добиться идеального результата – не переживайте. Все приходит с опытом.

Помните, что вышивка гладью чем-то напоминает рисование акварелью или цветными карандашами, когда оттенки как будто плавно вытекают друг из друга, от более насыщенного к пастельному или наоборот. Если вы все-таки сомневаетесь в своих силах, на первых порах можно использовать готовые схемы в качестве опорного материала. В них подробно описывается, в каких моментах необходимо совершать переход.

Полезные советы

  • Чтобы линии карандаша или копирки не были видны, выполняйте контур рисунка с небольшим отступом. Так некрасивые штрихи окажутся под вышивкой.
  • Для экономии ниток, когда прокладываете новый ряд стежков, выводите иглу с изнанки близко к предыдущему стежку. Для этого протягивайте нитку поперек готового элемента.
  • Если по завершению вышивки в некоторых местах ткань стянута – это значит, что вы либо плохо натянули (или перетянули) основу на пяльцах, либо черезчур затягивали нитку, выполняя стежки.
  • Основа не должна выглядывать из-под вышивки. Поэтому стежки должны располагаться максимально плотно друг к другу.
  • Добиться эффекта затемнения или игры света можно не только различными оттенками нитей, но и разной направленностью стежков.
  • По мере совершенствования мастерства можно осваивать самые разнообразные стежки, которые придадут элементам вашего рисунка изящества и выразительности.

Поначалу вышивка может показаться занятием сложным и чересчур кропотливым. Но, если всей душой вникнуть в процесс и искренне полюбить это дело, ваши работы впоследствии смогут радовать вас и ваших близких, быть предметом творческой гордости и даже приносить определенный доход. И не забывайте, что важно только желание, а все остальное придет с опытом и со временем!

Сашико: красивая и элегантная стежка в японском стиле

Лоскутная техника сама по себе красивый вид творчества. Стежка служит украшением для любого изделия.

Техника сашико является простой и элегантной при вышивании повторяющихся узоров различной сложности.

Традиционная стежка сашико применялась японцами для усиления одежды. Обычно использовалась синяя (индиго) ткань и белая нить стежки на ней.

Сегодня это требование стало гораздо демократичнее. Вы можете использовать любой цвет в своих работах. Но для того, чтоб ваша техника могла называться сашико вам необходимо знать следующее.

Традиционная игла для сашико достаточно длинная (около 2 дюйма) с маленьким ушком. Ее ширина равномерна по всей длине.

Верхняя на картинке и есть та самая, она более скручена, без блеска. В действительности простегивать в технике сашико можно любой крученной нитью, но ознакомиться со специальной не помешает.

Наперсток

Ткань

Идеальная хлопковая, у которой не очень высокая плотность соединения нитей. Иначе толстая нить стежки просто образует в ней со временем дыры.

Начиная работу вам необходимо отрезать нить такой длины, чтоб хватило выполнить ряд вышивки двигаясь от одного края изделия к другому. Обернув ее дважды вокруг кончика иглы, а затем протянув иглу через эти витки спирали, образуйте квилтузел на конце нити.

Затем возьмите свою ткань и, прокалывая ее по схеме 3:2 (длинный стежок по лицу работы), нанизывайте ее на иглу без протягивания нити. Выполнив таким образом произвольное, удобное для вас количество стежков, протолкните наперстком иглу и протяните нить.

Протянув нить растяните ткань для того, чтобы ослабить натяжение нити. Продолжайте выполнять эти операции до конца ряда, а затем выполните другой узел, оставляя некоторую слабину на конце, чтоб компенсировать любое натяжение полотна.

Если ваш узор требует изменения направления, то на каждом повороте оставляйте маленькую петельку с той же целью – ослабить натяжение.

Перед началом стежки вам необходимо просмотреть внимательно узор и определиться в отношении порядка действий.

Необходимо знать, что обычно вначале выполняют горизонтальные и вертикальные линии (за исключением внешних, образующих рамку), затем прокладывают стежку в косом направлении и завершают ее выполнением рамки узора. Такой порядок действий избавит вас от возможных перекосов.

Выбранная для наглядности схема не содержит в себе ни горизонтальных, ни вертикальных линий, поэтому выполняем наклонные, двигаясь от одного края изделия к другому.

Завершив первый ряд и выполнив закрепляющий квилтузел, переходим ко второму ряду. Но начинаем его выполнять как бы с конца, т.е. переворачиваем работу и прокладываем иглу, двигаясь к началу предыдущего ряда. Эти действия также помогут избежать ненужных перекосов.

Читайте также:
Вышивка стеклярусом

Если узор позволяет можете не делать узел в конце первого ряда, если вам хватит нити выполнить второй ряд до конца. Важно избежать узлов в других местах узора, а особенно в центре.

Следующее фото для наглядности развернуто на 45 градусов относительно схемы узора поэтому вы видите горизонтальные и вертикальные линии.

После завершения всех диагональных линий у нас остались не простеганными линии образующие четырехугольные звезды. Чтобы завершить эту часть работы следуйте в направлении стрелок, и вы получите то, что представлено далее.

Если у вас остались длинные обрезки нитей от предыдущих действий, то самое время использовать их по углам вашего узора.

Двигаясь далее по ломаным линиям с одного края к другому по аналогии с тем что описано выше, завершаем противоположный угол всей схемы.

В заключении выполните рамку. Ее можно выполнить двигаясь по периметру, главное, следить за тем, чтоб нить заканчивалась только на углах. Наш образец сашико закончен!

fir_aska пишет:

Узор называется хиси сейгайя. Вышивала мулине Finca в 2 сложения на шелке.

Изнутри органайзер проложен флисом. В итоге он довольно пухлый и приятный на ощупь. Внутренняя часть тоже не сильно мудрёная: опорный кармашек из костюмного льна, две линии бельевой резинки со швами-фиксаторами и онна-мон «Сакура».

Стеганая сумка с вышивкой сашико:

Главное правило: в технике сашико не допускается пересечения линий.

Чтобы скрыть изнаночную сторону, вещи делают двойные, пришив вторую часть после окончания стежки.

fene4ka_n вышила в стиле сашико и сшила мягкую игрушку. Медвежонок. Узор Кагоме (бамбуковая плетенка).

Собачка также с вышивкой сашико, узор кюцзи кюцзюси (узор в форме буквы «I»):

ozimushka — автор панно Пион:

Это панно, украшенное аппликацией из японского фактурного хлопка и вышивкой сашико. Размер 65 на 50 см.

В центральной части использовался узор кагоме (бамбуковый коврик), а кайма прометана вариацией на тему узора раймон (концентрические спирали). Фон центральной части — фактурный японский хлопок.

Кайма сшита изо льна. Простегано панно с бамбуковым наполнителем для квилтов, подклад — бязь х/б.

Сложные элементы узоров выполняют, начиная от середины.

Схемы стежки сашико

Начинают стегать изделие сначала по горизонтальным и вертикальным линиям узора (за исключением внешних), а затем по косым.

Вдевают в иглу нить длиной, которой должно хватить на стежку всей линии от начала до конца, чтобы не было лишних узлов.

Иглой делают несколько проколов ткани, не протягивая нить. После того, как на иглу набрано удобное количество стежков, с помощью наперстка проталкивают иглу и вытягивают нить, расправляя ткань.

Сделав стежку одной линии, изделие переворачивают и делают стежку другой линии в противоположном направлении. Таким образом избегают перекосов ткани.

Японская вышивка

Содержание страницы:

Японская вышивка. Страна восходящего солнца загадочна и притягательна. Мастера Японии своими необычными подделками, отношением к жизни всегда восхищали и будоражили воображение. Японское искусство в вышивке уникально своим разнообразием, неповторимостью. Такое искусство, как темари, сашико, атласная гладь в технике рисовального стежка мало кому известно.

Но современные рукодельницы никогда не останавливаются, осваивая все новы и новые технические приемы, создавая свои неповторимые шедевры. Читайте еще: Вышивка на картоне.

Сашико – необычное и изысканное искусство вышивки

Достаточно простое и оригинальное японское ручное рукоделие – сашико. Нежная изысканная вышивка, которая если перевести ее название дословно означает небольшой прокол, что полностью отражает суть всей технологии.

Основные этапы работы в технике вышивки сашико

Прежде чем приступить непосредственно к процессу вышивки в японском стиле необходимо понять главные ее принципы:

  • контрастность нити и материи. Японская вышивка предпочитает традиционный насыщенный синий со всеми его оттенками. Нитки белые или черные, но это нестрогое правило, главное достигнуть контраста;
  • стежки идут вертикально, горизонтально или параллельно друг другу. Пересекаться в сашико им нельзя. Между ними всегда должно быть небольшое расстояние;
  • каждый шов абсолютно одинаковый. Расстояние между стежками равномерное.

Самое важное перед началом создания любой японской вышивки в технике сашико придумать или найти собственный узор, подобрать ткань, нитки.

Первый этап – создание эскиза. Выбрав понравившийся узор составить его схему. Составление схемы узора несложно, так как основной принцип вышивки достаточно простой. Главное, соблюдать стиль японской вышивки сашико.

Второй этап – перенесение рисунка на ткань. Нанести любую схему на материал можно несколькими способами:

  1. При помощи специальной копировальной портновской бумаги. Она прикрепляется булавками к ткани той стороной, которая красится и предварительно нарисованная на ней схема обводится. Таким образом, на ткани остается созданный узор;
  2. При помощи приметывания. Схемы с узорами можно приметать к ткани, особенно шерстяной, прямо по бумаге прокладывать стежки вышивки;
  3. Нанести узор сразу на ткань. Сейчас существует множество специальных карандашей, маркеров, которые значительно облегчили творческую работу по ткани. Это экономит время по созданию узоров. Так как любые схемы можно сразу прорисовывать на будущем участке ткани под вышивку.

Третий этап – закрепление нити. Когда изнанка в готовом изделии будет скрыта, то можно сделать узелок для закрепления нити.

Но, если созданные узоры сашико будут видны с обеих сторон, то на лицевой стороне прокладывают несколько первых стежков, оставляя хвостик так, чтобы можно было вернуться и закрепить его этими повторными стежками. Есть еще один вариант – квинтузел. Нитку оборачивают дважды вокруг кончика иглы и протягивают, создавая первый стежок.

Четвертый этап — создание стежков в технике сашико. Стежки выполняются самым простым способом – швом вперед иголкой. Но это просто только на первый взгляд. Каждый стежок прокладывается абсолютно одинаково, сохраняя равномерное расстояние.

Читайте также:
Вышиваем бабочку

Чтобы ткань в процессе вышивки сашико не стягивалась, следует через пять-десять стежков делать квинтузел. Его следует выполнять аккуратно, чтобы на лицевой стороне не было видно узлов.

Стежки с лицевой стороны должны быть почти в несколько раз длиннее, чем с изнанки. Чередование квитузлов зависит от выбранного рисунка. Если это геометрические узоры, то можно на каждом угловом переходе делать такой узел. В целом каждая мастерица сама рассчитывает, когда и где их лучше сделать.

Пятый этап сашико – переходы в узорах. Когда линия рисунка отображает резкий поворот, то игла выполняющая стежок вкалывается в вершину созданного угла, выводится из него снова на лицевую сторону, направляясь туда, куда предусматривает рисунок.

Если пересекаются несколько узоров, то между швами должно быть небольшое расстояние, наложения один на другой не допустимо.

Японская вышивка сашико в основном состоит из геометрических фигур, узоров горизонтальных, вертикальных линий. Плавностью линий и их пересечений она не славится. Главная задача новичка разработать свою схему движения в процессе вышивки. Удобство техники сашико в том, что всегда можно закончить определенный участок и перейти на другой, грамотно закрепив нитку.

Шестой этап – завершающий. Во время вышивки сашико по выбранной схеме двигаются по определенной диагональной траектории. Когда внутренние рисунки геометрических и других фигур вышиты, то завершают узор небольшими ломаными линиями от угла к углу.

Можно в процессе японской вышивки передвигаться по периметру, но главное, чтобы нить закончилась именно в углу. Это облегчит процесс ее закрепления.

Небольшие хитрости и правила вышивки сашико

Сашико японское искусство вышивки имеет прекрасный изысканный и утонченный вид. Главное ее достоинство — это простота. Но, несмотря на несложную технику, как и японская культура, она имеет свои особенности:

  1. Прежде всего, следует грамотно выбирать ткань для вышивки в технике сашико. Ткани неплотные или слишком тонкие не подходят для сашико. Но, слишком плотные, такие как смесь полиэстера с хлопком, шерсти будут плохо прокалываться иглой. Лучше всего японская вышивка сашико будет смотреться на натуральной хлопковой ткани, так как она имеет нужную плотность, не слишком осыпается на краях, не уменьшается при стирке и не линяет;
  2. Выбранную ткань для сашико необходимо предварительно подготовить: выстирать, прогладить, обработать края, если они не участвуют в вышивке. Обязательно нужно проверить поперечные нити ткани, чтобы вышивка сашико впоследствии не выглядела перекошенной. Когда ткань имеет нормальную структуру, обыкновенное плетение или просто клеточный узор, то чтобы выровнять срезы, необходимо просто обрезать кромку в длину всей поперечной нити. Но чаще всего чтобы добиться идеальной структуры придется ткань порвать по краям;
  3. Японская вышивка сашико лучше получается при использовании швейных иголок. Многие из них специально предусмотрены для ручной вышивки. Иглу лучше выбрать средних размеров с небольшим ушком. Так как нитки для сашико используют не толстые, а ткань плотная, то широкое ушко может плохо проходить сквозь ткань;
  4. Перед разметкой стоит проверить карандаши, маркеры на небольшом кусочке ткани, чтобы убедиться в их стираемости. В уже вышитом изделии разметка не должна быть видна;
  5. Несмотря на то, что японская вышивка сашико выполняется вручную, швейная машинка будет не лишней. Если у нее есть функция зигзага. Она поможет обработать края ткани, которые быстро распадаются на отдельные нити. Обработку краев стоит делать перед началом вышивки;
  6. Новичкам лучше потратить дополнительное время на создание схемы рисунка, а уже потом переносить ее на ткань. После того как появится необходимый опыт можно будет переносить узор сразу на ткань. Торопиться не стоит, так как от качественного рисунка зависит вышивка сашико. Узоры с линиями прямыми и длинными вышить значительно проще и быстрее, но при этом могут возникнуть грубые погрешности. В рисунках с узорами, где линии небольшие и изогнутые, различные появившиеся дефекты можно скрыть лучше и незаметнее. Если вышивка сашико не предусматривает геометрические узоры и подобные построения цветов, птичек, насекомых и так далее, тогда в заготовке рисунка намного легче соблюдать все необходимые композиции и пропорции. Схемы в геометрическом стиле более сложные. Но и в том и другом случае лучше при создании схематического изображения воспользоваться миллиметровой бумагой. В каждой клеточке можно внести стежок, воссоздав любой рисунок. Различные узоры в виде изгибов и дуг можно создавать при помощи готовых лекал и циркуля. Лекалами могут стать различные монеты, крышки от бутылок и то, что подскажет фантазия;
  7. Японская вышивка сашико не допускает наличия на лицевой стороне заметных узлов и некачественных стежков, стянутых участков материи и не захваченные ее слои проложенным швом;
  8. Для создания стежков в вышивке сашико ровными и одинаковыми, можно прокладывать швы, следуя поперечным нитям или строго по косой;
  9. Для ускорения и облегчения швов вышивки можно набрать на иглу несколько стежков сразу, но захватывая более десяти сантиметров ткани. Если необходимо вышить линии не прямые, а изогнутые, то на иглу набирают всего несколько стежков;
  10. Когда будущее готовое изделие должно быть двухсторонним, таким как шторы, скатерти или полотенца, то узелки на изнаночной стороне делать нельзя. По линии узора необходимо проложить пару стежков в другом направлении, которое предусматривает рисунок. Потом вернуться, поэтому же узору, так чтобы каждый стежок полностью совпадал. Таким образом, можно закреплять нитку без узлов. Кончики нитки остаются на изнаночной стороне. Потом их аккуратно можно спрятать под проложенными швами.
Читайте также:
Ветра, мех и перья: вышивка пошагово с фото

Японская вышивка сашико это прекрасный декор для подушки, полотенца, открытки, одежды, скатерти и других изделий.

Техника японской глади

Японское искусство вышивки привлекает уже многие столетия. Современные мастерицы благодаря появившимся в продаже материалам и различным мастер-классам, описаниям техники могут создавать шедевры не хуже японских женщин.

В основе техники японской глади лежит такое понятие, как рисовальный шов, который выполняется шелковой нитью на атласной или шелковой ткани. Шелковая нить и ткань были в Японии показателем достатка, поэтому в этом стиле вышивали только знатные особы в отличие от техники сашико.

Вышивка шелковой нитью в японской манере ничем не отличается от обычной вышивки гладью. Японская техника вышивки очень похожа на известную теневую гладь, которую давно используют русские мастерицы.

Гладью в этом стиле вышивают по такому же принципу, но в более искусной манере, так как считается, что подобная вышивка похожа на нарисованную картину профессиональным художником.

Гладью в японской манере можно вышивать несколькими техниками:

  • трехстежковой рисовальной;
  • теневой.

Как вышивать в трехстежковой рисовальной технике

Что-то среднее между полтавской техникой и полугладью представляет собой рисовальная трехстежковая гладь. Выполняется она тремя стежками отсюда и такое название.

Техника выполнения

После того, как нанесен рисунок, его контуры обшивают предварительно любыми видами швов: стебельчатым, назад или вперед иголкой. Вышивку гладью начинают с внешнего края узора, выполняя стежки плотно располагая их друг к другу, делая их разной длины и разграничивая края рисунка.

Техника трехстежковой глади предусматривает выполнение ее из трех стежков: первый самый длинный, потом немного короче, а третий самый короткий. Направление и уклон всех стежков одинаковый. Каждый выполненный стежок захватывает немного край обшивки. Иголка проходит как бы под обшивкой, создавая край более объемной формы.

Когда внешний ряд швов закончен начинают второй. Выполняют его, так же как предыдущий, но берут уже другой тон ниток. Вторым рядом прикрывают просветы первого, делая стежки таким образом, чтобы они вливались по цвету.

Потом идет третий ряд швов с новым цветом или оттенком, и так делают до тех пор, пока не заполняется узор. Все тона ниток должны соответствовать друг другу, переходить плавно и не грубо.

Трехстежковая рисовальная гладь

Если необходимо вышить такой гладью лепестки цветка, то все стежки выполняются в виде веера, причем таким образом, чтобы повторять контур изогнутого лепестка, а по центру становится прямыми. Стежком иголкой вперед прокладывают контур лепестка до его середины, также переходят на следующий край лепестка.

Если вышивают листок цветка, то его контуры и сердцевину прошивают обычным стебельчатым швом. Потом трехстежковой техникой прокладывают швы, начиная с одной половинки листа. Вышивать лучше снизу от черенка листика, двигаясь в направление к внешнему краю вышитого контура, немного его захватывая.

Кончики и зубчики листика вышивают очень тщательно. Все прожилки делают разных тонов. Те, которые более крупные и прорисованные темными оттенками, а те, что поменьше более светлыми. Когда одну половинку листочка закончили таким же образом вышивают другую. В центре листочка образуется четкая граница и небольшие просветы, которые можно заполнить, наложив поверх них стебельчатым швом новые прожилки.

Теневая гладь

Выполняется теневая гладь в свободном стиле по нарисованному контуру нитками разных оттенков без особой границы между различными цветами. Эффект тени получают за счет переходов одного цвета в другой с помощью стежков разных по уровню длины.

В целом эта техника глади очень похожа на терхстежковую, но здесь не используют стебельчатый шов, оставляя границы расплывчатыми.

Японский стиль вышивки в некоторых деталях напоминает привычную для многих мастериц технику. Поэтому для новичков, которые желают попробовать свои силы, создав картины под японский манер, особых сложностей не возникнет. Главное, желание, хорошее настроение и немного времени.

Общие советы по выполнению

  • Для прошивки узоров, основанных на геометрических фигурах, надо поделить прошивку на отдельные части, заполнив понравившимся узором каждый участок, не допуская больших стежков, а на обратной стороне стежки надо делать короче (примерно в 2 раза)
  • В подборе материала нитей нет никаких жёстких требований, так что использовать можно практически любые. Единственное, что рекомендуется в этом плане — это соответствие их материалу по толщине и размеру. В основном, в сашико используют хлопковые белые нитки (мягкие). Отлично подойдут такие же с жемчужным отливом
  • При нанесении узора стоит соблюдать инструкцию, ведь тогда всё выйдет абсолютно верно. Материал размечается неким подобием сетки, что облегчает нанесение узора. Его необходимо перечертить маркером. Расстояние между стежками отличаться не должно, а фигуры надо делать прилегающими друг к другу. Есть несколько интересных исполнений , например, некоторое количество пересекающихся квадратов в произвольном порядке для создания подобия 3Д эффекта
  • Особо важным является соблюдение очерёдности выполнения различных этапов, а так же аккуратность и внимательность исполнителя
  • Выбор ткани — очень ответственный момент, ведь растянутая и рыхловатая ткань будет расходиться, а слишком плотную прошивать будет, попросту, весьма тяжело. Читайте еще: Как правильно вышивать крестиком.
  • Не пропуская стежков и не создавая узелков можно приблизить своё творение к идеалу
  • Перед началом работы необходимо разгладить ткань, ведь она могла находиться в рулоне достаточно долгий промежуток времени

При должной сноровке можно изготовить даже портрет. В любом случае, что бы ни было изготовлено по этой отличной технологии — оно будет просто замечательным подарком.

Читайте также:
Лось и волки: вышивка пошагово с фото

Грех ли — вышивать иконы?

Взять благословение

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ:

Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла.

Протоиерей Александр Салтыков

Но думаю, что она при этом должна получить на свою работу благословение священника. Если хорошо получается работа – то и пусть себе делает рукодельница вышивку.

Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе, на ней изображенном, затем и об иконографии. Может быть, захочет – и это главное – углубиться в духовную жизнь.

А ошибки – кто их не допускает?

Другое дело, что при продаже иконных образцов для вышивки все-таки нужно придерживаться благочестия и ставить их отдельно от «общей продукции», тем более рядом не должно находиться никаких непристойностей.

То есть нужна цензура, но умеренная, разумная, не полицейская, не так, чтобы «забрать и не пущать».

Богоугодное дело или профанация?

Ирина Языкова, кандидат искусствоведения

В последнее время стало модным занятием вышивать иконы. Кто вышивает крестиком, кто гладью, кто бисером, иные украшают стеклярусом, стразами и прочее. Но все это рукоделие к церковной традиции имеет весьма косвенное отношение.

В истории церковного искусства, конечно, известны примеры шитых икон, великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Но древнерусское шитье – не совсем вышивка. И дело тут не только в технике. А в подходе, назначении, глубинном смысле.

Шитье всегда довольно широко использовалось в церковном обиходе, но при этом шитых икон было не так уж много. Иконы все-таки большей частью писали на досках. А шитыми делали плащаницы, пелены, воздухи, покровцы, хоругви, шитьем украшали облачения священства и т.д., то есть, все это были вещи, связанные с богослужением.

Чаще всего рисунок создавали иконописцы-знаменщики, как правило, мужчины, а вышивали по этому рисунку женщины. Этим занимались монахини или высокопоставленные мирянки: княгини, княжеские и боярские дочери. Причем сюжеты, особенно плащаниц, были глубоко продуманы богословски и литургически, и в этом всегда принимало участие образованное духовенство.

При таком подходе шитье никак невозможно назвать женским рукоделием. Хотя и такой жанр процветал в Древней Руси, но рукоделие обслуживало бытовые потребности, и древнерусские вышивальщицы доходили до большой виртуозности: вышитые сорочки, сарафаны, полушалки, платки, скатерти, полотенца, белье и проч. поражают тонкостью работы, вкусом, самобытностью. Народное рукоделие было в большой чести и высоко ценилось.

Но народная вышивка и церковное шитье существовали параллельно, потому что для вышивки требовались только материал, фантазия да умелые руки мастерицы, а для шитья – знание канонов, иконографии, владение сложнейшей техникой золотного, лицевого и прочего шитья, да к тому же не просто благословение, но контроль Церкви, потому что шитые вещи делались для храмового употребления.

В древности никому не пришло бы в голову повесить в храме вышитую икону, да и в домашнем обиходе их практически не было. К иконе как к священному образу относились в высшей степени серьезно. Со времен VII Вселенского собора утвердилось понятие, что икона должна быть сделана из прочного материала. Даже бумажные иконные изображения появились не ранее конца XVII века, а в массовое употребление вошли в XIX веке.

Но даже в Синодальный период, когда многие каноны церковного искусства были в забвении, никто не смешивал бытовую вышивку и создание иконы как священного образа. Да и взяться за создание иконы без благословения никто бы не посмел. Религиозная культура тогда была все же на определенной высоте.

Вышивальный бум в наше время связан с современной массовой культурой, которая не знает границ между сакральным и профанным. С одной стороны, человек хочет приобщиться к духовности, с другой – он не желает входить в нее глубоко, познавать каноны и смысл традиции, а приспосабливает под себя.

Казалось бы: что плохого в том, что некая раба Божия вышивает священный образ крестиком, а потом приносит освятить в церковь, и он будет висеть в ее комнате? Действительно, вроде ничего плохого нет. Вполне богоугодное занятие, подвигающее, как минимум, во время вышивания на благочестивые размышления. Но это на первый взгляд.

Если мы посмотрим на подобные изделия, как правило, они весьма невысоки по своему качеству. Обычно вышиты они по тем трафаретам, которые продаются в магазинах (церковных и светских, тут уж коммерция постаралась!), а эти трафареты сами по себе уже являются профанацией священного образа.

Плохие по рисунку, аляповатые по цвету, совершенно безвкусные, к тому же часто с ошибками в надписании и символике. А иная мастерица еще добавит что-то от себя. И выходит такой «шедевр», который очень трудно назвать иконой, священным образом. Словом, все это не более чем профанация.

Мне могут возразить. Во-первых, такие иконы освящают в храмах. Во-вторых, как правило, они вышиваются для себя, а не для храма. Да, освящают, к сожалению. У нас вообще освящение икон превратилось в некий формально-магический акт.

Любое изображение могут принести, и священник освятит, после чего оно якобы становится священным изображением. Но это не так. Чин освящения как раз и был введен в Церкви в конце XVII века, когда производство икон стало выходить из-под церковного контроля и превращалось в рыночное производство. И чтобы дать людям подлинные ориентиры, отсеять плохие, неумелые, неканоничные образы, был введен этот чин.

Читайте также:
Замок Нойшванштайн: вышивка пошагово с фото

И священник вовсе не обязан освящать любое изображение, но лишь такое, которое отвечает канонам Церкви. Даже если эта икона для дома. Плохая икона после освящения вовсе не станет хорошей. А плохой образ сродни богохульству.

И второе. Если кто-то вышивает икону для себя, пусть ее и не выносит из дома, никому не показывает, любуется своим рукоделием сам. Но ведь хочется показать: вот я вышила не просто цветочек, а икону, посмотрите, какая я духовная! И тогда эта икона не во славу Божию, а во славу человеческую, а это грех гордыни.

Все это происходит от нашей низкой духовной культуры. Нам не хватает церковного просвещения, элементарной катехизации, подлинного воцерковления. А без этого Церковь нас не исцелит, не исправит, не преобразит. Напротив, мы ее обмирщаем, опускаем, вносим в нее массовую культуру, пытаемся устроиться в ней поудобней, а порой и переделать под себя. Но тогда причем тут Христос?

Отличить настоящее искусство от китча

Священник Андрей Давыдов, настоятель Никольского и Христорождественского храмов (Суздаль), иконописец

Искусство бывает разное. Оно необязательно строится на знании канонов, выработанных в столичных академиях. Но это всегда «искусство», то есть мастерство, которое приходит только с упорным трудом в данной области.

Священник Андрей Давыдов

Есть искусство Майя или аборигенов Австралии, которое называют «наивным» или «примитивным». Несмотря на то, что оно не основано на более привычных европейскому человеку мерках «классического» искусства, мы видим, что за работой этих «примитивных» мастеров стоит много труда, знания своей традиции, «школы» и профессионализма.

Сюда же входит и качество долговечности. Пройдя длительное обучение и приложив большие старания, и мастер и заказчик хотят, чтобы изделие существовало долго. Это изделие должно быть нужным настолько, что люди будут готовы тратить время и силы на обучение и работу.

Со священными изображениями еще труднее. Человек, желающий написать красками, вышить нитками или вырезать в дереве иконный образ, к которому можно будет обращаться с молитвой, помимо иконописных канонов и профессионального мастерства («Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением»(Иер. 48,10)) должен иметь хорошее практическое знание о том, что такое молитва.

Это должен быть глубоко верующий человек, и только тогда он сможет вложить в изделие содержание своей веры. У неверующего человека не получится молитвенный образ, так как он не имеет глубокого личного молитвенного опыта, то есть не знает основного назначения иконы.

Если мы будем подходить к изделиям церковного искусства с такими высокими мерками, мы легко сможем отличить настоящее от фальшивки и искусство от безвкусицы и китча.

Сначалаучиться

Протоиерей Николай Чернышев, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель мастерской

Разбирая вопрос о товарах, продающихся в современных сувенирных лавках, отделах для рукоделия, нужно честно отдавать себе отчет, что именно там продается и для чего.

Протоиерей Николай Чернышев

А если там продаются иконные изображения – не следует забывать цель и предназначение иконы. Сегодня это предназначение как литургического образа очень часто размывается и забывается, превращается во что-то иное, иногда – противоположное.

Но я подчеркиваю еще раз: икона – образ литургический, предназначенный для молитвы, для того чтобы человек, предстоящий перед образом, созерцал бы то, о чем молится Церковь, о том празднике, который совершается в конкретный день, о том святом, который вспоминается сегодня, или не обязательно сегодня.

Конечно, у иконы есть и миссионерская цель – нести через иконный образ тем, кто пока что не знает Христа, Благую весть о спасении мира Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому икона существовала и существует не только в храмах. Но только не нужно забывать об этой цели.

Церковный образ может быть в других местах, но только при условии, что он – благовествует, а не используется в коммерческих целях. Потому очень важно спросить себя тем, кто занимается производством (в том числе и вышивкой), распространением, продажей иконных образов в различных вариантах: а для чего я это делаю?

Все-таки не стоит через святыню реализовывать нечестные коммерческие цели. Так же, как не стоит через святыню заниматься самовыражением.

И уж тем более нельзя смешивать в кучу святые образы, идиллические пейзажи, зайчиков, политических лидеров или непристойных женщин, а ведь именно так делают те, кто продает всевозможные «наборы для вышивок», предлагая рукодельницам все вышеперечисленное и не только на выбор.

Это – кощунство, насмешка над образом. Это говорит о состоянии нашего общества – и о тех, кто продает и о тех, кто покупает. И заставляет задуматься о состоянии общества в целом: осталось ли что-то святое для народа, как он относится к тому, что для него свято?

Если рукодельница хочет создать святой образ, ей надо учиться искусству иконописания, искусству вышивания образа. И в древности рукодельницы вышивали их, но – благоговейно, с молитвой, имея профессиональные навыки, которые приобретаются годами и десятилетиями. А не так: «Вышью я, пожалуй, икону, потому что мне так захотелось».

Как правило, в итоге получается что-то смешное, кукольное, ненастоящее: кукольные лица, с губками-бантиками и накрашенными щечками изображения. Ведь зачастую их создают люди, не знающие, что такое икона, не стремящиеся к ее изучению, к постижению Священного Писания, не знающие, чему должна служить икона, не отличающие икону от сувенира и не понимающие, как именно создается настоящая икона.

Читайте также:
Объемная вышивка анютины глазки

Для дома – ничего страшного

Александр Лавданский, иконописец

Меня коробит, что образцы для вышивания икон можно купить среди прочего, далекого от иконы, а часто даже от просто благочестия. Потому что икона – это святыня. Ну, если уж совсем не удается не продавать образцы, почему бы не выставить их совсем отдельно?

А тот факт, что икону тиражируют в какой-то другой технике и не очень профессионально – меня это не смущает. Крестиком, гладью вышивает рукодельница, как умеет – ничего в этом плохого не вижу. Лишь бы было минимальное понимание того, что это не просто изображение, а прикосновение к литургическому искусству.

Бывает, что не получилось у человека узнать получше, что такое икона, поглубже вникнуть в традицию. Но Господь приветствует устремления человека.

Наверное, ошибки здесь возможны, но все зависит от конкретного случая. Бывают вредные ошибки, то есть неправильности с богословской точки зрения. Например, ни разу не читав Евангелия, человек начинает изображать Рождество Христово. Но надо сказать, что в молодости я и сам этим грешил. Уже потом я увидел, что допустил серьезные ошибки.

А могут быть вещи не важные, например, касающиеся эстетики: допустим, слащавость в изображении. Это, конечно, плохо, но не столь серьезно, как первые варианты.

А в целом – не страшно, если рукодельница вышьет, как может, икону, повесит на стену дома. Другое дело, если она принесет ее в храм и какой-нибудь непонимающий батюшка выставит ее для всеобщего поклонения… Этого, понятно, не стоит делать.

Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое

Александр Соколов, иконописец

Я люблю цитировать Председателя Мао, который сказал, что пусть цветут сто цветов.

Дурна или нет самодеятельная вышитая икона – нужно смотреть в каждом отдельном случае. Но ничего предпринимать не нужно.

В современном мире церковное искусство – «элитарное». И потому оно находится как бы в стороне от «основной жизни»…

Но все равно, что в этом такого, если какая-нибудь дама месяц назад вышила пейзаж, а вот сегодня решила вышить икону?

Меня больше возмущает не то, что какая-то тетя вышивает крестиком, а то, что, например, у Европы новое лицо – бородатая женщина. И что, я буду выступать против бородатой женщины? Отвернусь просто.

Лично свою задачу я вижу в том, чтобы создавать что-то качественное, настоящее, а не в том, чтобы бороться против чего-то. Как при воспитании детей – мы не можем отвадить их от каких-то дурных привычек или привить им хороший вкус, запрещая пробовать всякую гадость. Мы должны давать им что-то хорошее, после чего они не захотят употреблять низкопробную массовую продукцию.

Как правильно вышивать иконы? Советы и рекомендации

Как вышивать иконы? В какой технике их вышивать? Чем вышивать? С какими мыслями? Знакомые вопросы? Мы подготовили для вас ответы на них. Читайте и смелее приступайте к работе!

Вышивка икон — одно из популярных сегодня направлений в вышивании. Чаще всего иконы вышивают бисером или крестиком, иногда работы украшают стеклярусом, стразами, камнями и другими декоративными элементами. Поскольку икона — это не просто вышитая картина, а образ, который несет определенную смысловую нагрузку, к ее созданию относятся с особым трепетом и уважением, стараясь придерживаться некоторых правил. О них мы и расскажем ниже.

Если у вас есть такая возможность, прежде чем приступить к вышиванию иконы, рекомендуется попросить благословения в церкви у священнослужителя на работу (если вы захотите ее освятить).

В вышивке иконы очень важен выбор конкретных цветов и оттенков. Самые незначительные на первый взгляд детали могут иметь важное символическое значение: изменив их, можно изменить тайный смысл изображения. Поэтому самостоятельным подбором бисера или мулине определенных цветов лучше не заниматься и предпочесть схеме набор для вышивания, который уже содержит необходимые для работы материалы. В этом и заключается отличие вышивки икон от милых сердцу картин с цветами или котиками, где можно дать волю фантазии.

Сегодня существует большое разнообразие наборов для вышивания икон разных производителей и комплектаций, и выбрать то, что по душе, не составит труда.

Перед началом работы над вышивкой советуют читать молитву “Перед началом иконописания”, а в процессе вышивания каждый раз перед началом и по окончании работы проговаривать молитвы “Перед началом всякого дела” и “По окончании дела”.

При вышивании иконы нужно стараться думать только о светлом, добром, хорошем. Не следует браться за работу во время ссоры, семейных неурядиц, в состоянии душевной злобы, обиды или зависти. Окружайте себя позитивными и светлыми мыслями!

Лучше не браться за работу после увеселительных мероприятий, а также в воскресный день и православные праздники — в эти дни верующим полагается посещать храм, читать молитвы и духовную литературу, поэтому вышивание (да и вообще любая работа) не рекомендуется.

Приступив к работе, постарайтесь довести ее до конца, чтобы незаконченный образ не лежал вместе с другими вещами, а также не следует прерывать работу другой вышивкой или другими рукодельными делами.

Если вышитую икону планируется использовать в дальнейшем для богослужения или молитвы, обязательно нужно освятить ее в церкви.

Своими советами и рекомендациями по вышивке икон с нами поделилась координатор работы дизайнерского отдела и руководитель отдела продаж фирмы “Паутинка” Александра Слепова.

Читайте также:
Вышивка крестом для начинающих

— Вышивка иконы — это, прежде всего, творческий процесс и несомненно должен приносить удовольствие и радость, а так как результатом этого увлекательного занятия будет икона, то бесспорно вся работа должна проходить с настроением светлым и одухотворенным.

Что важно?

Рассматривая такое рукоделие через призму творчества, следует учитывать следующее.

Во-первых, нужен хороший настрой. Любое рукоделие пойдет хорошо и качественно, если вы этого желаете и выполняете работу с удовольствием и без напряжения, ощущая момент получения результата — великолепного творения собственными руками.

Во-вторых, выбор ориентируем на свой вкус и желание. При выборе картины (несмотря на то что в результате получится икона, пока образ не освящен в церкви считать его иконой неверно) необходимо опираться на собственные ощущения — нравится или не нравится. Так как даже если вышивка должна быть подарена, вы вложите в нее частичку себя и потратите много усилий и времени. А корпеть над тем, что не по душе — это пытка, а не удовольствие, и не даст готовой работе должного положительного эмоционального заряда! Выбор зависит только от вас.

Самые актуальные иконы — это Богородицы и Святые Чудотворцы, такие как Николай Угодник (Чудотворец), Матрона Московская, Ксения Петербургская, Стилиан — покровитель детей, Серафим Саровский и другие. Именную икону выбрать несложно, главное — знать имя, данное при крещении, того, кому планируется в дар икона.

В-третьих, это качество выбранного набора. И лучше, если это будет именно набор, а не схема, так как подбор цветов для иконы очень сложен и в готовых наборах проведен качественно и в соответствии с церковными канонами.

В-четвертых, техническая сторона. В наборах всегда присутствует подробная инструкция по вышивке, и ее рекомендуется придерживаться, стараться вышивать со средней натяжкой нити, чтобы не перетянуть работу и не сделать ее очень рыхлой, необходимо соблюдать наклон бисеринок в одну сторону, не делать перетяжек нити с обратной стороны (а лучше обойти это место вокруг), для вышивки бисером использовать лавсановую белую нить или хлопок/лавсан “30 мкм” простую швейную нить (тоненькую, как для оверлока). Обязательно отметим, что не стоит брать для вышивки мононить, а уж тем более леску, так как результат может быть печальным: прорезка ткани и разрыв лески или мононити при натяжке картины, провисание бисеринок при повышении температуры и так далее.

К вопросу о благословении

Самый интересный вопрос “Нужно ли получать в церкви благословение на работу?” — вопрос неоднозначный. Многое зависит от настоятеля церкви, в которой планируется освящение иконы. Из личного опыта, проверенного не единожды, в большинстве своем батюшки относятся очень положительно к таким произведениям искусства, с радостью идут навстречу и не настаивают на необходимости получения благословения. Объясняется это просто: до тех пор, пока образ не освящен — это картина, а не икона; в современных наборах, как правило, части тела и основные принадлежности Святых напечатаны, вышивается по сути только оклад иконы.

Выбор каждого!

Конечно, полноценное соблюдение правил никогда не будет лишним и, бесспорно, внесет еще больше духовной ценности в работу, но это уже остается исключительным выбором каждого.

Если вы верующий человек, а иначе и быть не может, раз данная тема вам интересна, то знаете, что Господь видит всех и слышит всех, и, если ваши помыслы чисты, а сердце добро, то он поможет вам в любом начинании!

Вышивка икон

Раньше или позже у большинства вышивальщиц возникает желание взяться за вышивку иконы. Можно, конечно, просто взять и вышить понравившуюся картинку, благо, схем и наборов с изображениями ликов святых сегодня предостаточно. А можно выполнять вышивку икон по особенным правилам. Тогда результатом работы будет не просто изображение на религиозную тему, а настоящая реликвия, настоящая икона. Возможно, даже и чудотворная.

Правила вышивки икон

1. Первое, что следует сделать, перед тем как приняться за вышивку иконы, – получить благословение батюшки. Желательно показать священницу изображение иконы ( если есть в наборе ) которую Вы хотите вышить, чтобы быть точно уверенной, что икона каноническая и священник освятит ее, когда она будет готова.

Иногда случается, что батюшка отказывает в благословении. Но, как правило, такая позиция субъективна: ведь батюшка – тоже человек. И это вовсе не означает, что вы должны отказаться от своего замысла. Вот, например, что рассказывает одна из вышивальщиц: “Когда я решила вышивать первую свою икону, к моему удивлению нашлась куча людей, уверяющие, что вышивка иконы это кощунство! От людей я отмахнулась, подобрала цвета мулине и пошла в церковь просить благословения.

2. Перед началом работы необходимо прочесть молитву. Например, вот такую:

Молитва перед началом работы над иконой.

“Господи Иисусе Христе, Боже наш, Сын неописан по естеству

Божества, и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии

неизреченно воплотившийся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый

образ пречистого лика Твоего на святом убрусе напечатлен еси, и оным недуг

князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго

Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и

евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко

младенца, на объятиях Своих, и рекшей: “Благодать от Мене Родшагося, Мене

Читайте также:
Новогодние открытки с вышивкой

ради, да будет с сим образом”: сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и

вразуми душу, сердце и ум раба твоего ( имя), и руки его направи, во еже

безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех

святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святые церкве Твоея, и во

отпущение грехов всем, духовно поклоняющимся святым иконам, и благоговейно

лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же его от всякого

диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя

Матере Твоея, святаго славного апостола и еванглиста Луки и всех святых. Аминь.”

3. В идеале во время работы над иконой следует поститься. Поэтому лучшее время для вышивания икон в православные посты.

Когда вышиваешь икону, надо стараться только о добром деле думать, только о доброте. От икон, которые сделаны собственными руками, исходит совсем другая энергетика, так как они сделаны с душой! Люди рассказывают, что когда вышивают икону, разговоривают с Господом. Известны и случаи, когда люди, закончив работу над иконой, исцелялись от тяжелых болезней.

Не рекомендуется вышивать икону в праздники (считается, что в эти дни мы должны быть в храме, а не развлекаться за любимым делом). Не советуют касаться вышивки иконы и в критические дни. А вот беременным женщинам вышивка иконы очень даже рекомендована. Ведь считается, что девушка или женщина, вышивая икону, очищается духовно, а значит сама того не замечая, стимулирует работу своего организма своими движениями руками.

4. Если вы используете не готовый набор, а подбираете нитки или бисер к схеме самостоятельно, следует знать, какие цвета можно или нельзя использовать. Необходимо знать символику и правила цвета, используемого в вышивке икон, а в особенности, про серый цвет, который никогда не использовался в иконописи.

Итак, с серого цвета и начнём.

-Серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности,

пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы. (старайтесь найти замену этому цвету в бисере или нитках мулине)

-Черный цвет. Цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры, символы могилы и зияющую адскую бездну. Во многих сюжетах это мог быть цвет тайны. Пример, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос, старца в короне.

-Коричневый. Цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

-Зеленый. Цвет природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь (сцены Рождества).

-Синий и голубой. Эти цвета означают бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.(мулине таких оттенком множество)

-Белый цвет. Символ божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – это люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но (важно!) белым цветом изображали только праведные души.

-Красный. Это один из самых заметных цветов в иконе. Красный – цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения( победы жизни над смертью). Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны( как знак торжества вечной жизни).

-Пурпурный, или багряный. Этот цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Цвет царя, владыки (Бога на небе), императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет, всегда присутствовал на ИКОНАХ на одеждах Богоматери( царицы Небесной).

-Золотой. Блеск мозаик и икон, он позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. ( На любой иконе есть цвет золота, а мулине есть золотое металлизированное).

Это основные цвета, используемые в вышивке и цвета, которыми нельзя вышивать. Поехали дальше – лик (или лицо) иконы. Это самое главное. Конечно, лучше когда лик написан маслом, а сама икона вышита мулине или бисером ( в народе ходит слух, что нельзя тыкать иголкой в лик), но оказывается, это не важно. В церквях висят иконы, лик которых так же вышит, как бисером, так и нитками.

5. Готовую икону нужно отнести в церковь для освящения. На этом этапе вы так же можете столкнуться с определенными сложностями (особенно, если не получали благословения перед началом работы). Возможно, вам снова доведется выслушать от священнослужителя ряд нравоучений. Сойдемся на том, что такова его работа. Но много раз было, что церковнослужители, как только видят работу, сразу просят продать или подарить, а некоторые просто благодарят за то, что люди делают такие вещи.

6. Самое главное. Ведь вышиваете вы работу для себя, верно? А значит, если ваша душа успокаивается при работе с вышивкой иконы, при взгляде на готовую вышивку, значит, вы уже получили свое благословение. Ведь очень часто бывает, что опытные вышивальщицы с неимоверным навыком и опытом порой не могут вышить ни одной иконы, и находят на это 1001 обстоятельство (нитки рвутся, бисер кошка рассыпала и вообще настроение пропало). И в то же время, например, дедушка лет 65-70 рассказывал, как во время вышивания его первой работы в жизни – иконы Неувядаемый цвет, его начинал обдувать лёгкий ветерок и он ощущал благословение свыше. Мистика.

Читайте также:
Вышитая картина «Красные маки»

Так что самое важное в вышивке икон ваш личный настрой. И ровных вам крестиков (и бисеринок)!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Как вышивать бисером иконы для начинающих

Особого запрета на вышивание икон бисером нет, но священнослужители советуют серьезно подходить к данному вопросу, потому что покупные заготовки для вышивки часто нарушают церковные каноны. Прежде чем начинать создавать икону, рекомендуется получить благословение у батюшки, а также провести ряд других мероприятий.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Можно ли вышивать бисером иконы без благословения

Создание рукодельных икон приветствуется, но есть некоторые ограничения.

  • В праздники работать нельзя – Рождество, Пасха, воскресные дни.
  • Нельзя продавать созданные собственноручно иконы. Они предназначены только для пользования дома, а также в качестве подарка близким людям.
  • Женщинам нельзя притрагиваться к церковной символике в критические дни, это же касается походов в церковь, однако этот момент спорный – запрет распространяется только на контакт с иконами и другой церковной утварью.
  • Нельзя выставлять вышитые иконы в церкви – по канонам там должны находиться только рукописные образы.

Рукодельнице нельзя приниматься за работу, если эмоциональное состояние нестабильное – гнев, уныние, злость, зависть. Однако мало кто контролирует себя в повседневной жизни.

Издавна иконописцы долго молились и постились перед тем, как приступать к созданию божественного Лика. Известен случай с Матроной Московской, которая почувствовала, что для их сельской церкви нужна икона Божьей Матери. Она благословила мирян собирать средства, чтобы оплатить работу. Выбрали хорошего мастера, дали деньги, но он никак не мог приступить к работе. Придя к Матроне, рассказал о своей проблеме: не может начать писать икону. Она спросила, все ли он рассказал на исповеди, оказалось – нет. После того как мастер покаялся в грехах, он написал чудный образ «Взыскание погибших», который на данный момент находится в Свято-Успенском мужском монастыре.

При вышивании иконы есть две стороны – техническая и глубинная, которая касается внутренней подготовки. По мнению священников, необходимо получить благословение перед работой, исповедаться и причаститься, затем приступать.

Материалы и инструменты для вышивки

Чаще всего мастерицы покупают уже готовые картины с нанесенным рисунком, которые нужно зашить определенными цветами. Бисером заполняют участки одежды, а также церковную символику, оставляя нетронутыми лица.

Для работы понадобится:

  • Бисер любых цветов, кроме серого и черного – они не должны применяться в вышивке. Желательно покупать бусины одного размера, чтобы плотно зашить канву, без пробелов.
  • Канва – подбирается в зависимости от техники.
  • Иглы для вышивания.
  • Нитки. Для бисерной техники можно брать прочные прозрачные или в тон бусинам.

Рекомендуется приобрести пяльцы или раму для удерживания канвы и удобства работы.

Как вдеть нить в иглу

Если игольное ушко слишком маленькое, вдевание в него нити может вызвать сложности. Есть несколько способов упростить процесс:

  • намочить кончик нити жидким лаком для ногтей и дождаться его высыхания;
  • окунуть нить в растопленный воск;
  • если нить нейлоновая, немного опалить ее зажигалкой;
  • воспользоваться специальным приспособлением — нитевдевателем.

Техники вышивки

Вышивать икону можно в любой технике – гладью, крестом, бисером, золотыми и серебряными нитями. Труднее всего освоить технику пришивания бисера. Бусины должны ложиться одинаково ровно, располагаться в одном направлении. Чтобы получить ровный ряд, иглу нужно вводить в правый верхний угол клетки, затем нанизывать бисер и далее делать прокол в нижнем левом углу. Чтобы не ошибиться, рекомендуется держать пяльцы всегда в одном положении, не переворачивая их.

Есть две техники пришивания бисера:

  • Пришивать по отдельности, делая прокол после каждой бусины. Это занимает больше времени, зато работа получится прочная. Дважды прошивается только первая и последняя бусина.
  • Набирать сразу целый ряд, затем возвращаться назад и прикреплять бусины или через одну.

Можно создавать иконы от центра. Бусины в этом случае располагаются по спирали. Другой способ называется хаотичным – заготовка расшивается по кускам: сначала основные линии и участки одного цвета, затем второстепенные.

Описание процесса пошагово

Начинающим мастерицам лучше попробовать себя на готовых наборах. Даже если есть способности к рисованию и человек может сам выполнить рисунок на ткани, небольшая техническая тренировка по вышивке не повредит, а сделает готовый образ лучше, ровнее.

  1. Найти желаемый набор для вышивки.
  2. Подготовить бисер. Он должен быть ровным, одинакового размера, иначе картина выйдет небрежной.
  3. После заправки нити работу начинают с левого верхнего угла – так удобнее, хотя кто-то предпочитает начинать с правого нижнего и двигаться вверх.
  4. Когда работа с бисером окончена, руки и лицо на иконе можно вышить нитками мулине, подобрав подходящие по цвету.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: